Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сциентизм и антисциентизм как ценностные мировоззренческие ориентации

Поиск

Сциентизм и антисциентизм как ценностные мировоззренческие ориентации

Сциентизм и Антисциентизм – это взаимоисключающие взгляды на роль науки и ее познавательных возможностей.

Сциентизм – это преувеличенная мировоззренческая оценка когнитивных (познавательных), социальных и практических возможностей науки. В основе Сциентизма лежит некритическое принятие утверждений:

А) научное познание дает объективную и несомненную истину;

Б) только научное познание дает объективное знание;

В) наука является безусловным средством социального прогресса;

Г) только на основе науки могут и должны решаться все существующие в обществе практические, социально-политические и даже духовно-мировоззренческие проблемы.

Сциентизм родился в эпоху просвещения, вылившись в формулу «Наука - основа социального прогресса».

Многие считают, что Сциентизм не выдержал проверку временем, т.к. наука оказалась противоречивым феноменом.

Антисциентизм – это оппозиция Сциентизма, теория о роли науки в обществе.

Антисциентизм существует в 2-х формах:

- радикальной (делает упор на когнитивных (познавательных) ограничениях науки и неизбежных отрицательных последствиях использования ее результатов);

- умеренной (подчеркивает необходимую, незаменимую роль науки в обеспечении дальнейшего познавательного и социального прогресса; выступает против сциентистской абсолютизации гипертрофирования познавательных и практических возможностей науки).

Антисциентисты подчеркивают также то, что от имени науки всегда выступают все тоталитарные режимы (коммунизм, национализм, расизм и пр.).

 

 

Б3

Неопозитивизм как философия науки

Позитивизм – одно из направлений ф-фии, представители которого исходят из того, что единственно надежным и практически важным для человечества видом познания и знания является то, которое получается методами частных наук. Это знание называется положительным, т.е. позитивным.

Позитивисты принижали роль ф-фии, она д/б средством упорядочивания языка, логики науки. Не должна претендовать на научность. Частный научный вид познания получил развитие начиная с Нового времени и за это время доказал свои преимущества и эффективность. Метод частного научного познания - экспирементально-математический для любых объектов (природных, социальных и т.д.). Позитивисты признают исторические заслуги др. форм познания, но считают, что их время безвозвратно прошло и использование их как орудий познания скорее оценивается как социально вредное занятие.

Родоначальник Поз-ма был француз Огюст Конт. Поз-ты признают подлинную ценность только за синтетическим - апостериорным, т.е. эмпирическим знанием, и за аналитическим - априорным (логика, математика). Из них наибольшей критике подвергались синтетические априорные знания как непроверяемые опытом, поэтому произвольны, спекулятивны (чисто теоретические) и не научны (надо проверить опытом). Особенно вредна философия, т.к. она мимикрирует под науку, имеет претензию на науку. Борьба за чистоту научного знания и выкорчевывание из нее любых явлений и вторжений философии – одна из главных задач позитивистов.

Позитивистами, начиная с Конта, была выдвинута задача (взамен старой спекулятивной философии) – построение хорошей позитивной научной философии. За историю позитивизма были предложены различные варианты научной философии, такие как: методология науки (Конт, Миль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и инструменталистская теория мышления (Мах, Дюгем), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнаб), лингвический анализ языка (Остин, Райл, поздний Витгенштейн), логика и эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Локатос). Все эти варианты позитивной философии были раскритикованы самими позитивистами, т.к. не удовлетворяли принятыми самими позитивистами критериям научности, неизбежно опирались на явно принятые метафизические предпосылки.

В эволюции П., м/б выделены следующие этапы:

- 1 этап - так называемый "первый позитивизм" (Конт, Милль, Спенсер, Э. Литтре, П. Лаффит, И. Тэн, Э.Ж. Ренан и др.);

- 2 этап - "второй позитивизм" (Авенариус, Мах);

- 3 этап - "третий позитивизм" или неопозитивизм, представленный аналитической философией (Куайн, Поппер, Айдукевич, Лукасевич, Котарбиньский, Г. Райл, Дж. Уисдом, П. Строссон, Дж. Остин, М. Блэк, Н. Малкольм, Н. Гудмен, А. Пап и др.) и Венским кружком, на основе которого оформляется логический П. (Шлик, Карнап, Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, Г. Ган, В. Крофт, ф. Кауфман, К, Гедель и др.);

- 4 этап - постпозитивизм, в рамках которого намечается очевидная тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки (Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд, Аналитическая философия, Венский кружок).

