Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пресса как элемент системы сми России.Содержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Как известно, нет правил без исключений. Из столичных СМИ наиболее близко к понятию подлинной независимости подошло частное информационное агентство “Интерфакс” (владелец и президент Михаил Комиссар), составляющее успешную конкуренцию такому государственному гиганту, как ИТАР-ТАСС. Оно создавалось, строило свою политику и развивалось как агентство, жестко ориентированное на получение прибыли от продажи информации. Однако, при видимом благополучии и ежегодном росте числа корпунктов и представительств в России и странах СНГ, “Интерфакс”, тем не менее, связывается многими источниками с финансовыми и коммерческими структурами, близкими к администрации президента.Таким образом, на сегодня в традиционно более важном и влиятельном — так называемом “центральном” информационном поле, кроме государственного блока СМИ (газета “Российская Федерация”, еженедельный журнал “Российская Федерация сегодня”, “Парламентская газета”, холдинг “Российское телевидение и радио” (РТР), 51 процент акций Общественного российского телевидения (ОРТ— 1-й канал), проводное радио “Маяк”, радио “Голос России”, вещающее на зарубежные страны), — сложилось несколько весьма влиятельных негосударственных, частных групп СМИ.
Региональные СМИ Ситуация в региональных СМИ почти в деталях копирует ситуацию со СМИ центральными, хотя, безусловно, содержит ряд региональных особенностей.В силу того, что условия выживания СМИ в провинции были неизмеримо более жесткими, чем в центре, их зависимость от “дотаций” сильнее, а возможности избавиться от нее в обозримом будущем более эфемерны. Поскольку в провинциях и финансовый, и промышленный, и торговый капитал более зависимы от официальных властей, в первую очередь от губернаторов и глав автономных республик, то в большинстве случаев СМИ получают финансовую подпитку именно от власти. Очень распространена смешанная форма владения СМИ по схеме: частный капитал + администрация, выступающие в качестве соучредителей. Из-за постоянно ухудшающегося экономического положения населения в регионах центральные издания потеряли свое былое влияние там, дороговизна подписки вызвала резкое сокращение их тиражей. Существуют примеры, когда в целых областях с населением в несколько миллионов человек некогда весьма популярная “Комсомольская правда” выписывается в количестве 600 — 1000 экземпляров. Кроме того, в силу своей крайней политизированности и удаленности проблематики от интересов провинциальной аудитории, центральные СМИ утратили ее доверие и былой авторитет “защитника из Москвы”, когда выступление центральных СМИ в защиту читателя или зрителя означало, как правило, решение проблемы. Все это привело к необыкновенному росту влияния на аудиторию местных СМИ, в особенности печатных. Именно исходя из данного феномена, локальные администрации и стараются подчинить себе как можно больше СМИ — четырехлетний электоральный цикл диктует свои правила, особенно если учитывать выборность многих властных должностей муниципального, районного, областного уровня. Формирование рынка молодежных изданий активно идет в России последние десять лет.Подростковая и молодежная пресса – это сформировавшийся элемент общей системы массовой коммуникации. Она «призвана приобщать подрастающее поколение к интеллектуальному и духовному потенциалу общества, являться важным каналом передачи информации от старшего поколения к младшему и одновременно средством коммуникации, позволяющим общаться друг с другом» В большом количестве появляется специальная пресса для молодежи, рассчитанная на определенный возрастной круг людей. Среди изданий “Я-молодой!”, “16”, “Штучка”, “Все звезды”, “Хакер”, “Студенческий меридиан”, “Ровесники”, “Cool» и «Coolgirl», «Ом», «Птюч», «Молоток», «Карьера», «Лодки причалов», «Бачок», «Башня», «Твой» и многие другие. Кроме того, существует множество молодежных изданий и приложений к областным газетам (Например, «Vivavita!» рязанского клуба начинающих журналистов или «Тусовка» при «Далматовском вестнике»).