![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Наука как социальный институт и научное сообщество.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Изучается несколькими дисциплинами, в частности - социологией науки, науковедением. Сегодня принято различать МАКРО- И МИКРОСОЦИОЛОГИЮ. МАКРОСОЦИОЛОГИЯ выделяет наиболее общие характеристики науки в любом обществе. МИКРОСОЦИОЛОГИЯ - так называемая интеракция - изучает непосредственно межличностные отношения людей: либидо, мотивы, ожидания.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - это совокупность социальных ролей и норм, обеспечивающих функционирование специфических общественных отношений. Его основные элементы - люди и их отношения, объединяющиеся деятельностью. Люди функционируют как индивиды (личности) и как члены сообщества.
ЧЛЕНЫ СООБЩЕСТВА - это совокупность тех, кто профессионально и непосредственно занят производством знания и подготовкой кадров - все учёные работают в институтах Академии Наук, отраслевых, и т. д. Существует 2 подгруппы: 1. Собственно учёные. 2. Научная бюрократия (управленцы и держатели ресурсов). Обе эти группы различаются своими нормами и представлениями о нормах существования. Есть одна общая направляющая - развитие отечественной науки. Но для этих групп свойственны абсолютно разные методы и пути. Учёные обычно обвиняют бюрократов в незнании дела, оторванности от науки. Бюрократия обвиняет учёных в корпоративизме.
ЧЕЛОВЕК НАУКИ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ МИКРОСОЦИОЛОГИИ. Характеристика здесь идёт - через понятие социальной роли (линия поведения, которая ожидается от человека, занимающего ту или иную позицию). Ожидания определяют общие контуры идеальной роли и не зависят от направившего их, и на кого они направлены. Субъект ожидания - общество или социальная группа. Учёный усваивает ожидания в процессе социализации. Ожидания - это своеобразный критерий шкала оценок того, как учёный выполняет свою роль. (Соцес 95-96, Новосибирск. -консерваторы 80%(снижение активности и ожидание восстановления); -надломленные 5-10%(не предъявляют, не ищут, резко снизили активность); -абстрактные оптимисты 5-10%(продолжают работать с надеждой неизвестно на что); -активные 1-2% (работают и ищут)). Огромная масса консерваторов объясняется традиционной системой ожиданий и значимостью места в общественном разделении труда.
ОБЩЕНАУЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ. Результат общезначимого труда в науке - конечный его продукт влияет на всех в науке и обществе. Всеобщий труд - это момент производства всеобщего.(ГЕГЕЛЬ не перешагнул через это определение). Эти особенности обуславливают и этос науки, и организационные формы науки. Всеобщий характер труда вступает в противоречие с рыночными отношениями. Сложный же труд напрямую связан с рынком. Поэтому:
• нельзя определить общественно необходимые издержки; финансирование - не по результату, а в соответствии с принципом бесперебойности финансирования. • продукт научного творчества - это общественный продукт (подобно внедряемой вакцине); • результат необходим для производства новых знаний. (70-е гг США - парламент принял постановление о финансировании фундаментальных исследований частными фондами. Уже в 80-е гг университеты идут на поводу у кампаний, закрывая общезначимую информацию, в закрытии которй и у самих университетов есть интерес. Рецепт не найден - парламент просить лишь не фальсифицировать и не дезориентировать общество через публикации).
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ НАУКИ. Различают формальные (государственные) и неформальные (само -) формы. Неформальные - имеют скользящий состав, сменного лидера, работа происходит - как постоянная конференция, идёт обмен статьями, препринтами. Попасть трудно, выйти легко. Официальные - институционализация науки. В древности и средние века наука не обособлялась от образования. В новое время - появление академий. В России существует академическая, отраслевая, вузовская, заводская наука. Эти виды имеют существенное различие в режиме финансирования: • Академическая - уравнительное распределение, которое определяет организация (головной институт), а не результат. • Отраслевая - находится в ведомственной системе управления производством. Характерен разрыв между наукой и производством. В исторической реальности внедрения не получалось. • Вузовская - 30-50% научных работ, финансирование - 5-10%.Сейчас - спад финансирования. Позитивный момент - система грантов, проблема при присуждении которых - качественность оценки проектов.
ТРИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НАУКИ: 1. 1.Развитие фундаментальных наук по всему фронту, (нач 70-е гг. -0 не тянем).
2. Рыночная ориентация (с отдачи) - ведёт к разрушению фундаментальных наук. 3. Выборочная поддержка (зависит от инициативы учёных).
ВЫВОДЫ: Таким образом, мы с вами установили, что Наука, как явление очень сложное и многогранное имеет два философских образа – классический и неклассический. Существует несколько концептуально оформленных моделей развития науки, которые по разному решают проблемы философии, логики и методологии науки. Среди них выделяются концепции критического реализма, критического рационализма, историзма и методологического анархизма. Мы с вами выделили несколько концепций динамики научного знания: кумулятивистскую, попперовскую, исследовательских программ, эволюционно-биологическую модель Тулмина и историцистскую модель Куна. Наука является социальным институтом и научным сообществом, подчиняющимся определенным закономерностям развития. Следующая лекция будет посвящена философскому видению будущего человечества. Спасибо за внимание!