Неопозитивизм получает дальнейшее развитие и распространение благодаря венской школе (венский кружок). В Венский кружок входили: Р.Карнап, О.Нейрат, Ф.Вайсман, Г.Фейгль, К.Гедель, Г.Ган, Ф.Кауфман, В.Крафт и др. Логический позитивизм, неопозитивизм в целом (в его основах) разработаны учеными-философами Венского кружка.

Участники Венского кружка сформулировали основное положение логического позитивизма: любой вопрос и ответ, претендующие на то, чтобы называть научными, сами по себе, как правило, бессистемны. Нужен анализ языка науки, нужен язык науки, подчиненный четким нормам, принципам, но их следует найти, обосновать. Венский кружок провозгласил свою т.зр. на философию, которая покончит со всеми философиями. Венский кружок объявил любой вопрос (и ответ) фактически бессмысленным.

Содержание философских идей Венского кружка: 1) научными являются лишь высказывания о наблюдаемых феноменах, осмысленные предложения являются таковыми потому, что они описывают определенные факты; 2) инструментом критического анализа является математическая логика и принцип верификации (означает подтверждаемость на опыте каждого высказывания теории, или же выводов теории (вывод подтверждается опытом)); 3) закона подчинения воображения наблюдению означает, что позитивным знанием о мире является знание, выраженное в высказываниях, содержание которых сводимо к содержанию протоколов наблюдения; 4) философия, по неопозитивизму, есть не теория, а аналитическая деятельность по отысканию смысла понятий и предложений конкретных наук.

В настоящее время решение многих фундаментальных проблем, связанных с исследованием природы научного знания опирается на идеи Венского кружка.

Общие идеи: 1.Неопозитивизм – философия науки; 2.Проблема демаркации (разграничения) научного и ненаучного знания; 3.Разработка основ, критериев научности знания.

Анализ языка для неопозитивистов – критерий истинности науки.

Основания науки (идеалы и нормы исследования, методология)

Наука и все научное знание отвечают определенным стандартам и имеют четко выверенные основания:

- научная картина мира;

- идеалы и нормы познания, характерные для данной эпохи;

- философские основания.

Центр проблемы основания Науки – это представления о том, что научный процесс непрерывен, что отражено в кумулятивной модели развития науки.

На рубеже 19-20 вв. сенсационные открытия и революционные изменения в науке привели к переосмыслению содержательных основ науки, которые в сою очередь привели к оформлению конвенциализма (т.е. соглашения м\у ученными. А. Пуанкоре).

Поворот к фиксированию оснований сферы языка науки был осуществлен Венским Кружком (Шлик, Гедель, Рейхенбах, Корнап).

Требованием, входящим в основания Науки стало унификация языка, т.е. построение единого языка науки.

Другое требование к языку науки – это признание гносеологической первичности результатов наблюдения. Тем самым в основания научного знания было положено обобщение и уплотнение чувственного опыта.

Методология – это использование теоретического и эмпирического институтов научного знания.

Б10

Б 11

Б12

Современная философия науки

В эволюции Позитивизма, м/б выделены следующие этапы:

- 1 этап - так называемый "первый позитивизм" (Конт, Милль, Спенсер, Э. Литтре, П. Лаффит, И. Тэн, Э.Ж. Ренан и др.);

- 2 этап - "второй позитивизм" (Авенариус, Мах);

- 3 этап - "третий позитивизм" или неопозитивизм, представленный аналитической философией (Куайн, Поппер, Айдукевич, Лукасевич, и др.) и Венским кружком, на основе которого оформляется логический П. (Шлик, Карнап, Нейрат, Ф. Вайсман, Г. Фейгль, Г. Ганн и др.);

- 4 этап - постпозитивизм, в рамках которого намечается очевидная тенденция к смягчению исходного методологического радикализма и установка на аналитику роли социокультурных факторов в динамике науки (Кун, Лакатос, Тулмин, Фейерабенд, Аналитическая философия, Венский кружок).

Современная философия науки (СФН) отличается от предыдущих форм философии науки тем, что функционирует как знание, инструмент, ориентированный на утверждение человека в мире. Здесь имеется в виду сдвиг с субстанциализма на креативизм, с онтологии на телеологию (целесообразность в мире).

В СФН различают различные направления, в т.ч.:

- постпозитивизм (20 в.);

- постмодернистская философия науки (ПмФН).

ПмФН – это направление, основанное на рассмотрении теории общих закономерностей, структуры и функционирования любого языка (дискуса) на язык научного знания. Фамилии: Ж. Дерид, Лиотар – они сделали решительные выводы из постструктуралистского анализа функционирования языка для понимания закономерностей бытия всей культуры.

Постпозитивизм – это направление в западной философии науки, пришедшее на смену логическому позитивизму в 70-е гг. 20 в. Лидеры: Поппер, Лакатос, Кун, Поланий, Тульмин, Фейерабенд.

