ТОП 10:

Тема 8. Становление и развитие системы государственного управления в РФ.



Распад СССР. Становление российской государственности в 1991-1993гг. Система органов государственного управления по Конституции РФ 1993г.: государственный строй, федеральное управление, региональное управление, местное самоуправление.

 

Контроль результатов изучения дисциплины

Список вопросов для подготовки к экзамену.

  1. Государство и его функции.
  2. Формы государственного правления и государственного устройства.
  3. Государственного управление: понятие, уровни.
  4. Историческая преемственность государственного управления в России.
  5. Государственное управление в Древней Руси (IX-XIIвв.).
  6. Особенности государственного управления в период политической раздробленности (XII-XIIIвв.)
  7. Модели государственного управления на Руси в XIII-XIVвв.: Новгородская, Галицко-волынская, Владимиро-суздальская.
  8. Эволюция местного управления на Руси в IX-XIVвв.
  9. Система государственного управления Московской Руси в XV-XIVвв.
  10. Характеристика высшего государственного управления в XVIIв.
  11. Органы центрального государственного управления России в XVIIв : их виды, структура, функции.
  12. Эволюция местного государственного управления России в XVI-XVIIвв.
  13. Элементы местного самоуправления в Московском государстве.
  14. «Государева служба» в Московской Руси.
  15. Управление национальными территориями в Московском государстве.
  16. Модернизация государственного управления в первой четверти XVIIIв.: идеология, причины, методы.
  17. Эволюция органов высшего государственного управления России в XVIII в., причины.
  18. Центральные органы государственного управления в XVIII в.: их структура, функции.
  19. Административно-территориальные реформы в России XVIIIв.
  20. Реформы местного управления во второй половине XVIII в.
  21. Местное самоуправление в России в XVIIIв., основные характеристики.
  22. Общая характеристика системы государственного управления России в XIXв.
  23. Характеристика органов высшего государственного управления России в XIXв.
  24. Реформирование центрального государственного управления в нач. XIXв.
  25. Эволюция местного государственного управления в России в XVIII-XIXвв.
  26. Органы самоуправления во второй пол. XIXв.
  27. Государственная служба России в XVIII-XIX вв.
  28. Управление национальными территориями Российской империи.
  29. Система государственного управления в период конституционной монархии.
  30. Особенности государственного управления в период буржуазной революции.
  31. Становление советской власти в России.
  32. Конституция РСФСР 1918г.
  33. Высшие органы государственной власти в 1918-1922гг.:состав, функции.
  34. Чрезвычайные органы государственного управления в 1918-1922гг.
  35. Национальная политика в Советском государстве.
  36. Центральные органы государственного управления в советском государстве (20е - 30е годы).
  37. Система органов государственной власти по Конституции 1924г.
  38. Основные характеристики административно-командной системы управления.
  39. Изменения в государственном управлении по Конституции 1936г.
  40. Система органов государственного управления СССР в сер. 30-х гг.
  41. Государственное управление в годы Великой Отечественной войны.
  42. Реформы государственного управления 1957, 1965гг.
  43. Советское чиновничество.
  44. Система государственных органов по Конституции 1977г.
  45. Сравнительный анализ систем органов государственного управления Российской империи и Советского государства.
  46. Становление новой российской государственности и ее институтов.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная рекомендуемая литература

1. Макаров В.Б. История гос. управления и местного самоуправления в России (IX – 1917): Учебное пособие. Нижний Новгород, 2000.

2. Маркова А.Н. Государственное управление в России – М.,2002.

3. История государственного управления России /под ред. В.Г.Игнатова – Ростов на-Дону, 2002.

4. Куликов В.И. История государственного управления в России. – М., 2003

5. Сенин А.С. История российской государственности. – М., 2002

6. Цейтлин Р.С., Сергеев С.А. История государственного управления и местного самоуправления в России. Учебное пособие. – М., 2003

7. Омельченко Н.А. История государственного управления России. Учебник. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. – 464 с.

