Тема 17. Просветительская журналистика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 17. Просветительская журналистика



Продукты специализированных областей информационного производства (произведения науки, искусства, художественной литературы, публицистики, журналистики, тексты административно-управленческой деятельности) как фактор развития массового сознания и организации практических действий общества. Условия освоения таких произведений массовым сознанием. Средства массовой информации в роли посредника между специализированным информационным производством и массовой аудиторией.

Ситуация появления или актуализации общественно значимого произведения как повод для отражения в журналистике его содержательных характеристик, важных для осознания. Просветительский характер таких публикаций.

Цели обращения к аудитории с просветительскими текстами: оповещение, ориентирование, включение, прояснение существа произведения и позиции его создателя (теоретической, художественной, нравственной), побуждение к коррекции, расширение поля социальной активности, побуждение к сопоставлению интерпретаций, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное обогащение.

Основные жанровые модели просветительской журналистики: анонс, аннотация, фоторепортаж, рецензия, творческий портрет, обозрение (научное, литературное, художественное, материалов СМИ), статья (научно-популярная, пропагандистская, литературоведческая, искусствоведческая), проповедь. Общее и особенное в теме, идее, структурно-композиционном решении.

Технология работы в жанрах просветительской журналистики.

Особенности просветительских материалов и процесса их подготовки на радио и телевидении.

 

Тема 18. Смеховая палитра журналистики

Нелепости жизни как источник комического. Природа и проявления комического. Добродушный смех как реакция человека на несообразности, не причиняющие существенного вреда, не имеющие негативного общественного влияния. Обличительный смех как реакция на несообразности, в которых проявляются абсурдные, противоречащие здравому смыслу мотивы, намерения и действия, наносящие ущерб обществу и отдельным людям.

Ситуации действительности, отмеченные абсурдностью, как предмет журналистского отражения в традициях смеховой культуры. Юмористический и сатирический пафос в журналистских текстах.

Цели обращения к аудитории с юмористическими и сатирическими произведениями: поддержание жизненного тонуса, обогащение эмоциональных реакций (развитие чувства юмора), психологический тренинг, побуждение к осмеянию зла под любой личиной, побуждение к коррекции, активизация влияния на социальные процессы.

Основные жанровые модели юмористической и сатирической журналистики: шутка, иронические афоризмы, дружеский шарж, веселая история (журналистская байка), пародия, карикатура, сатирическая заметка, фельетон, памфлет. Общее и особенное в теме, идее, структурно-композиционном решении.

Технология работы в жанрах юмористической и сатирической журналистики.

Особенности сатирических и юмористических текстов и процесса их подготовки на радио и телевидении.

 

Раздел 5. Участие журналиста в коллективной творческой деятельности

Тема 19. Организаторская работа журналиста

Место и роль организаторской деятельности в структуре профессиональных обязанностей журналиста. Основные направления организаторской деятельности:

– привлечение к сотрудничеству со СМИ представителей разных секторов общественности и разных областей творческой деятельности;

– обеспечение выражения в СМИ мнений широких слоев аудитории по актуальным проблемам действительности;

– участие в массовых мероприятиях, проводимых органами печатной и электронной прессы, в поддержании и укреплении обратной связи с аудиторией (в том числе через редакционную почту).

Условия эффективности организаторской деятельности журналиста.

 

Тема 20. Планирование массовых информационных потоков как творческий процесс

Разработка концепции издания, канала, программы - основа планирования массовых информационных потоков, ориентированного на обеспечение их непрерывности и высокого качества. Суть планирования как творческой деятельности. Основные этапы планирования. Формы участия журналиста в этом процессе. Информационная база планирования. Предвидение, прогнозирование хода событий как инструмент планирования.

 

Тема 21. Работа журналиста с текстами, поступающими в СМИ из других сфер деятельности

Тексты, поступающие в СМИ из официальных сфер деятельности для ретрансляции: законы, указы, административно-управленческие решения, обращения государственных и общественно-политических деятелей, сводки, справки. Задачи журналиста, связанные с включением этих текстов в массовые информационные потоки.

