Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление новоевропейской науки в 15-17 вв.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эпоха Возрождения - период перехода от средневековья к Новому времени. Она охватывает приблизительно три века - с XIV до XVII. Поиск новых жизненных ориентиров, соответствующих новым социальным условиям, начался в Италии, а потом переносится во Францию, Германию, в другие страны севера Европы. Этот период связан с разрушением феодальных порядков, становлением национальных государств, церковными реформами. XIV в. – время поздней схоластики и кризиса схоластики, связанного с отказом от её основной идеи – союза веры и разума, богословия и философии, рационального обоснования веры. Последние великие схоластики средневековья, в особенности Вильям Оккам, переходят на позиции теории двойственной истины. С одной стороны, философия не нужна богословию, например, доказательство бытия Бога невозможно, да и не нужно. С другой стороны, в философии необходим разум, а не вера или авторитет. Тем самым философия и богословие отделяются друг от друга. Философия подвергает критике схоластику. Готовится почва для перехода к новой культуре светского типа. В городах появляется новая, светская интеллигенция, происходит секуляризация сознания. Античное философское наследие восстанавливается и осваивается в полном объёме – возрождаются забытые в Средние века античные философские школы. Во Флоренции возникает платоновская академия, возглавляемая Лоренсо Великолепным. Наука обращается к опыту. Благодаря развитию ремесла и кругосветному мореплаванию появляется масса новых эмпирических сведений. Возникли новые школы и университеты, проводились естественно-научные и медицинские эксперименты. В искусстве изучались классические статуи и анатомия человека, используется перспектива. Идет обновление культуры – выходит литература на национальных языках. Появление книгопечатания открыло новые возможности для ее распространения. Философия Возрождения ставит на место средневекового теоцентризма принцип антропоцентризма и гуманизма. Гуманизм определяется в нескольких основных смыслах: «1) сложившееся в эпоху Возрождения, преимущественно в Италии, движение образованных людей, объединенное «интересом к античности», изучением и комментированием памятников древнеклассической (прежде всего латинской) литературы; 2) особый тип мировоззрения, в центре которого — человек с его земными делами и свершениями, с присущими его природе способностями и влечениями, с характерными для него нормами поведения и отношениями» (принцип антропоцентризма) Открытия и изобретения: Великие географические открытия. В 1486 г. экспедиция Б. Диаса обогнула Африканский континент с юга, миновав мыс Доброй Надежды. На картах появились неизвестные раньше Азорские острова и острова Мадейра. В 1492 г. Х. Колумб, в поисках пути в Индию пересек Атлантический океан и высадился у Багамских островов, открыв новый континент - Америку. В 1498 г. испанский путешественник Васко да Гама, обогнув Африку, успешно привел свои корабли к берегам Индии. С XVI в. европейцы проникают в Китай и Японию. С 1510 г. начинается завоевание Америки. В XVII в. была открыта Австралия. Изменилось представление о форме земли: кругосветное путешествие португальца Ф. Магеллана (1519-1522) подтвердило догадку о том, что она имеет форму шара. Начало картографирования. Решение задачи широты и долготы места. Ее решение в античности отражено в «Альмагесте» Птолемея, на Востоке решал Бируни, в Европе – Иоганн Мюллер («Региомонтан – городок в Германии). Он уточнил вычисления Птолемея. С появлением огнестрельного оружия возникла задача анализа движения снарядов, в частности определение угла наклона ствола орудия для достижения наибольшей дальности полета снаряда. Тарталья скорее догадался, чем математически обосновал, что этот угол должен быть равен 45 градусам. Великим соперником Тарталья называют Иеронима Кардана. Заметный вклад в механику внес ученик Тартальи Джован Баттиста Бенедетти. В главном труде Бенедетти сформулирован «гидростатический парадокс» (одинаковое давление на дно сосудов независимо от их формы при равенстве высот находящейся в них жидкости). В области оптики надо отметить имена Франческа Мавролика и Джована Баттисты Порты. Мавролик ывяснил, что хрусталик работает как линза, строящая изображение на сетчатке, указал на семь цветов в радуге (по Виттелию — их три). Им показано, что лучи не изменяют своего направления при прохождении через плоскопараллельную пластинку, что лучи, проходящие через призму, дают такие же цвета, что и в радуге. Джован Баттиста Порта описал применение камеры-обскуры для получения рисунков и для проецирования рисунков («волшебный фонарь»).