8. Омельченко Н.А., Казбан Е.П. История государственного управления России. Учебник. М.: Гардарики, 2007. – 480 с.

9. История государственного управления в России. Учебник / Под общ. ред. Р.Г. Пихои. М.: Изд-во РАГС, 2009.

10. Архипова Т.Г., Малышева Е.П. Современная организация государственных учреждений России: Учебник. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. - 605 с.

11. Исаев И.А. История государства и права России: Учебное пособие - 2-е изд. перераб и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009.- 287с.

12. История государственного управления в России (X–XXI вв.): Хрестоматия. – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 591с.

13. Отечественное законодательство XI - XX веков. Ч.1 (XI - XIX в.); Ч.2. (XX в.) / Под ред. О.И. Чистякова. - М.: Юристъ, 2009. - 464с.; 352с.

14. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. – М.: «Юристъ», 2005.

 

Дополнительная литература

 

1.Омельченко Н.А. Электронный учебник. CD История государственного управления в России. М.: КноРус, 2010.

2. Административные реформы в России: история и современность / Под ред. Р.Н. Байгузина. М., 2006.

3. Высшие органы государственной власти и управления в России IX-XX вв. Справочник. СПб.: Изд-во СЗАГС; Культура – Образование, 2000. – 548 с.

4. Гаман-Голутвина О.В. Российский парламентаризм в исторической ретроспективе и сравнительной перспективе // Полис. - 2006. - № 2. - С. 27-39.

5. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления: учеб. – М.: Прогресс, 2006.

6. Гимпельсон Е.Г.Становление и эволюция советского государственного аппарата управления. 1917-1930. – М.: ИРИ РАН, 2003.

7. Гончаров В.В. Принципы формирования и функционирования исполнительной власти в Российской Федерации: институционально-политический анализ. М., 2007.

8. Ключевский В.О. Полный курс русской истории. М, 2009.

9. Кондратьева Т. Кормить и править О власти в России XVI — XX веков. М.: РОССПЭН, 2009. - 208с.

10. Краснов Ю.К. Российская государственность: эволюция институтов власти и проблемы их модернизации. М.: Изд-во Гос. Думы, 2007. – 207с.

11. Носова Н.П. Государственные институты России (опыт истории государственного управления). Учебн. Тюмень, 2003. – 357 с.

12. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. М.: Статут, 2007. – 520с.

13. Пихоя Р.Г. История современной России: Кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России, конец 1970-х-1991 гг. / Пихоя Р.Г., Соколов А.К. - М.: Фонд первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2008. - 423 с.

 

в) Информационные базы данных, информационно-поисковые системы

1. Полнотекстовые зарубежные базы данных:

- Иностранные и отечественные газеты - http://library.pressdisplay.com

- EВSCO – универсальная база данных зарубежных полнотекстовых научных журналов по всем областям знаний - http://search.epnet.com

2. «Электронная библиотека диссертаций» Российской государственной библиотеки - http://diss.rsl.ru(только из отдела «Электронная библиотека» ГУУ)

3. «Интернет-библиотека СМИ «Public.ru» - http://www.public.ru/ Доступ с любого рабочего места территории ГУУ. Логин Guu.1 Пароль 1

4. Электронно-библиотечная система "BOOK.RU"- http://book.ru

5. Словари - http://slovari.yandex.ru; http://www.glossary.ru/index.htm; http://dic.academic.ru

6. Электронный каталог библиотеки ГУУ - http://nb.guu.ru

7. Веб-сайт: Политнаука. Политология в России и мире - http://www.politnauka.org/list-a.php

8. Материалы по русской истории (Ключевский, Соловьев, Карамзин, Татищев, Платонов и др.) - www.magister.msk.ru/library/history

 

 

