Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие смысла жизни в истории философии.

Поиск

 

Смысл жизни – это регулятивное понятие с очки зрении индивидуальной жизни человека. В ответе на вопрос о смысле жизни в истории философии существует 4 варианта:

1. Эгоистический вариант, когда смысл жизни направлен на индивидуально-личные цели, например: достижение нирваны в буддизме, эпикурейское стремление к удовольствию, к сосредоточению на приобретение предметов потребления в буржуазном обществе. Здесь человек сосредоточивается на себе, что неизбежно отделяет его от других ценностей и в результате ведет к пессимизму и утере смысла жизни. Шопенгауэр это выделял в своем утверждении, что больше современных людей живет во сне.

2. Альтруистический, когда человек направляет свою жизнь исключительно на внешние общественные ценности, и как бы забывает себе. Например: служение религии, политике, науке, семье, здесь индивид как бы рассматривается как средство для реализации неких высших внешних ценностей, но при этом исчезает смысл жизни для самого него.

3. Пессимистический, когда бытие человека, в целом его жизнь, вообще не имеет смысла. Например: Шопенгауэр утверждал, что все «+» - не человеческие ценности, есть лишь обретаемое выражение ценности отрицательно, т.е. не ценности. Например: здоровье – отсутствие болезни, любовь – отсутствие одиночества и т.д. Молодость – отсутствие старости, нет ценностей – нет смысла. Теоретически в XXв. утверждают, что ценности, которые высоко ставят современные люди, это лишь способ срыть от себя полную бессмысленность человеческой жизни: религия, стяжательство, секс, алкоголь, наркотики, азартные игры, это лишь способ забыться.

4. Оптимистический вариант: очевидно, что данный вариант должен подразумевать содержательность – настоящая жизнь состоит не в том, чтобы просто жить, пассивно двигаясь по течению события, а в том, чтобы определить свою судьбу – жить осмысленно, содержательно, полноценно.

 

Такое существование достигается при выполнении двух условий:

v Наличие конкретных точно определенных целей, выделяемых в культуре. Душа, не имеющая заранее установленной цели, обрекает себя на погибель, ибо тот, кто везде, тот нигде (Мишель Монтень, Франция XXIв.). Однако не всякая цель, даже достигаемая, приведет к обретению смысла жизни, о чем свидетельствует такое явление, как «кризис успеха» - человек, внезапно достигший цели, к которой стремился: деньги, успех, положение в обществе, все это вызывает депрессию такой степени, что люди кончают жизнь самоубийством. Это свидетельствует о том, что цель была выбрана неправильно, ее достижение привело к краху личности, следовательно, важен характер цели.

v Значимость цели. Сама цель должна подтверждать значимость выбирающего ее индивида – его положение в культуре относительно ее ценностей и других людей, т.е. люди должны как бы подтвердить объективную значимость данного индивида, следовательно, чем более социокультурно значимыми являются цели, которые выбирает индивид, тем большее число людей актуально и потенциально вкладывается в деятельность по достижению этих целей или наоборот.

Чем большее число людей включено в жизнь данного индивида, тем более значимым, полноценным, осмысленным является его существование. Иными словами, человек, обретая смысл жизни, должен пройти через мир других людей или культуру. Поскольку эти цели личностно индивидуальны, а с другой стороны общекультурно значимы, то смысл жизни человека заключается в самореализации, которая достижима только при включении в универсальность культуры, т.е. чтобы достичь смысла в жизни надо создать реальную общезначимую цель и продуктивно настойчиво действовать для ее достижения.

Если у человека есть основания, причины для осмысленной жизни, он вынесет все.

Фридрих Ницше.

Понятие счастья.

Научное понимание смысла жизни противостоит обыденному, которое усматривает смысл жизни, а также эффект высших его проявлений в виде счастья, в достижении удовольствий и наслаждений, во избежание страданий, в переживании комфорта. Смысл жизни вообще не может быть счастьем, если счастье рассматривается как цель, счастье – это не цель, а результат.

Счастье всегда предполагает выполнение следующих условий:

· чрезвычайно интенсивное переживание – восторг, экстаз.

· непроизвольное спонтанное переживание – невозможно заставить себя быть счастливым, как невозможно принужденно верить и любить.

· чрезвычайно кратковременное переживание.