Провел опыты по магнетизму. Вильяма Гильберта (1544—1603) называют «отцом науки об электричестве и магнетизме». Он провел опыты с магнитной стрелкой и предположил, что Земля — большой круглый магнит и что географические полюса совпадают с магнитными. 15 век – время начла книгопечатания Иоганна Гуттенберга. Изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа. Из арабского мира проникает понятие нуля. Астрономические открытия: В 1543 году работа Коперника «Об обращении небесных сфер». (ИЗ МОЕЙ РАБОТЫ)
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (1452- 1519). Общая позиция поиск естественных причин и законов с опорой на опыт. Бог – верховный художник и изобретатель. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику, осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато — дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешёл на качественно новую ступень. Изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей, проводил и опыты, дал фактически идею аэроплана. Список изобретений, как реальных, так и приписываемых ему 1. Парашют — 1483 2. Колесцовый замок 3. Велосипед 4. Танк 5. Лёгкие переносные мосты для армии. 6. Прожектор 7. Катапульта 8. Робот Никола́й Куза́нский, ( 1401- 1464)— кардинал, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный, математик, Он создал своеобразный христианский натуралистический пантеизм.: - Мир существует в Боге и Бог существует в мире, а поскольку Бог актуально бесконечен, то мир – безграничен, Земля – не центр мира. Существует множество миров. Все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы. - вводит методологический принцип совпадения противоположностей - единого и бесконечного, максимума и минимума. Отсюда следует тезис об относительности любой точки отсчета и заключение о предположительном характере всякого человеческого знания, а не только опытного, как считали в античности. Поэтому он уравнивает в правах и науку, основанную на опыте, и науку, основанную на доказательствах. - Большое внимание Николай Кузанский придает измерительным процедурам. Попытался дать "опытное" обоснование геометрии с помощью взвешивания, которое воспринимается им как универсальный прием. Механические средства измерения уравниваются в правах с математическим доказательством, что уничтожает грань между механикой, понимаемой как искусство, и математикой как наукой. Это те предпосылки, без которых не могло бы возникнуть исчисление бесконечно малых и механика как математическая наука. - Применяя принцип совпадения противоположностей к астрономии, Кузанский высказал предположение, что Земля не является центром Вселенной, а такое же небесное тело, как и Солнце и Луна, что подготавливало переворот в астрономии, который в дальнейшем совершил Коперник. А примененный к проблеме движения принцип совпадения противоположностей дал Н. Кузанскому возможность высказать идею о тождестве движения и покоя, что в корне противоречило античному и средневековому пониманию, утверждавшему, что покой и движение - качественно различные состояния. - в 1451 году изобрёл рассеивающую линзу для очков. - отметил плохую точность юлианского календаря и призвал к календарной реформе (эта реформа долго обсуждалась и была реализована только в 1582 году
Парацельс (лат. Paracelsus) (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Гогенгейм), (1493 -1541) знаменитый алхимик, врач и оккультист. Одним из первых начал применять в лечении химические средства.Парацельса считают предтечей современной фармакологии, «Всё — яд, всё — лекарство; то и другое определяет доза»).По мнению Парацельса, человек — это микрокосм, в котором отражаются все элементы макрокосма; Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами.Считается, что он первым обнаружил принцип подобия, лежащий в основе современной гомеопатии. Андре́ас Веза́лий (1514- 1564) — врач и анатом, Младший современник Парацельса, основоположник научной анатомии. Изучая труды Галена и его взгляды на строение человеческого тела, Везалий исправил свыше 200 ошибок, в1543 году издаёт свой главный труд «О строении человеческого тела», в котором обобщил и систематизировал достижения в области анатомии. Региомонта́н, (лат. Regiomontanus, подлинное имя — Йоганн Мюллер, нем. Johannes Müller) (6 июня 1436(14360606), Кёнигсберг (Бавария) — 6 июля 1476, Рим) — выдающийся немецкий астроном и математик. Имя Региомонтан, которое представляет собой латинизированное название родного города Йоганна Мюллера. Основным математическим трудом Региомонтана было сочинение «О всех видах треугольников» (1462—1464). Это был первый труд в Европе, в котором тригонометрия рассматривалась как самостоятельная дисциплина. Другим важным математическим трудом Региомонтана были составленные им семизначные таблицы синусов с шагом 1′ и таблицы тангенсов. Совместно с Георгом Пурбахом Региомонтан выполнил новый перевод «Альмагеста» Клавдия Птолемея. В 1474 году Региомонтан издал «Эфемериды» — таблицы координат звёзд, положений планет и обстоятельств соединений и затмений на каждый день с 1475 по 1506 годы. Это были первые астрономические таблицы, изданные типографским способом; ими пользовались Васко да Гама, Колумб и другие мореплаватели. Региомонтан написал ряд работ об астрономических инструментах: универсальной астролябии (так называемая «сафея», описанная аз-Заркали), солнечных часах, армиллярной сфере (сам Региомонтан называет это устройство «метеороскопом»).В астрологии он описал систему астрологических домов, которая вытеснила популярную на тот момент систему Алькабитиуса Открытия в астрономии Николай Коперник (1473-1543). В труде "Об обращении небесных тел" утверждает, что небесные тела, и Земля, являются сферами, вращающимися по круговым орбитам вокруг Солнца - гелиоцентрическая концепция. Земля вращается и вокруг своей оси. Идея движения как естественного свойства небесных и земных тел - ценное достижение концепции Коперника. Кроме того, им высказана мысль о том, что движение тел подчинено некоторым общим закономерностям. Но он был убежден в конечности мироздания и считал, что Вселенная где-то заканчивается неподвижной твердой сферой, на которой закреплены неподвижные звезды.Этот ошибочный тезис был опровергнут датским астрономом Тихо Браге (1546-1601), который сумел рассчитать орбиту кометы, проходившей вблизи планеты Венера. При этом получалось, что комета должна была натолкнуться на сферу, если бы та существовала.
Джордано Бруно (1548-1600) отстаивал идею бесконечности Вселенной и множества миров в ней. Твердый пантеизм, Вселенной, таким образом, приписаны атрибуты божества: пантеизм потому и рассматривался церковью как опасное учение, что он вел к устранению трансцендентального Бога, к его имманентизации. К этим выводам не пришел Кузанец, хотя он и проложил тот путь, по которому до конца пошел Бруно" [1]. Отвергает Бруно и понятие абсолютного места (абсолютного верха и абсолютного низа), вводя идею относительности движения, необходимую для создания физики. Галилей (1554-164…) В его лице возникает классическая экспериментальная наука – в виде механики: - выделение физических свойств и процессов в чистом виде, в виде идеальных схем, к которым можно применить математический аппарат для счета; - ВСТАВИТЬ ОПЫТЫ - пересмотр взаимосвязи движения и покоя. У Аристотеля движение, когда действует сила. Г. – закон инерции, тело будет двигаться неограниченно долго, если нет трения - Точность исследования природы в эксперименте гарантируется точностью математики, количественных методов. Они срастаются: эксперимент обнажает математическую гармонию мира. («природа говорит языком математики». - физика срастается не только с математикой, но и с конструированием механизмов, с техникой, с воплощением в модели идеальных конструкций – идея неделимых атомов. Новые черты по сравнению со Средневековьем: - В мире надо видеть не божественные знаки и знамения, а искать законы и причины - не углубляться в тексты и бесплодную схоластику, а изучать саму природу - не пассивно созерцать, а активно преобразовывать мир, ставить его в такие условия, где он отвечает на вопросы естествоиспытателя - не качественное описание единичных явлений, а поиск всеобщего, связанного с числом и мерой, того, что определяет бытие единичных вещей. Самое главное: наука и сопутствующая ей техника рождается там, где человеческое существование оправдывается познанием и творчеством, где человек своим творчеством продолжает дерзание Творца.