Методические рекомендации по изучению дисциплины

1) Работа в ходе лекции

Лекция является ведущей формой учебных занятий, основой теоретического обучения по учебной дисциплине. В ходе лекции главная роль принадлежит преподавателю. Он излагает учебный материал по той или иной теме в виде определенной системы, выделяя ее главные, опорные сюжеты. Преподаватель разъясняет наиболее сложные, прежде всего, дискуссионные проблемы учебной программы, анализирует новейшие достижения исторической науки, определяет основные ориентиры для самостоятельной работы во внеаудиторное время. Все это объясняет, почему студенту важно вести в ходе этого учебного занятия конспект лекции, то есть краткую запись содержания речи преподавателя

Студенту целесообразно придерживаться следующих правил:

– Накануне лекции повторить учебный материал предыдущего занятия. Возвращение к пройденному позволяет подготовиться к ответу на вопросы, которые, как правило, преподаватель задает аудитории, прежде чем перейти к новой теме. Повторение является также формой подготовки к восприятию нового учебного материала, учитывая взаимосвязь всех тем учебной дисциплины.

– Название темы, учебных вопросов лекции лучше всего записывать на новой странице тетради, чтобы впоследствии не тратить время на поиск ее конспекта. Во вводной части занятия преподаватель, как правило, описывает новую литературу по теме лекции. Эту информацию также желательно зафиксировать в конспекте, что поможет при подготовке к семинару.

– В ходе учебного занятия очень важно стремиться вести конспект осмысленно, своими словами, а не механически, просто пытаясь дословно записать содержание речи лектора. Главное на лекции – осмыслить, о чем идет речь, логику изложения учебного материала. В ходе лекции нередко возникает необходимость уточнить какой-то вопрос. Обыкновенно лекторы стремятся оставить время для ответа на вопросы в конце лекции, что они могут специально оговорить в ходе первой встречи. Однако современная методика чтения лекций не отрицает и даже предполагает появление ситуаций, когда такие вопросы необходимы и ожидаются лектором на протяжении всего занятия. Найти разумную линию поведения студенту поможет интуиция и внимательное отношение к тому, что говорит педагог, определяя общие принципы сотрудничества преподавателя и студентов в ходе учебного процесса.

– Конспект лекции лучше всего вести в форме тезисов, то есть краткого изложения прозвучавших на лекции идей. Возможна и дословная запись, если на то есть прямые и косвенные( интонацией, замедлением темпа речи) рекомендации преподавателя

– Каждую новую мысль, новый фрагмент лекции лучше всего начинать с красной строки. Заголовки и подзаголовки, важнейшие положения, на которые обращает внимание преподаватель, а также определения принято выделять буквами большего размера, другими чернилами или подчеркивать. Встречающиеся в лекции перечисления желательно нумеровать цифрами: 1, 2, 3…, или буквами: а, б, в… . Перечисления лучше всего записывать столбцом. Такая запись придает конспекту большую наглядность и способствует лучшему запоминанию учебного материала.

– Запись лекции целесообразно вести на одной странице листа, или, оставляя на ней чистые поля до одной трети ее площади. Поля предназначены для выписок из книг, журналов, энциклопедий, собственных оценок, записи новой информации, услышанной в ходе семинаров и др. Так, на полях часто записывают важные дефиниции (истолкование понятия), например, «местничество», уточняют суть ключевых исторических событий (правительственных решений и др.), описывают детали биографии выдающихся деятелей истории. Как правило, отработанный таким образом конспект может стать хорошим подсобным материалом для выступления на лекции. Он существенно экономит время при подготовке к контрольному итоговому занятию.

– Для ведения конспекта важно выработать понятную систему сокращений и условных обозначений. Например, подводя итог сказанному, преподаватель часто употребляет понятие «таким образом», что можно зафиксировать сокращением «т.о.».

– Лекцию следует дорабатывать во время самостоятельной работы в тот же день, в крайнем случае, не позднее 2-3 дней после ее прослушивания. Это важно потому, что еще не забыт учебный материал лекции, студент находится под определенным впечатлением прослушанной лекции, продолжает размышлять и искать ответы на появившиеся в ходе лекции вопросы, ориентируясь на сохраняющиеся в памяти советы преподавателя, как это лучше сделать.

