Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исторические типы общества. Формации и цивилизации.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В современной социологии получило распространение понятие – “типология общества“. Тип – это идеальная рациональная модель, заключающая в себе существенные признаки некоторой группы исследуемых объектов, а типология – это учение о типах. Тип – это абстракция, которая отражает сущность в чистом виде, поэтому теория и реальная история часто не совпадают. Но постижение сущности позволяет выделить основные типологии в изучении общества. Это, прежде всего, теория общественно- экономических формаций и теория цивилизаций. Формационная теория общественного развития была разработана К.Марксом, который впервые из хаоса социальных отношений выделил экономические как первичные и определяющие. Они являются базисом, фундаментом всех общественно- экономических отношений и общества в целом. При этом выяснилось, что производственные отношения в истории человечества существовали в нескольких основных типах – первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, причем каждый последующий развивался из предыдущего. Все множество социальных систем было сведено Марксом к некоторым основным типам, получившим название общественно-экономических формаций. Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, взятого в единстве всех его сторон, со свойственной ему экономическим базисом и соответствующей политической и духовной надстройкой. Переход от одной формации к другой обусловлен сменой форм собственности на основные средства производства, происходящий под влиянием прогресса производительных сил. История общества рассматривается как закономерный процесс развития и смены формаций. Победа социалистической революции в России и образование мировой системы социализма, казалось бы, полностью и неопровержимо подтверждали истинность формационной концепции. У нас она была возведена в ранг государственной идеологии, согласно которой все страны мира идут в направлении коммунистической формации. Но формационный подход сталкивался с серьезными трудностями, связанными с эффектом “перевернутой перспективы”. Из него вытекало, что социалистические Монголия, Вьетнам и Куба на целую эпоху опередили США и другие развитые страны Запада, сохранившие отживший капиталистический строй. Анализируя сущность формационного подхода, исследователи справедливо отмечают такие его недостатки, как: схематизм, навязывание единого линейного пути развития, утопичность понимания коммунистической формации. Не случайно уже с начала 60-х годов XX века среди философов, историков и социологов идут дискуссии о правомерности формационного подхода к истории, о возможности или даже необходимости перехода к цивилизационному подходу к развитию общества. Теория цивилизаций радикально отличается от формационной теории по способу подхода к всемирной истории, по взгляду на соотношение истории человечества и истории отдельных регионов и стран. Согласно теории цивилизаций нет единой истории человечества, а есть лишь история возникновения, развития и упадка отдельных локальных цивилизаций. Эта идея получила наиболее выпуклое выражение в книге О.Шпенглера “Закат Европы”, а затем в работах А.Тойнби и П.Сорокина. Цивилизация есть социальная организация общества, характеризующаяся всеобщей связью индивидов и первичных общностей в целях воспроизводства и приумножения общественного богатства. В фундаменте цивилизации лежит технико-технологический базис, в связи с чем можно говорить о трех ступенях в развитии цивилизации – земледельческой, индустриальной и информационно-компьютерной. Но наряду с этим в фундаменте социума присутствуют природные, этнические, демографические и другие конкретно-исторические условия жизни. Цивилизации различаются по своей истории, языку, культуре, традициям и религии. Эти различия складывались столетиями, они более фундаментальны, чем различия между идеологическими и политическими режимами. Таким образом, цивилизационный подход позволяет сделать наше видение истории более многогранным. Но он не может объяснить причины и механизм перехода от одной ступени цивилизации к другой. Эта проблема вполне объяснима с позиций формационного подхода. Отсюда напрашивается вывод, что формационный анализ общества надо дополнить цивилизационным. Ось времени (этапы, формации) надо дополнить осью пространства (культуры, цивилизации, особые пути развития). Эти два подхода нельзя противопоставлять, как нельзя противопоставлять длину ширине.