Формирование традиций эмпиризма и рационализма (пантеоретизма) в понимании источников научного знания. Роль Ф. Бэкона и Р.Декарта в формировании классической европейской науки. Фрэнсис Бэкон (1561-1626). - Отметил процесс дифференциации науки и фиолософии. Общая задача всех наук, как считал Б. - власть человека над природой. Это его лозунг - "знание - сила". Заново поставил вопрос о методах познания. "Человек - слуга и истолкователь природы", но ее успешному познанию мешают негодные методы изучения, предрассудки нашего ума, привычка к готовым ответам, «идолы познания». (Идолы рода. Они коренятся в самой природе человека, в ограниченности его ума и несовершенстве органов чувств. Идолы роды искажают познание, вносят в него антропоморфные элементы. - Идолы пещеры. Их источник – индивидуальные особенности человека, его происхождение, воспитание, образование и т.д. Идолы рынка. Они порождены общественными отношениями и связанными с ними условностями: языком, понятиями обыденного и научного мышления. Идолы театра. Вызваны слепой верой в авторитет личностей и теорий) Бесстрастный ум, освобожденный от всякого рода предрассудков, открытый и внимательный к опыту - вот его требования к философии. Причина плачевного состояния науки кроется в отсутствии надежного метода. Истинное знание – это знание причин. Основа познания – опыт. Отсюда утверждение роли эксперимента как «вопроса к природе», а также условий эксперимента. Кроме того, Бэкону принадлежит заслуга развития индуктивных методов познания. С помощью дедуктивных методов мысль движется от общих аксиом к частным выводам. С помощью индуктивных - наоборот. Какой должна быть индукция, чтобы вскрыть истину? Во-первых, в идеале она должна быть полной, когда исследователь анализирует все предметы данного класса и их свойства. Но реально в жизни почти всегда приходится пользоваться неполной индукцией. Например, орнитолог наблюдал только белых лебедей, и пришел к выводу, что белый цвет - один из обязательных признаков для этих птиц - это будет ошибочный вывод. Поэтому Б. придавал особое значение нахождению примеров, опровергающих поставленную гипотезу.
Рене Декарт (1596-1650), французский философ и математик. Поставил вопрос о поиске твердых оснований познания. Чувственный опыт не способен дать достоверное знание, ибо мы часто сталкиваемся с иллюзиями и галлюцинациями, а мир, воспринимаемый нами с помощью чувств, может оказаться сном. Не являются достоверными и наши рассуждения, ибо мы не свободны от ошибок; кроме того, рассуждение есть выведение заключений из посылок, и до тех пор, пока у нас нет достоверных посылок, мы не можем рассчитывать на достоверность заключений. Таким образом, надо ставить вопрос об истинности самих посылок. Главная посылка – о нашем собственном существовании «когито..»,., Другие посылки – врожденные идеи разума ( врождённые понятия и врождённые аксиомы), например, математические истины, которые достоверны, обладают всеобщностью и необходимостью, вытекающими из природы самого интеллекта. Поэтому Д. отвёл исключительную роль в процессе познания дедукции, под которой он понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов. Достоверность аксиом усматривается разумом интуитивно, с полной ясностью и отчётливостью. Вооружённый достоверными средствами мышления — интуицией и дедукцией, разум может достигнуть во всех областях знания полной достоверности, если только будет руководствоваться истинным методом. Правила рационалистического метода Д. состоят из четырёх требований: 1) допускать в качестве истинных только такие положения, которые представляются ясными и отчётливыми, не могут вызвать никаких сомнений в их истинности; 2) расчленять каждую сложную проблему на составляющие её частные проблемы или задачи; 3) методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать никаких пропусков в логических звеньях исследования. Бог, создавая Вселенную, имел некий план, который полностью воплощен во Вселенной в целом и частично – в отдельных ее частях. Этот план также вложен в человеческий ум, так что ум способен познавать природу и даже обладать априорным знанием о природе, потому что как ум, так и объективно существующая природа суть отражения одного и того же божественного плана. Таким образом, обосновывается рационалистический Метод познания Достижения в области математики: введение системы координат, алгебраических обозначений, понятия переменной, создание аналитической геометрии. Ввел представление об одновременном изменении двух величин, из которых одна есть функция (кстати, термина "функция" еще в его терминологии нет) другой, таким образом, внес в математику принцип движения.
