Философия «Русского космизма». Учение В.И. Вернадского о ноосфере.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия «Русского космизма». Учение В.И. Вернадского о ноосфере.



Движение как способ бытия материи. Единство материи и движения. Движение и покой.

Движение есть атрибут материи, ее неотъемлемое свойство. Материя и движение не разрывны. Движение есть особое свойство материи, которое выражает ее способность изменяться и переходить из одного состояния в другое. Под движением подразумевается любое изменение, присущее материи.

Выделяются:

  • Механическое
  • Физическое
  • Химическое
  • Биологическое
  • Социальное

Движение включает в себя все происходящие в природе и в обществе процессы. В мире нет материи без движения, так же как не может быть и движения без материи.

Движение материи:

  • Возникает из самой материи (из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы)
  • Всеобъемлюще (движется все: отталкиваются и притягиваются атомы, микрочастицы; идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы и т.д.)
  • Постоянно (существует всегда; прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения)

Движение также может быть:

  1. Количественным – перенос материи и энергии в пространстве
  2. Качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры и возникновение новых материальных объектов и их новых качеств

Количественное движение (самоизменение материи) делится на:

--- динамическое

---популяционное

Динамическое движение – изменение содержание в рамках старой формы, «раскрытие потенциала» прежние материальных форм.

Популяционное движение – кардинальное изменение структуры объекта, которое приводит к созданию (возникновению) совершенно нового объекта, переходу от одной формы материи к другой. Популяционное движение-изменение может происходить как эволюционно, так и «эмержментно» (путем ничем не обусловленного «взрыва»).

Поскольку движение есть сущностный атрибут материи, то оно, так жe как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо, абсолютно, непреложно и всеобще. Материя и движение сущностью едины.

Движение и покой представляют собой две философские противоположности, из которых следует, что движение абсолютно, покой же относителен и представляет собой один из моментов движения.

 

Пространство и время. Общие и отличительные особенности пространства и времени.

Время – форма бытия материи, которая выражаетдлительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития.

Пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Теория относительности А.Эйнштейна, открытая в середине XX в., доказала единство материи, движения, пространства и времени. Она подтвердила правильность реляционной теории – то есть понимание времени и пространства как отношений внутри материи, перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.

С помощью сложных физико-математических расчетов Эйнштейном было доказано, что если какой-либо объект будет двигаться со скоростью, превышающей скорость света, то внутри данного объекта время и пространство изменятся – пространство (материальные объекты) уменьшится, а время замедлится.

Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.

 

Сознание, его природа.

В современной российской философии широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.

Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

Сознание – наиболее полное отражение окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагированию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли – то есть обращенности сознания на само себя – мышлению), способность к предметно-практической деятельности.

Сознание человека отличается от сознания животных:

· Большей глубиной

· Большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности – труду

· Способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению)

· Возможностью передачи сознания (наличием особого механизма, отражающего и передающего мысли, - языка в устной и письменной формах)

Главными свойствами человеческого сознания являются:

  • Идеальность
  • Интенциональность
  • Идеаторность

Идеальность – это особая, нематериальная сущность сознания.

Возникающие в голове образы сами не являются материей. Сознание независимо от материи. В сознании возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может представить все).

Интенциональность – направленность на предмет. Сознание не может быть беспредметным. Что-то всегда является предметом сознания (окружающий мир, духовный мир).

Идеаторность сознания – способность творить и воспроизводить идеи – внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

Способность вырабатывать абстрактные идеи – коренное отличие сознания человека от сознания животных.

 

Самосознание.

Самосознание– (само-со-знание) – противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы самопознания (само-по-знания), самоидентификации, самоопределения. Внешне проявляется как система предъявляемых (явно или неявно) самооценок и оценок других, помещающаяся в основание задаваемой модели познавательных и социальных дистанций, позволяющих «мне» определять мое место в системе складывающихся вне «меня» связей и отношений как в теоретическом, так и практическом их срезе, а также вырабатывать механизмы самоутверждения «меня» в мире и самозащиты «меня» от мира, определяющие индивидуальные качества личности. Это вынесение себя и своего сознания вовне дополняется обращением индивида на самого себя, направленностью сознания на самое себя, т.е. «вовнутрь». Самосознание есть осознание собственных ценностно-символических оснований, предельных смыслов, задающих меня, мои знания, мои возможности отношения с миром и самим собой.