Гете утверждал, что за 84 года, у него было 11 счастливых дней. Счастье должно иметь объективное основание. То есть, счастье – это момент, в котором люди подтверждают общезначимую ценность целей. Цели конкретизируются в практическом пути их достижения. Итак, счастье – это не цель, а результат, в котором воплощается значимость достигаемой цели. Если человек относится к счастью как к наслаждению, он чрезмерно сосредоточился на своей индивидуальности. Объективные, воплощенные в других людях, основания исчезают, результат не конкретизируется, счастья нет.

Если человек еще больше применяет усилия по достижению индивидуалистически понятого счастья, то возникает психологический избыток управления, который, как известно из кибернетики опасен, что чревато смысловым срывом, депрессией и даже суицидом.

Таким образом, счастье – это результат правильной, выбранной индивидом траектории, т.е. ориентированной на высшей ценности культуры в мире других людей.

Экзистенциональный вакуум.

 

Экзистенциональный вакуум – это смыслосодержащая пустота, состояние, когда человек не может извлечь из культуры смыслов и обрести смысл жизни. Поскольку же смысл жизни физически необходим для человека, то при его утрате или недостижении, человек оказывается в состоянии кризиса. Экзистенциональный вакуум – это коллективный невроз нашего времени, психологическая форма выражения антропологического кризиса современности.

Антропологический кризис – это потеря современным индивидом ориентации в культуре. Она возникает оттого, что современная культура со стремительно нарастающим объемом материальных и духовных ценностей, по своему охвату превосходит возможности и способы ценностных ориентаций, которым обучился индивид в процессе усвоения культуры. Эти способы на протяжении нескольких тысячелетий ориентированы на нехватку предметов потребления, в чем усматривался смысл жизни.

В XXв. возникает общество потребления, где фактически ликвидируется нехватка, если же присутствует, то искусственно – функционирования рынка. Открывается воспроизводство новой культуры с новыми духовными ценностями и смыслами, однако все предшествующее развитие человечества еще не выработало способов усвоения этих ценностей и превращения их в смыслы индивидуальные, из-за этого, по всей видимости, возникает психологический кризис.

Огромное количество людей периодически или постоянно испытывает чувство тоски, одиночества, утери понимания и т.д., - т.е. депрессию разной интенсивности. Депрессия – это агрессия к самому себе, которая легко переходит во внешнюю агрессию – к другим людям. Отсюда чрезвычайно эмоциональная неустойчивость современного человека, немотивированная агрессия. В пределе такое поведение ведет к разрушению личности, и даже физической гибели. Экзистенциональный вакуум в индивидуальном порядке смягчается логотерапией в лице психологов и философов, радикально ликвидировать вакуум можно только через радикальную ликвидацию оснований антропологического кризиса, это означает выработку новых технологий, воспитаний и образований, которые позволили бы человеку усвоить культуру адекватно ее современному многообразию.

 

 

Пути выхода из экзистенциального вакуума.

Обретение смысла жизни через усвоение ценностей культуры.

Усвоенные ценности становятся индивидуальными смыслами, которые и предоставляют жизни содержательность, т.е. смысл. Эти ценности не могут быть выпущены случайно, они должны быть целесообразно отобраны, выделены среди других, современные теоретики выделяют 3 группы таких ценностей:

1. Ценности творчества, когда человек обретает смысл жизни через выработку, создание новых ценностей и внесение их в культуру – это могут быть ценности как общезначимой деятельности больших масштабов, например: в науке или политике; так и малых локальных масштабов, например: в семейной домашней жизни, важно, чтобы этот выбор был ориентирован на культуру в целом и реализовался как предельное человеческое усилие.

2. Ценности переживания, когда человек обретает новый смысл жизни не через создание новых ценностей, а через переживания тех, кто уже в культуре. Здесь выделяют подгруппы:

· Эстетические ценности, т.е. переживание красоты и гармонии мира и природы.

· Ценности общения: с ближними – дружба, с дальними – солидарность.

· Любовь, которая подразумевает выполнение трех условий:

v Уникальность (мобильность).

v Прозрачность, т.е. способность в другом человеке увидеть те качества, которые не видят другие.

v Зеркальность – когда любимый человек способен на новые качества. Этот процесс взаимного зеркального отражения является бесконечным.

3. Ценность отношения, когда человек может обрести смысл жизни даже в кризисной безнадежной ситуации, если он не может продуктивно творить или переживать (при тяжелой болезни), тогда человек обретает смысл через человеческое достойное отношение к ситуации, которая его превосходит в этом смысле, болезнь и даже смерть может стать для человека ценностью. Болезнь помогает человеку как бы натренироваться на преодолении трудностей, а смерть напоминает человеку, что он должен спешить реализовать свой собственный потенциал.