2) Работа в ходе семинарского занятия

После лекции, как правило, следует семинар. В переводе с латинского языка, «семинар» означает «рассадник знаний». Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам учебной программы с целью углубить, систематизировать и закрепить у студентов знания той или иной темы учебной дисциплины. Трудно переоценить их роль в формировании и совершенствовании у студентов навыков и умений поиска, обобщения и изложения учебного материала, участия в дискуссиях по проблемам отечественного исторического процесса. Семинары, являются важным этапом контроля усвоения знаний студентов. Его результаты учитываются на итоговом контрольном занятии.

В отличие от лекции на семинаре главное действующее лицо – студент. Роль преподавателя, помимо оценки знаний студентов, заключается в том, что он организует обсуждение учебных вопросов, оказывает помощь в трудных познавательных ситуациях, подводит итоги обсуждения проблем семинара.

Основными элементами семинара, как правило, являются доклад (реферат) и выступления (сообщения).

Доклад обычно открывает обсуждение учебных вопросов. Доклад – это публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Его содержание излагается 10 минут. Доклад посвящен широкому кругу вопросов и носит концептуальный, творческий характер. Он задает общий тон и направление дискуссии на семинаре. Доклады на семинар, как правило, принято готовить в письменном виде. Приветствуется подготовка схем, иллюстрирующих те или иные положения доклада. Эти схемы могут быть выполнены как мелом на доске, так и с использованием различных технических средств, либо на листе бумаги. Доклад преимущественно зачитывается перед аудиторией, что не отрицает возможность свободного изложения тех или иных его положений. Докладчику желательно наблюдать за реакцией аудитории, использовать те или иные приемы ораторского искусства, чтобы не утратить с ней связь.

3) Самостоятельная работа

– Особенности подготовки к семинару. Наиболее целесообразная стратегия самостоятельной подготовки студента к семинару заключается в том, чтобы на первом этапе в общем плане усвоить содержание предмета предстоящей дискуссии по всем вопросам семинара, обращая внимания на узловые проблемы, выделенные преподавателем в ходе лекции либо консультации к семинару. Для этого необходимо, как минимум, прочитать конспект лекции и учебник, либо учебное пособие. Следующий этап подготовки заключается в выборе вопроса или группы вопросов, содержащихся в плане семинара, для более глубокого и основательного изучения с использованием дополнительной литературы: документов, справочников, монографий, научных журналов, прессы и др. По этому вопросу студент станет главным специалистом на семинаре.

Научная и учебная ценность выступления на семинаре значительно возрастет, если в ходе работы над литературой студент попытается найти различия во взглядах тех или иных авторов и дать им собственную оценку. Как правило, существование разных точек зрения на проблемы темы семинара выясняется при ознакомлении с широким кругом источников и литературы, либо с рецензиями на книги или статьи. Выписки альтернативных взглядов на проблему целесообразно делать вместе с аргументацией их авторов. Важно, делая выписки из книг, приучить себя указывать полные выходные данные источника информации, то есть осуществлять подробное библиографическое описание книги. Таковы требования культуры интеллектуального труда. Они защищают права авторов книг на интеллектуальную собственность, дают возможность определить авторитетность источника информации и др.

После изучения и обобщения информации, которую содержат источники и литература, составляется развернутый или краткий план выступления. Составляя план, следует мобилизовать знания по данному вопросу, приобретенные из самых различных источников:книг, со слов лектора, своего опыта, других учебных дисциплин и др. Так, на занятиях по истории зачастую удачными бывают выступления, основанные на воспоминаниях родственников- участников важных событий жизни нашей страны. Много интересной информации можно почерпнуть из текущей прессы.