4.4. Общественное сознание и его структура. Общественное сознание – это совокупность существующих в обществе идей, теорий, взглядов, чувств, настроений, эмоций, отражающих общественное бытие людей, материальные условия их жизни. Это духовная жизнь общества, включающаяя в себя политические и правовые взгляды, нравственные, художественные, философские, религиозные и другие воззрения, а также социальные чувства, настроения, общественное мнение. Общественное сознание отличается от индивидуального, это сознание общества, социальных групп, классов, исторической эпохи, а индивидуальное сознание – это духовный мир отдельной личности. Общественное сознание не есть сумма “сознаний” отдельных личностей, оно представляет собой качественно особую духовную систему, которая, будучи порождена и обусловлена в конечном счете общественным бытием, живет своей относительно самостоятельной жизнью и оказывает мощное влияние на каждого человека. Но общественное сознание не существует помимо индивидуального и наряду с ним, оно может существовать только в индивидуальном. Вне сознания индивидов может существовать лишь материализованный результат их духовной деятельности. В структуре общественного сознания выделяют два уровня: общественную психологию и идеологию. Общественная психология – это массовое сознание людей, формирующееся в процессе их повседневной жизни. Это область социальных чувств, эмоций, настроений, эмпирических выводов и оценок. Идеология – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. Идеология – это уже теоретический уровень сознания, система идей и теорий, стремящихся постичь более глубокую сущность вещей. В классовом обществе идеология всегда носит классовый характер. Формами общественного сознания являются политическое и правовое сознание, нравственное, эстетическое, религиозное и другие. Многообразие форм общественного сознания определяется многообразием и богатством самого объективного мира – природы и общества. Каждая форма общественного сознания имеет свой предмет отражения и выполняет свою, специфическую роль в жизни общества. Некоторые авторы полагают, что и наука является формой общественного сознания. Но наука не форма, а теоретический слой всех форм общественного сознания за исключением религии. В современной философской литературе в качестве самостоятельных форм общественного сознания выделяют также экономическое сознание и природознание. Центральное место среди других форм общественного сознания занимает политическое сознание. Политика – это сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями и другими социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти. Политика – это концентрированное выражение экономики. Тот класс, который представляет господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила. “Господствующие мысли есть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений” - писали К.Маркс и Ф.Энгельс. Коренные экономические интересы классов находят в политике непосредственное выражение в отличие от нравственности, искусства, философии и религии, в которых эти интересы выражаются опосредованно. Политика тесно связана с правом. Право – это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства. Если политика – это концентрированное выражение экономики, то право вполне можно назвать концентрированным выражением политики. Правосознание – это совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей к праву, законности, правосудию, их представления о том, что является правомерным и неправомерным. Правосознание тесно связано не только с политической, но и с нравственной формой сознания. Многие правовые нормы в то же время являются нравственными, но в отличие от права, за которым стоит сила государства, способного принуждать к соблюдению норм права, мораль основывается на личном убеждении, на авторитете, на силе общественного мнения. Мораль – это система социальных норм, которыми люди руководствуются в своем поведении. Нравственное сознание, отражающее отношения, существующие между людьми и обязанности, вытекающие из этих отношений, выражается прежде всего в знании человеком соответствующих норм поведения. Система этих знаний на идеологическом уровне находит свое выражение в этике и в кодексах морали. Но свое отношение к тем или иным действиям, явлениям человек не только осознает в этических понятиях, но и глубоко переживает, выражая чувства удовлетворения или неудовлетворения, восхищения или негодования. Эти моральные чувства вместе с обыденной моралью составляют психологический уровень общественного сознания. Мораль выполняет регулятивную, ценностно-ориентирующую и воспитательную функции. Понятие добра и зла, справедливости, счастья, нравственного идеала помогают индивиду ориентироваться в жизни, лучше понимать ее, определять свое место в обществе и строить отношения с другими людьми. Мораль формирует нравственную культуру человека, которая имеет важное значение для его облика в целом. Нормы нравственности осуждают как величайшее зло убийство, воровство, насилие, обман, клевету. К элементарным нормам нравственности относятся также забота родителей о воспитании детей, забота детей о родителях, уважение к старшим, вежливость, тактичность и т.д. Эстетическое сознание является необходимым элементом общественного сознания, обеспечивая его целостность и мобильность. Оно имеет место в каждом акте человеческой активности, будь то научное мышление или чувственное созерцание, производственная деятельность или сфера быта. Человек оценивает с эстетических позиций все, что вовлечено в сферу его опыта. Природа эстетического сознания определяется как субъектом, так и объектом эстетического созерцания. Эстетическое чувство невозможно без внешнего стимула – будь то пейзаж, человеческое лицо или произведение искусства, всегда имеющие материально зафиксированную форму. Выразительность внешней формы есть, таким образом, необходимый источник эстетического наслаждения. Но эстетическое чувство зависит и от субъекта созерцания, от его общей культуры и способности к эстетическому восприятию действительности. Высшей формой эстетического сознания является искусство. Искусство – это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из сопутствующего элемента превращается в основную цель. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по своему трансформируя и изменяя их. Исторически значимые личности и их дела воспеваются в фольклоре, да и любое социально значимое событие находит свое выражение в живописи или архитектуре, музыке или поэзии. Предметом искусства является как отношение человека к миру, так и сам человек во всех его измерениях и целостности. Специфика языка искусства со времен Гегеля, определившего искусство как “мышление в образах”, чаще всего описывается через художественный образ, метафору, символ и другие аналогичные художественные приемы. Искусство реализует познавательную, воспитательную и эстетическую функции. Оно оказывает неизгладимое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его самосовершенствование. Но познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: эти функции выполняют и все другие формы общественного сознания. Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция. Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание, мы пропускаем это содержание через свои эмоции, даем чуственно-конкретным образам эстетическую оценку, получая при этом эстетическое наслаждение. Одной из наиболее массовидных форм общественного сознания является религия. Религия – это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существовании сверхестественного. Сущностью религиозного сознания является иллюзорное удвоение мира, то есть признание наряду с реальным, природным и социальным бытием второго, потустороннего мира, в котором находят или найдут свое идеальное разрешение все проблемы земного бытия. Ф.Энгельс говорил, что религия является фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые противопоставлены им в их повседневной жизни, причем таким отражением, в котором земные силы принимают форму неземных. Научных доказательств существования Бога не существует, поэтому атрибутом религиозного сознания выступает вера. Однако только научно-рациональное опровержение религиозных воззрений не может полностью разрешить проблемы религиозного сознания. Дело в том, что религия способна удовлетворять очень важные социально-психологические потребности человека. Если бы религия была просто временным заблуждением человеческого ума, она не смогла бы в течении двух тысячелетий занимать центральное место в структуре общественного сознания и исчезла бы сразу, как только наука и философия противопоставили ей свои решения основных вопросов бытия. Религия обладает рядом функций. Главная ее функция определяется как иллюзорно-компенсаторная. Будучи не в силах решить жизненные проблемы на земле, человек переносит их решение в мир иллюзий. Проблемы, которые не решаются в этом мире, религия обещает компенсировать в иллюзорном потустороннем мире. Для этого достаточно исполнения предписываемых религией установлений. Важное значение имеет мировоззренческая функция религии. Специфически отражая действительность, она создает свою картину мироустройства и соответственно мотивирует поведение верующего, его ориентацию в мире. Религия устанавливает определенные нормы поведения, регулирует отношения в семье, быту, обществе на основе разработанных систем и предписаний, что является ее регулирующей функцией. Религиозное сознание соответствует объективным потребностям человеческого духа, и поэтому до тех пор, пока эти потребности полностью не удовлетворяются со стороны других форм общественного сознания, религия будет оставаться для некоторых слоев общества источником этических ценностей, психологическим утешением и поддержкой, гарантией восторжествующей в будущем справедливости. Вместе с тем, религия дает иллюзорное удовлетворение этих потребностей и, по существу, снимает с человека бремя сознательной ответственности за окружающую реальность, способствуя в принципе пассивно-созерцательному отношению к жизни.
Экзаменационные вопросы по философии. 1. Философия и мировоззрение, их соотношение. 2. Мифология, религия и философия. 3. Предмет и специфика философского знания. 4. Основной вопрос философии и две его стороны. 5. Идеализм и его разновидности. Солипсизм. 6. Монизм, дуализм и плюрализм в философии. 7. Скептицизм, агностицизм, иррационализм и рационализм. 8. Философия как методология. Две концепции развития. 9. Диалектика, метафизика, софистика и эклектика. 10. Диалектика Гераклита, Гегеля и Маркса. 11. Философия и наука, их взаимодействие. 12. Место философии в современной науке. 13. Античная натурфилософия и антропология. Демокрит и Сократ. 14. Философия Платона и Аристотеля. 15. Средневековая философия. Патристика и схоластика. 16. Философия Фомы Аквинского. Номинализм и реализм. 17. Философия Возрождения (гуманизм, натурфилософия, пантеизм). 18. Философия Нового времени. Ф. Бэкон и Р. Декарт. 19. Философские системы Локка, Спинозы и Лейбница. 20. Философия И. Канта. Теория познания и этика. 21. Философия Г. Гегеля. Система и метод гегелевской философии. 22. Антропологический материализм Л.Фейербаха, его учение о сущности религии. 23. Философия К. Маркса и Ф. Энгельса, её специфика. 24. Возникновение и специфика русской философии. Славянофилы и западники. 25. Философская система В. Соловьёва. И.А. Бердяев. 26. Становление философского понимания материи. Материя как объективная реальность и субстанция. 27. Движение, пространство и время. Философский смысл теории относительности. 28. Бытие и проблема единства мира. Субстратная и атрибутивная концепции материи. 29. Проблема происхождения и сущности сознания (идеализм, гилозоизм, вульгарный и диалектический материализм). 30. Мышление, сознание и язык. Проблема идеального. Сознание и бессознательное. 31. Философские проблемы происхождения человека и общества. 32. Основные законы диалектики, их специфика. 33. Природа философских категорий. Единичное и общее. Возможность и действительность. 34. Принцип детерминизма. Причина и следствие. Необходимость и случайность. 35. Содержание и форма, их взаимосвязь. Сущность и явление. 36. Проблема познания в философии. Познание и практика. 37. Структура познавательного процесса. Чувственное и рациональное в познании. 38. Учение об истине. Объективность истины. Абсолютное и относительное в истине. 39. Предмет социальной философии и её место в системе общественных наук. 40. Природа и общество. Роль географической среды и народонаселения в жизни общества. 41. Исторические типы общества. Формации и цивилизации. 42. Общественное сознание и его структура. Идеология и общественная психология. 43. Формы общественного сознания. Нравственное, эстетическое и религиозное сознание. 44. Глобальные проблемы современности и будущее человечества.
