Раздел 1. Журналистское творчество как Профессиональная деятельность. Система профессиональных обязанностей журналиста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Журналистское творчество как Профессиональная деятельность. Система профессиональных обязанностей журналиста



Раздел 1. Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Система профессиональных обязанностей журналиста

Тема 1. Понятие о творчестве, о журналистском творчестве

Творческая сущность человека. Механизмы творчества. Критерии творчества. Творчество как высшая форма труда. Зарождение и развитие специализированных видов творчества.

Основные формы организации творческой деятельности в развитом обществе: любительство и профессионализм. Их общие и отличительные черты.

Журналистика как специализированная область творческой деятельности. Любительство и профессионализм в журналистике. Три ступени в развитии профессионала: обученность, умелость, мастерство.

 

Тема 2. Факторы, формирующие систему профессиональных обязанностей журналиста

Массовые информационные потоки общества как условие его оптимального функционирования. Типы информационных продуктов, составляющих массовые информационные потоки. Области творческой деятельности, создающие эти информационные продукты. Журналистика как организатор сотрудничества данных областей деятельности и «цех сборки» массовых информационных потоков.

Журналистское произведение в структуре массовых информационных потоков. Журналистика как область творческой деятельности, ориентированная на создание произведений для печати, радио и телевидения. Особенности производства массовых информационных потоков как совокупность факторов, определяющих соотношение индивидуального и коллективного начал в профессиональной деятельности журналиста, а также состав его профессиональных обязанностей.

 

Раздел 2. Журналистское произведение как особый вид текста

Тема 3. Идейно-тематические особенности журналистского произведения

Понятие темы журналистского произведения. Реальная конкретная ситуация и масштабная общественная проблема как компоненты темы. Уточнение понятий «факт», «ситуация», «проблема». Разновидности ситуаций, отражаемых журналистикой. Разновидности проблем, входящих в структуру темы журналистского произведения. Типы связи реальных конкретных ситуаций и масштабных проблем, «проблемные» и «непроблемные» журналистские материалы. Общее и особенное в тематическом решении материалов для периодической печати, радио и телевидения.

Понятие идеи журналистского произведения. Единство «опорной» и «рабочей» идей в журналистском произведении. Направляющий характер «рабочей» идеи. Принципиальные различия между «рабочей» идеей журналистского материала и средствами манипулятивного воздействия на адресата информации. Социальная опасность пренебрежения этими различиями в практике печатной и электронной прессы.

 

Тема 4. Структурно-композиционные особенности журналистского произведения

Понятие элементарных выразительных средств журналистики (ЭВС) – «строительного материала» для воплощения темы и идеи журналистского произведения, для выражения журналистской информации.

Фактологический ряд элементарных выразительных средств. Текущая реальная действительность как источник фактов. Механизм «превращения» фактов действительности в факты текста. Функции факта в тексте. Разновидности ЭВС фактологического ряда, используемых журналистикой. Профессиональные требования к фактологическому ряду журналистских произведений в печати, на радио и телевидении.

Культурологический ряд элементарных выразительных средств. Прошлый опыт человечества, зафиксированный в культуре в образной форме, как источник образных ЭВС данного ряда. Разновидности образных выразительных средств, их функции в журналистском произведении.

Установления общества, зафиксированные в культуре в логико-понятийной форме, как источник нормативных выразительных средств данного ряда. Основные разновидности нормативов, их функции в журналистском произведении.

Профессиональные требования к использованию образных и нормативных выразительных средств в материалах для печати, радио и телевидения.

Понятие о средствах организации журналистского произведения. Композиция и монтаж как средства организации, их функциональные различия. Журналистский образ как средство организации текста. Природа журналистского образа, его функции и механизм формирования в материалах для печати, радио и телевидения. Принципиальное отличие журналистского образа от ЭВС культурологического ряда.

