Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В полисах - разделение умствен и физич труда.

Поиск

Минимальные посылки науки: рациональная обоснованность в форме доказательств путем создания идеальных объектов, конструкций, формирование признаков, не существующих в реальности. переход от практики к науке Путь к науке:

- Пифагор (число, числовые отношения — ключ к пониманию мироустройства) Парменид (доказательство) Платон (идеи) Зенон ( док-во от противного), Сократ (дефиниция, определение, понятие) Демокрит: элементаризм (частицы) Эпикур: идея самодвижения частиц Все это способствовало формированию науки.

Античная наука работала с математическими моделями и геометрическими формами объектов. Брали за основу аксиомы и доказывали их. Ввели логические связи между конструкциями.

Представления древних греков о мире - Натурфилософия (философией природы), те философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности.

Переход от чисто эмпирического познания количественных отношений к теоретическому исследо­ванию, которое, осуществляет прорыв к новым формам опыта.

Среди значимых натурфилософских идей античности представля­ют интерес атомистика и элемеитаризм.

Парменид: как найти единое, неизменное в мно­гообразии изменчивого:

1. два начала: начала не­уничтожимого и нача­ла разрушения. Первое — атом («нерассекаемое»), второе — пустота, ничем не напол­ненная протяженность.

2. Космос образо­ван четырьмя элементами-стихиями: огнем, воздухом, водой, землей и двумя силами: любовью и враждой. Все вещи состоят из элементов.

Платон объединил учение об элементах и атомистическую концепцию строения вещества. четыре элемента — огонь, воздух, вода и земля — не являются простейшими составными частями вещей.

Аристотель создал всеобъемлющую систе­му знаний о мире, наиболее адекватную сознанию своих современни­ков. Истинным бытием обладает единичная вещь, представляющая сочетание материи и формы. Процессы движения: четыре вида причин: мате­риальные, формальные, действующие и целевые. Создал формальную логику. Глубоко разрабатывал диалектику, доведя ее до высшей в античности формы.

2. Философские вопросы финансовой науки (написать!)

Взаимосвязь Ф. с экономической наукой: философия и для экономической науки выступает мировоззренческой и методологической основой. Она способствует формированию ценностного подхода и принципов нравственности и гуманизма в экономической науке.

Проблемные ситуации в науке: формирование и значение. (убрать, его нет в 2010 г)

Формирование и развитие теоретического знания опирается на научно-эмпирическое знание.

Научно-эмпирическое знание формируется на основании экспериментов, и формирует научные понятия – эмпирические законы, а также создает эмпирические теории.

Первый этап формирования и развития теоретического знания является формирование научной проблемы (Поппер).

Научная проблема возникает в результате создания 2-х и более взаимоисключающих и противоречивых эмпирических теорий (законов).

Теоретическое знание – исходная форма разрешения противоречий взаимоисключающих эмпирических теорий.

Этап проблемного осмысления, формулировки основной пробле­мы исследования - это этап, который не может избежать ни одна научная дисциплина. Он опирается на использование уже имеющего­ся познавательного арсенала, т.е. теоретических конструктов, идеали­зации, абстрактных объектов, но учитывает новые факты и данные, которые могут расходиться с устоявшимся объемом знания.

Вслед за осознанием проблемы для ее разрешения выдвигается гипотеза, кото­рая оценивается как необходимое основание при создании теоретичес­кой модели.

Проблемные ситуации являются необходимым этапом развития научного познания и достаточно явно фиксируют противоречие меж­ду старым и новым знанием, когда старое знание не может развивать­ся на своем прежнем основании, а нуждается в его детализации или замене. Проблемные ситу­ации свидетельствуют о столкновении программ исследования, под­вергают их сомнению, заставляют искать новые способы вписывания предметности в научный контекст, возникают, когда трудно установить специфику функционирования теории в соотношении с ее эмпирическим базисом, В этом случае поиск причинно-следственных отношений яв­ляется основополагающим условием разрешения данной проблемной ситуации. Принцип причинности всегда занимает доминирующее ме­сто в научном исследовании. Вместе с тем проблемные ситуации мо­гут возникать и в силу того, что изучение современной Н. более сложных объектов (типа саморазвивающихся систем) фиксирует по­мимо причинных связей иные: функциональные, структурные, кор­релятивные, целевые и пр. В связи с этим современная Ф Н. осознает в качестве глобальной проблемную ситуацию, связан­ную с заменой представлений о линейном детерминизме и принуди­тельной каузальности, нелинейной парадигмой, предполагающей квантово-механические эффекты, т.е. не элиминируемость случая, стоха­стические взаимодействия. Вселенная, понимаемая в контексте меха­нистического мировоззрения как «точный часовой механизм», как «ги­гантская заводная игрушка», перестала восприниматься. Современный мир не стабилен, связан с неопределенностью и неоднозначностью сценариев будущего, и эта проблемная ситуация также требует своего научного изучения.

 

Наука эпохи Средневековья

Начало II в. н.э., а ее завершение к XIV—XV вв.

Этапы: универсализм – тяготение к охвату в познании всего мира, символизм – иерархизм- все создано с определенной целью (телеологизм)- природа н самодостаточна. Бог дал библию - полумистический характер научных исследований (заклинания) - качественный характер (не было количественного подхода к природе)- прогресс опытного знания, двойственный характер знания (магия, алхимия, астралогия). Создание университетов. 1500 год – 79 университетов в Европе. Строгая дисциплинарная стр-ра. Диспут – риторическая форма общения. Фома Аквинский – доказательства бытия бога.

Общий упадок цивилизации, круше­ние Римской империи, нашествие варваров, проникновение религии во все сферы духовной культуры.

Монастыри - центры научных знаний. При монас­тырях и церквях, начиная с VI в., существовали школы, обеспечиваю­щие необходимый для священнослужителей уровень образования. Но школы давали и элементы светского образования. В первой половине XI в. из монастырских школ возникают университеты, но уже как светские учебные заведения.

- существование любой вещи определено свыше, все символично

- слово - орудие творения, а переданное человеку, оно выступает универсальным орудием постижения мира.

- познавательная деятельность сводится к исследо­ванию понятий, а наиболее репрезентативными являются тексты Священного писания.

- телеологизм (все явления действительности существуют по промыслу Бога и для предуготовленных им ролей).

- все только под контролем церкви. Жесткая цензура, все противоречащее религии подлежит запрету. Так, в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литерату­ры.

Универсальным методом становится дедукция (царствует дедуктив­ная логика Аристотеля).

- продолжение традиций античности, свидетельство тому — существование таких мыслительных комплексов, как созер­цательность, склонность к абстрактному умозрительному теоретизи­рованию, принципиальный отказ от опытного познания, признание превосходства универсального над уникальным.

- разрыв с античными традициями: алхимия, астрология, имеющие «эк­спериментальный» характер.

Ф, как и Н., выступают «служанками» богословия. Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения.

Бэкон: три основ­ных способа познания: авторитет, рассуждение и опыт. Опытную на­уку он считал владычицей умозрительных наук. Важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания мате­матики. Р. Бэкон стремился создать своего рода энциклопедию наук, в которой помимо математики присутствовали физика, оптика, аст­рономия, алхимия, медицина, а также этика.

Фома Аквинский: метод интеллектуального, т.е. постигающего созерцания, который схваты­вает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму пред­мета, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит».

К особенностям средневековой Н.: ори­ентация на совокупность правил в форме комментариев, тенденция к систематизации и классификации знаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.183 (0.007 с.)