Эти двое мыслителей выступают представителями двух основных направлений в философии и науке Нового времени: Эмпиризма и рационализма. Это две основные стратегии научного познания в Новое время. В них даются ответы на вопрос об источнике знания и о проверочной инстанции знания. Эмпиризм опирается на утверждение, что источником истинного знания может быть только опыт (эмпирия). Кроме Ф. Бэкона известным представителей Э. был Т. Гоббс. В философско-гносеологическом аспекте Э. опирался на сенсуализм, например, в работах Дж.Локка. Суть его состоит в том, что человеческие чувства объявляются источником истинного знания. «В разуме нет ничего, чего первоначально не было бы в чувствах». Человеческую память Локк сравнивает с чистой доской, на которой в течении жизни наносятся письмена знаний. Никаких врожденных идей не существует. В этом направлении основной упор делается на индуктивные методы познания. Мыслительная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания. Таким образом, мы рассмотрели основные черты эмпиризма философии Нового времени, которые заключаются в следующем: - исключительная значимость и необходимость наблюдений и опыта в обнаружении истины; - путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение, эксперимент; - исключительно все знания черпаются из опыта, ощущений.
Однако для объяснения реального процесса познания эмпиризм вынужден выходить за пределы чувственного опыта и описания "чистых фактов" и обратиться к аппарату логики и математики (прежде всего к индуктивному обобщению) для описания опытных данных в качестве средств построения теоретического знания. Ограниченность эмпиризма состоит в преувеличении роли чувственного познания, опыта и в недооценке роли научных абстракций и теорий в познании, в отрицании активной роли и относительной самостоятельности мышления.
Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) – направление, признающее разум основой познания, причем, утверждающее самостоятельности разумного познания. Согласно рационалистическим учениям всеобщность и необходимость – признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, из понятий, присущих уму от рождения. Разум является и законодателем самой природы, так как Р, тяготеет к дедукции.
Таким образом, данный этап характеризуется:
· формированием научной методологии, включающей эмпиризм и рационализм, методы индукции и дедукции, на основе математики и экспериментальных наук. · Секуляризацией разума и культом разума и научного прогресса, разум начинает отождествляться с наукой как таковой. · Становлением профессионального научного сообщества (17 в. Лондонское королевское общество и Парижская Академия наук, 1794 г. – Парижская политехническая школа)
Среди ученых того периода надо выделить Иоганна Кеплера (1571 - 1630). Занимаясь поисками законов небесной механики на основе обобщения данных астрономических наблюдений, он установил три закона движения планет относительно Солнца. В первом законе, отказавшись от представления Коперника о круговом движении планет вокруг Солнца, он утверждал, что каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце. Из второго закона Кеплера следовало, что радиус-вектор, проведенный от Солнца к планете в равные промежутки времени, описывает равные площади. Это означало, что скорость движения планеты по орбите не постоянна, она тем больше, чем ближе планета к Солнцу. И согласно третьему закону, квадраты времен обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы их средних расстояний от него. Кеплер разработал теорию солнечных и лунных затмений, предложив способы их предсказания, уточнил величину расстояния между Землей и Солнцем.
Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) был убежден, что все в мире существующее должно быть объяснено с помощью исключительно механических начал. Природа - это совершенный механизм, и все - от неорганического до живых организмов - создано гениальным механиком Богом. И познаваться этот механизм может с помощью механических причин и законов.Основные научные достижения Лейбница: 1. Открыл (одновременно с Ньютоном) дифференциальное и интегральное исчисления, что положило начало новой эре в математике. 2. Стал родоначальником математической логики и одним из создателей счетно-решающих устройств. В связи с этим основатель кибернетики Н. Винер назвал его своим предшественником и вдохновителем. 3. В вопросах физики и механики подчеркивал важную роль наблюдений и экспериментов, был одним из первых ученых, предвосхитивших закон сохранения и превращения энергии. 4. В трактате "Протагея" одним из первых пытался научно истолковать вопросы происхождения и эволюции Земли. 5. Изобрел специальные насосы для откачки подземных вод и создал другие оригинальные технические новшества. 6. Обратил внимание на теорию игр. 7. Указал на взаимосвязи, развитие и "тонкие опосредования" между растительным, животным и человеческим "царствами". 8. Ратовал за широкое применение научных знаний в практике.
Главная роль в формировании первой картины мира – механистической принадлежит Ньютону (1643—1727). Ньютон сформулировал понятия и законы классической механики, дал математическую формулировку закона всемирного тяготения, теоретически обосновал законы Кеплера (создав тем самым небесную механику). Кроме того, Ньютон — независимо от Лейбница — создал дифференциальное и интегральное исчисление как адекватный язык математического описания физической реальности. Он был автором многих новых физических представлений — о сочетании корпускулярных и волновых представлений о природе света, об иерархически атомизированной структуре материи, о механической причинности и др. Построенный Ньютоном фундамент, по свидетельству Эйнштейна, оказался исключительно плодотворным и до конца XIX в. считался незыблемым. Научный метод Ньютона имел целью четкое противопоставление достоверного естественнонаучного знания вымыслам и уморительным схемам натурфилософии. Знаменитое его высказывание «гипотез не измышляю» было лозунгом этого противопоставления. Содержание научного метода Ньютона (метода принципов) сводится к следующим основным «ходам мыслей»: 1)провести опыты, наблюдения, эксперименты; 2)посредством индукции вычленить в чистом виде отдельные стороны естественного процесса и сделать их объективно наблюдаемыми; 3)понять управляющие этими процессами фундаментальные закономерности, принципы, основные понятия; 4)осуществить математическое выражение этих принципов, т. е.математически сформулировать взаимосвязи естественных процессов; 5)построить целостную теоретическую систему путем дедуктивного развертывания фундаментальных принципов, т. е. «прийти к законам, имеющим неограниченную силу во всем космосе» (В. Гейзенберг); 6) «использовать силы природы и подчинить их нашим целям в технике» (В.Гейзенберг). С помощью этого метода были сделаны многие важные открытия в науках. На основе метода Ньютона в рассматриваемый период был разработан и использовался огромный «арсенал» самых различных методов. Это прежде всего наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция, анализ, синтез, математические методы, идеализация и др. Все чаще говорили о необходимости сочетания различных методов. Сам Ньютон с помощью своего метода решил три кардинальные задачи. Во-первых, четко отделил науку от умозрительной натурфилософии и дал критику последней. («Физика, берегись метафизики!») Под натурфилософией Ньютон понимал «точную науку о природе», теоретико-математическое учение о ней. Во-вторых, разработал классическую механику как целостную систему знаний о механическом движении тел. Его механика стала классическим образцом научной теории дедуктивного типа и эталоном научной теории вообще, сохранив свое значение до настоящего времени. В-третьих, Ньютон завершил построение новой революционной для того времени картины природы, сформулировав основные идеи, понятия, принципы, составившие механическую картину мира. При этом он считал, что «было бы желательно вывести из начал механики и остальные явления природы». Таким образом, основное содержание механической, или классической картины мира сводится к следующим моментам. 1.Весь мир, вся Вселенная, понимался как совокупность огромного числа неделимых и неизменных частиц- корпускул (принцип элементаризма). Частица взаимосвязаны силами тяготения, мгновенно передающимися от тела к телу через пустоту (ньютоновский принцип дальнодействия). 2.