Окончательный вариант плана выступления в идеале желательно иметь не только на бумаге, но и в голове, чтобы излагать на занятии подготовленный вопрос в свободной форме, наизусть. Это поможет лучшему закреплению учебного материала, станет хорошей тренировкой уверенности в своих силах.

 

Темы контрольных работ

 

1. Дискуссионные проблемы истории становления древнерусской государственности.

2. Формирование и развитие системы органов власти Древнерусского государства.

3. Демократическая традиция государственного управления в средневековой Руси.

4. Монархическая традиция государственного управления в Средневековой Руси.

5. Влияние религиозных верований на развитие государственного управления в Древней Руси.

6. Влияние Русской православной церкви на развитие государственного управления Средневековой Руси.

7. Русская православная церковь в системе государственного управления Российской империи.

8. Русская земля и Золотая Орда: общее и особенное в культуре государственного управления.

9. Организация государственного управления в средневековом Новгороде и Пскове

10. Эволюция государственного управления на Руси в период феодальной раздробленности

11. Связь государственного управления средневековой Руси с византийской традицией организации власти

12. Средневековое законодательство и судебная система на защите государственного управления

13. Формирование служилого класса в Средние века

14. Древнерусская дружина в системе государственного управления

15. Организация государственной службы в Московском государстве

16. Становление и развитие системы сословно-представительной монархии в Московском царстве

17. Земские соборы в системе государственного управления Московского царства ХVI – ХVII веков

18. Учреждение и развитие центрального органов государственного управления в Московском царстве

19. Эволюция местного управления в Московском царстве

20. Кризис и стабилизация государственного управления России в Смутное время

21. Государственные реформы Ивана Грозного

22. Государственные реформы Петра I

23. Реформа административно-территориального устройства России в ХVIII – ХIХ веках

24. Организация государственной службы и работы органов государственного управления в первой четверти ХVIII века

25. Система государственного управления национальными окраинами в Московском государстве

26. Система государственного управления на Кавказе и в Средней Азии в Российской империи

27. Система государственного управления в западных регионах Российской империи

28. Центральные органы государственного управления России в ХVIII веке

29. Органы городского самоуправления в ХVIII – ХIХ веках

30. Особенности государственного управления в эпоху дворцовых переворотов

31. Эволюция правового статуса и роли Сената в управлении государством в Российской империи

32. Государственное управление в период правления Екатерины II

33. Роль армии в системе государственного управления Российской империи

37. Дискуссионные проблемы истории становления абсолютизма в России

38. Развитие центральных органов государственного управления России в ХIХ веке

39. Собственная его императорского величества канцелярия в системе государственного управления Российской империи

40. Укрепление правовой базы деятельности органов государственного управления в ХVIII - первой половине ХIХ века

41. Организация государственного управления в период правления Николая I.

42. Организация контроля над деятельностью государственного аппарата в Российской империи в ХVIII – первой половине ХIХ века

43. Реформа государственного управления в ходе буржуазных реформ 1860-1870-х гг.

44. Основные государственные законы 1906 г. о системе государственного управления Российской империи

45. Реорганизация государственного управления империей в годы первой мировой войны

46. Информационная культура органов государственного управления Российской империи в ХVIII – первой половины ХIХ веков

47. Органы политического сыска Российской империи в ХVIII – первой половине ХIХ веков

50. Реорганизация управления обороной Российской империи во второй половине ХIХ – начале ХХ века (1861-1914 гг.)

51. Особенности организации государственного управления в Российской империи в годы мировой войны

52. Деятельность особых совещаний по обороне в годы первой мировой войны

53. Государственное управление на национальных окраинах в годы первой мировой войны

54. Кризис государственного управления в Российской империи в годы первой мировой войны

55. Государственное управление в период между Февральской и Октябрьской революциями 1917 г.

56. Идея Учредительного собрания в теории и практике политической и государственной жизни России в 1917 – 1920 гг.

57. Государственное строительство в Советской республике на рубеже 1917-1918 гг.