Основные понятия, подлежащие усвоению в процессе изучения дисциплины «Философия» Абсолют – (от лат. absolutus – безусловный) – философская категория, обозначающая нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное. Противопоставляется всякому относительному и обусловленному бытию. Может обозначать первоначало всего сущего. Выражает полное и завершенное совершенство какого-либо объекта. Абстракция научная – (от лат. abstractio - удаление, отвлечение) – отвлечение от несущественных, второстепенных признаков, мысленное выделение и обобщение наиболее важных и существенных особенностей предмета. Агностицизм – философское учение о принципиальной непознаваемости бытия, отрицающее саму возможность выявления его закономерностей и постижения объективной истины. Аксиология – раздел философии, в котором исследуют ценности и их соотношение с миром реальности. Альтруизм – (от лат. alter – другой) – нравственный принцип, согласно которому благо другого человека и он сам признаются более значимыми, чем собственное “Я” и его благо. Альтруизм противоположен эгоизму. Анализ – процесс мысленного расчленения предмета с целью более подробного изучения отдельных составляющих. Антиномия - сочетание противоречащих друг другу высказываний о предмете, допускающих одинаково убедительное логическое обоснование. Антропный принцип – фундаментальное положение, которое требует рассматривать Вселенную как сложную самоорганизующуюся систему, чьим важнейшим элементом является человек. Вселенная рассматривается как “человеко-рамерная”. Этот принцип сближает мир природы и мир человека. Антропология – одна из составных частей философии, учение о сущности человека. Антропоцентризм – воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания. Апория – трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом. Апостериори – (от лат. a posteriori – из последующего) – философское понятие, обозначающее знание, получаемое из опыта. Апофатическая теология – теология, стремящаяся адекватно выразить абсолютную трансцендентность Бога путем последовательного отрицаниявсех его атрибутов и обозначений, устраняя одно за другим относящиеся к нему представления и понятия. Апперцепция – (от лат. ad perceptio – к восприятию) – понятие, обозначающее воздействие общего содержания психической деятельности и предыдущего опыта человека на восприятие им предметов и явлений.
Архетип – прообраз, идея. В философии К.-Г.Юнга изначальные, врожденные психические структуры, первичные схемы образов фантазии, содержащиеся в так называемом коллективном бессознательном и априорно формирующие творчество; некая возможность представлений, “дремлющие мыслеформы”. Атрибут – необходимое, существенное, неотъемлемое свойство объекта. Бессознательное (в широком смысле) – совокупность физических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. Бытие – в классической философии понимается как предельно общее понятие, трактуемое как полнота и цельность присутствия в противоположность отсутствию и небытию. Вера – понятие, с помощью которого философия описывает личностно свободное самоопределение человека по отношению к какой-либо ценности. Это ведущее тяготение человека к тому, что определяет его жизнь, его воззрения и поступки, представляя собой служение данной ценности. Вероятность – понятие, характеризующее количественную меру возможности появления некоторого события при определенных условиях. Вещество – вид материи, который в отличие от физического поля, обладает массой покоя. “Вещь в себе” - философский термин, введенный И.Кантом, означающий вещи как они существуют сами по себе (или “в себе”), в отличие от того, какими они являются “для нас” - в нашем познании. Взаимодействие – философская категория, отражающая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и изменение первоначального состояния. Возможность – объективная тенденция становления предмета, реализующаяся при наличии условий; это потенциальное бытие предмета, формирующееся в виде “зародыша” будущего в настоящем. Волюнтаризм – философская концепция, рассматривающая волю как высший принцип и движущую силу бытия. Воля – способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Восприятие – форма чувственного познания при которой в сознании человека возникает целостный образ предмета, непосредственно данного в единстве всех своих сторон. Время – философская категория, выражающая длительность бытия и последовательность смены состояний всех материальных систем и процессов в мире. Вульгарный материализм – течение в философии середины ХIХ века, представители которого популяризировали достижения естествознания, отрицая специфику сознания, его социальную природу и сводя сознание к веществу.
