Тема 7 основные философские учения и школы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7 основные философские учения и школы



ХIХ СТОЛЕТИЯ

 

Общая характеристика. Основные темы философии ХIХ века: предмет и функции философии; человек как предмет философии; природа абсолюта, соотношение объективного и субъективного, реального и идеального в абсолютном начале вещей; абсолют как движущая сила, как саморазвивающееся и самопознающее себя начало; взаимодействие субъекта и объекта, бытие и мышление, реальность и понятие; бытие, эволюция и развитие, объективная и субъективная диалектика; природа и становление духовности; природа и история; разум и действительность, воля и действительность; воля к жизни, воля к могуществу как иррациональная основа мира и жизни; материя и всеобщие формы ее существования; динамическая природа сознания, сила как принцип жизни сознания; взаимодействие разумных существ как условие сознания; самосознание; природа человека, человек как цель самому себе, творческое предназначение человека; природа, структура и движущие силы развития общества, труд как отношение к предметной реальности; гражданское общество и государство, нравственность и право; человек и общество, способы существования человека для других людей, свобода и необходимость, свобода, ответственность и мораль; свобода и равенство как цель истории, мировая история как поле бессознательной закономерности, исторические герои как выразители общей воли мирового духа и исторической закономерности; исторический прогресс как арена борьбы, а не юдоль счастья; сущность, уровни и формы познания, тождество и различие познающего и познаваемого, познание как выявление структур разума в природе и объективного в субъективном; рассудок, разум, интуиция как формы познания, чувственный опыт и интеллект, разум и воля; критерии разграничения и функции теоретического и практического разума; познание, созерцание и практика; история и познание; познание и наука, понятие науки и научного метода, особенности научного познания природы и духа; понимание и интерпретация в структуре познания; познавательные функции искусства, философия и наука.

Разработка философской тематики ХIХ века в “наукоучении” И.Г. Фихте, в “философии тождества” Ф.В.Й. Шеллинга, “абсолютном идеализме” Г.В.Ф. Гегеля, антропологическом материализме Л. Фейербаха, философии диалектического и исторического материализма, “первом позитивизме”, “зкзистенциалистской теологии” С. Кьеркегора, философии жизни А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, В. Дильтея.

 

Георг Вильгельм-Фридрих Гегель. (1770-1831)

 

è Г. ГЕГЕЛЬ (1770-1831 г.г.) начал как последователь "критической философии" Канта, но затем перешел с позиции "трансцендентального" (субъективного) идеализма на точку зрения "абсолютного" объективного идеализма. Среди других представителей немецкого классического идеализма Гегель выделялся обостренным внимание к истории духовной культуры.

В философии Гегеля различают

- систему (его философия - это философия объективного идеализма) и

- метод (диалектика).

Система Г.Гегеля.

 

Как и Кант Гегель решает проблему человеческого мышления, но он рассматривает ее с другой точки зрения. Дело в том, что в Эпоху Гегеля максимально изменялись исторические условия. Кант, который всю жизнь прожил в своем родном городе Кенигсберге, никуда не выезжая, жил и творил в относительно стабильных исторических условиях – в условиях «старого порядка» то есть феодального абсолютизма, надстроенного над традиционным обществом. Гегель – современник великой французской революции, наполеоновских воин и начала промышленных революции, в эпоху которой стала радикально разрушаться традиционная культура. Поэтому он, в принципе, не может выводить разумность человека из такого внутреннего, сугубо индивидуального начала как категорический императив. Гегель ищет более основательное.

Обобщая опыт общечеловеческой культуры, Гегель приходит к выводу, что человеческое мышление выражается не только в теории, но и в практических результатах: в зданиях, скульптурах, картинах, исторических деяниях и так далее.

Мышление и практические дела людей – это явление одного порядка. Фактически Гегель вплотную приближался к выводу, что мышление и его практический результат – это продукт культуры. Эти результаты возникают в историческом процессе, то есть Гегель связывает мышление с историей. История сугубо практична и развивается сама по себе, поскольку в бога Гегель, увы, не верит (а культуры он еще не знает).

Исследуя историю, Гегель заключает, что все события в ней совершаются не случайно, а подчинены определенным закономерностям. Источником этих закономерностей не могут быть люди, поскольку у людей всегда получается не то, что они задумали, а «нечто иное» (Э. Андерес – немец.) (Колумб плыл в Индию, но открыл Америку, французские революционеры стремились к общественному идеалу, но на практике лишь расчистили дорогу лишь капитализму). Поэтому Гегель выводит исторический процесс из некого исторического начала из Абсолютного Духа.

Абсолютный Дух согласно Гегелю – это некий всеобщий принцип развития, принуждающий бытие, мир в целом к непрерывным эволюционным изменениям. Фактически Абсолютный Дух – это общечеловеческая культура, отдельная от людей и противопоставленная им в качестве внешнего начала.

