Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журналистика как информационное явление.

Поиск

Informatio" (лат.) - сообщение, изложение, некоторые сведения, совокупность данных. Информация – это посредник между журналистом и аудиторией, это «инструмент», которым оперируют журналисты. Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации. Информация – "результат отражения многообразия действительности, такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель". В узком понимании это событийная информация (совокупность кратких некомментированных сообщений). В широком понимании информация - это вся совокупность сведений, которые несет журналистика аудитории: любые опубликованные в СМИ произведения. Третье понимание - специальное. Информация как новое знание. Хроникальная заметка, содержащая важную новость, при таком подходе может быть более информативна, чем развернутая статья с банальным содержанием.

Инструментом журналистики является массовая информация, т.к. она общезначима и общедоступна. Массовая информация удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них является потребность в формировании массового сознания. Под массовым сознанием понимается совокупность представлений различных социальных групп о явлениях окружающей действительности, затрагивающих их интересы. Эту ведущую потребность удовлетворяют публикации, затрагивающие глобальные, общие вопросы политического, экономического, нравственного характера. При отсутствии таковых массовое сознание будет формироваться под воздействием других текстов – бульварной, нигилистической, экстремистской журналистики.

Схематично информационный процесс можно изобразить следующим образом:

Ж → Т (И) → А.

Где журналистика (Ж) несет определенную информацию (И), заключенную в разнообразных текстах (Т) для аудитории (А). В идеале полученная аудиторией информация «работает», становится источником новой информацией, которая посредством «обратной связи» возвращается к журналистам.

В целом эффективность взаимодействия текста с аудиторией складывается из двух составляющих. 1. Из информационной насыщенности текста. 2. Из высокой информативности текста. Для того, чтобы их добиться, существуют определенные правила. Они формулируются в соответствии с тремя этапами информационного процесса: фиксацией действительности и ее первичным отображением; созданием журналистского текста и освоением текста аудиторией. В соответствии с этими тремя этапами «текстовую деятельность» журналиста описывают с трех сторон: семантической (что и как отображено), синтаксической (как организован текст), прагматической (как он осваивается). Журналист должен проявлять равное внимание ко всем трем сторонам текста: точно отображать действительность, четко представлять композицию текста, стараться сделать текст ценным для аудитории. При следовании этим требованиям реализуется такая важная задача информационного процесса, как информированность аудитории. Информированность – это такое состояние сознания аудитории, при котором каждый ее субъект располагает необходимой и достаточной информацией, позволяющей верно ориентироваться в действительности.

Полностью соответствовать реальному положению вещей нельзя. На пути информированности стоит множество преград: неполнота знаний журналиста, неизбежный субъективизм журналистов при отображении действительности, внетворческие преграды, в т. ч. затрудненный доступ журналистов к информации, а информации – к аудитории. По данным Фонда защиты гласности в 2001 году на территории России было официально зафиксировано 180 отказов журналистам в доступе к информации, включая запреты на производство аудио- и видеозаписи, фотосъемки, отказы в аккредитации, ограничение прав на посещение и присутствие на мероприятиях в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях; 21 случай отказа от печатания и распространения газет; 44 случая отключения от эфира, 15 случаев изъятия, скупки или ареста тиража.

Журналистика как информационная деятельность призвана объективно отражать открывающуюся человеческому разуму картину мира. Она сама по себе есть часть этой картины, и как таковая тоже представляет собой систему. Журналисты должны обеспечить отражение как можно более полной картины общественной и личной жизни, держать руку на пульсе этой жизни, своевременно оповещая о сбоях ее ритма, разворачивать широкие общественные дискуссии по поводу возникающих проблем, с целью выработки оптимальных решений, обеспечивающих обществу и человеку жизнеспособность и развитие. Таким образом, журналистика, формирующая и направляющая информационные потоки, предстает как самый оперативный и массовый механизм управления общественным и личностным развитием. При этом она не выступает субъектом управления, принимающим управляющие решения. Ее дело в организации публичного циркулирования информации между объектом и субъектом управления как в первом, так и во втором контуре управления, в эмпирической и в теоретической сфере познания. Организация оперативного качественного информационного круговорота обеспечивает эффективную регулирующую и самоорганизующуюся деятельность и позволяет обществу устойчиво развиваться.


17. Роль технических инноваций в развитии журналистики.

I «Инновационная журналистика» - первый шаг на пути к инновационному обществу/

На фоне всеобъемлющего увлечения модернизацией, все чаще встречаются разнообразные словосочетания со словом «инновационный». Вот так в коммуникационной среде начало встречаться выражение «инновационная журналистика». Очевидно, что раз появилась потребность в новом понятии, значит, в глубинах профессии происходят изменения, вызывающие такую необходимость.

В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития – стадию построения постиндустриального общества, что является результатом происходящей в современном мире социально-экономической революции. Ее итогом должно стать создание новой формы организации экономики – инновационной экономики.

II - Инновация –

-это изменение в продукте, технике, технологии, материализующее новое научное знание, а также формирующее новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей, либо создающее новые». Иногда под инновацией понимается новшество, реализованное в виде товара, услуги, метода – определение Л.Ф. Шайбаковой.

 

-как процесс переведения знаний в деньги, приобретение идеями рыночной стоимости.