Установка на осознание сознанием самого себя задана в философии Нового времени Декартом в его «cogito ergo sum». Установка на самосознание как наблюдение внутреннего опыта, деятельности и способов ее проявления была сформулирована Локком. Как осознание собственных содержаний сознанием трактовал С. Лейбниц. Переинтерпретация соотношения осознания внешнего мира и самосознания принадлежит в новоевропейской традиции Канту. Гегель переинтерпретировал проблему в «Философии духа» как процессуальность саморазвертывания духа в его рефлексии о самом себе. «Перевернул» же проблему Фихте, у которого не сознание реализуется «в» и «через» самосознание, а сознание не дано, а задано, порождает себя. Момент предзадаваемости самосознания структурами практик и культурными формами актуализировала «философия действия» и «социального активизма» (соответственно – марксизм и особенно неомарксизм и неогегельянство). Тема горизонта «жизненного мира» и феноменологической редукции введена феноменологией; а тема выявления экзистенции как основы самопознания, оставляющая человека один на один с голосом собственной совести в страхе перед «небытием» - экзистенциализмом. Новый поворот в проблематике самопознания задала ее психологизация и социологизация, пошедшая по пути расщепления «Я».

С другой стороны, в рамках социологии самосознание как присущее не только индивиду, но и социальной группе, классу, этносу, обществу в целом, когда они осознают себя субъектом практической и познавательной деятельности, а также вырабатывают общие идеалы и понимание собственных интересов. В данном случае самосознание понимается как единство самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе, самоориентации и саморегулирования социальных субъектов, проявляемое в их поведении, деятельности и общении. Внутренним механизмом саморегулирования действенно-волевой сферы самопознания выступают системы самооценок социальных субъектов, которые закладывают основы их мировоззрений и могут быть институциализированы как отдельные от этих субъектов системы идеологических представлений или идеологии.

В современных философских подходах в целом происходит перенесение акцентов с познающего на познаваемый субъектов, само самосознание трактуется не как начало, а как итог реконструкции в познавательных процедурах действий субъектов в рамках той или иной культуры.

 

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается более новым.

Примеры:

· смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

· «эстафета поколений»;

· смена вкусов в культуре, музыке;

· эволюция рода (дети – частично родители, но уже на новой ступени);

· ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

Отрицание старых форм новыми – причина и механизм поступательного развития. Однако вопрос о направленности развития – дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

· развитие – только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

· развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

· развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

· организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

· исторический процесс идет по восходящему направлению развития, но со спадами – расцвет Римской империи сменился ее падением, но затем последовало новое развитие Европы по восходящей (Ренессанс, новое время и т.д.).

Таким образом, развитиескорее идетне линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Категории диалектики

Категории диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся:

· сущность и явление;

· форма и содержание;

· причина и следствие;

· единичное, особенное, всеобщее;

· возможность и действительность;

· необходимость и случайность.

Вопрос 36. Диалектика

1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, соз­нания, познания и других аспектов действительности через: i/ законы диалектики;

категории;

принципы.

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не про­стое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую сту­пень организации.

Развитие — высшая форма движения. В свою очередь, движе­ние — основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одно­временно наличием противоречий (движущееся тело не занима ет постоянного места в пространстве — в каждый момент дви­жения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Среди способов понимания диалектики развития — законов,
категорий, принципов — основополагающими являются законы
диалектики.

Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук {физи­ки, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

охватывают все сферы окружающей действительности;

раскрывают глубинные основы движения и развития - их
источник, механизм перехода от старого к новому, связи
старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;
*/ переход количества в качество;

отрицания отрицания.

3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том,
что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи
едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат
друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и бе­
лое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия - "тождество" и "различие" и пока­зан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

По Гегелю, каждый предмет, явление обладают двумя главны­ми качествами - тождественностью и отличием. Тождественность означает то, что предмет (явление, идея) равен самому себе, то есть данный предмет есть именно этот данный предмет. В то же время в тождественном самому себе предмете есть то, что стремится выйти за рамки предмета, нарушить его тождественность.

