Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бытие как философская категория. Основные формы бытияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Учение о бытии - онтология - одна из центральных проблем философии. В самом широком смысле слова бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый аспект проблемы бытия - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где существует? - Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди, их жизнедеятельность?” Второй аспект связан с вопросом о единстве мира: мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли человека. Природа, человек, мысли, идеи; различные по формам своего существования, они образуют единство бесконечного, непреходящего мира. Третий аспект связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует, - это действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития и реально предзадана сознанию, действию отдельных индивидов. Философия фиксирует не просто существование вещи (человека, идеи, мира в целом), а более сложную связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния) вместе с их свойствами, особенностями существуют и тем самым объединятся со всем тем, что существует в мире. Антитезой бытия, или нечто, является ничто. Все конкретные формы бытия, например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным бытия. Но бытие сущего сколько бы оно ни продолжалось, приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму бытия. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида бытия и превращение, становление его в иной форме. Выделяют следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия: 1) бытие вещей (тел), процессов, которые в свою очередь делятся на: бытие вещей, процессов, состояния природы, бытие природы как целого, бытие вещей и процессов, произведенных человеком; 2) бытие человека, которое делится на бытие. человека в мире вещей и специфическое человеческое бытие; 3) бытие духовного (идеального); 4) бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и процессе истории) и бытие общества. Возникновение той или иной формы бытия есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю. Все вещи, процессы, состояния, целостность, бытие природы существуют до, вне и независимо от сознания человека - в этом ее отличие. Первая природа - реальность особого типа, объективная и первичная. Для природы существовать не означает восприниматься человеком, а человек с его сознанием только одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.
24. Философская категория материя и ее роль в формировании научной картины мира. Материалистическая философия всегда опиралась на достижения науки, а ее собственный уровень развития обусловливался уровнем развития науки в целом. Само понятие материи не оставалось неизменным на различных этапах развития материализма, оно всегда развивалось и совершенствовалось с каждым этапом все глубже и точнее отражая объективную действительность. История философии свидетельствует о том, что понимание материи в различных философских учениях находится в строгом соответствии с тем, как согласовывается в этих учениях представление о единстве мира с многообразием его проявлений, как понимается представителями той или иной формы философии взаимосвязь или соотношение общего и отдельного. Первой ступенью в осознании материальности мира был стихийный материализм. Началом формирования понятия “материя” был переход от качественного многообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей это качественное разнообразие основы мира - первоматерии. Сначала качественное многообразие мира выводилось из какого-то одного качественно определенного, эмпирически воспринимаемого элемента (из водя, из огня и т.п.). Но еще Демокрит заметил, что с помощью одного, качественно-определенного вещества невозможно объяснить происхождение другого. Дальнейшее движение мысли привело к идее атомарного строения мира Þ в основе лежат чувственно не воспринимаемые частицы - атомы. Атомы истолковывались как мельчайшие “кирпичики” Þ До конца XIX века просуществовала дискретная картина мира, когда бытие мыслилось как особого рода взаимодействие мельчайших обособленных (дискретных) частичек вещества. Однако долгое существование атомизма постепенно сменилось его кризисом в силу наличия целого ряда новых эмпирических фактов. Во-первых, атом оказался не простой мельчайшей частицей: был открыт электрон, радиоактивный распад и т.п. Þ Атом - обладатель чрезвычайно сложного внутреннего строения. + Появились совершенно новые воззрения в области теории взаимодействия Þ введение в физику понятия поля (Фарадей, Максвелл), которое описывает принципиально отличное от вещества состояние материи. Сначала поле понималось как окружающее какой-либо вещественный объект пространство Þ это не разрушало представления о материи как о веществе, так как поле продолжало мыслиться как атрибут вещества. Затем было неопровержимо доказано, что поле - не только атрибут объекта, но и самостоятельная физическая реальность Þ поле вместе с веществом превратились в новый и особый вид материи, в котором вместо дискретности основным свойством является континуальность. + Масса считалась мерой количества материи Þ открытие непостоянства массы было истолковано так, будто материя исчезает, а материализм терпит крах. В этом же духе был истолкован радиоактивный распад атомов - превращение материи в энергию Þ исчезновение материи. Þ Западное общественное мнение повернулось к идеализму в своем большинстве, так как материализм традиционно был связан с механистически-вещественным пониманием материи. Разрешением вышеописанной проблемы также является концепция диалектического материализма, которая уточняет категорию материи в свете новых данных естествознания, освобождает категорию материи от неразрывной связи с понятием вещества и дает определение, соответствующее универсальному содержанию данной категории. Таким образом, материя (по Ленину) - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. В этом определении выделено 2 основных признака: 1) материя существует независимо от сознания; 2) она копируется, фотографируется, отображается ощущениями. 1-ая характеристика означает признание первичности материи по отношению к сознанию, вторая - признание принципиальной познаваемости материального мира. Т.о. определение материи предстает как сжатая, свернутая формулировка материалистического решения Основного Вопроса Философии. Оно сразу позволяет провести разграничительные линии между материализмом, с одной стороны, и идеализмом и агностицизмом - с другой. Вместе с тем ленинское определение материи заключает в себе и такое содержание, которое отличает диалектическое понимание мира от метафизического. В этом определении отсутствуют ссылки на конкретные свойства и виды материи, нет перечисления каких-либо ее конкретных характеристик. Таков итог третьего этапа в развитии категории «материя».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 282; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.008 с.) |