Рекомендуемая литература.
1. Акулов В.Л. Диалектический материализм как система. – Минск, 1986. 2. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. –М., 2000. 3. Барулин В.С. Социальная философия: В 2-х ч. –М., 1993. 4. Введение в философию: Учебник для вузов. Ч.1,2. –М., 1989. 5. Вольф Р.П. О философии: Учебник / Пер. с англ. – М., 1996. 6. Волков Г. У колыбели науки. – М., 1977. 7. Глядков В. А. Феномен марксистской философии. – М., 2001. 8. Грэхэм Л. Р. Естествознание, философия и наука о человеческом поведении в Советском Союзе / Пер. с англ. – М., 1991. 9. Гумницкий Г. Н. Основы этики. Учебное пособие. – Иваново, Ч.1 – 1992; Ч.2 – 1994. 10. Гумницкий Г.Н. Материализм или идеализм? Философские очерки. – Иваново, 2000. 11. Дубровский Д.И. Проблема идеального. Субъективная реальность. – М., 2002. 12. Ерахтин А.В. Проблемы мышления и сознания в философии и научном познании. - Иваново, 1990. 13. Ерахтин А.В. Проблема онтологии в философии диалектического материализма // Философский альманах. – Иваново, 1999, № 3-4. 14. Заховаева А.Г. Искусство и его гуманизирующая роль. М., 2001. 15. Зеленцова М.Г. Монистическая парадигма философского понимания мира и человека. – Иваново, 2001. 16. Золотухина – Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы. Учебник для вузов. – Ростов н/Д, 1998. 17. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.Н. Западная философия ХХ века: Учебное пособие. – М., 1998. 18. История философии: Учеб. пособие для вузов. – М., 1997. 19. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М., 1991. 20. Каган М. С. Эстетика как философская наука. – Санкт–Петербург, 1997. 21. Крапивенский С.Э. Социальная философия. – Волгоград, 1995. 22. Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / Полн. собр. соч. Т.18. 23. Лешкевич Т. Г. Философия. Вводный курс. – М., 1998. 24. Лосев А.Ф. Дерзание духа. – М., 1988. 25. Проблемы преподавания философии в высшей школе // Материалы Всерос. конф. – М., 1996. 26. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов. – М., 1998. 27. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. - М., 1998. 28. Философия: Учебник для вузов. – Ростов на Дону, 1997. 29. Философия: Учебное пособие / Под ред. В.К. Лавриненко. – М., 1996. 30. Философский энциклопедический словарь. – М., 1995. 31. Фрагменты ранних греческих философов. – М., 1989. 32. Философы России Х1Х-ХХ столетий. Биографии, идеи, труды. – 4-е изд. – М., 2002. 33. Чанышев А.К. Курс лекций по древней философии: Учебное пособие. – М., 1981. 34. Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности: Учебное пособие для вузов. – М., 1998. 35. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч.Т.20. 36. Антология мировой философии: В 4т., - М., 1969-1972. 37. Мир философии. Книга для чтения. Ч. 1, 2. – М., 1991. 38. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. – М., 1997. 39. Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. В 2-х ч. – М.,1994. 40. Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. В 3-х ч. – М., 1997.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-12; просмотров: 812; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.35.83 (0.01 с.) |