Из всех перечисленных журналов, существующих сейчас, только два пришли, изменившись, из времен СССР – “Студенческий меридиан” и “Ровесники”, остальные возникли уже в 1990-х годах. К концу 90-х гг. XX в. сформировалась новая структура радиовещания, возник широкий спектр разных по типам радиостанций. Наряду с государственным радиовещанием стремительно развиваются коммерческие, частные и другие станции. Их появление привело к качественно новой ситуации в радиоэфире. Становление в кратчайшие исторические сроки (6–7 лет) негосударственного радио означало конец государственной монополии на радиовещание и появление рынка электронных масс-медиа. В целом сегодня, по данным Федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, входящей в Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, в стране действуют 1419 вещательных организаций, из них — 292 государственныеВесьма небольшая группа радиостанций принадлежит некоммерческим и другим организациям. И, наконец, мощный, постоянно укрепляющий свои позиции в эфире, несмотря на кризис, финансовые трудности, жесткую конкурентную борьбу, сектор коммерческих и частных радиостанций. Негосударственное вещание развивается бурно, осваивая в первую очередь наиболее перспективный УКВ-РМ-диапазон. Если в 1990 г. в Москве, например, функционировали всего три негосударственные станции, то в 1991 г. их стало 10, а в 1993 – 20[4], при этом ряд станций исчез из эфира («Алла», SNC – радиостанция известного музыканта Стаса Намина, «Престиж радио» и др.), в то же время появились новые. Вначале, на рубеже 80–90-х гг., стал заполняться диапазон УКВ (отечественный стандарт), поскольку отечественная аудиотехника была рассчитана на его прием. Но по мере насыщения российского рынка западной и японской техникой начал уверенно осваиваться FM-диапазон, причем наиболее успешные станции («Русское радио», «Европа плюс», «Максимум», «Авторадио», «Эхо Москвы») обладают частотами в обоих диапазонах. На первом этапе развития радиорынка в создании станций участвовали зарубежные, главным образом французские и американские предприниматели. Однако доля их участия в общенациональном масштабе невелика. Было создано сразу три российско-французских станции: «Европа плюс», «Ностальжи», «М-радио». Из них первенство, бесспорно, принадлежит «Европе плюс», которая сумела профессионально удовлетворить запросы аудитории. Одной из первых в отечественном эфире появилась и российско-американская станция «Максимум». Весьма популярное «Радио 7. На семи холмах» – также российско-американский проект. С помощью американских и иных капиталовложений создаются некоторые местные коммерческие станции, например «Радио Модерн» (Санкт-Петербург), «Балтик+» (Калининград). В Москве сейчас работает более 30 негосударственных станций, из них 23 – в УКВ-FM-диапазоне, в Санкт-Петербурге насчитывается 11 коммерческих станций. В начале 90-х гг. коммерческие вещатели почти единодушно говорили об отсутствии конкуренции и взаимодополняемости станций. Однако к концу десятилетия радиорынок оказался радикально поделенным, и конкуренция стала остро ощущаться практически всеми станциями – и государственными, и негосударственными. Резко обострилась конкурентная борьба за частоты, за качество звучания (а это связано с проблемой технического оснащения – с переходом на цифровую аппаратуру, компьютерным сбором информации и компьютерным монтажом, спутниковой связью и спутниковым вещанием и т.