 

Любовь как ценность.

 

Эстетические ценности, в строгом смысле слова любовь – это одно из проявлений общения, точнее общение сугубо индивидуальное между двумя лицами. Такие понятия как любовь к родине, науке и т.д. также подразумевают индивидуальное отношение и общение, что в более узком смысле любовь как отношение между двумя людьми отношениями. Еще в более узком смысле под термином любовь понимается индивидуальная половая любовь. Любовь может быть перенесена на вещи, предметы и явления, но только в том случае, если под ними понимаются люди. Например: любовь к родине – это, во-первых, любовь к соотечественникам, к конкретным соотечественникам.

Противоположность любви – ненависть, и поэтому любовь как явление и понятие складывается исторически через преодоление разобщенности между людьми, как установленные более ее прочных и постоянных связей, это значит, что сначала любовь формируется в узких общинных рамках в пределах непосредственности, т.е. общение с близкими (соплеменниками, друзьями, родными и детьми).

Одной из форм становления любви в древности, а также ее индивидуальных форм является общественная экзогамия. Индивидуальная избирательная любовь – побочный продукт расширения контактов.

Новые стороны в любви возникают в античности, древние греки понимали любовь совершенно иначе, чем современные европейцы. Если для нас любовь в известной степени – загадка, то греки рассматривали любовь как некую объективную силу наподобие тяготения и четко делили ее на 7 видов:

1. Эрос – индивидуально-половая, страстная, доходящая до безумия любовь.

2. Филия – склонность, приязнь к детям родителям, наукам, искусствам. Любовь-дружба, духовное и спокойное чувство, предполагающее моральное совершенствование влюбленных.

3. Агапе – жертвенно-жалеющая любовь, служение, самоотречение.

4. Сторге – любовь – нежность давно живущих в браке. Суть этого вида любви выражена в мифе, согласно которому древние люди не были разделены по половому признаку, они представляли собой андрогинах: шар вращающийся на 4 стороны света, не зная мук любви, эти люди прибывают в блаженстве. Люди разделены на 2 вида: 2 пола, которые не могут существовать друг без друга, и с тех пор люди обречены искать свою вторую половинку.

5. Мания – любовь одержимость, безумие от богов, потеря сна и аппетита, смятение и сердечная боль спутники этой страсти.

6. Людус стремящаяся к чувственным наслаждениям любовь-игра, лишенная глуьины чувств и допускающая измену.

7. Прагма –рассудочная, легко поддающаяся сознательному контролю любовь по расчету.

В античности впервые сформировалось понятие «индивидуальная любовь», эта индивидуальность не определялась по половому признаку, для грека был безразличен пол любимого существа, поэтому анормальные в современности формы любви у греков не считались анормальными. В эпоху средневековья в европейской христианской культуре впервые сформировалась любовь к дальним, т.е. сформировалась за пределы непосредственности. Все люди – братья во Христе. Ценой такого расширения в любви стало подавление индивидуально-половых форм любви, которые расценивались как средство продолжения рода.

В европейской культуре индивидуальная любовь получает права только в начале нового времени, однако она формируется как союз двух полов, основанный на страстной любви, через противопоставление старым общинно традиционным формам, легенде о Ромео и Джульетте. Однако это индивидуальный союз содержит в себе ограниченные стороны: семья как средство противопоставления обществу.

По мере становления рыночного общества, любовь обретает все более индивидуальный характер, т.е. становится союзом двух частных лиц, которые преследуют свои индивидуальные интересы в это время. Шопенгауэр формулирует первую историю философии и историю теории любви. Согласно Шопенгауэру, любовь – это, по сути, иллюзия, которую испытывает мировая воля для того, чтобы продлевать свое существование. Самим людям любовь не дает ничего на деле, это истощение жизненных сил и разочарование, по сути, она – безумие. Поэтому, чтобы человек не прозрел и в своем разочаровании не отказался от продолжения рода, что означал гибель мировой воли, она заключает в него любовное влечение, оживляя его в виде примитивной страсти и одевая в возвышенные одежды чистой любви.

То, что любовь – это обман и иллюзия, явствует из того факта, что браки совершаются по расчету без иллюзии, это является наиболее точным и способным воспитанию.

Фактически Шопенгауэр предает теоретической формулой форме любви, которая представляется буржуазной культуре.