Публицистические тексты, направляемые в СМИ гражданами страны по собственной инициативе или по просьбе редакции как выражение своей гражданской позиции или в защиту прав человека (в том числе своих): отклики (мнения), предложения, жалобы, полемические заметки, исповеди, статьи по актуальным проблемам действительности. Задачи журналиста, связанные с использованием таких текстов в практике СМИ.

Фольклорные и художественные тексты, привлекаемые журналистами для использования в массовых информационных потоках: анекдоты, сказки, произведения художественной литературы, изобразительного, театрального, музыкального, циркового искусства, кинофильмы и видеофильмы. Задачи журналиста, ориентированные на получение и использование в массовых информационных потоках этих произведений.

Ритуальные тексты, направляемые в СМИ организациями и отдельными лицами для включения в массовые информационные потоки: поздравления, благодарности, некрологи, эпитафии, соболезнования. Задачи журналиста при подготовке таких текстов к опубликованию.

Рекреативные (развлекательные) тексты, поступающие в средства массовой информации по заказу или собственной инициативе от лиц, специализирующихся на создании таких произведений: кроссворды, чайнворды, сканворды, головоломки, викторины, игры. Задачи журналиста, связанные с включением таких произведений в массовые информационные потоки.

Справочно-информационные и рекламные тексты, поступающие в СМИ от справочных служб, рекламных агентств и частных лиц: метеосводки, рекламные статьи, рекламные клипы, рекламные блоки, частные объявления. Особый характер отношений СМИ и рекламодателей.

Проблемы, возникающие в редакторской деятельности журналиста.

Активизация участия журналистов в создании названных выше текстов как тенденция современной журналистики.

Тема 22. Конструирование и выпуск массовых информационных потоков

Круг дел журналиста, связанных с его непосредственным участием в конструировании и выпуске массовых информационных потоков «в свет» и «в эфир»:

– подбор материалов для ретрансляции;

– подготовка заявок на публикации и предложений по верстке;

– выступления при обсуждении текущих номеров и программ;

– дежурства по выпуску.

Зависимость круга обязанностей журналиста от канала трансляции массовых информационных потоков.

 

Основные понятия

- Информация

- Массовая информация

- Средства массовой информации

- Журналистское произведение

- Факт, ситуация, проблема

- Выразительные средства журналистики

- Способ журналистского творчества

- Метод журналистского творчества

- Жанр

- Новостная журналистика

- Комментарийная журналистика

- Проблемно-аналитическая журналистика

- Интерактивная журналистика

- Очерковая журналистика

- Просветительская журналистика

- Концепция издания

- Профессиональная этика журналиста

 

Лабораторный практикум не предусмотрен

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Литература

Основная

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Федотов М.А. Правовые основы журналистики: учебник для вузов. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы / сост. Ю.В. Казаков. – М.: Галерия, 2002.

Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. – М., 2000.

 

Дополнительная

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1999.

Барабаш Н. С., Болотова Л. Д., Гаспарян В. В. и др. Радиожурналистика: учебник / под ред. А. А. Шереля. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

Красноярова О.В. Структура журналистского текста. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002.

Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. – М.: РИП-Холдинг, 2002.

Лукина М.М. Технология интервью: учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2003.

Мельник Г.С., Теплячкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2004.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. – М.: Изд-во МГУ, 2002.

Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. – М., 1999.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М.: В. Новгород, 1996; СПб., 1999.

Тертычный А.А. Расследовательская журналистика: учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2002.

Шостак М.И. Оперативная журналистика. – М., 2000.

Шостак М.И. Жанры художественной публицистики. – М., 2000.

 

 

Тематика заданий по различным формам текущего контроля

 

Написание журналистских текстов:

3, 4 семестр - информационная заметка (2), интервью, зарисовка, отчет с пресс-конференции, статья; 5, 6 семестр – 3 жанра на выбор – беседа, аналитическая статья, фельетон, очерк, расследование, обзор.

Публикация в СМИ или отметка о том, что журналистский материал принят к публикации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.023 с.)