Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сложности и противоречия развития науки в современном мире
Сложности и противоречия, связанные с возрастанием роли науки, порождают в условиях антагонистического общества многообразные и зачастую противоречивые формы её мировоззренческой оценки. Полюсами таких оценок являются сциентизм и антисциентизм. Для сциентизма характерны абсолютизация стиля и общих методов «точных» наук, объявление науки высшей культурной ценностью, часто сопровождающееся отрицанием социально-гуманитарной и мировоззренческой проблематики как не имеющей познавательного значения. Антисциентизм, напротив, исходит из положения о принципиальной ограниченности науки в решении коренных человеческих проблем, а в своих крайних проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положит, влиянии на культуру. В противоположность сциентизму и антисциентизму научно-материалистическое мировоззрение неразрывно связывает объективный научый подход с действенной гуманистической направленностью, выявляет средства преобразования природной и социальной действительности с помощью науки, учитывая при этом реальное значение других форм освоения мира, составляющих условия и предпосылки функционирования науки, и соединяя все их в интересах человека. Изучение различных сторон науки ведётся рядом её специализированных отраслей, куда входят история науки, логика науки, социология науки, психология научного творчества и т. п. В середине 20 в. интенсивно развивается новый, комплексный подход к изучению науки, стремящийся к синтетическому познанию всех её многочисленных аспектов,— науковедение. В условиях капитализма с непримиримо противоположными общественными отношениями, достижения науки в значительной мере используются монополиями для получения сверхприбылей, усиления эксплуатации трудящихся, для милитаризации экономики. Это мы видим на примере США, а теперь и нашей страны. Вместе с тем современный капитализм сумел создать условия для развития науки, использования её достижений для перестройки экономики, роста производительных сил, приспособления к новой исторической действительности. В условиях социализма наука являлась важным фактором общественного прогресса; при этом существовали предпосылки для планирования развития науки в общегосударственном масштабе в интересах всего народа. Однако утверждение с 30-х гг. командно-бюрократической системы нанесло серьёзный ущерб развитию науки, привело к её отставанию на ряде принципиальных направлений как от мирового уровня научных разработок, так и от потребностей общества. И тем не менее, наша страна находилась на передовых рубежах развития в большинстве наук.
Коренная задача научно-технического прогресса на современном этапе — создание таких организационных форм интеграции науки, техники и производства, которые позволяют обеспечивать чёткое и быстрое прохождение научных идей от зарождения до широкого применения на практике. Одним из путей нового организационного решения этой задачи служит формирование межотраслевых научно-технических комплексов, инженерных центров, временных коллективов для реализации целевых научно-исследовательских программ. Укрепление единства науки с практикой предполагает углубление философско-социологического, нравственно-гуманистического осмысления таких сфер и проблем человеческой деятельности, как преобразование природной среды, исследования в области медицины и биологии и т. п., а также организацию крупномасштабных социальных экспертиз научно-технических и инженерных проектов с участием широкой общественности. Прогресс науки общества немыслим без широкого социально-гуманитарного подхода, единства научного и гуманистического идеалов. Для нашей страны самой животрепещущей задачей является само выживание науки, которая находится под вопросом. И нет другого пути как вам становиться учёными, причём не откладывая на потом, а уже сейчас приходить на кафедры и включаться в проводимые преподавателями исследования.
Таким образом, Мы рассмотрели особенности научного познания и можем сделать вывод, что: Наука – сложное общественное явление, представляющее собой одну из форм общественного сознания, вид и результат человеческой деятельности. Она возникла после появления необходимых для этого предпосылок в виде достаточно высокого уровня развития человеческого общества. Развитие науки подчинено определённым закономерностям, а научное познание слагается из ряда этапов и форм.
Методы научного познания исключительно многообразны, как чрезвычайно многообразна сама наука сегодня. Тем не менее, среди них выделяются общефилософские и общенаучные методы, знание которых приносит существенную пользу каждому исследователю и практическому специалисту, каким является экономист. На этом мы завершили изучение очередного раздела, и следующим занятием будет семинар. Следующая лекция будет посвящена философскому видению будущего человечества.
ТЕМА 16 НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. Некоторые проблемы философии науки.
Наука как форма познания. Классический и неклассический философские образы науки. Критерии научности познания. Идеалы и нормы научного познания. Виды наук и их особенности. Научное исследование как форма организации научного познания. Проблема как исходный пункт научного исследования. Гипотеза и ее место в поисках решения проблемы. Формирование научной картины предметной области исследования. Методология научного познания. Понятие метода в науке. Общенаучные, междисциплинарные и частнонаучные методы познания. Эмпирический уровень научного исследования, его формы и методы. Функции и роль эмпирического уровня в познании предметной области. Проблема научного факта. Теоретический уровень научного исследования, его особенности, формы и методы. Научная теория и ее структура. Основания научной теории. Логическая и опытная (верификация и фальсификация) проверка научной теории. Объяснение и предвидение как функции научной теории. Динамика научного познания. Современные философские концепции динамики науки. Развитие науки как смена парадигм. Нормальная и революционная наука. Марксистская концепция научных революций. Роль философии в обосновании революционной науки. Исследовательская программа как форма развития науки. Развитие научного познания как последовательное выдвижение и проверка научных гипотез. Развитие научного познания как отбор наиболее удачных научных инноваций. Роль методологически неформализованных путей в развитии научного познания. Границы науки. Наука как социальный институт. Социальные функции науки. Свобода научного творчества и социальная ответственность ученого. Роль общечеловеческих ценностей, этических норм в научном познании. Сциентизм и антисциентизм как крайние формы оценки роли науки в жизни человека и общества. Наука и техника. Человек в мире информационных технологий.
Товарищи студенты! Мы продолжаем изучать раздел философии, посвящённый проблемам научного познания. На прошлой лекции мы рассмотрели закономерности возникновения и развития науки, особенности, этапы, формы и методы научного познания и сделали вывод, что наука – это сложное явление, одна из форм общественного сознания, вид и результат человеческой деятельности. Развитие науки подчинено определённым закономерностям, а научное познание слагается из ряда этапов и форм. Методы научного познания исключительно многообразны, как чрезвычайно многообразна сама наука сегодня. Тем не менее, среди них выделяются общефилософские и общенаучные методы, знание которых приносит существенную пользу каждому исследователю и практическому специалисту, каким является экономист. А как развивается наука и как оно добывает информацию, которую мы называем знанием? Об этом мы поговорим с вами на сегодняшней лекции, последовательно раскрыв вопросы:
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 651; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.005 с.) |