Теория общественного договора в системе взглядов Ж. -Ж Руссо. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория общественного договора в системе взглядов Ж. -Ж Руссо.



Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния «войны всех против всех». Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем - могущество и беззащитность, наконец - господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире - заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека. Эта свобода и воля остаются абсолютными, неограниченными и после заключения общественного договора. Поэтому, Руссо выдвигает свой знаменитый тезис о том, что носителем и источником власти является народ, который может и должен свергать власти, нарушающие условия общественного договора. Суверенно не государство, суверенен народ, народ творит законы, меняет их, принимает новые.

Эти взгляды отличаются радикализмом и революционностью. Именно они лежали в основе идеологии самой крайне группы революционеров времен Французской революции - якобинцев и служили обоснованием якобинского террора.

 

Французское Просвещение о церкви и религии

Её представители опирались на идею разума, прогресса и просвещения. Французское просвещение отличает идея прогресса (на основе разума и образования). Делали ставку на образование и прогресс. Великая французская революция (вдохновители-идеи философии просвещения) Вьделяют 3 этапа:

1. Деизм

2. Атеизм (атеистическое направление)

3. Утопическо-социлистическое.

Деизм-взгляд на фигуру Бога, как на первоначало (перводвигатель), как на того, кто дает толчок, но в дальнейшем не вмешивается в дела того, то совершил. Отвергалась попытка объединения Бога и природы. (Вольтер,Монтескье,Руссо)

• Человек создан через материю с единственно научной позиции. (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах).

• Попытка построить идеальное государство опорой на равенство; критика частной собственности. (Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.)

Взгляды Вольтера и Руссо

Главная задача для Вольтера - борьба с католической церковью, но не Богом. «Раздавите гадину»-Идеалы свободы,уважения прав человека,тема человеческого достоинства. Варианты свободы: свобода слова, свобода совести, свобода передвижений.

Выступал за власть монархии. (Екатерина 2 образец просвещенного монарха.)

Монтескье.

Критиковал церковь, история делается людьми, а не Богом. Предложил свой вариант существования мира: принцип географического детерминизма (обусловленности). Все связано с географическим положением и климатом. Южные склонны к монархиям, северные к демократии, среднего климата - частый переход от демократии к монархии и наоборот. Предложил идею разделения властей на 3 ветви (Закон.,Исполн.,Суд.,)

Жан Жак Руссо

В основном занимается соц.философией. Выдвинул концепцию естественного состояния.

Резко критикует современную цивилизацию: он считал, что люди испорчены современной цив., а были счастливы в естественном состоянии. Они не были испорчены частной собственностью, были свободны и равны. Он критиковал городской стиль жизни. Любил сельскую местность, природу. Воспитание детей педагогика. Главная тема для воспитания - уважение свободы человека, нетерпимость к деспотии. Признавал право людей на восстание. Опасался,что если разрушить религию, то люди не смогут контролировать себя. Форма религии необходима: культ мировой воли, культ великого существа. Сторонник опытного знания.

Кандильяк. Представитель деизма. В основе -чувственное восприятие. Разум без чувств не существует.

Философы-энциклопедисты

1. Атеитическо - материалистический.

Неверие в Бога. Его нет ни в виде перводвигателя, ни в виде морально-нравств., примера. На место творца приходит материя (природа).

Денни Дидро-Основатель энциклопедии. Материя выступает и как начало и как бесконечностей как потенциальная возможность всего и как субстанция.

2. Социальное утопие. Отличие от Возр-я в том, что здесь, преобладает идея равенства. Справедливость=равенство. Если обобщать взгляды представителей, то можно сказать, что они самым главным считали частную собственность.

Сен-Симон. Общество для него-это особый организм, основанный на целостной модели.Эконом., фактор-экономика. В зависимости от развития экномики общество переходит на низкую ступень или высшую. Люди обречены на то, чтобы развиваться быстрыми темпами.

Фурье. Большая критика буржуазной морали,природа - основа развития общества и человека. Общество имеет 3 вида противоречий: 1.личные и общественные интересы. 2.Социально экономические противоречия. Моральные (особенно кризис буржуазной семьи)

Идея: Общество гармонией, где главным содержанием является всеобщая трудовая обязанность. Труд+Мораль способны вывести человека на новую ступень развития.

Вывод

Наиболее известные направления. Борьба с религией и церковью Вольтера.

Географический детерминизм Монтескье, Руссо- естественное состояние «критика цивилизации.

Статус человека меняется с человека-творца, на человека исследователя в новоевропейской

философии. В эпоху просвещения человек-гражданин.

1. уровень Человек (биологическое измерение);

2. уровень Личность (совокупность биологических и духовных хар-к);

3. уровень Гражданин (отличие личности в том, что личность может жить без общества; гражданин всегда часть общества, гражданин имеет определенный круг обязанностей. Прогресс как главная цель развития. Возникает тема социума. Новое время-гносеология, а здесь философия.

Кантовская теория познания

Философское развитие К. делится на 2 периода. В первый период (до нач. 70-х гг) пытался решать философские проблемы о бытии, фил природы, религии, этики, логики исходя из убеждения, что философия м.б. разработана и обоснована как умозрительная наука, (без обращ к опытным данным). Во 2-й период (критический) пытается строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы познаем лишь явления или тот способ, которым эти вещи в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм. Кант называл его "критикой разума". Это учение ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей. Развивая эту критику Кант пытался:

1. выяснить источники различного вида знаний - научного и философского

2. выяснить на чем основывается достоверность знаний.

3. исследовать формы и категории научного мышления...

Познание начинается с того, что "вещи в себе" воздействует на наши органы чувств и вызывает ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист. Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущение нашей чувственности, ни понятия и суждение нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам теоретические знания о "вещах в себе" (ввс). Достоверное знание существования - это математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы нашего сознания: ощущение, понятия. Ввс принципиально непознаваемы. Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражается в форме суждения, в кот мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Существует 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предмете сравнительно с тем знанием, которое уже мыслится в субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот). Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы.

Есть 2 класса синтетических суждений:

1. Связь предиката синтетически мыслится, потому что обнаруживается в опыте (нектр. лебеди черны) – апостериорные;

2. Эта связь не может основываться на опыте. Она мыслится как связь предшествующая опыту и независящего от него – априорные суждения (все, что случается, имеет причину). Априорным суждениям Канта придает большое значение вопрос о априорных синтетических суждениях. Он ставит в след. форме:

1. Как возможны такие суждения в мат-ке;

2. Как возможны они в теоретическом естествознании;

3. Возможны ли они в метафизике;

Решение этих вопросов он связывает с исследованием 3-х основных способностей познания: чувственность, рассудок, разум.

Чувственное познание. Вопрос о возможности априорных синтетических суждений в мат-ке Канта рассматривается в учении о формах чувственного познания. По Канту элементы математического знания – не понятия, а наглядное представление. В суждениях мат-ки синтез субъекта с предикатом основывается либо на чувственном созерцании пространства, либо временем. Пространство – априорная форма внешнего чувственного созерцания (время - внутреннего), что и придает созерцаемому пространству их безусловную всеобщность и необходимость. Таким образом у Канта пространство и время перестают быть формами существующих вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.012 с.)