Противоречие, борьба между едиными тождественностью и отличием приводит, по Гегелю, к изменению (самоизменению) предмета - движению. Примеры: существует идея, тождествен­ная самой себе, в то же время в ней самой заложено отличие — то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точ­ки зрения идеализма). Или: существует общество, тождествен­ное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, посто­
янное соревнование, где каждая сторона "догоняет" другую и
переходит на более высокую качественную ступень развития);

борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой,
но побежденная сторона сохраняется и является "раздражи­
телями" для побеждающей, благодаря чему побеждающая сто­
рона ^переходит на более высокую ступень развития;

антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить
только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

содействие (когда обе стороны оказывают встречную по­
мощь друг другу без борьбы);

солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг
другу прямого содействия, но имеют общие интересы и дей­
ствуют в одном направлении);

•* нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содей­ствуют друг другу, но и не борются между собой);

• мутуализм - полная взаимосвязь (для выполнения какого-
либо дела стороны должны действовать только вместе и не
могут действовать автономно друг от друга).

4. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.

Качество — тождественная бытию определенность, стабиль­ная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступа­ет момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше проис­ходило изменение качества под влиянием количественных из­менений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название "узлов", а сам переход в иное состояние понимается в философии как "скачок". Можно привести некоторые примеры действия закона пере­хода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — темпе­ратуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же темпе­ратуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя "система координат" процесса нагревания — вода и прежняя система свя­зей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

Если телу придавать все большую и большую скорость — 100, 200, 1000, 2000, 7000, 7190 метров в секунду,'- оно будет уско­рять свое движение (менять качество в рамках стабильной меры). При придании же телу скорости 7191 м/с ("узловой" скорости) тело преодолеет земное притяжение и станет искусственным спутником Земли (изменится сама система координат смены качества — мера, произойдет скачок).

В природе не всегда удается определить узловой момент. Пе­реход количества в принципиально новое качество может про­изойти:

• резко, одномоментно;

t/ незаметно, эволюционно.

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстра­цией данного процесса были древнегреческие апории "Куча" и "Лы­сый": "При добавлении какого зерна совокупность зерен превра­тится в кучу?"; "Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса чело­века можно считать лысым?". То есть грань конкретного изме­нения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из ноюго в старое и отрицается все более новым.

Примеры: i/ смена общественно-экономических формаций (при форма-

ционном подходе к историческому процессу);

• "эстафета поколений";

|/ смена вкусов в культуре, музыке;

 

эволюция рода (дети - частично родители, но уже на новой
ступени);

ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникно­
вение новых.

Отрицание старых форм новыми — причина и механизм по­ступательного развития. Однако вопрос о направленности разви­тия ~ дискуссионный в философии. Выделяются следующие основные точки зрения:

• развитие - только поступательный процесс, переход от низ­
ших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

развитие хаотично, не имеет никакой направленности.
Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как

восходяшим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же

восходящая. Примеры:

i/ организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисхо­дящее развитие);

• исторический процесс идет по восходящему направлению раз­
вития, но со спадами — расцвет Римской империи сменился
ее падением, но затем последовало новое развитие Европы
по восходящей (Ренессанс, новое время и т. д.).

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали по­вторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются:

принцип всеобщей связи;
i/ принцип системности;

принцип причинности;

принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть: i/ внешние и внутренние;

непосредственные и опосредованные;

генетические и функциональные;

пространственные и временные;

случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи — внешние и внут­ренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окру­жающем мире существуют не хаотично, а упорядочение. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагают­ся в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутрен­нюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи н целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

вечность, неуничтожимость истории, мира;

его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
7. Категория диалектики — наиболее общие понятия, которыми
оперирует философия для раскрытия сути диалектических про­
блем. К основным категориям диалектики относятся:

сущность и явление;

форма и содержание;

причина и следствие;

t/ единичное, особенное, всеобщее;

• возможность и действительность;
s/ необходимость и случайность

 

Философия «Русского космизма». Учение В.И. Вернадского о ноосфере.