д.), за рекламу, за доступ к информации и максимально оперативную передачу ее в эфир, борьба за слушателя, рейтинг станции и др. Одно из важнейших явлений в сфере коммерческого вещания – образование мощных вещательных корпораций. В мультимедийный холдинг «Медиа-Мост» В. Гусинского наряду с НТВ, НТВ плюс, НТВ Кино, НТВ Профит, НТВ Дизайн, телесетью ТНТ, Бонум – частным спутником цифрового вещания, Бонум-1 – одним из крупнейших в стране операторов спутниковой связи, Издательским Домом «7 дней» и различными печатными изданиями входят популярные радиостанции «Эхо Москвы» и РДВ. Таким образом, сложился полноценный издательско-телерадиоконцерн, в рамках которого проводятся единая информационная политика, совместные мультимедийные акции. Сформировалась также «империя СМИ» Б. Березовского, объединяющая пакеты акций ОРТ, ТВ-6, радиостанцию «Наше радио», ряд газет и журналов, Издательский Дом «Коммерсантъ». Идет процесс создания своеобразных радиовещательных империй – сетевых музыкальных и музыкально-информационных станций «Европа плюс», «Русское радио», «Ностальжи» и др., выходящих в FM-диапазоне в Москве и через спутники на другие города России, ближнего и дальнего зарубежья. Ряд станций имеет дочерние предприятия, например недавно зазвучавшие станции «Монте-Карло», «Динамит» – проект «Русского радио». Коммерческие станции в регионах можно разделить на два типа. На региональном уровне работают: Ø Франчайзинговые (от англ, franchise – привилегия) коммерческие сетевые FM-станции – ретрансляторы московских, реже петербургских станций, которые платят за прием программ головной сетевой станции со спутника и дают в эфир от 1,5 до 6 часов передач местного производства. Например, в Екатеринбурге существует пять станций, транслирующих московские музыкальные коммерческие станции и информационную, общественно-политическую и развлекательную радиостанцию «Эхо Москвы». Отношения таких региональных филиалов с ведущими вещателями различны. «Европа плюс», например, проводит жесткую программную политику, требуя соответствия местных передач своим по стилю, манере подачи материала, жанровым и другим характеристикам. Более либеральной позиции придерживается «Русское радио». Ø Местные коммерческие FM-станции, имеющиеся во всех крупных городах (от 4 до 6 станций, иногда более). Так, например, в Екатеринбурге работают четыре местные коммерческие станции. Стартовав с небольшим капиталом, с минимальной техникой, многие из региональных станций прочно обосновались в радиоэфире, расширили свои возможности, укрепили связи с аудиторией. Ø В некоторых крупных промышленных городах России также создаются частные медиа-холдинги. Например, в Ростове-на-Дону – телерадиокомпания «Пульс», в Екатеринбурге – компания Игоря Мишина (два телеканала, две радиостанции, три газеты и рекламная группа), вошедшая в «Медиа-Мост». По охвату аудитории как государственные, так и негосударственные каналы можно классифицировать следующим образом: Ø Общенациональные или центральные радиостанции, программы которых принимает и слушает население всей страны или большая его часть. К ним относятся: · государственные радиостанции: «Радио России», вещающее по первому каналу проводного вещания и общенациональной сети, занимает 1-е место по охвату аудитории (по данным Национального института социально-психологических исследований (НИСПИ)), его слушают 41% мужчин и 49% женщин; «Маяк», чьи передачи идут по второму каналу проводного вещания и общенациональной радиосети, занимает 3-е место по охвату аудитории – 26% мужчин и 25% женщин. · коммерческие каналы: «Русское радио», программы которого слушают 29% мужчин и 25% женщин, прочно занимает 2-е место, а на 4-м месте – передачи радиостанции «Европа плюс» – к ним обращаются 25% мужчин и 21% женщин. Таким образом, чаще других станций россияне слушают «Радио России». Его основные респонденты – люди старших возрастных групп, с невысоким уровнем образования, пенсионеры. Радиостанцию «Маяк» слушают люди среднего и пожилого возраста, со средним уровнем образования, проживающие в сравнительно небольших городах. К «Русскому радио» и «Европе плюс» обращаются чаще всего молодые, высокообразованные люди, студенты, а также респонденты со сравнительно высоким уровнем дохода, предприниматели, домохозяйки. Кризис 1998–1999 гг. отразился