Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сциентизм и антисциентизм как основные мировоззренческие подходы к анализу наукиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Специфика современного этапа состоит в следующем: а) Огромный научно-технический прогресс особенно в 19-20 веке. б) наука пронизывает всю жизнь. Наука сегодня доминирует в жизни общества и в культуре. (Греция – доминировали философия и искусство, Средние века – религия, с 17 – по 20 вв. наука) б) Авторитет ученого (как раньше священника). Почти обязательность высшего образования. Все это приводит к появлению сциентистских представлений о науке и ее роли в жизни общества. Сциентизм – это такая мировоззренческая установка, которая рассматривает науку как основную сферу культуры и способ решения всех проблем человеческого бытия. Сциентизм предстал как идеология "чистой, ценностно-нейтральной большой науки". Истоки – позитивистская философия (Вставить). Огюст Конт и Герберт Спенсер. 20 век – развитие этой линии в Венском кружке, в работах таких авторов, как Б. Рассел, К. Поппер, Гастон Башляр; полит.деятели – З. Бжезинский, Олвин (Элвин) Тоффлер. Сущность единого для всех наук метода, обеспечивающего надежным и достоверным знанием закономерностей природы, была выражена в манифесте «Венского кружка», опубликованного в 1929 г.: «Мы охарактеризовали научное миропонимание в основном посредством двух определяющих моментов. Во-первых, оно является эмпиристским и позитивистским: существует только опытное познание, которое основывается на том, что нам непосредственно дано. Тем самым устанавливается граница для содержания легитимной науки. Во-вторых, для научного миропонимания характерно применение определенного метода, а именно метода логического анализа» В ФН он появляется: а) в форме методологического сциентизма: - математика и естествознание – образцы для всех наук - попытка выстроить по их образцу социальные и гуманитарные науки («социальная физика», «бихевиоризм») - принижение мировоззренческих и ценностных проблем философии - игнорирование вненаучных видов знания Б) Социокультурный сциентизм: - абсолютизация роли науки и техники в жизни человека. Решение всех проблем ее методами. - принижение значимости новых проблем, которые возникают в ходе развития науки - модели технотронного и информационного общества.
Обобщая, можно сказать, что в период господства С. восторжествовали критерии строгости, беспристрастности, объективности. Считалось, что чем более ученый свободен от своей субъективности, эмоций, пристрастий и прочего - тем точнее результаты он продуцирует. Фактически идеалом стал компьютер, и не случайно с середины века постоянно предпринимаются попытки смоделировать работу мозга, построить искусственный интеллект. При таком положении дел остальные области человеческой культуры в сознании многих людей как бы отошли на задний план. Прежде всего, начиная с конца ХIХ века, стала терять свои позиции религия. Это во многом было связано и с тем, что в самой религии произошло достаточно резкое разделение религиозно-философской мысли и системы догматов, предлагавшихся массам. Толстой писал, что все образованные люди его времени по отношению к религии были в самом неопределенном положении: верить по-прежнему они не могли, но не были твердо убеждены, что за религией ничего не стоит. В художественной литературе того времени можно хорошо видеть торжество естественнонаучных идей, например, эволюции видов, над религиозными постулатами - например, в знаменитых "Отцах и детях" Тургенева или "Бесах" Достоевского. Вслед за религией начали отрицаться частью людей и объективность ценностей, искусства, эмоциональных переживаний, морали и пр. Ответом на усиление сциентизма стало формирование противоположного направления, подвергающего науку и рациональное знание тотальной критике. Поворотом в критическом осмыслении научного знания стали работы Томаса Куна. Он ввел представления о резкой смене научных парадигм и о том, что любая наука опирается на социокультурный, исторический контекст, на личность исследователя и т.д. При смене научных парадигм происходит резкий скачок. Это противоположное направление получило название антисциентизма. Антисциентизм: мировоззренческое направление, акцентирующее внимание на ограниченных возможностях науки решать проблемы общества и человека, а в крайней форме – отрицающее ее значимость и ее выделенность среди других форм культуры и других видов знания. Антисциентизм появляется в разных формах. В философии представители баденской школы неокантианства, такие, например, как В. Виндельбанд (1848-1915), Г. Риккерт (1863-1936), развивают трансцендентально-психологическое истолкование философии Канта, в.