Все определение объединяет один важный факт: инновации, в отличие от изобретений – это процесс с определенным результатом, который должен быть воспринят другими людьми. Инновации не могут произойти благодаря только одному человеку, ведь они считаются совершенными, только когда от них появится ощутимый результат, будь он материальный или нематериальный – социально-значимый.

 

Инновации невозможны без коммуникаций. Коммуникации в инновационной деятельности в первую очередь происходят на 2-х уровнях:

Горизонтальный: между стейкхолдерами. Здесь проблема заключается в том, что стейкхолдеры, представляющие абсолютно разные отрасти: науку, политику, бизнес, образование говорят на разных языках и могут, даже обсуждая одно и тоже, не понимать друг друга.

Вертикальный: от инноваторов в общество. Этот уровень, возможно, даже важнее, ведь инновация не считается законченной, пока она не будет внедрена и использована на бытовом уровне.

 

Итак, внедрение инноваций необходимо для развития и процветания общества. Внедрение инноваций невозможно без правильно выстроенной коммуникации – о новых идеях, технологиях, продуктах и услугах. Для того, чтобы инновации были восприняты и самое главное приняты обществом, о них необходимо рассказывать.

С быстрым развитием средств коммуникации в интернете – социальных сетей, блогов, микроблогов, видеоканалов, подкастов – влияние журналистики только расширилось. Журналисты и СМИ в самом широком понятии будет играть все более значительную роль в развитии общества, именно они управляют вниманием людей и могут направить его на инновационную деятельность и формировать определенное отношение к ней.

 

Традиционные подходы средств массовой информации уже не так эффективно справляются с поставленной задачей. В основном, потому что в традиционной журналистике принята тематическая рубрикация: журналист концентрируется на своей теме – политике, новых технологиях, культуре или бизнесе. Сегодня большая часть информации об инновации сосредоточена на ее технологическом аспекте – изобретениях, а инновации - это гораздо более широкое понятие, проникающее во все сферы нашей жизни. Во всем мире уже говорят об инновациях в сфере искусства, образования, государственного управления, инновациях в коммуникациях, о новых формах взаимодействия, направленных на создание конструктивного диалога между участниками инновационной деятельности.

Инновационная журналистика, не фокусируется на одном аспекте инновационной деятельности, а стремиться представить публике целостную картину, объективное мнение о развитии инновационных процессов, об интересах и планах стейкхолдеров и роли инноваций в жизни общества. Более того, такая журналистика должна видеть и уметь описывать инновационную деятельность с разных сторон, представляя читателям разные точки зрения, рассказывая о положительных или отрицательных последствиях того или иного нововведения. Выступая своеобразным медиатором, журналистика должна привлекать внимание людей, провоцировать общественные дискуссии и призывать к совместному поиску новых решений.


18. Понимание информации (пять постулатов
).

I

Информация - это совокупность сведений, подлежащих хранению, передаче, обработке и использованию в человеческой деятельности.

Такое определение не является полностью бесполезным, т.к. оно помогает хотя бы смутно представить, о чем идет речь. Но с точки зрения логики оно бессмысленно. Определяемое понятие (информация) здесь подменяется другим понятием (совокупность сведений), которое само нуждается в определении.При всех различиях в трактовке понятия информации, бесспорно, то, что проявляется информация всегда в материально-энергетической форме в виде сигналов.Информацию, представленную в формализованном виде, позволяющем осуществлять ее обработку с помощью технических средств, называют данными.

Этапы обращения информации

Можно выделить следующие этапы обращения информации:

1) восприятие информации;2) подготовка информации;3) передача и хранение информации;4) обработка информации;5) отображение информации;6) воздействие информации.

Этапы обращения информации

На этапе восприятия информации осуществляется целенаправленное

извлечение и анализ информации о каком-либо объекте (процессе), в

результате чего формируется образ объекта, проводится его опознание и

оценка. При этом отделяют интересующую информацию от шумов.

На этапе подготовки информации получают сигнал в форме, удобной

для передачи или обработки (нормализация, аналого-цифровое

преобразование и т.д.).

На этапе передачи и хранения информация пересылается либо из

одного места в другое, либо от одного момента времени до другого.

На этапе обработки информации выделяются ее общие и существенные

взаимозависимости для выбора управляющих воздействий (принятия

решений).

На этапе отображения информации она представляется человеку в

форме, способной воздействовать на его органы чувств.

На этапе воздействия информация используется для осуществления

необходимых изменений в системе.

 

II

В теории информации исследуются информационные системы при

четко сформулированных условиях (постулатах):

1. Источник сообщения осуществляет выбор сообщения из некоторого

множества с определенной вероятностью.

2. Сообщения могут передаваться по каналу связи в закодированном

виде. Кодированные сообщения образуют множество, являющееся взаимно

однозначным отображением множества сообщений. Правило декодирования

известно декодеру (записано в его программе).

3. Сообщения следуют друг за другом, причем число сообщений может

быть сколь угодно большим.

4. Сообщение считается принятым верно, если в результате

декодирования оно может быть в точности восстановлено. При этом не

учитывается, сколько времени прошло с момента передачи сообщения до

момента окончания декодирования, и какова сложность операций

кодирования и декодирования.

5. Количество информации не зависит от смыслового содержания

сообщения, от его эмоционального воздействия, полезности и даже от его

отношения к реальной действительности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.009 с.)