Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Философия как форма общественного сознания, теоретическая основа мировоззрения.

Поиск

 

Мир природный и мир общественный очень многообразен. Но человек и человечество стремятся освоить его, отразить в своем сознании. Отражение жизни природы и общества в сознании людей получило название общественного сознания. Из-за многообразия мира общественное сознание включает много форм:

è - поиски сущности предметов и явлений породили научное сознание;

- отражение мира в форме художественных образов породило художественное сознание, или искусство;

- отражение в сознании людей того, как можно, а как нельзя себя вести, т.е. норму поведения, породило нравственное сознание, или мораль;

- стремление узнать, что в мире есть общего, породило философское сознание.

è Таким образом, во-первых, философия - это форма общественного сознания, наиболее общие представления о мире, о человеке, о его месте в мире.

Мы уже сказали с вами, что философия – это учение о мире в целом и месте человека в нём. Но ведь мир неоднороден, он складывается из трёх предметов: природа, общество, человек. Как человек познает мир. Может это, как у Платона, Гегеля, Маркса «Всеобщее»? Познание Кантом феномена «Человек» вызывает к жизни 4 вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен знать?», «На что я могу надеяться?», «Что такое человек?». Или может быть, как у Сократа - «Познай самого себя». В познании человеком всеобщих законов существования мира напрашивается связь с мышлением, с другой – с необходимостью познания того необъятного наследия человечества, которое называется культурой.

 

Рефлексивность Самосознание Мышление Нестандартность Творчество Инновация
  Философия
 
 

 

 
  Культура  

 

В целом можно выделить три группы теоретиков, которые по разному отвечали на вопрос о происхождении человеческого мышления. Одни утверждали, что мышление – это биологическое, врожденное, генетическое, индивидуальное свойство (З. Фрейд, К. Лоренц); что свойства мышления есть продукт генетической концентрации (Ч. Ломброзо, XIX век). Вторые говорили о том, что мышление – это продукт взаимодействия врожденных и приобретенных социально-культурных свойств, «человек разумный» - это социально-биологическое существо (Эрих Фромм, XX век). И, наконец, в свете таких фактов как недостаточное развитие мышления у детей-маугли, слепо-глухонемых детей очень привлекательно выглядит мнение третьей группы ученых. Они утверждают, что мышление – это продукт исключительно социального взаимодействия, исключительно культуры. è Итак, во -вторых, философия – это еще и теория культуры.

Специализация научного знания породила целый набор частных наук, изучающих законы отдельных областей действительности: физику, биологию, астрономию, психологию и другие. Но человек увидел, что в протекании процессов в разных областях действительности есть общее, на основе этого человек попытался выяснить общие законы, свойственные одновременно всем областям действительности. èТаким образом, в-третьих, философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления.

Необходимость объяснить для себя, что такое мир, как он возник, как возник и что представляет собою человек, каково его предназначение в мире, породили такое явление, как мировоззрение, то есть названные выше представления, превратившиеся в убеждения, идеалы и принципы деятельности людей. Когда знаний человека стало достаточно, чтобы теоретически осмыслить мировоззрение, появилась философия. èИтак, в-четвертых, философия - это теоретически сформулированное мировоззрение.

Подведем итог: философия - это одна из форм общественного сознания; это теория культуры; это наука о наиболее общих законах развития действительности; и это - теоретически сформулированное мировоззрение.

 

Необходимо отметить, что не все философские школы признают философию формой общественного сознания, наукой, теорией культуры. Но все они едины в том, что философия обязательно является мировоззрением. Именно понимание философии как особого типа мировоззрения позволяет уяснить ее сущность. Поэтому особое внимание мы обратим именно на мировоззрение.

Давайте поразмышляем: достаточно ли человеку обладать какой-либо профессией, чтобы быть сознательным гражданином своего Отечества? Наверное, нет. А если это военный или госслужащий (среди которых очень много экономистов)? Это требует вполне определенного мировоззрения: наличия убеждений, идеалов, ценностей. Осознавать своё мировоззрение, уметь разбираться в мировоззрении других людей – это необходимость для гражданина и государственного человека, которой учит философия.

Что такое мировоззрение и какова его структура, мы сейчас и рассмотрим.

è

Структура мировоззрения.

Мировоззрение - сложное явление, поэтому для глубокого понимания этого явления посмотрим на него с разных сторон.

1. Мировоззрение - это не просто знания, взгляды, а только те из них, которые становятся убеждениями человека, толкают его на определенные действия.

èОпределение.

Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов человека на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации.

è Каковы структурные элементы, из которых состоит мировоззрение? Это - взгляды (знания), жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации. Подчеркните их, а на самостоятельной подготовке найдите в философском словаре их определения.

2. Другой подход к структуре мировоззрения рассмотрим на примере.

Спорят два человека с разными взглядами на мир, т.е. с разным мировоззрением – учёный и представитель религии. Они друг с другом не согласны и взгляды друг друга воспринимают с отрицательными эмоциями. А если мировоззренческие проблемы обсуждают люди одинаковых взглядов, то эмоции у них будут положительными. Таким образом, наиболее общие взгляды на мир всегда вызывают у человека эмоции.

В этом простеньком примере проявилась эмоциональная, психологическая сторона мировоззрения: каждый человек и отдельные явления, и мир в целом воспринимает либо с радостью, либо с унынием, либо со страхом и так далее, то есть с какой-либо эмоцией.

 

è Итак, запишем:

 

Две стороны мировоззрения

Эмоционально-психологическая Интеллектуально-познавательная

Мироощущение (МО) Миропонимание (МП)

 

Что касается миропонимания, то старайтесь собирать вокруг себя людей умных, но и не забывайте развивать свой собственный интеллект.

3. Третий подход к структуре мировоззрения - это рассмотрение "внутреннего устройства" миропонимания.

Подумайте над вопросом: у каждого ли человека есть миропонимание? Правильно, у каждого. А кто формировал ваше миропонимание? Никто, оно сформировалось само по себе в процессе жизни. Эти

- складывающиеся стихийно, без усилий человека представления называются жизненно-повседневным уровнем миропонимания.

- Он основывается на навыках, традициях, обычаях и особенно на личном жизненном опыте человека.

- Содержит пробелы, противоречия и устойчивые предрассудки.

 

Недостатки жизненно-повседневного уровня преодолеваются на другом, более высоком уровне миропонимания - на теоретическом.

- Он формируется сознательно.

- Является целостным, обоснованным, непротиворечивым знанием.

- К нему наряду с наукой относится и философия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 892; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.138 (0.01 с.)