Взгляды постпозитивистов (особенно Поппера) являются фундаментальной оппозицией логическому позитивизму в том, что они предлагают радикально новый взгляд на роль опыта по отношению к научным теориям.

Критицизм Поппера (принцип фальсификации (теория д\б опровержима) становится в противовес верификации (подтверждаемости теории)) был удачно дополнен в постпозитивизме теориями научных революций Куна, теорией методологического разнообразия Фейерабенда, идеей возможности применения теорий биологической эволюции к развитию научного знания Тульмина.

Главная слабость постпозитивизма – это абстрагирование от социокультурного контекста функционирования науки, от социально-психологических параметров науки.

Б13

Б14

Б15

Б16

Б17

Б18

Б19

Наука эпохи Средневековья

Начало II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв.

Этапы: универсализм – тяготение к охвату в познании всего мира, символизм – иерархизм- все создано с определенной целью (телеологизм)- природа н самодостаточна. Бог дал библию - полумистический характер научных исследований (заклинания) - качественный характер (не было количественного подхода к природе)- прогресс опытного знания, двойственный характер знания (магия, алхимия, астралогия). Создание университетов. 1500 год – 79 университетов в Европе. Строгая дисциплинарная стр-ра. Диспут – риторическая форма общения. Фома Аквинский – доказательства бытия бога.

Общий упадок цивилизации, круше­ние Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры.

Монастыри - центры научных знаний. При монас­тырях и церквях, начиная с VI в., существовали школы, обеспечиваю­щие необходимый для священнослужителей уровень образования. Но школы давали и элементы светского образования. В первой половине XI в. из монастырских школ возникают университеты, но уже как светские учебные заведения.

- существование любой вещи определено свыше, все символично

- слово - орудие творения, а переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира.

- познавательная деятельность сводится к исследо­ванию понятий, а наиболее репрезентативными являются тексты Священного писания.

- телеологизм (все явления действительности существуют по промыслу Бога и для предуготовленных им ролей).

- все только под контролем церкви. Жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литерату­ры.

Универсальным методом становится дедукция (царствует дедуктив­ная логика Аристотеля).

- продолжение традиций античности, свидетельство тому — существование таких мыслительных комплексов, как созер­цательность, склонность к абстрактному умозрительному теоретизи­рованию, принципиальный отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным.

- разрыв с античными традициями: алхимия, астрология, имеющие «эк­спериментальный» характер.

Ф, как и Н., выступают «служанками» богословия. Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения.

Бэкон: три основ­ных способа познания: авторитет, рассуждение и опыт. Опытную на­уку он считал владычицей умозрительных наук. Важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания мате­матики. Р. Бэкон стремился создать своего рода энциклопедию наук, в которой помимо математики присутствовали физика, оптика, аст­рономия, алхимия, медицина, а также этика.

Фома Аквинский: метод интеллектуального, т.е. постигающего созерцания, который схваты­вает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму пред­мета, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит».

К особенностям средневековой Н.: ори­ентация на совокупность правил в форме комментариев, тенденция к систематизации и классификации знаний.

Б23

Б24

Б25

Б26

Б27

Б28

Сциентизм и антисциентизм как ценностные мировоззренческие ориентации

Сциентизм и Антисциентизм – это взаимоисключающие взгляды на роль науки и ее познавательных возможностей.

Сциентизм – это преувеличенная мировоззренческая оценка когнитивных (познавательных), социальных и практических возможностей науки. В основе Сциентизма лежит некритическое принятие утверждений:

А) научное познание дает объективную и несомненную истину;

Б) только научное познание дает объективное знание;

В) наука является безусловным средством социального прогресса;

Г) только на основе науки могут и должны решаться все существующие в обществе практические, социально-политические и даже духовно-мировоззренческие проблемы.

Сциентизм родился в эпоху просвещения, вылившись в формулу «Наука - основа социального прогресса».

Многие считают, что Сциентизм не выдержал проверку временем, т.к. наука оказалась противоречивым феноменом.

Антисциентизм – это оппозиция Сциентизма, теория о роли науки в обществе.

Антисциентизм существует в 2-х формах:

- радикальной (делает упор на когнитивных (познавательных) ограничениях науки и неизбежных отрицательных последствиях использования ее результатов);

- умеренной (подчеркивает необходимую, незаменимую роль науки в обеспечении дальнейшего познавательного и социального прогресса; выступает против сциентистской абсолютизации гипертрофирования познавательных и практических возможностей науки).

Антисциентисты подчеркивают также то, что от имени науки всегда выступают все тоталитарные режимы (коммунизм, национализм, расизм и пр.).

 

 

Б3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 1040; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.183.34 (0.008 с.)