на отечественном вещании – как на государственном, так и на разветвленном негосударственном. Далеко не все станции устояли в борьбе с финансовыми трудностями, конкурентами. За это время перестали существовать «Радио Арт», «Радио 101», после многократных смен учредителей радиостанция «Рокс» имеет одну из наименьших в FM-диапазоне аудиторию. Информационно-музыкальное радио «Престиж», купленное Издательским домом «Коммерсантъ», было закрыто, и на его частоте появилось «Наше радио», вошедшее в «информационную империю» Б. Березовского. Радио-1 сначала было приобретено известным певцом и бизнесменом И. Кобзоном, а сейчас спонсируется фондом Горбачева. Прекратила вещание радиостанция «Спорт». Ее частоту в FM-диапазоне получил по конкурсу «Маяк». Многие коммерческие станции сократили объемы вещания, перешли на музыкально-информационный формат, отказавшись от более сложных, трудоемких и затратных программ.И все же развитие радиовещания в стране не остановилось. Радио по-прежнему играет важнейшую, а подчас и ключевую роль в системе средств массовой информации страны. Ведь исторически радио было и остается главным источником информации, особенно в регионах России. Поэтому оно выполняет важнейшую интегрирующую функцию. Социологические исследования показывают, что 89% жителей областных центров России слушают радио. Причем 77% опрошенных удовлетворены работой радиовещания. В среднем время прослушивания радиопередач в будние дни составляет 2 часа 42 минуты, а в выходные – 2 часа 36 минут. Радио слушают дома, в автомобиле, на дачном участке. Большинство (33,7%) опрошенных радиослушателей, проживающих в областных городах Центра России, слушают УКВ-FМ-диапазон, 25,3% предпочитают средние волны. В столице FM-частоты пользуются большей популярностью, чем в Центре России[11]. Анализ структуры современного отечественного радиовещания позволяет выделить ряд важных тенденций в его развитии. Ø Сформировался стабильный интерес аудитории к радиопрограммам и радиовещанию в условиях широкого выбора каналов. Ø Определилась и консолидировалась аудитория различных станций. Ø Специализация каналов, поиск своей вещательной ниши, своего формата программ, своей аудитории – важные направления развития вещания. Ø Новый импульс получило развитие информационного радиовещания, возросла его оперативность, достоверность, динамичность благодаря использованию постоянно расширяющегося спектра источников информации, новейших технологий. Ø Продолжают развиваться разговорные программы типа шоу. Ø Особенно заметен дрейф радиовещания в сторону развлекательных, игровых программ, что в значительной степени объясняется не только стремлением привлечь аудиторию, но и конкурентной борьбой с телевидением. Ø Главное действующее лицо современного радиовещания – ведущий (ди-джей, журналист, шоумен), поэтому так важны его профессиональные качества, индивидуальность. Ø Прямой эфир и как его следствие – интерактивность радиовещательных программ стали повседневной вещательной практикой. Радиослушатель не только активен в выборе канала, он непосредственно включается в процесс создания передачи как его участник. Ø Изменилось и программирование, его формы разнообразны: от четкого планирования сетки вещания до свободного программного потока. Ø Жесткое форматное программирование заключается в верстке плей-листов и позволяет добиваться более строгой специализации коммерческой станции, гарантирует защиту от размывания формата, помогает удерживать аудиторию. В новый век отечественное радио входит как сложившаяся система общенациональных (федеральных), региональных и местных каналов, различающихся по охвату аудитории, типам собственности, направленности и форматам вещания, популярности у слушателей. Вместе с тем радиовещание продолжает развиваться в условиях жесткой конкурентной борьбы, коммерциализации и криминализации рынка СМИ, в том числе и электронных, столкновения профессиональных, экономических и политических интересов.
