Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука как социальный институт и научное сообщество.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучается несколькими дисциплинами, в частности - социологией науки, науковедением. Сегодня принято различать МАКРО- И МИКРОСОЦИОЛОГИЮ. МАКРОСОЦИОЛОГИЯ выделяет наиболее общие характеристики науки в любом обществе. МИКРОСОЦИОЛОГИЯ - так называемая интеракция - изучает непосредственно межличностные отношения людей: либидо, мотивы, ожидания.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - это совокупность социальных ролей и норм, обеспечивающих функционирование специфических общественных отношений. Его основные элементы - люди и их отношения, объединяющиеся деятельностью. Люди функционируют как индивиды (личности) и как члены сообщества.
ЧЛЕНЫ СООБЩЕСТВА - это совокупность тех, кто профессионально и непосредственно занят производством знания и подготовкой кадров - все учёные работают в институтах Академии Наук, отраслевых, и т. д. Существует 2 подгруппы: 1. Собственно учёные. 2. Научная бюрократия (управленцы и держатели ресурсов). Обе эти группы различаются своими нормами и представлениями о нормах существования. Есть одна общая направляющая - развитие отечественной науки. Но для этих групп свойственны абсолютно разные методы и пути. Учёные обычно обвиняют бюрократов в незнании дела, оторванности от науки. Бюрократия обвиняет учёных в корпоративизме.
ЧЕЛОВЕК НАУКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МИКРОСОЦИОЛОГИИ. Характеристика здесь идёт - через понятие социальной роли (линия поведения, которая ожидается от человека, занимающего ту или иную позицию). Ожидания определяют общие контуры идеальной роли и не зависят от направившего их, и на кого они направлены. Субъект ожидания - общество или социальная группа. Учёный усваивает ожидания в процессе социализации. Ожидания - это своеобразный критерий шкала оценок того, как учёный выполняет свою роль. (Соцес 95-96, Новосибирск. -консерваторы 80%(снижение активности и ожидание восстановления); -надломленные 5-10%(не предъявляют, не ищут, резко снизили активность); -абстрактные оптимисты 5-10%(продолжают работать с надеждой неизвестно на что); -активные 1-2% (работают и ищут)). Огромная масса консерваторов объясняется традиционной системой ожиданий и значимостью места в общественном разделении труда.
ОБЩЕНАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Результат общезначимого труда в науке - конечный его продукт влияет на всех в науке и обществе. Всеобщий труд - это момент производства всеобщего.(ГЕГЕЛЬ не перешагнул через это определение). Эти особенности обуславливают и этос науки, и организационные формы науки. Всеобщий характер труда вступает в противоречие с рыночными отношениями. Сложный же труд напрямую связан с рынком. Поэтому: • нельзя определить общественно необходимые издержки; финансирование - не по результату, а в соответствии с принципом бесперебойности финансирования. • продукт научного творчества - это общественный продукт (подобно внедряемой вакцине); • результат необходим для производства новых знаний. (70-е гг США - парламент принял постановление о финансировании фундаментальных исследований частными фондами. Уже в 80-е гг университеты идут на поводу у кампаний, закрывая общезначимую информацию, в закрытии которй и у самих университетов есть интерес. Рецепт не найден - парламент просить лишь не фальсифицировать и не дезориентировать общество через публикации).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ НАУКИ. Различают формальные (государственные) и неформальные (само -) формы. Неформальные - имеют скользящий состав, сменного лидера, работа происходит - как постоянная конференция, идёт обмен статьями, препринтами. Попасть трудно, выйти легко. Официальные - институционализация науки. В древности и средние века наука не обособлялась от образования. В новое время - появление академий. В России существует академическая, отраслевая, вузовская, заводская наука. Эти виды имеют существенное различие в режиме финансирования: • Академическая - уравнительное распределение, которое определяет организация (головной институт), а не результат. • Отраслевая - находится в ведомственной системе управления производством. Характерен разрыв между наукой и производством. В исторической реальности внедрения не получалось. • Вузовская - 30-50% научных работ, финансирование - 5-10%.Сейчас - спад финансирования. Позитивный момент - система грантов, проблема при присуждении которых - качественность оценки проектов.
ТРИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ: 1. 1.Развитие фундаментальных наук по всему фронту, (нач 70-е гг. -0 не тянем). 2. Рыночная ориентация (с отдачи) - ведёт к разрушению фундаментальных наук. 3. Выборочная поддержка (зависит от инициативы учёных).