Через всю мировую культуру проходит понимание мира как космоса. В древнегреческой философии почти не была выражена идея о необходимости превращения человека в активную космическую силу. Космизм антропологического характера оформился со 2й пол. 19в. В русском космизме – существуют 3 течения: естественно-научное (Вернадский, Циолковский), религиозно-философское (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэтическо-художественное (Одоевский). Основные проблемы космизма: связь человеческого сознания (души) и космоса, место разума во Вселенной, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и проблемы понимания и др. Основатель -Н.Ф. Федоров. Основной труд - “Философия общего дела”. В основе «Философии общего дела» лежит специфическое понимание человека. Истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной. Человек - существо вертикальное, обращен к небу, словно должен стать свободным. Человек - существо родовое, должен осознавать, что он - сын человеческий. Человек - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушительные процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть – высшее проявление разрушения. Устранив смерть, человек победит зло. Причина зла - неравномерность нравственности и научно-технического прогресса. Частая смена поколений не позволяет освоить знания предшествующего поколения. Нужно продлить жизнь. Человек должен стать спасителем мира. Философия русского «космизма» обосновывает идею активной эволюции, в которой орудием сознательного совершенствования природы становится разум человека. Внутренняя регуляция процессов внутри человека и внешняя регуляция природных процессов. Воскрешение - победа над пространством и временем. Вернадский тоже обосновывал идею активной эволюции. Считал, что использование энергии, связ. с разумом, является отличительным. признаком человека, она позволит людям преобразить природу. Принцип цефализации – основное направление эволюции живого мира - наращивание нервной системы. Примыкает идея ноосферы - сферы разума. Биосфера переходит в ноосферу, т.к. человек преобразует природу соответственно своим потребностям. Но между ними разрыв, т.к. биосфера и ноосфера повреждены человеческим потреблением, антигум. идеологиями. Породив разум, эволюция пошла на риск. Есть рельная опасность родового самоубийства и гибели космоса. Необходимо регулировать взаимодействие о-ва и природы.

 

22. особенности и тенденции современной западной философии, ее основные течения (неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм – по выбору).

20 в. своей культурно-исторической революцией вызвал к жизни множество течений, отражающих духовные поиски западного мира в условиях глубоких социально-экономических потрясений. Напряженность философских исканий обуславливалась также нарастанием глобальных кризисов как в самих основах человеческого существования, так и во взаимоотношениях человека и природы. Трагические реальности 20 в. заставили со всей остротой поставить вопрос о самой природе человека. Впервые в истории сам человек стал проблемой. Все это стимулировало появление философии антропологии, задачи которой создать целостный "образ человека" в свете трагического опыта, пережитого человечеством в новейшую историю. Сюда примыкают персонализм, экзистенциализм, течение “философия жизни”.

Неопозитивизм - задача философии в логическом анализе "языка науки". Своими методологическими и конкретно-научными исследованиями они внесли серьезный вклад в развитие математической логики, семантики, оснований математики и логики науки.

Неотомизм - восходит к идейным принципам Фомы Аквинского, выдвинувшего принцип "гармонии и разума веры". Получил признание Ватикана. Пытался использовать достижения наук для доказательства существования Бога.

Экзистенциализм (философия существования) - иррационалистическое направление (отрицает как материальное, так и идеальное) возникло в конце первой мировой войны, основатели - Шестов, Бердяев. Затем развивался в Германии (Хайдеггер, Ясперс), после 2 мировой войны во Франции (Камю, Сартр). В конце 50-х получил распространение в США и др. странах. Примыкают религиозные направления: французский персонализм (Лакруа, Недонсель), немецкая диалектическая теология (Тиллех, Гультман). Экзистенциализм подразделяется на религиозный (Шестов, Бубер, Бердяев, Ясперс) и атеистический (Хайдеггер, Камю, Сартр). Экзистенциализм сформировался на идеях Ницше, Достоевского, Паскаля. Осн. проблемы: 1) онтологические проблема (бытия), бытие - не опытная данная реальность, не умопостигаемая сущность, это то, что можно постичь через интуицию. Экзистенция - это мое бытие, то как я живу. Оно конечно, открыто, незамкнуто. Экзистенция крепко повязана со временем. Изменения в жизни человека называются модусами бытия. Смысл бытия в трансцеденции. Религиозный экзистенциализм: смысл бытия- Бог; атеистический экзистенциализм: жизнь в целом абсурдна (смысла нет); 2) проблема свободы (особенно русские и Ясперс): отвергают, что свобода - осознанная необходимость, и что свобода - раскрытие возможностей человека. Свобода вытекает из бытия. Религиозный экзистенциализм: свободным может быть верующий; атеистический экзистенциализм: только человек может определять свою жизнь, человек принципиально одинок - крайний индивидуализм. Если человек не свободен - он не личность. У человека нет ограничителей свободы, люди объединяются, только бунтуя против жизни.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.207.253.100 (0.023 с.)