XX столетие называют веком автомобиля, компьютеров, расщепления атомного ядра, освоения космического пространства. Все это верно, как безусловно верно и то, что XX столетие – век телевидения. В сущности ни одно из многочисленных достижений научно-технической революции не вошло столь быстро в быт всего человечества и не оказало на его развитие столь коренного и всеобъемлющего влияния, как это произошло с телевизионным вещанием – самым массовым, а следовательно, изначально самым демократичным средством информации. Будучи одним из наиболее совершенных на сегодняшний день средств отражения реальной действительности, жизни общества во всех ее проявлениях, телевидение в то же время представляет собой богатейший источник информации, удобный инструмент изучения общества, его развития. ТВ одновременно и отражает животрепещущие проблемы современности, и оказывает существенное влияние на возникновение определенных потребностей у тех или иных слоев общества. Независимо от технической и организационной базы реализации вещательной деятельности любой действующий или вновь создаваемый телеканал будет непременно обладать одним или несколькими указанными типологическими признаками. Однако сегодняшние функции телеэкрана не ограничиваются возможностями вещания. Телеэкран становится все более полифункциональным. По крайней мере три его функции общеизвестны: телевизор, видеотелефон и дисплей компьютера. Собственно телевидение включает в себя следующие разновидности: Ø антенное (традиционное, классическое, трансляционное) телевизионное вещание; Ø спутниковое (непосредственное, глобальное, всемирное) телевидение (мировидение); Ø кабельное (абонентское) телевидение; Ø кассетное (видеотечное) телевидение – видеодиски (лазеровидение); Ø титровое телевидение – видеотекс, телетекст.
Единственной средой бытования и формой существования традиционного антенного телевещания является телевизионная программа, характеризуемая прежде всего необратимым временным фактором. В любом случае очевидно, что до тех пор, пока спутниковое телевидение не станет столь же привычным, как и антенное, организаторам этой формы вещания следует учитывать ожидания телеаудитории, ее потребности в хроникальной и культурной информации мирового значения. Спутниковое телевидение стало престижным и модным не только в Западной Европе и Америке. В бывших социалистических странах и в бывших советских республиках сегодня наблюдается откровенный «бум» спутникового ТВ. В качестве примера можно привести сеть спутниковой связи «Ямал», созданной в 1992 г. открытым акционерным обществом «Газпром», в которое, кроме газодобывающих гигантов Тюмени, Надыма, Уренгоя и Ямбурга, вошла ракетно-космическая корпорация «Энергия» им. С.П. Королева. В настоящее время система «Ямал» использует геостационарный космический аппарат «Горизонт», дающий возможность распространения от одной до четырех телевизионных программ в одном стволе спутникового ретранслятора. В системе используется цифровое кодирование и уплотнение телевизионных сигналов с высокой степенью сжатия. Для наших соотечественников за рубежом в Западной Европе и Израиле русскоязычное вещание осуществляет «HTB-International». Все большее распространение в мире получает так называемое компьютеровидение – своеобразный кентавр с телеэкраном вместо головы и ЭВМ вместо туловища. Сейчас трудно сказать, что более повлияет на внутренний мир нынешнего подрастающего поколения – школьное образование, учебно-просветительские программы ТВ (и антенного, и спутникового, и кассетного вместе взятых) или видеоигры – один из наиболее перспективных разделов компьютеровидения. Но в электронные игры включаются не только дети. Специальные программы научат управлять автомобилем и самолетом, атомной электростанцией и транснациональной компанией, почувствовать себя в кресле президента или главнокомандующего. Симбиоз телеэкрана с ЭВМ последнего поколения позволяет синтезировать трехмерные изображения, создающие невиданные ранее возможности для «бизнес-график» – машинного проектирования, особенно промышленного дизайна. Специалисты называют эту новую функцию телеэкрана инфографией. Компьютерная графика уже сегодня заняла заметное