Мир как совокупная реальность. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мир как совокупная реальность.



«Бытие» – одно из тех понятий, которое многими мыслителями прошлого и современности положены в основание философии. Это понятие является исходным в системе философских размышлений. «Быть или вовсе не быть – вот здесь разрешенье вопроса» (Парменид «О природе»). Зададим себе вопрос: ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ВСЕОБЩИМ – ОБЩИМ ДЛЯ ВСЕГО?

Предметы природы, мысли, идеи, различные индивиды сходны в том, что они есть, имеются, существуют. Благодаря своему существованию, различному по формам, они образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Существование всего, что есть, было и будет в мире – предпосылка единства мира.

Мир есть вся совокупная реальность. Он реально предпослан сознанию человека, конкретных поколений людей. Бытие в широком смысле охватывает все объективно заданные условия и предпосылки деятельности отдельных людей и поколений. Сознание есть особое, но тоже бытие.

Совокупная реальность включает в себя:

1. Вещи, процессы природы, еще не освоенные человечеством.

2. Вещи, процессы природы, созданные человеком из материала природы.

3.Общественную жизнь – отношения людей, их учреждения, идеи, принципы, идеалы.

4.Индивидов в процессе их объективно протекающей жизнедеятельности.

 

Понятие Бытия.

Категория бытия означает не сам факт существования, а более сложную связь: предметы, вещи, люди, идеи существуют и, тем самым, объединяются со всем тем, что есть, существует. Понять, что такое бытие – значит отвлечься от конкретных свойств предметов, вещей, перенести мысль на предельный из возможных уровень абстрагирования. Отвлекаясь от общего между предметами, от различий между ними, мы находим всеобъединяющую, предельно общую мировую связь между ними в категории БЫТИЕ.

 

ОШИБКИ В ФИЛОСОФСКОМ ПОНИМАНИИ БЫТИЯ:

-нельзя отождествлять бытие с существованием конкретных предметов, идей, людей;

-нельзя понимать бытие как чистую мысль, идею.

 

 

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЫТИЯ:

 

1) Бытие вещей, процессов:

-бытие вещей, процессов, состояний природы;

-бытие вещей и процессов, произведенных человеком (ВТОРАЯ ПРИРОДА)

2) Бытие человека:

-бытие человека в мире вещей;

-специфически человеческое бытие.

3) Бытие духовного (идеального);

-индивидуализированное духовное.

-объективированное духовное.

4) Бытие социального;

-индивидуальное бытие;

-бытие общества.

 

Бытие – одна из важнейших философских категорий, обобщающая всё многообразие процессов и явлений мира, а также его единство. Оно является предельно общей категорией философии, представляет собой логическую абстракцию (отвлеченное понятие), которая обозначает реальность существующего мира. Это предельно общие представления о существовании вообще.

 

Онтология – философское учение о бытии.

 

Многие сложнейшие философские вопросы, так или иначе, приводят к проблеме существования. Что существует? Почему люди так часто пересматривают свое мнение относительно того, что именно действительно существует?

Лишь на первый взгляд вопрос о существовании кажется чрезвычайно простым: существует, мол, все то, что я вижу и слышу. Но философия не сводится к очевидностям, а более того - постоянно лишает их ореола самодостаточности. Солнце кажется нам по своим размерам небольшим, а оно огромное. Из физики известно, что на Солнце происходят ядерные реакции, но знаем мы об этом в первую очередь благодаря не глазам, а теориям.

Итак, о существующем человек способен судить лишь благодаря своим познаниям, которые выступают как те или иные теории, более или менее удачные интерпретации. То есть, всякая теория выступает как учение о бытии, онтология (греч. ontos — сущее + logos — учение); а любая онтология есть теория. Отсюда следует весьма значимый вывод: что именно существует, и каким образом, выясняется на основе теорий.

Из предыдущего следует, что свое обоснование проблема существования получает в науках (в том числе в философии). Обратившись к ним, мы встречаемся с различными видами бытия, число которых в точности соответствует числу наук. В данном случае предполагается, что все виды бытия, так или иначе, попали в сферу внимания современных наук.

 

Учение о бытии – фундамент философской картины мира.

Бытие – это первый и главный вопрос философии, почему есть что-то бытие, а не ничто. Этот вопрос связан с философской картиной мира.

Во-первых, бытие можно понимать как всё, тем или иным образом существующее. Причём в одних концепциях - действительно всё, в других - всё только подлинно существующее. В этом случае, можно сказать: "Всё, что существует - это бытие", "Всё, что подлинно существует - это бытие". В материализме подлинно существуют эмпирические предметы, в большинстве теологических концепций подлинное существование присуще только Богу.

Во-вторых, под бытием можно понимать не само то, что существует, а просто указание на его (этого "самого того") существование. В этом случае, правильно говорить: "Всё, что существует, имеет бытие" (что равнозначно "Всё, что существует - существует"). Эту позицию в чистом виде выражал, и об этом будет сказано далее, Владимир Соловьёв.