Согласно этому принципу любые события жестко предопределены законами классической механики, так что если бы существовал, по выражению Лапласа, «всеобъемлющий ум»,то он мог бы их однозначно предсказывать и предвычислять. (лапласовский детерминизм) 4. Движение атомов и тел представлялось как их перемещение в абсолютном пространстве с течением абсолютного времени. Эта концепция пространства и времени как арены для движущихся тел, свойства которых неизменны и независимы от самих тел, составляла основу механической картины мира. 5.Природа понималась как простая машина, части которой подчинялись жесткой детерминации, которая была характерной особенностью этой картины. 6.Важная особенность функционирования механической картины мира в качестве фундаментальной исследовательской программы — синтез естественнонаучного знания на основе редукции (сведения) разного рода процессов и явлений к механическим. (физикализм и редукционизм) В философском плане надо отметить: - формирование субъект-объектной дихотомии. Вместо мира, куда включен субъект, возникает научная картина мира, которая пишется субъектом извне. Знание рассматривается как зеркальная копия природы - Разум является законодателем природы. Разуми природа суть отражения одного и того же божественного плана, поэтому разум адекватно познает природу. Недостатки механической картины Ньютона заключались прежде всего в недиалектичности, например,, в его утверждении о том, что материя — инертная субстанция, обреченная на извечное повторение хода вещей, из нее исключена эволюция; вещи неподвижны, лишены развития и взаимосвязи; время — чистая длительность, а пространство — пустое «вместилище» вещества, существующее независимо от материи, времени и в отрыве от них. Во-вторых, недостатком был механицизм и физикализм. Первый означает односторонний методологический подход, основанный на абсолютизации и универсализации данной картины, признании законов механики как единственных законов мироздания, а механической формы движения материи — как единственно возможной. Механицизм есть крайняя форма редукционизма. Редукционизм (лат. reductio — отодвигание назад, возвращение к прежнему состоянию) — методологический принцип, согласно которому высшие формы могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т.е. сведены к последним (например, биологические явления — с помощью физических и динамических законов). Само по себе сведение сложного к более простому в ряде случаев оказывается плодотворным — например, применение методов физики и химии в биологии. Однако абсолютизация принципа редукции, игнорирование специфики уровней (т. е. того нового, что вносит переход на более высокий уровень организации) неизбежно ведут к заблуждениям в познании.
Своеобразие европейской науки 19-го века. Развитие эволюционных представлений. Основные научные открытия 19-го века. Возникновение дисциплинарной организации науки. Недостатки механической картины Ньютона заключались прежде всего в недиалектичности, например,, в его утверждении о том, что материя — инертная субстанция, обреченная на извечное повторение хода вещей, из нее исключена эволюция; вещи неподвижны, лишены развития и взаимосвязи; время — чистая длительность, а пространство — пустое «вместилище» вещества, существующее независимо от материи, времени и в отрыве от них. Несмотря на свою ограниченность, механическая картина мира оказала мощное влияние на развитие всех других наук на долгое время. Однако постепенно накапливались факты, которые все труднее было согласовывать с принципами механической картины мира. II. Этап зарождения и формирования эволюционных идей — с начала 30-х гг. XIX в. до конца XIX — начала XX в. Уже с конца XVIII в. в естественных науках (в том числе и в физике, которая выдвинулась на первый план) накапливались факты, эмпирический материал, которые не «вмещались» в механическую картину мира и не объяснялись ею. Начиная с создания немецким мыслителем Иммануилом Кантом (1724-1804) работы "Всеобщая естественная история и теория неба" в естествознание проникают диалектические идеи. Согласно гипотезе, изложенной в данной работе, Солнце, планеты и их спутники возникли из некоторой первоначальной бесформенной туманной массы, которая заполняла мировое пространство. Под действием притяжения из частиц образовывались отдельные сгущения, которые становились центрами притяжения, из одного такого центра образовалось Солнце, вокруг которого, двигаясь по кругу, расположились частицы в виде круговых туманностей. В них стали образовываться зародыши планет, которые начали вращаться вокруг своей оси. Вследствие трения частиц, из которых они образовались, Солнце и планеты сначала разогрелись, а потом начали остывать. Почти через 40 лет после Канта французский математик и астроном П. Лаплас (1749-1847) выдвинул идеи, которые дополнили и развили кантовскую гипотезу, и в обобщенном виде эта космогоническая гипотеза Канта - Лапласа просуществовала почти 100 лет.