В отличие от Бога Абсолютная идея не способна проявить себя без участия людей. Сначала идея существует в концентрируемом, в свернутом виде, и только затем постепенно воплощается во внешние предметы, самореализуется, выражается в сменяемых друг друга образах культуры, в конце концов, познает себя в мышлении наиболее выдающихся философов.

Это эволюционное развитие осуществляется в последовательности трех основных этапов: которые описываются у Гегеля в разных разделах его философского мышления.

1. Существование Духа как субъекта в стихии чистого мышления. Это «Философия духа».

2. Развитие Духа в первую форму своего инобытия или реального воплощения – в объект в природу. Это «Философия природы».

3. Развитие духа во вторую форму инобытия – в историю в практические дела людей, прежде всего великих личностей, которые придают движение историческому процессу. Гегель даже утверждал, что однажды наблюдал Абсолютный Дух, который проехал мимо него на лошади. Это был Наполеон в образе совокупного субъекта, то есть в обществе.

Абсолютный Дух завершает свое развитие, становясь наблюдателем результатов своей деятельности.

Тем самым Гегель в своей философской системе останавливает развитие, то есть приходит в противоречие с тем принципом, который провозгласил в начале. Причина в том, что Гегель еще не способен связать развитие с культурой, вследствие чего его философия становится ретроспективной (то есть лишь подводит итог, источники которого не ясны). Это противоречие между диалектикой и системой Гегеля.

Из этого противоречия можно было сделать и были сделаны реакционные политические выводы: философия Гегеля стала официальной философией европейских монархий, а сам Гегель был назначен ректором крупного в Европе Берлинского университета. Однако установка на развитие была воплощена в новой образовательной программе, которую разработал Гегель. Согласно этой программе, обучение должно нацеливаться не на знания конечных результатов, а на исторический процесс вызревания и получения этих знаний. Знание – как развитие – этот принцип был заложен в программу Берлинского университета, и стал основой создания всех его факультетов и для современного классического университета.

 

Первоначально существовала "абсолютная идея". Это сознание, существующее без человеческого тела. Оно всемогуще, поэтому близко к понятию Бога. Однако в отличие от религиозного бога абсолютная идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а вне и до человека осуществляется как внутренне закономерная необходимость.

Вся история мира (Вселенной и человека) - это история того, как абсолютная идея познает саму себя. Она проходит три этапа.

На первом этапе абсолютная идея начинает свое внутреннее развитие, создает представление о том, каким мог бы быть мир. Внутри абсолютной идеи возникают понятия, начиная с самых общих: бытия, небытия, качества, количества, меры - и кончая конкретными понятиями: действительности, механизма, организма, познания и др. Этот этап называется "Логикой".

На втором этапе абсолютная идея отрицает себя, создает то, что абсолютно противоположно идее - природу, и заставляет ее развиваться по вложенным в нее законам. Здесь возникают пространство и время, материя и движение, растительный и животный мир. Этот этап называется "Философией природы".

В результате развития животного мира возникает человек, и наступает третий этап: человек начинает познавать природу и себя, создает науки, мораль, право, искусство, религию и философию. В конце концов философия (в лице самого Г.Гегеля) осознает, что мир возник так, как только что было описано. Таким образом, абсолютная идея, воплотившая себя в человеке, осознала саму себя. Этот этап называется "Философией духа". Процесс развития мира завершен.

Согласно схеме Гегеля, "дух" просыпается в человеке к самосознанию сначала в виде слова, речи, языка. Орудия труда, материальная культура, цивилизация предстают как позднейшие, производные формы воплощения той же творческой силы духа. Исходная точка развития усматривается, таким образом, в способности человека к познанию самого себя через освоение всего того богатства образов, которые до этого заключены внутри духа как неосознанные и непроизвольно возникающие в нем состояния.

Духовная культура человечества представлена Г.Гегелем в ее закономерном развитии как постепенное выявление творческой силы "мирового разума". Воплощаясь в последовательно сменяющихся образах культуры безличный (мировой) дух одновременно познает себя как их творца. Духовное развитие индивида воспроизводит стадии самопознания "мирового духа", начиная с акта наименования чувственно-данных "вещей" и кончая "абсолютным знанием", т.е. знанием тех форм и законов, которые управляют изнутри всем процессом духовного развития, - науки, нравственности, религии, искусства, политически-правовых систем.

 

Метод Гегеля.

Творческим достижением Г.Гегеля было создание им своего МЕТОДА - диалектики. Он осознал, что мир находится в развитии и все его части взаимосвязаны. Г.Гегель открыл законы, по которым развивается мир, и сформулировал их категории.