 

Тема 5. Профессиональный анализ журналистского произведения

Место профессионального анализа текста в структуре деятельности журналиста. Методика анализа. Пути выявления основных характеристик произведения (его темы, идеи, структурно-композиционных особенностей). Оценка качества идейно-тематического и структурно-композиционного решений журналистского материала. Критерии оценки.

 

Раздел 3. Способ журналистского творчества

Тема 6. Общее понятие о способе журналистского творчества

Существующие научные традиции в употреблении понятий «метод деятельности» и «способ деятельности». Основания для их различения. Способ деятельности как совокупность ее особенностей, поддающихся освоению. Структура способа деятельности. Отличие способа творческой деятельности от способа репродуктивной деятельности.

Способ творческой деятельности журналиста – носитель ее специфики. Основные элементы способа творческой деятельности журналиста, доступные освоению. Условия для успешного освоения способа творческой деятельности журналиста.

 

Тема 7. Творческий акт журналиста: ход работы

Творческий акт журналиста – единство двух относительно самостоятельных стадий: стадии познавательной деятельности и стадии создания текста.

Импульс к творческому акту журналиста – новые сведения о действительности. Поиск исходных сведений. Действительность как система источников информации для журналиста. Типы источников информации: документ, предметно-вещественная среда, человек.

Основные разновидности познавательной деятельности в журналистике: ознакомление, исследование, расследование. Умение устанавливать факты и выявлять их связи – сердцевина любой из разновидностей журналистского познания. Основные операции процесса познания. Концепция изученной ситуации как результат познавательной стадии творческого акта.

Создание текста – завершающая стадия творческого акта. Основные операции этой стадии.

Влияние канала трансляции массовых информационных потоков на ход творческого акта журналиста. Устойчивое и изменчивое в структуре творческого акта. Новые тенденции, наметившиеся в организации творческого акта журналиста на современном этапе.

 

Тема 8. Методы и приемы журналистского творчества

Факторы, определяющие формирование системы методов журналистского творчества. Механизм формирования методов. Соотношение методов и приемов в практике современной отечественной журналистики.

Методы познавательной деятельности, традиционно используемые журналистикой для получения сведений: проработка документов, наблюдение, беседа. Практика использования в журналистике методов сбора данных, применяемых в конкретных социологических исследованиях.

Пути постижения журналистом сути происходящего: от здравого смысла – к применению научных знаний.

Методы предъявления информации, используемые для воплощения фактологического ряда ЭВС: констатация, репортажное и реконструктивное описание, репортажное и реконструктивное повествование, характеристика, рассуждение, типизация.

Методы предъявления информации, используемые для воплощения культурологического ряда ЭВС: цитирование, апелляция (ссылка), изложение, переосмысление, словесная инкрустация.

Значение принципа дополнительности в использовании методов журналистского творчества.

 

Раздел 4. Жанровые разновидности журналистского творчества

Тема 20. Планирование массовых информационных потоков как творческий процесс

Разработка концепции издания, канала, программы - основа планирования массовых информационных потоков, ориентированного на обеспечение их непрерывности и высокого качества. Суть планирования как творческой деятельности. Основные этапы планирования. Формы участия журналиста в этом процессе. Информационная база планирования. Предвидение, прогнозирование хода событий как инструмент планирования.

 

Основные понятия

- Информация

- Массовая информация

- Средства массовой информации

- Журналистское произведение

- Факт, ситуация, проблема

- Выразительные средства журналистики

- Способ журналистского творчества

- Метод журналистского творчества

- Жанр

- Новостная журналистика

- Комментарийная журналистика

- Проблемно-аналитическая журналистика

- Интерактивная журналистика

- Очерковая журналистика

- Просветительская журналистика

- Концепция издания

- Профессиональная этика журналиста

 

Литература

Основная

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» // Федотов М.А. Правовые основы журналистики: учебник для вузов. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

Кодекс профессиональной этики российского журналиста // Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы / сост. Ю.В. Казаков. – М.: Галерия, 2002.

Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2004.