58. Конституция Советской России 1918г. об организации государственного управления в стране

59. Комитеты бедноты и революционные комитеты в системе Советской власти в годы гражданской войны

60. Совет рабоче-крестьянской обороны Советской республики в гражданской войне 1918 – 1920 гг.

61. Деятельность Революционного военного совета Республики в годы гражданской войны 1918 – 1920 гг.

65. Формирование партийно-государственной диктатуры в Советской республике в годы гражданской войны 1918-1920 гг.

66. Организация государственного управления в СССР в 1920-е гг.

67. Организация государственного управления в СССР в 1930-е гг.

68. Организация государственного управления в СССР в годы Великой Отечественной войны

72. Механизм становления и поддержания режима личной власти И.В. Сталина в 1920-х – начале 1950-х гг.

73. Кадровая политика Советского государства в органах государственного управления в 1920-х – 1930-х гг.

74. Реформа государственного управления в СССР на рубеже 1950-х – 1960-х гг.

77. Конституция СССР 1977 г. о системе государственного управления в СССР

78. Нарастание кризиса государственного управления в СССР в 1970-х – первой половине 1980-х гг.

79. Эволюционные и революционные изменения в государственном управлении в СССР в годы перестройки

80. Возникновение и развитие института президентства в СССР и России в конце ХХ века

81. Развитие системы высших органов государственной власти России на основе Конституции 1993 г.

82. Развитие системы органов центрального управления России на рубеже ХХ – ХХI вв.

86. Содержание и направления реформирования местного самоуправления в России в начале ХХI века

87. Укрепление вертикали государственной власти в России на рубеже ХХ – ХХI веков

90. Реформа государственной службы в России в конце ХХ – начале ХХI веков

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Выполнение студентами контрольных работ преследует цель научить студентов в письменной форме самостоятельно обобщать источники и литературу по одному из вопросов учебной дисциплины, делать выводы по итогам изучения литературы. Тематику контрольных работ, сроки их выполнения, а также другие организационные ориентиры определяет преподаватель. Инициативные темы контрольных работ согласуются с преподавателем.

В рукописи студент выделяет введение, основную часть, заключение, библиографическое описание использованных источников и литературы, приложения.

Во введении определяется актуальность темы, объект, предмет, цель и задачи её изучения. Объект – это процесс или явление, избранные для изучения, порождающие проблемную ситуацию. Предмет – это то, что находится в границах объекта. Объект и предмет исследования соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Предмет исследования определяет тему контрольной работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие. В конце вводной части желательно раскрыть структуру контрольной работы и логику анализа темы.

Основная часть содержит 2-3 логически связанных между собой вопроса, раскрывающих тему контрольной работы. Содержание вопросов должно соответствовать их названию и свидетельствовать об умении студента обобщать источники и литературу, делать необходимые выводы по поднятым проблемам, поскольку каждый вопрос обязательно должен быть завершён выводом. Общепризнанные нормы культура интеллектуального труда требуют от студента, работающего над рефератом, делать ссылки на заимствованные из источников и литературы цифры, факты, описания, выводы, оценки и т.п. С этой целью по ходу изложения содержания темы на каждой странице под текстом делается обязательная ссылка на использованные источники и литературу в соответствии с установленными стандартами (см. далее). Дословные заимствования (цитаты) выделяются кавычками.

Заключение содержит общие выводы по результатам анализа источников и литературы.

Библиографическое описание включает полный перечень использованных студентом источников и литературы, которые легли в основу контрольной работы. Их должно быть не менее 10. Количество использованных источников и литературы является главным формальным признаком самостоятельности труда студента над темой. В списке должны присутствовать только реально использованные источники и литература, на которые имеются ссылки в тексте основной части контрольной работы.

Библиографический аппарат контрольной работы оформляется в соответствии с государственным стандартом.

В приложениях помещаются вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части контрольной работы. Это могут быть таблицы, схемы, графики, фотографии, рисунки, оригинальные документы и др.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.55.168 (0.023 с.)