В русской традиции теорию любви сформулировал В.Соловьев (конец XIXв.). В отличие от Шопенгауэра он утверждал, что смысл любви не в размножении, а в единении человека с человеком, т.е. в культуре образное соотношение, нежели в природе: любовь людей несвязанна с плодовитостью как у животных. Смысл любви в том, что только через любовь к другому, человек может обрести неповторимость своей личности, поэтому высший тип любви, это любовь половая, она избираема и индивидуальна, и поэтому выше дружбы, материнства, любви к наукам и даже любви к человечеству, ибо только индивидуальная любовь завершает формирование личности.

Индивидуальная любовь выше брачного (житейского) и физиологически сексуального союза, хотя и строится на их основе: и тот и другой союзы возможны без любви. Брак без любви – скука, секс без любви – чистая физиология (скотство), но и чистая, т.е. исключительно духовная платоническая любовь – аномалия, ибо она бесценна. По мере нарастания кризиса в современной культуре продолжает создаваться индивидуальная концепция любви, в которых развивается разграничение теории Шопенгауэра, Фрейд в своей концепции любви выделяет сексуальный акцент:

1. Любовь – это продукт либидо, бессознательной враждебной тяги человека к удовольствию.

2. Любовь Юнга, с той разницей, что Юнг предает сексу социокультурные оттенки, ученик юнга – Фромм – критикует психоанализ не за то, что тот истолковывает любовь не слишком по человечески, психоанализ трактует любовь как проявление социального инстинкта, подлинное соотношение любви и секса – обратное. Половой инстинкт у человека – это проявление потребности в любви, сначала любовь, потом секс, а не наоборот.

Фромм дает наиболее развитую теорию любви – индивидуальная любовь – это не есть некоторый изолированный феномен в жизни человека, а одно из проявлений искусно жить в мире людей. Любовь по Фрому – это путь к выходу человека из одиночества, способ преодоления разобщенности любви. Есть несколько способов выхода из одиночества и только один из них истинно-человеческий – это любовь:

1. Патологические способности преодоления одиночества: оргиастическое безумие, т.е. транс, отрешенность от мира через алкоголь, наркотики, секс. Внешний мир как бы исчезает, а вместе с тем и чувства отдаленности от него, т.е. одиночества.

2. Конформизм, т.е. адаптация человека к существующим условиям, приспособлениям, однако это чревато утратой личной индивидуальности.

3. Сверхактивность (деловой человек), синдром воскресного дня.

4. Симбиоз – это взаимная зависимость двух индивидуалистов, т.е. например садисты и мазохисты. Тогда люди сосредотачиваются друг на друге, чтобы избежать одиночества.

5. Зрелая любовь – единственный нормальный способ преодоления человеком одиночества и обретения себя. Такая любовь достигается через положительное позитивное отношение человека к миру в целом, через симпатию ко всем его проявлениям – любовь к другим, к природе, к родине и т.д. Такая любовь никогда не приходит к человеку, как счастливый случай, она всегда возникает как результат его собственных внутренних усилий.

Человек должен объективно реализовать себя в культуре, стать доступным в любви со стороны себя самого и других, и никогда не ждать пассивной удачи, которая якобы подарит нам любимого человека.

Зрелая любовь складывается из следующих компонентов:

· Братская любовь, способность сопереживать всем другим людям без соображений какой-либо выгоды, например: любовь к детям, которой обладают все люди. Братская любовь подразумевается на любовь к ближним и дальним, солидарность, интернационализм.

· Родительская любовь: родители к детям и дети к родителям. Обе эти формулы различаются, поскольку ребенок любит родителей иначе, чем они его. Любовь детей более потребительная, только после 8-12 лет ребенок постепенно начинает понимать, что родителям нужно отдавать свою любовь. Кроме того, родительская любовь делится на материнскую (безусловную, прощающую) и отцовскую (требовательную, императивную, отец может не простить), эротическую любовь (индивидуальная половая любовь, которая направлена на другого человека и требует полного слияния с ним).

Истинную любовь легко спутать с влюбленностью, но если влюбленность кратковременна, и она как бы питается энергией узнавания другого человека и исчезает при появлении привычки, то истинная любовь только нарастает, поскольку через любовь к другому, человек познает себя.

Любовь к себе – познание себя через любовь к миру, другим людям, любимому человеку, это не эгоизм, поскольку эгоизм лишь суррогат любви к себе, ибо эгоизм в перспективе подводит к утрате контакта с другими людьми, который способен подтвердить человеку его значимость.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1715; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.46.129 (0.012 с.)