место в оформлении телепередач. Это реальный путь к стереотелевидению. К телевизионным новинкам следует отнести также телетекст, видеотекс, телефаксимиле, другие системы персонального информирования потребителей. Все это так называемое титровое телевидение. Видеотекс – принятое во многих странах мира обозначение для интерактивных служб – систем передачи информации по проводам телефонной сети. Не следует путать его с термином «видеотекст», означающим способ передачи текстовой и графической информации через эфир, по каналам телевидения, параллельно с обычными вещательными программами. Этот способ во всем мире именуется «телетекстом». Получение печатной копии с телевизионного изображения называется репрографией. Интерактивные мультимедиа – одно из наиболее перспективных направлений в развитии ТВ. Недалек тот день, когда можно будет «дозировать» объем сцен насилия и непристойностей на экране своего телеприемника. Компания «VideoFreedom» из Сан-Диего считает, что при помощи новых технологий телезритель сможет легко и просто контролировать содержание любой программы. Специальная система способна отобрать шокирующий материал по четырем категориям: секс и нудизм, насилие, ненормативная лексика. Телезрителю предоставляется возможность убрать нежелательные фрагменты в рамках этих четырех категорий. Это последнее чудо телевизионной техники, находящееся в стадии эксперимента, сослужит хорошую службу тем, кто критически относится к отдельным телепрограммам. Современное развитие телевидения идет по пути все большей массовизации производства и индивидуализации потребления. Несомненно, учет специфики и возможностей каждого СМК, каждого вида тележурналистики, а также потребностей аудитории, которые она идентифицирует именно с данной функцией телеэкрана, – перспективный путь организации деятельности и планирования системы информации, распространяемой аудиовизуальными средствами
6. Интернет как элемент системы СМИ России. Потребность в информации, качественной и своевременной, стала всё больше ощущаться в конце XX века. Развитие средств связи по цепочке «станок Гуттенберга-телеграф-телефон-факс-интернет» предопределило глобальные, интеграционные процессы в современном обществе. Сейчас, в начале XXI века, стало модно говорить, что экономически развитые страны уже перешли в постиндустриальное общество, где основной производительной силой являются информация и знания. У этой концепции очень много сторонников и противников, но утверждать можно только одно – современный мир меняется, сегодня он находится в непрерывной трансформации. Очевидно, что во многом причиной этих изменений является бурное развитие информационных технологий. Рост числа пользователей Интернета стал основной причиной этого развития. За почти 20 лет своего существования он успел охватить около четверти населения земли. С момента своего возникновения концепция информационного общества грешила своей неопределённостью. Особого внимания в этой связи заслуживает предложенная М. Кастельсом идея сетевого общества, осмысляющая взаимодействия ИКТ и трансформации общественных структур. Приложенная к России, концепция вносит ясность во многие вопросы и проблемы, касающиеся современной российской действительности. Например, она оказывается очень полезной при рассмотрении противостояния процессов централизации (элементы надзора и контроля государственных структур, обусловленные размером, экономической неравномерностью, многонациональностью российского общества) и децентрализации, вызванной влиянием на российскую действительность НТР и философии постмодернизма. Сетевое общество, понимаемое как интерактивное взаимодействие социальных и экономических групп – кластеров, в новой телекоммуникационной среде позволяет переосмыслить роль традиционных центров силы и власти. Исходя из вышесказанного, можно предположить, что глобальные процессы развития человечества были предопределены – это совершенно естественный процесс развития человеческого общества, к которому привели многочисленные научные открытия и НТР. Было бы крайне неразумно предполагать, что глобализация – процесс, насаждающийся людям кем-то в своих корыстных коммерческих и политических целях.