Гедонизм – этическая позиция, утверждающая наслаждение как высшее благо и критерий человеческого поведения, сводящая к нему все многообразие моральных требований. Генезис – процесс зарождения и последующего развития, приведший к определенному состоянию, виду, предмету, явлению. Герменевтика – (от греч. germeneuticos – разъясняющий, истолковывающий) – 1) искусство истолкования текстов, символов; 2) направление в философии, основной проблемой которого является проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка. Гносеология (эпистемология, теория познания) – раздел философии, в котором предметом исследования является сам процесс познания как таковой, его сущность, общий механизм, возможности и границы познания, его предпосылки, условия, всеобщие основания и социокультурные детерминанты. Гуманизм – принцип мировоззрения, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека, в его способности к совершенствованию, требование защиты достоинства личности, его свободы, идея о праве человека на счастье и о том, что удовлетворение его потребностей и интересов должно быть конечной целью общества. Движение – это всякое взаимодействие объектов, их изменение как таковое. Дедукция – (от лат. deductio – выведение) движение мысли от общего к частному. Деизм – религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его событий. Действительность – философская категория, включающая в себя следующие основные аспекты: 1) совокупность всех реализованных возможностей – конкретный предмет, существующий в определенном пространстве и времени (диалектическая пара “возможность-действительность”); 2) весь объективно существующий мир в многообразии своих проявлений; 3) объективная реальность как актуальное наличное бытие, реализующие объективные исторические возможности; целостное единство таких сфер, как природа, общество, сознание в их взаимодействии; 4) подлинное бытие в отличие от видимости. Диалектика – первоначально искусство вести беседу, спор. Согласно Гегелю, диалектика – метод познания действительных процессов в их развитии, исходя из противоположных тенденций и в их всеобщей взаимосвязи. Дискурсивный – рассудочный, опосредованный, логический, демонстративный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитивного). Дуализм (от лат. dualis – двойственный) – философское учение, признающее равноправными два начала (две субстанции):духовное и материальное. Идеал – образ, определяющий способ мышления и деятельности человека; понятие, выражающее совершенную, высшую цель стремлений и желаний человека, прообраз действительности, которая всегда должна уподобляться идеалу, но не в состоянии его достичь в полной мере. Идеализация – мыслительная процедура, связанная с образованием идеализированных объектов, принципиально не осуществимых в действительности (“точка”, “идеальный газ” и т.п.). Эти объекты представляют собой некоторые предельные случаи реальных процессов, служат средством их анализа.
Идеализм – философское направление, признающее первичность идеи, духа, сознания и обусловленность ими материального, объективного мира. Интуиция (от лат. intuitio – пристально смотрю) – способность постижения истины путем прямого усмотрения без основания с помощью доказательств. Интенциональность (от лат. intentio - намерение. тенденция, стремление) – первичная устремленность сознания на предмет, мир. Культура (от лат. cultura – возделывание, воспитание, образование, почитание) – система внебиологически выработанных механизмов, которые программируют деятельность человека; специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Материя (от лат. materia – вещество) – философская категория, обозначающая объективную реальность, данную человеку в ощущениях и существующую вне человеческого сознания. Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Опредмечивание - это процесс, при котором человеческие способности переходят в предмет и воплощаются в нем, благодаря чему предмет становится социально-культурным, или “человеческим предметом”. Опыт – основанное на практике чувственно-эмпирическое познание действительности. Основание – достаточное условие для чего-либо. Панентеизм – философское учение, согласно которому мир пребывает в Боге, но Бог не растворяется в мире. Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир. Рефлексия (от лат. reflexio – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Свобода – философская категория, обозначающая способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Синергетика – общенаучная теория самоорганизации, ориентированная на поиск законов эволюции открытых неравновесных систем. Универсалии – предельно общие понятия. Хаос – неупорядоченная первопотенция мира (в этом положительный смысл термина); в отрицательном значении под хаосом подразумевается жизнь из которой изъят смысл, логос. Цель – представление о состоянии, к которому стремится данная система и ради чего она существует Ценность – характеристика объектов и процессов мира, имеющих положительное или отрицательное значение для жизни человека. Язык – система знаков, служащая средством общения, мышления, выражения, накопления и передачи опыта, норм, традиций.
Список литературы, рекомендуемой для самоподготовки.
Основная
Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969-1974 *Мир философии. В 2 ч. М., 1991. Рассел Б. История западной философии. Т. 1-2. М., 1993. *Современная западная социология. Словарь. М., 1990. *Современная западная философия. Словарь. М., 1990. *Философский энциклопедический словарь. М., 1989. Древнекитайская философия. Собрание текстов. В 2 т. М., 1972-1973. Проблема человека в западной философии. М,. 1988. Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах мыслителей Запада: Хрестоматия / сост. А.А. Печенкин. М., 1996. *Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону. 1996. Социальная философия. Хрестоматия. В 3 ч. / Сост. Арефьева Г.С. и др. М., 1994. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986. *Хрестоматия по философии. Сост. П.В. Алексеев. А.В. Панин. М., 1997. *Введение в философию. Учебник для высших учебных заведений. В 2 ч. М., 1989. *Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс. М., 1997. *Философия. Учебник /Под ред. В.Л. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. М., 1996. *Философия. Учебник для высших учебных заведений /Отв. ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону. 1997. *История философии. Учебник для вузов. М., 1998. *Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4 т. СПб., 1994-1997.
Дополнительная
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 458; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.251.133 (0.013 с.) |