ВЫВОДЫ: Таким образом, мы с вами установили, что Наука, как явление очень сложное и многогранное имеет два философских образа – классический и неклассический. Существует несколько концептуально оформленных моделей развития науки, которые по разному решают проблемы философии, логики и методологии науки. Среди них выделяются концепции критического реализма, критического рационализма, историзма и методологического анархизма. Мы с вами выделили несколько концепций динамики научного знания: кумулятивистскую, попперовскую, исследовательских программ, эволюционно-биологическую модель Тулмина и историцистскую модель Куна. Наука является социальным институтом и научным сообществом, подчиняющимся определенным закономерностям развития. Следующая лекция будет посвящена философскому видению будущего человечества. Спасибо за внимание!
Основные понятия, подлежащие усвоению в процессе изучения дисциплины «Философия» Абсолют – (от лат. absolutus – безусловный) – философская категория, обозначающая нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное. Противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Может обозначать первоначало всего сущего. Выражает полное и завершенное совершенство какого-либо объекта. Абстракция научная – (от лат. abstractio - удаление, отвлечение) – отвлечение от несущественных, второстепенных признаков, мысленное выделение и обобщение наиболее важных и существенных особенностей предмета. Агностицизм – философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Аксиология – раздел философии, в котором исследуют ценности и их соотношение с миром реальности. Альтруизм – (от лат. alter – другой) – нравственный принцип, согласно которому благо другого человека и он сам признаются более значимыми, чем собственное “Я” и его благо. Альтруизм противоположен эгоизму. Анализ – процесс мысленного расчленения предмета с целью более подробного изучения отдельных составляющих. Антиномия - сочетание противоречащих друг другу высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование. Антропный принцип – фундаментальное положение, которое требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, чьим важнейшим элементом является человек. Вселенная рассматривается как “человеко-рамерная”. Этот принцип сближает мир природы и мир человека. Антропология – одна из составных частей философии, учение о сущности человека. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Апория – трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом. Апостериори – (от лат. a posteriori – из последующего) – философское понятие, обозначающее знание, получаемое из опыта. Апофатическая теология – теология, стремящаяся адекватно выразить абсолютную трансцендентность Бога путем последовательного отрицаниявсех его атрибутов и обозначений, устраняя одно за другим относящиеся к нему представления и понятия. Апперцепция – (от лат. ad perceptio – к восприятию) – понятие, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности и предыдущего опыта человека на восприятие им предметов и явлений. Архетип – прообраз, идея. В философии К.-Г.Юнга изначальные, врожденные психические структуры, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся в так называемом коллективном бессознательном и априорно формирующие творчество; некая возможность представлений, “дремлющие мыслеформы”. Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Бессознательное (в широком смысле) – совокупность физических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Бытие – в классической философии понимается как предельно общее понятие, трактуемое как полнота и цельность присутствия в противоположность отсутствию и небытию. Вера – понятие, с помощью которого философия описывает личностно свободное самоопределение человека по отношению к какой-либо ценности. Это ведущее тяготение человека к тому, что определяет его жизнь, его воззрения и поступки, представляя собой служение данной ценности. Вероятность – понятие, характеризующее количественную меру возможности появления некоторого события при определенных условиях. Вещество – вид материи, который в отличие от физического поля, обладает массой покоя. “Вещь в себе” - философский термин, введенный И.Кантом, означающий вещи как они существуют сами по себе (или “в себе”), в отличие от того, какими они являются “для нас” - в нашем познании. Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение первоначального состояния. Возможность – объективная тенденция становления предмета, реализующаяся при наличии условий; это потенциальное бытие предмета, формирующееся в виде “зародыша” будущего в настоящем. Волюнтаризм – философская концепция, рассматривающая волю как высший принцип и движущую силу бытия. Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Восприятие – форма чувственного познания при которой в сознании человека возникает целостный образ предмета, непосредственно данного в единстве всех своих сторон. Время – философская категория, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Вульгарный материализм – течение в философии середины ХIХ века, представители которого популяризировали достижения естествознания, отрицая специфику сознания, его социальную природу и сводя сознание к веществу. Гедонизм – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения, сводящая к нему все многообразие моральных требований. Генезис – процесс зарождения и последующего развития, приведший к определенному состоянию, виду, предмету, явлению. Герменевтика – (от греч. germeneuticos – разъясняющий, истолковывающий) – 1) искусство истолкования текстов, символов; 2) направление в философии, основной проблемой которого является проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка. Гносеология (эпистемология, теория познания) – раздел философии, в котором предметом исследования является сам процесс познания как таковой, его сущность, общий механизм, возможности и границы познания, его предпосылки, условия, всеобщие основания и социокультурные детерминанты. Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека, в его способности к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, его свободы, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. Движение – это всякое взаимодействие объектов, их изменение как таковое. Дедукция – (от лат. deductio – выведение) движение мысли от общего к частному. Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Действительность – философская категория, включающая в себя следующие основные аспекты: 1) совокупность всех реализованных возможностей – конкретный предмет, существующий в определенном пространстве и времени (диалектическая пара “возможность-действительность”); 2) весь объективно существующий мир в многообразии своих проявлений; 3) объективная реальность как актуальное наличное бытие, реализующие объективные исторические возможности; целостное единство таких сфер, как природа, общество, сознание в их взаимодействии; 4) подлинное бытие в отличие от видимости. Диалектика – первоначально искусство вести беседу, спор. Согласно Гегелю, диалектика – метод познания действительных процессов в их развитии, исходя из противоположных тенденций и в их всеобщей взаимосвязи. Дискурсивный – рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитивного). Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, признающее равноправными два начала (две субстанции):духовное и материальное. Идеал – образ, определяющий способ мышления и деятельности человека; понятие, выражающее совершенную, высшую цель стремлений и желаний человека, прообраз действительности, которая всегда должна уподобляться идеалу, но не в состоянии его достичь в полной мере. Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием идеализированных объектов, принципиально не осуществимых в действительности (“точка”, “идеальный газ” и т.п.). Эти объекты представляют собой некоторые предельные случаи реальных процессов, служат средством их анализа. Идеализм – философское направление, признающее первичность идеи, духа, сознания и обусловленность ими материального, объективного мира. Интуиция (от лат. intuitio – пристально смотрю) – способность постижения истины путем прямого усмотрения без основания с помощью доказательств. Интенциональность (от лат. intentio - намерение. тенденция, стремление) – первичная устремленность сознания на предмет, мир. Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – система внебиологически выработанных механизмов, которые программируют деятельность человека; специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Материя (от лат. materia – вещество) – философская категория, обозначающая объективную реальность, данную человеку в ощущениях и существующую вне человеческого сознания. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Опредмечивание - это процесс, при котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или “человеческим предметом”. Опыт – основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности. Основание – достаточное условие для чего-либо. Панентеизм – философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, но Бог не растворяется в мире. Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Свобода – философская категория, обозначающая способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Синергетика – общенаучная теория самоорганизации, ориентированная на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем. Универсалии – предельно общие понятия. Хаос – неупорядоченная первопотенция мира (в этом положительный смысл термина); в отрицательном значении под хаосом подразумевается жизнь из которой изъят смысл, логос. Цель – представление о состоянии, к которому стремится данная система и ради чего она существует Ценность – характеристика объектов и процессов мира, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека. Язык – система знаков, служащая средством общения, мышления, выражения, накопления и передачи опыта, норм, традиций.
Список литературы, рекомендуемой для самоподготовки.
Основная
Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969-1974 *Мир философии. В 2 ч. М., 1991. Рассел Б. История западной философии. Т. 1-2. М., 1993. *Современная западная социология. Словарь. М., 1990. *Современная западная философия. Словарь. М., 1990. *Философский энциклопедический словарь. М., 1989. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т. М., 1972-1973. Проблема человека в западной философии. М,. 1988. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / сост. А.А. Печенкин. М., 1996. *Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. 1996. Социальная философия. Хрестоматия. В 3 ч. / Сост. Арефьева Г.С. и др. М., 1994. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. *Хрестоматия по философии. Сост. П.В. Алексеев. А.В. Панин. М., 1997. *Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. М., 1989. *Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997. *Философия. Учебник /Под ред. В.Л. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1996. *Философия. Учебник для высших учебных заведений /Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону. 1997. *История философии. Учебник для вузов. М., 1998. *Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 1994-1997.
Дополнительная
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 452; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.124.24 (0.012 с.) |