Типология – вычленение в группы предметов самых характерных общих признаков и создание на основе этих общих признаков какого-то типа или модели.В журналистике выделяют 5 характерных типологических признаков, по которым можно охарактеризовать любое СМИ. -по характеру аудитории;-по предметно-тематической направленности,-по целевому назначению,-по времени выхода,-по периодичности 1. По характеру аудитории общероссийские (аудитория – вся страна) межрегиональные (охват – несколько регионов) международные (“Cosmopolitan”) этнических общностей (“Женщины Дагестана”) территориальных общностей (краевые, областные, районные СМИ) СМИ для профессиональных групп (“Главбух”, “Журналист”) СМИ для различных социальных групп СМИ для различных возрастных групп СМИ для женщин и мужчин СМИ для родителей СМИ для малых групп населения (землячество, семья) СМИ для различных групп верующих СМИ для групп населения, выделяющихся по другим признакам 2. По предметно-тематической направленности Большинство СМИ (газеты, журналы, теле- и радиопередачи) – универсальнотематические (представлены разные темы). Специализированные газеты и журналы имют свою градацию по предметно-тематической направленности: Экономические,-экологические,-по промышленности и строительству,-по транспорту по сельскому хозяйству,-по вопросам физкультуры и спорта,по вопросам культуры, литературы и искусства,-медицинские Специализированные по тематике журналы делятся на: политические и социально-экономические,-технические,-по сельскому хозяйству, -медицинские,по физкультуре и спорту,-журналы для лиц, имеющих какое-либо хобби 3. По целевому назначению По целевому назначению все издания делятся в соответствии с теми функциями, которые они осуществляют. *публичистические (публицистика – духовно-практическая деятельность людей, результатом которой является текст, рассматривающий самые актуальные проблемы современности) – “Коммерсантъ”, “АиФ”, “КП”. *литературные издания – “Новый мир”, “Знамя”, “Литературная Москва”, “Литературная газета”. *Художественные *художественно-публицистические *литературно-художественные культурно-просветительские *развлекательные *учебные, образовательные *методические, *учебно-методические,*научные,*научно-популярные,*научно-практические,*научно-производственные,*рекламные,*информационные 4. По времени выхода Теле- и радиопрограммы всегда фиксируются с точностью до минуты. Утренние газеты должны доставляться до 11 часов, вечерние – в 18 часов. 5. По периодичности Ежедневные…………еженедельные………ежемесячные…выходящие по мере накопления материалов (в основном это альмонахи) 9. Типология сетевых СМИ. Подход к классификации сетевых СМИ, так же, как и СМИ печатных, может быть различным. По сути, готовой парадигмы для типологизации даже печатных изданий фактически не существует. Принципы и критерии определения дефиниций классов, родов и видов изданий, применявшиеся к печатным изданиям советского периода, не могут быть в чистом виде отнесены к современной ситуации и требуют детальной переработки.Другая модель типологизации, применяемая к так называемой “буржуазной прессе”, в большей степени соответствует тому рынку средств массовой информации, который сложился в настоящее время в России. Однако в силу определенных политических, экономических и социальных традиций, российская периодическая печать не полностью укладывается в рамки этой типологии. Именно по этой причине многие современные исследователи российской журналистики сейчас занимаются созданием актуальной и исчерпывающей системы типологизации, которая соответствовала бы научным требованиям и отражала сложившуюся ситуацию. Что же касается типологии сетевых изданий, то этот вопрос по праву можно считать еще более сложным, нежели типология изданий печатных, по той простой причине, что если рынок печатных СМИ в нашей стране уже фактически сформировался, то сетевые СМИ еще находятся на этапе становления и самоопределения, что диктует рынку сетевых изданий известную нестабильность, изменчивость и неопределенность, которые усугубляются в том числе и таким фактором, как отсутствие четких юридических норм, регулирующих взаимоотношения различного уровня в сетевом пространстве. Так, например, для создания отчетливой типологии необходимо иметь сформулированное на законодательном уровне определение сетевого СМИ и четко прописанные нормы его регистрации, распространения, контроля и т.д. Кроме того, специфические качества сетевых СМИ не позволяют типологизировать их по тем признакам и критериям, которые традиционно применяются в типологизации печатной прессы. Тем не менее, количество сетевых изданий в русскоязычном сегменте Интернета настолько велико, а деятельность их настолько масштабна и разнообразна, что это позволяет выявить некоторые закономерности и определенным образом классифицировать эти издания с точки зрения формы, содержания, доступности и прочих критериев. Прежде всего, издания, представленные в Сети, можно разделить на две основных категории: это электронные версии печатных изданий и собственно сетевые СМИ. Электронная версия может представлять собой фактическую копию печатного издания и обновляться по мере выхода каждого нового печатного номера, а может сохранять лишь название и тематическую направленность печатного издания, но быть при этом самостоятельным средством массовой информации. Сетевые СМИ — это те издания, которые не имеют печатной версии и выходят только в Сети. В данном случае следует говорить не об отдельном типе, а о совокупности всех изданий различных типов и видов, представленных в русскоязычном сегменте Интернета. Итак, все средства массовой информации, не имеющие печатной версии и распространяющиеся только в Интернете, могут подразделяться по следующим принципам: 1) по степени профессиональности — на профессиональные и любительские. Профессиональные — те издания, в которых в качестве создателей выступают профессиональные журналисты, редактора, издатели и другие специалисты в сфере массовой информации. Любительские — созданные теми, кто не имеет специального образования и не является специалистом в сфере массовой информации. Несмотря на четко выраженное лексическое значение и исторически определенное смысловое наполнение данных дефиниций, принадлежность к тому или иному типу отнюдь не определяет бесспорно качество и уровень издания. Необходимо отметить, что вышеуказанные дефиниции носят не оценочный, а исключительно номинативный характер.