котором особое внимание обращается на роль субъекта в процессе познания. В противовес теоретикам марбургской школы, они обращают внимание на то, что познание - это особый феномен, который, несмотря на всю его специфицированность, нельзя оторвать от культуры, в рамках которой он развивается. Поэтому наука не является особым доминирующим фактором культуры, а ее методы и принципы не могут рассматриваться в качестве абсолютного эталона для других форм познавательной деятельности. Более важными во взаимоотношении объекта и субъекта, по мнению представителей баденской школы, выступают системы ценностей, на которых основаны в том числе и гносеологические отношения человека с миром. Человек не может освободиться от своей изначальной субъективности, которая оказывает влияние на все богатство его взаимоотношений с миром и другими людьми. Еще более остро эта проблема решается в различного рода иррационалистических концепциях типа бергсонианства или "философии жизни" с их ограничением разумного познания и абсолютизацией значения внерациональных (интуитивных, оценочных) факторов философского понимания бытия. Именно в этот исторический период возникает целая серия философских концепций, так или иначе развивающих антисциентистскую традицию, что характерно для творчества таких мыслителей, как А. Шопенгауэр (1788-1860), С. Кьеркегор (1813-1855), ф. Ницше (1844-1900), В. Дильтей (1833-1911), А. Бергсон (1859-1941) и др а) Методологический антисциентизм: подчеркивание своеобразия социального и человеческого бытия, требующего специфической методологии познания - оправдание вненаучных форм знания - принижение роли научного знания Хайдеггер: Наука (научное познание), безусловно, является одной из форм постижения бытия, отмечает мыслитель, но она выражает собой лишь ограниченное, по сравнению с философией, знание, так как она не касается бытия в целом. Наука не может претендовать на "чистое" описание мира уже потому, что она, как и любая конструктивная деятельность разума, базируется на определенных ценностях и представляет собой прежде всего особую мировоззренческую ориентацию. В основе этой ориентации лежит очень сильная (и никак не обосновываемая) предпосылка о полном постижении мира с помощью конкретно-научных методик. Но ни о какой полноте постижения бытия здесь и речи быть не может, так как оно всегда предметно ограничено. Таким образом, наука – лишь одно из средств упорядочивания (конструирования, интерпретации) мира с позиции "опредмечивания сущего", т.е. накладывание на любой исследуемый объект системы упорядочивания, характерной для данной конкретной науки. В результате возникает нечто, которое вовсе не является выражением сущности явления как такового. "Именно для того, чтобы исследовать состояния бытия, были развиты методы наук, но они не приспособлены к тому, чтобы исследовать бытие этого сущего..."
б) Социокультурный антисциентизм – подчеркнуто критическое отношение к НТ прогрессу, требование наложить юридические запреты на те или иные виды научной деятельности. (Примеры негативных последствий применения научных открытий) Эти два течения настолько разошлись в своих позициях, что очень многие авторы стали утверждать полную несовместимость двух различных мировоззрений. Отчасти к этим выводам привели процессы и в самой науке. Начиная с 19 века происходит сильная дифференциация наук на множество областей. Это фактически приводит к уничтожению науки как целостного образования. Как сейчас говорят, специалисты в разных областях физики или математики уже не могут понять друг друга. Используются разные методы; эти методы все менее могут быть уложены в общие схемы, и говорить о какой-то единой научной рациональности уже не приходится. Кроме этого, научное познание все более отделяется от других способов постижения мира и начинает восприниматься как узкое и ограниченное, а не универсальное.. Яркий антисциентист Г. Маркузе выразил свое негодование против сциентизма в концепции "одномерного человека", в которой показал, что подавление природного, а затем и индивидуального в человеке сводит многообразие всех его проявлений лишь к одному технократическому параметру. Те перегрузки и перенапряжения, которые выпадают на долю современного человека, свидетельствуют о ненормальности самого общества, его глубоко болезненном состоянии. К тому же ситуация осложняется тем, что узкий частичный специалист (homo faber), который крайне перегружен, заорганизован и не принадлежит себе, - это не только представитель технических профессий. В подобном положении может оказаться и гуманитарий, чья духовная устремленность будет сдавлена тисками нормативности и долженствования. Бертран Рассел, ставший в 1950 г. лауреатом Нобелевской премии по литературе, в поздний период своей деятельности склонился на сторону антисциентизма. Он видел основной порок цивилизации в гипертрофированном развитии науки, что привело к утрате подлинно гуманистических ценностей и идеалов. Майкл Полани - автор концепции личностного знания - подчеркивал, что "современный сциентизм сковывает мысль не меньше, чем это делала церковь. Он не оставляет места нашим важнейшим внутренним убеждениям и принуждает нас скрывать их под маской слепых и нелепых, неадекватных терминов" [1]. Ясно, что такой подход тоже чреват негативными последствиями - узаконивание лженаук, иррационализма. Необходимо избежать крайностей. Это требует тщательного анализа как феномена науки как особого вида знания и всестороннего учета ее роли в существовании человеческого общества, способах активизации ее творческого и минимизации разрушительного потенциала.
Лекция 2
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 3620; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.34.50 (0.012 с.) |