Одни философы, начиная с древности, считали, что бытие открывает подлинный мир сущностей и является окном, позволяющим взглянуть из мира явлений на действительность. Они делились на отождествляющих бытие с тем или иным видом сущностей (огонь, земля, вода, атомы и т.д.) и на различающих чистое существование и причастные ему сущности. Другие считали, что бытие - пустое понятие, результат лингвистических недоразумений, позволяющее в лучшем случае увидеть отраженные структуры разума. Они делились на тех, кто замещает "пустые" построения мышления о бытии позитивным содержанием наук, и тех, кто пытается перевести понятие бытия на язык этики или теории познания.

По определению философского энциклопедического словаря «Бытие - философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека». Далее сказано, что диалектический материализм не сводит бытие к предметно-вещественному бытию, а выделяет ещё и общественное бытие, и бытие личности. Но, так или иначе, все эти формы бытия характеризуются главным признаком - независимостью от сознания. В этом подходе предлагается первый вариант интерпретации: всё существующее, независимое от сознания. В рамках диалектического материализма всё существующее, независимое от сознания, является материей или сводится к материи, материальным отношениям. (Да и само сознание, если серьёзно, без уловок, принять тезис его вторичности, тоже сводится к материи, материальным отношениям.) О совпадении категорий бытия и материи в диалектическом материализме более определённо говорится в другом философском словаре. В нем выделено два варианта подходов к этой сложной категории. Первая: "Бытие - это философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю... Диалектический материализм рассматривает материальность мира и его бытие как понятия тождественные..." Основную системообразующую функцию несёт в диалектическом материализме категория материи, а отнюдь не бытия.

Концепция бытия — фундамент философской картины мира. «Вселенная» — этим емким термином обозначают весь необъятный мир, начиная от элементарных частиц и кончая метагалактиками. На философском языке слово «Вселенная» может означать бытие или Мироздание. Исходным понятием, на базе которого строится философская картина мира, является категория бытия. Бытие – это самое широкое, а значит и самое абстрактное понятие.

 

Аспекты проблемы Бытия.

Прежде всего, термин "быть" означает наличествовать, существовать. Признание факта существования многообразных вещей окружающего мира, природы и общества, самого человека является первой предпосылкой формирования картины мироздания. Из этого вытекает второй аспект проблемы бытия, который оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения человека. Бытие есть, то есть нечто существует как реальность и с этой реальностью необходимо постоянно считаться человеку.

Третий аспект проблемы бытия связан с признанием единства Мироздания. Человек в своей повседневной жизни, практической деятельности приходит к выводу о своей общности с другими людьми, существовании природы и т. д. Но в то же время для него не менее очевидны и различия, которые существуют между людьми и вещами, между природой и обществом и т.д. И, естественно, возникает вопрос о возможности всеобщего, то есть общего для всех явлений окружающего мира. Ответ на этот вопрос также естественно связан с признанием бытия. Все многообразие вещных и духовных явлений природы и культуры объединяет то, что они есть, наличествуют, существуют, несмотря на различие форм своего существования. И именно благодаря факту своего существования они образуют целостное единство мироздания.

На основе категории бытия в философии дается самая общая характеристика мироздания: все существующее — это и есть мир, к которому мы принадлежим. Эта характеристика в данной форме еще не содержит никаких мировоззренческих оценок. С ней могут согласиться представители различных школ, течений и направлений. Противоречия между ними возникают при конкретном осмыслении категории бытия и, прежде всего, при решении вопроса о том, имеется ли нечто конкретное, что служит объединяющим началом мироздания.

Основа мироздания.

Для обозначения такой общей основы всего существующего в философии выработаны две категории: субстрата и субстанции. Субстрат (от лат. substratum — буквально, подстилка)— это то, из чего все сделано. Понятие "субстрат", по сути дела, тождественно понятию "материя", в том смысле, как это понятие употреблялось в платоновско-аристотелевской традиции. Более высокую степень общности отражает понятие субстанции. «Субстанция» (от лат. sub-stantia — сущность, то, что лежит в основе) означает первооснову всего существующего, внутреннего единства многообразия конкретных вещей, событий, явления и процессов, посредством которых и через которые они существуют. СУБСТАНЦИЯ обозначает внутреннее единство многообразия конкретных вещей, событий, явлений, посредством которых и через которые оно существует, ПЕРВОНАЧАЛО.

Таким образом, если через понятие субстрат философы разъясняли, из чего состоит бытие, то понятием субстанции фиксируется всеобщее основание бытия. Как правило, философы стремятся создавать картину мироздания, исходя из какого-то одного начала (воды, огня, атомов, материи, идей, духа и т. д.).

МОНИЗМ (греч. - один, единственный) – философское учение, которое принимает за основу всего существующего одно начало, исходит из одной субстанции.

-материалистический монизм – в качестве субстанции считает материю;

-идеалистический монизм – за основу берет дух.

ДУАЛИЗМ (от лат. - двойственный) – философское учение, исходящее из признания равноправными двух начал - духа и материи.

ПЛЮРАЛИЗМ (от лат. – множественный) – философская позиция, исходящая из существования нескольких, несводимых друг к другу начал.

Таким образом, онтология есть философское учение о бытии, базирующееся на представлениях о субстанции (монизм, дуализм, плюрализм). Онтологические представления всегда связаны с картиной мира.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 902; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.205 (0.014 с.)