Диалектика – учение о развитии в наиболее общем виде. Впервые развитие как свойство бытия исследовали греки в ранний период греческой философии. Однако их достижения становились достаточно скудными, ограничиваясь положениями Гераклита «все течет», этого хватило на 2,5 тысячи лет развития. Однако к началу промышленной революции связанной с бурным развитием науки и техники, потребовалось более конкретное понимание развития. Эту конкретизацию осуществлял Гегель. Его учение о развитии складывается из следующих принципов:

1. развитие осуществляется по спирали. Если в древних культурах траектория развития выражалась в виде круга, в эпоху христианства в виде прямой, то Гегель, обобщая опыт культуры, приходит к выводу, что все явления в процессе своего развития повторяются, воспроизводятся на более высоком уровне. Круговое и прямолинейное развитие, сочетаясь, друг с другом порождает траекторию спирали, расширяющиеся круги которой уходят в бесконечность.

2. развитие осуществляется от абстрактного к конкретному. Это значит, что все явления и предметы возникают сначала в контексте целого или общих чертах, и только потом, постепенно конкретизируясь, обретают свое истинное выражение, свою сущность. Например, человек при своем рождении обладает только датой и местом своего проявления на свет, имеет родителей и получает имя и только в процессе своей жизни обретает свои конкретные личностные черты, свою историю. «Под любой гробовой плитой находится целая вселенная».

3. всякое развитие подчиняется трем законам диалектики:

а) закон единства и борьбы противоположностей. Противоположности, противоречия составляют источник любого развития, например: правое и левое, знание и незнание и так далее, включая любые источники диалектики.

б) законы отрицания оприцания: это значит, что в процессе развития прежнее состояние предмета или явления не отбрасывается целиком, но включается в измененном, преобразованном виде в новое состояние этого предмета. В результате прежнее состояние становится отрицаемым, а новое - отрицающим. Затем это новое в свою очередь отрицается еще более новым, то есть отрицаемое преобразуется в отрицаемые отрицания.

Например, процесс прорастания зерна: стебель, прорастающий из зерна, отрицает это зерно, новое зерно, которое появляется на стебле, отрицает этот стебель – «овес растет по Гегелю».

в) закон перехода количественных изменений в качественные. Это значит, что любому качественному состоянию вещества соответствует своя количественная мера (например: жидкое состояние воды в интервале от 0 до 100 градусов). Развитие происходит через постепенное нарастание количественных изменений в пределах старого качества до тех пор, пока не происходит «перерыв мира» и не возникает новое качество (нагреваясь до 100 градусов, вода закипает).

Таким образом, Гегель открывает в развитии новые законы, что позволяет более конкретно рассуждать о развитии предметов и явлений по сравнению с Гераклитом, который утверждал, только что «все течет».

Однако диалектика Гегеля все-таки остается не достаточно конкретной, так как под эти три принципа можно подвести все явления, не определяя их специфики. Например: кипение воды и вызревание социальной революции. Это значит, что диалектика Гегеля не достаточно конкретна для того, чтобы развитию наук: она ретроспективна, то есть ученый делает открытие, опираясь на законы своей науки, и только в последствии видит, что эти законы подчиняются законам диалектики.

Таким образом, диалектика требует дальнейшей конкретизации с точки зрения культуры и науки уже XXI века.

 

Законы диалектики: закон единства и борьбы противоположнос­тей, закон взаимного перехода качественных и количественных изме­нений, закон отрицания отрицания.

С точки зрения современного материализма учение Гегеля имело недостаток: эти законы и категории диалектики Гегель считал созданными абсолютной идеей, то есть сознанием. Современные материалисты считают их (законы) присущими материи изначально и никем не сотворенными.

Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия, как единства взаимоисключающих и одновременно взаимно предполагающих противоположностей. Противоречие понимается как "мотор", внутренний импульс развития духа вообще. Гегель понимал противоречие не вообще, а как одновременно и возникающее, и снимающееся (исчезающее).

В этом отношении следует отметить, что Гегель применял свой метод только к живым организмам, но одновременно отказывал природе в диалектическом развитии.

Исторический процесс Гегель рассматривал лишь с точки зрения тех моментов, которые вели к созреванию настоящего, т.е. совре­менности. И это он понимал как венец и цель процесса.

Поэтому философия истории по Гегелю завершается прусской конституционной монархией, философия права - идеализированным изображением буржуазного правосознания, философия религии - протестантизмом.

Историю Гегель рассматривал в целом как "прогресс духа в сознании свободы", который развертывается через "дух" отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе по мере выполнения своей миссии.

Здесь Гегель выдвинул идею объективной закономерности, которая прокладывает себе дорогу независимо от желания отдельных лиц. è

В лекциях по истории философии Гегель впервые изобразил историко-философский процесс как поступательное движение к абсолютной истине, а каждую отдельную философскую систему - как определенную ступень в этом процессе.