Основы творческой деятельности журналиста: учебник для вузов / ред.-сост. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000.

Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. – М., 2000.

 

Дополнительная

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста: учеб. пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1999.

Барабаш Н. С., Болотова Л. Д., Гаспарян В. В. и др. Радиожурналистика: учебник / под ред. А. А. Шереля. – М.: Изд-во МГУ, 2000.

Красноярова О.В. Структура журналистского текста. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002.

Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: критерии профессионализма. – М.: РИП-Холдинг, 2002.

Лукина М.М. Технология интервью: учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2003.

Мельник Г.С., Теплячкина А.Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб.: Питер, 2004.

Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. – М.: Изд-во МГУ, 2002.

Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн. – М., 1999.

Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М.: В. Новгород, 1996; СПб., 1999.

Тертычный А.А. Расследовательская журналистика: учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-Пресс, 2002.

Шостак М.И. Оперативная журналистика. – М., 2000.

Шостак М.И. Жанры художественной публицистики. – М., 2000.

 

 

Тематика заданий по различным формам текущего контроля

 

Написание журналистских текстов:

3, 4 семестр - информационная заметка (2), интервью, зарисовка, отчет с пресс-конференции, статья; 5, 6 семестр – 3 жанра на выбор – беседа, аналитическая статья, фельетон, очерк, расследование, обзор.

Публикация в СМИ или отметка о том, что журналистский материал принят к публикации.

 

Вопросы к зачету (экзамену) по всему курсу

 

1. Внимательно прочитайте предложенный журналистский материал. Проанализируйте его тематическое решение. Мотивируйте свою оценку качества разработки темы.

2. Предложите тему материала для издания, в котором вы бы хотели сотрудничать. Докажите целесообразность вашего предложения. Составьте план подготовки этого материала.

3. Внимательно прочитайте предложенный материал. Придумайте заголовок к нему. Объясните, к какому типу заголовков он относится. Какие еще существуют типы заголовков? К каким жанрам тяготеет тот или иной тип?

4. Для подготовки материала о реформе школьного образования вам предстоит беседа с одним из директоров средней школы. Каков план ваших действий? Объясните, при каких условиях беседа будет продуктивной.

5. Вы работаете над репортажем о ходе экзаменационной сессии в МГГУ. Подготовьте фрагмент этого текста, применив наиболее подходящие для вас методы предъявления фактов, образов и нормативов. Объясните, чем вызван ваш выбор методов.

6. Сформулируйте определения понятий «социальная информация», «массовая информация», «массовые информационные потоки». Опишите отличительные особенности реалий, стоящих за этими понятиями.

7. Что собой представляют массовые информационные потоки? Охарактеризуйте все группы текстов, составляющих эти потоки, и каналы их распространения.

8. Опишите состав профессиональных обязанностей журналиста. Нарисуйте схему.

9. Проанализируйте любой журналистский текст с точки зрения темы, идеи, особенностей его структурно-композиционного решения.

10. Охарактеризуйте основные параметры и критерии оценки профессионального анализа журналистского текста.

11. Внимательно прочитайте один из журналистских материалов, опубликованных в газете или журнале, и сделайте его полный профессиональный анализ.

12. Внимательно прочитайте один из журналистских материалов, опубликованных в газете или журнале. Проследите ход познавательной деятельности автора, выявите источники информации. Мотивируйте свое заключение.

13. Прочитайте один из журналистских материалов. Определите, какими методами могла быть получена используемая автором информация.

14. Предложите тему материала, который вы хотели бы подготовить для определенного средства массовой информации. Разработайте план подготовки материала, указав предполагаемые источники информации и методы познавательной деятельности.

 

Оценка ответа складывается из двух составляющих: определяется не только уровень освоения теоретического материала, но и умение его применить при решении практической задачи.

 

 

Раздел 1. Журналистское творчество как профессиональная деятельность. Система профессиональных обязанностей журналиста



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 969; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.037 с.)