2) по доступности для читателей — на общедоступные издания и издания с ограниченным доступом. Большинство изданий в Сети обеспечивают неограниченный доступ к информации, предназначенной для аудитории. Однако есть также некоторые СМИ, которые по тем или иным причинам обеспечивают доступ к своим информационным ресурсам лишь для ограниченного числа зарегистрированных пользователей. Обычно это связано с особым характером, ценностью и эксклюзивностью информации, особыми условиями ее распространения (на коммерческой основе), а также с необходимость защиты авторского права. 3) по характеру аудитории — на общие и специализированные. Данная дефиниция полностью совпадает с соответствующим критерием типологизации печатной прессы и не соответствует определению, данному в Законе “О средствах массовой информации”. Вышеупомянутый Закон трактует понятие специализированного СМИ следующим образом: “под специализированным средством массовой информации понимается такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила”. В практическом же смысле, при определении характера издания, под термином “специализированное” подразумевается издание для отдельного сегмента аудитории, выделяющегося по определенному признаку, например, по профессиональной принадлежности. 4) по характеру публикуемой информации — на новостные, информационные, аналитические и смешанные. Печатные СМИ, в зависимости от их основных качественных и функциональных характеристик, принято делить на две в феноменологическом отношении достаточно отчетливые, хотя зачастую диалектически соприкасающиеся и даже взаимопроникающие группы — аналитическую прессу, или прессу мнений (условно — элитарную), и информационную прессу, или популярную (условно — массовую). Однако к сетевым СМИ подобное деление, вероятно, неприменимо в силу того, что в Интернете информация и, в частности, новости, обретают особый статус, создавая качественно новые издания и целые типы изданий, такие, например, как новостные ленты и т.д. и т.п. 5) по частоте обновления — на регулярно обновляемые, нерегулярно обновляемые и обновляемые по мере поступления информации. Регулярно обновляемые — такие СМИ, у которых четко указан период обновления (в данном случае можно также говорить об установленной периодичности издания — по аналогии с печатными СМИ). Обычно это издания общего спроса или специализированные издания, организованные в форме рассылки. Нерегулярно обновляемые СМИ — это издания, не имеющие строгой “периодичности”. Такие издания обновляются обычно по мере необходимости, которую определяет сам владелец издания. Следует также выделять отдельные вид сетевых изданий — обновляемые по мере поступления информации. Наглядным примером таких изданий служат вышеупомянутые ленты новостей — они могут обновляться с периодичностью от нескольких минут до нескольких часов. 6) по методу распространения информации и форме организации — на сайты (веб-ресурс), рассылки (рассылаемые по электронной почте) и смешанные издания. Сайты — сетевые средства массовой информации, организованные в форме веб-странички, доступной для пользователя при помощи определенного браузера. Для “чтения” такой прессы пользователь должен зайти на сайт издания и, ориентируясь с помощью предложенной системы навигации, найти интересующую его информацию. Рассылка — метод распространения информации, заключающийся в “доставке” сетевой прессы на электронный почтовый ящик адресата; совокупность информации, доставляемой на электронный адрес пользователя. Кроме того, наиболее расп
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.200.121 (0.015 с.) |