Философия Гегеля стала одним из источников марксизма, оказала громадное влияние на развитие социологии и социальной философии.

Людвиг Фейербах (1804 – 1872).

è ФЕЙЕРБАХ Людвиг Андреас (1804-1872г.г.), немецкий философ-материалист, атеист. Воззрения Фейербаха формировалось под воздействием лекций Гегеля, а затем он отошел от его идеализма.

Основные работы Фейербаха: "К критике философии Гегеля", "Сущность христианства", "Предварительные тезисы к реформе философии", "Основные положения философии будущего".

Главным делом жизни Фейербаха была непримиримая борьба против религии.

Гегель впервые выражает культуру как предпосылку человеческих способностей, и, прежде всего, мышление. Однако эта культура выражается у Гегеля искаженно, - как внешняя противоположная людям сила. Поэтому возникла необходимость объединить человека и культуру, выявить непосредственность и взаимодействие. Эту задачу решает Фейербах в своем главном труде «Сущность христианства».

Согласно Фейербах главное свойство человека – мышление, а в мышлении главное свойство – воображение, то есть способность создавать то, чего еще нет в реальности. Благодаря этому свойству человек обладает способностью как продуктивно творить, так и создавать иллюзии, то есть искажения сознания и реальности. Одной из таких иллюзий является религия, в частности христианство. В религии человек приписывает результаты своей деятельности внешней, отчужденной силе. Например, богам, Христу приписывает абсолютные идеи, а затем начинает поклоняться этим продуктам своего воображения. Поэтому религия – это результат человеческой деятельности, которая непрерывна, искаженно отображается в его мышлении – «неосмысленное самосознание». В религии человек не понимает, что на самом деле поклоняется самому себе. Этот процесс отрыва человека от культуры Фейербах называет «отчуждением».

Причина отчуждения заключается в бессилии человека по отношению к природе и к силам общества. Однако Фейербах практикует отчуждение чисто теоретически, как процесс, который совершается только в мышлении и не выявляет практических истоков отчуждения. Фейербах полагает, что достаточно объяснить людям факт этого искажения, чтобы ликвидировать отчуждение, то есть он рассуждает чисто просветительски.

По Фейербаху основные причины живучести религии:

-обман, использующий невежество;

-условия жизни человека;

-зависимость, ограниченность, бессилие человека перед стихиями;

-зависимость человека от вымышленного им "высшего существа";

-приписывание богу тех свойств, которые в действительности принадлежат самому человеку.

В религии подлинный творец бога - человек - рассматривается как творение бога. А это лишает человека свободы и самостоятельности.

Согласно Фейербаха для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, что человек – не творение бога, а часть – и притом наиболее совершенная - вечной природы.

Материализм Фейербаха характеризуется как антропологический. Это не случайно. Он существенно отличается от материализма XVIII века. Он не сводит всякую реальность к механическому движению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм.

В центре внимания Фейербаха - не отвлеченное понятие материи, а человек как психологическое единство, единство души и тела. Исходя из этого Фейербах отвергал идеалистическую трактовку человека, при которой человек рассматривается прежде всего как духовное существо.

По Фейербаху, духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело - две стороны той реальности, которая называется организмом, человек - преимущественно биологическое существо. Здесь Фейербах не видел социальной сущности в человеке.

В познании Фейербах признавал в основном чувственное познание.

Антропологический материализм Фейербаха возник как реакция на идеализм, и прежде всего на учение Гегеля, в котором господство всеобщего над единичным было доведено до предельной степени. При этом отдельная человеческая личность оказалась исчезающее ничтожным моментом.

Учение Фейербаха сыграло важную роль в формировании философских взглядов К.Маркса и Ф.Энгельса.

 

Вывод.

Таким образом, немецкая классическая философия охватывает период конца XVIII века и 1-й половины XIX века. è

При этом был создан ряд систем философского идеализма (Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель) и материализм Фейербаха. Для классической немецкой философии характерны следующие основные черты:

1. Возрождение диалектической традиции, создание целостной системы логических категорий.

2. Переход от субъективного идеализма к объективному на основе диалектической методологии.

3. Критика традиционной метафизики и стремление представить философию как систему научных знаний.

4. Обращение к истории как философской проблеме и применение диалектического метода к исследованию истории.

5. Возникновение антропологического материализма.

 

èФранцузский материализм и немецкая классическая философия являются закономерными этапами в истории развития философской мысли: они опираются на достижения философии эпохи Возрождения и Нового Времени, берут от них положительное и в то же время отрицают отжившее, мешающее движению вперед. Сами они в свою очередь послужили основой для возникновения философии марксизма и тех школ и направлений, которые возникли и развивались в ХХ веке.

 

Философия марксизма.

 

Европейский иррационализм.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 424; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.037 с.)