Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Философия как форма общественного сознания, теоретическая основа мировоззрения.↑ Стр 1 из 45Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мир природный и мир общественный очень многообразен. Но человек и человечество стремятся освоить его, отразить в своем сознании. Отражение жизни природы и общества в сознании людей получило название общественного сознания. Из-за многообразия мира общественное сознание включает много форм: è - поиски сущности предметов и явлений породили научное сознание; - отражение мира в форме художественных образов породило художественное сознание, или искусство; - отражение в сознании людей того, как можно, а как нельзя себя вести, т.е. норму поведения, породило нравственное сознание, или мораль; - стремление узнать, что в мире есть общего, породило философское сознание. è Таким образом, во-первых, философия - это форма общественного сознания, наиболее общие представления о мире, о человеке, о его месте в мире. Мы уже сказали с вами, что философия – это учение о мире в целом и месте человека в нём. Но ведь мир неоднороден, он складывается из трёх предметов: природа, общество, человек. Как человек познает мир. Может это, как у Платона, Гегеля, Маркса «Всеобщее»? Познание Кантом феномена «Человек» вызывает к жизни 4 вопроса: «Что я могу знать?», «Что я должен знать?», «На что я могу надеяться?», «Что такое человек?». Или может быть, как у Сократа - «Познай самого себя». В познании человеком всеобщих законов существования мира напрашивается связь с мышлением, с другой – с необходимостью познания того необъятного наследия человечества, которое называется культурой.
В целом можно выделить три группы теоретиков, которые по разному отвечали на вопрос о происхождении человеческого мышления. Одни утверждали, что мышление – это биологическое, врожденное, генетическое, индивидуальное свойство (З. Фрейд, К. Лоренц); что свойства мышления есть продукт генетической концентрации (Ч. Ломброзо, XIX век). Вторые говорили о том, что мышление – это продукт взаимодействия врожденных и приобретенных социально-культурных свойств, «человек разумный» - это социально-биологическое существо (Эрих Фромм, XX век). И, наконец, в свете таких фактов как недостаточное развитие мышления у детей-маугли, слепо-глухонемых детей очень привлекательно выглядит мнение третьей группы ученых. Они утверждают, что мышление – это продукт исключительно социального взаимодействия, исключительно культуры. è Итак, во -вторых, философия – это еще и теория культуры. Специализация научного знания породила целый набор частных наук, изучающих законы отдельных областей действительности: физику, биологию, астрономию, психологию и другие. Но человек увидел, что в протекании процессов в разных областях действительности есть общее, на основе этого человек попытался выяснить общие законы, свойственные одновременно всем областям действительности. èТаким образом, в-третьих, философия - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Необходимость объяснить для себя, что такое мир, как он возник, как возник и что представляет собою человек, каково его предназначение в мире, породили такое явление, как мировоззрение, то есть названные выше представления, превратившиеся в убеждения, идеалы и принципы деятельности людей. Когда знаний человека стало достаточно, чтобы теоретически осмыслить мировоззрение, появилась философия. èИтак, в-четвертых, философия - это теоретически сформулированное мировоззрение. Подведем итог: философия - это одна из форм общественного сознания; это теория культуры; это наука о наиболее общих законах развития действительности; и это - теоретически сформулированное мировоззрение.
Необходимо отметить, что не все философские школы признают философию формой общественного сознания, наукой, теорией культуры. Но все они едины в том, что философия обязательно является мировоззрением. Именно понимание философии как особого типа мировоззрения позволяет уяснить ее сущность. Поэтому особое внимание мы обратим именно на мировоззрение. Давайте поразмышляем: достаточно ли человеку обладать какой-либо профессией, чтобы быть сознательным гражданином своего Отечества? Наверное, нет. А если это военный или госслужащий (среди которых очень много экономистов)? Это требует вполне определенного мировоззрения: наличия убеждений, идеалов, ценностей. Осознавать своё мировоззрение, уметь разбираться в мировоззрении других людей – это необходимость для гражданина и государственного человека, которой учит философия. Что такое мировоззрение и какова его структура, мы сейчас и рассмотрим. è Структура мировоззрения. Мировоззрение - сложное явление, поэтому для глубокого понимания этого явления посмотрим на него с разных сторон. 1. Мировоззрение - это не просто знания, взгляды, а только те из них, которые становятся убеждениями человека, толкают его на определенные действия. èОпределение. Мировоззрение – это совокупность наиболее общих взглядов человека на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. è Каковы структурные элементы, из которых состоит мировоззрение? Это - взгляды (знания), жизненные позиции, убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации. Подчеркните их, а на самостоятельной подготовке найдите в философском словаре их определения. 2. Другой подход к структуре мировоззрения рассмотрим на примере. Спорят два человека с разными взглядами на мир, т.е. с разным мировоззрением – учёный и представитель религии. Они друг с другом не согласны и взгляды друг друга воспринимают с отрицательными эмоциями. А если мировоззренческие проблемы обсуждают люди одинаковых взглядов, то эмоции у них будут положительными. Таким образом, наиболее общие взгляды на мир всегда вызывают у человека эмоции. В этом простеньком примере проявилась эмоциональная, психологическая сторона мировоззрения: каждый человек и отдельные явления, и мир в целом воспринимает либо с радостью, либо с унынием, либо со страхом и так далее, то есть с какой-либо эмоцией.
è Итак, запишем:
Две стороны мировоззрения Эмоционально-психологическая Интеллектуально-познавательная Мироощущение (МО) Миропонимание (МП)
Что касается миропонимания, то старайтесь собирать вокруг себя людей умных, но и не забывайте развивать свой собственный интеллект. 3. Третий подход к структуре мировоззрения - это рассмотрение "внутреннего устройства" миропонимания. Подумайте над вопросом: у каждого ли человека есть миропонимание? Правильно, у каждого. А кто формировал ваше миропонимание? Никто, оно сформировалось само по себе в процессе жизни. Эти - складывающиеся стихийно, без усилий человека представления называются жизненно-повседневным уровнем миропонимания. - Он основывается на навыках, традициях, обычаях и особенно на личном жизненном опыте человека. - Содержит пробелы, противоречия и устойчивые предрассудки.
Недостатки жизненно-повседневного уровня преодолеваются на другом, более высоком уровне миропонимания - на теоретическом. - Он формируется сознательно. - Является целостным, обоснованным, непротиворечивым знанием. - К нему наряду с наукой относится и философия.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 892; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.138 (0.01 с.) |