Другое важное направление - исследования в области электрического и магнитного полей. Особенно большой вклад в эти исследования внесли английские ученые М. Фарадей (1791—1867) и Д. Максвелл (1831—1879). Благодаря их усилиям стали формироваться не только корпускулярные, но и континуальные («сплошная среда») представления. Фарадей обнаружил взаимосвязь между электричеством и магнетизмом, ввел понятия электрического и магнитного полей, выдвинул идею о существовании электромагнитного поля. Максвелл создал электродинамику и статистическую физику, построил теорию электромагнитного поля, предсказал существование электромагнитных волн, выдвинул идею об электромагнитной природе света. Тем самым материя предстала не только как вещество (как в механической картине мира), но и как электромагнитное поле. Успехи электродинамики привели к созданию электромагнитной картины мира, которая объясняла более широкий круг явлений и более глубоко выражала единство мира, поскольку электричество и магнетизм объяснялись на основе одних и тех же законов (законы Ампера, Ома, Био—Савара—Лапласа и др.). Поскольку электромагнитные процессы не редуцировались к механическим, стало формироваться убеждение в том, что основные законы мироздания — не законы механики, а законы электродинамики. Второе направление «подрыва» механической картины мира связано с именами английского геолога Ч. Лайеля (1797—1875) и французскими биологами Ж. Б. Ламарком (1744-1829) и Ж Кювье (1769-1832). Ч. Лайель в своем главном труде «Основы геологии» в трех томах (1830—1833) разработал учение о медленном и непрерывном изменении земной поверхности под влиянием постоянных геологических факторов. Он перенес нормативные принципы биологии в геологию, построив здесь теоретическую концепцию, которая впоследствии оказала влияние на биологию. Иначе говоря, принципы высшей формы он перенес (редуцировал) на познание низших форм. Ч. Лайель — один из основоположников актуалистического метода в естествознании, суть которого в том, что на основе знания о настоящем делаются выводы о прошлом (т. е. настоящее — ключ к прошлому). Однако Земля для Лайеля не развивается в определенном направлении, она просто изменяется случайным, бессвязным образом. Причем изменение — это у него лишь постепенные количественные изменения, без скачка, без перерывов постепенности, без качественных изменений. А это метафизический, «плоскоэволюционный» подход. Ж. Б. Ламарк создал первую целостную концепцию эволюции живой природы. По его мнению, виды животных и растений постоянно изменяются, усложняясь в своей организации в результате влияния внешней среды и некоего внутреннего стремления всех организмов к усовершенствованию. Провозгласив принцип эволюции всеобщим законом развития живой природы, Ламарк, однако, не вскрыл истинных причин эволюционного развития. В отличие от Ламарка Ж. Кювье не признавал изменяемости видов, объясняя смену ископаемых фаун так называемой «теорией катастроф», которая исключала идею эволюции органического мира. Кювье утверждал, что каждый период в истории Земли завершается мировой катастрофой — поднятием и опусканием материков, наводнениями, разрывами слоев и др. В результате этих к
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 4091; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.47 (0.013 с.) |