Теории ценностных ориентаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теории ценностных ориентаций



 

РЕЛИГИОЗНАЯ ЭТИКА. Земная жизнь и ее ценности- неистинные, преходя­щие. Высшая ценность - жизнь вечная, небесная.  
АСКЕТИЗМ - моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стрем­лений ради достижения каких-либо общественных целей или самосовер­шенствования.  
ГЕДОНИЗМ - теория, рассматривающая наслаждение и отсутствие страда­ний как высшую ценность.  
ЗВДЕМОНИЗМ - теория, провозглашающая высшей ценностью жизни счастье (блаженство) - не просто чувственное наслаждение, а достижение внутренней свободы. Его достоинство - гуманистический характер. Ог­раниченность - непонимание, что представление о счастье исторически меняется.  
УТИЛИТАРИЗМ высшей ценностью считается полезность, выгодность.  
Теория И.КАНТА: всякий человек - самоцель и ни в коем случае не должен рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач.  
А.Швейцер (ХХ век). Благоговение перед жизнью.  
Н.Федоров. Человек - природное, земное, далеко еще не совершенное, но уникальным образом организованное существо. Человечество - это большая семья, связанная тесными узами общих предков и единой судь­бы. Но эта семья в настоящее время распалась, забыла о своем родс­тве. Чтобы восстановить ее, Федоров утверждает культ предков.
ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ теория ценностной ориентации. ЦО по­рождены обществом и микросредой жизни человека. Содержание ЦО зави­сит от: - положения человека в обществе (принадлежность к социальной группе), - особенностей его индивидуального развития - замкнутый образ жизни - мало общечеловеческих ценностей, открытый - наоборот, при- общенность к культуре.
       

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Предпосылки формирования ЦО:

- пройти обучение и (само)воспитание,

- пропустить знания через эмоции,

- включиться в деятельность.

Известный педагог 70-х годов В.А.Сухомлинский: "Ум воспиты­вается умом, совесть - совестью, а патриотизм - действительным служением Родине". Пусть патриотизм у российской интеллигенции сейчас не в по­чете, но ни одно государство обойтись без него не может. И если вы в такое трудное время сохраните эти славные и достойные ценностные ориентации, то именно благодаря вам будет возможен расцвет нашего государства.

Жизнь человека в основе своей противоречива, что отражается и в его ценностях. Высшая ценность гуманного, демократического общества - чело­век, свободная личность, обладающая возможностями и условиями для реализации своих способностей. Однако развитие личности ведет к расцвету индивидуализма, забвению человеком общих интересов вырастившего его коллектива или человечества, а далее, и к ослаблению общества и как следствие этого, к ослаблению самой этой эгоистичной личности. Случается и наоборот: преобладание общественных ценностей над личными приводит к ограничению свободы и творчества отдельного человека и как следствие – к застою в обществе, его упадку.

В истории России 20 века были искажения в пользу общественных ценностей. А сейчас обществу навязывают другую крайность – индивидуализм. Однако, исторический опыт учит, что нужна «золотая середина», нужно добиваться их гармонии. Но сделать это чрезвычайно сложно!

Взаимосвязь личных и общественных ценностей:

- не подчинение личных общественным,

- не слияние,

- а их диалектическая взаимосвязь:

интересы личности представляют объективную ценность для об­щества;

общественные интересы являются значительными для каждого че­ловека.

 

ЦО являются предметом острой борьбы между народами и государствами. Действительно, если сформировать у народа только индивидуалистическую ЦО и отрицание коллективистской ЦО, значимости таких ценностей, как патриотизм, необходимость защиты Родины, то с такой страной справится даже более слабый противник: никто не встанет на её защиту, все будут заняты решением своих личных дел. Поэтому каждое процветающее государство тратит много усилий на воспитание у своих граждан коллективистской ЦО. Показателен пример США. Традиционно культом для них являются индивидуалистские ЦО, личная нажива, но по отношению к защите США государством и обществом культивируются коллективистские ЦО. Это мы видим в их кинофильмах с участием лучших артистов.

Американский специалист в области стратегии С. Хантингтон считает, что самыми глубокими и стойкими ценностями являются ценности наций и их традиционной культуры, и они будут мешать Соединённым Штатам управлять миром и полностью подчинить его себе. После крушения социализма в СССР и снятия противоречия между двумя социально-экономическими системами на первое место в мире в 21 веке выйдут противоречия, порождаемые несовпадением национальных ценностей и ценностей культур разных народов. Именно они будут порождать войны 21 века. С. Хантингтон считает, что западной цивилизации, которую возглавляют США, противостоит семь других цивилизаций, в том числе мусульманская, конфуцианская, славянская и другие. Чтобы выжить, Запад должен все их подорвать и уничтожить. Таково отношение США и стран Запада к нашей стране, таковы их перспективные планы в отношении нас.

 

Таким образом, ценность – понятие, характеризующее объективные явле­ния, либо их свойства, имеющие положительную значимость для лю­дей. Источником ценностей является общественно-историческая прак­тика людей. Опыт взаимоотношений государств во второй половине 20 века показывает, что ценности являются предметом острой борьбы между странами мира: каждая страна стремится развивать у себя положительные ценности, способствующие движению вперед общества и человека, и навязывать другим такие ценности, которые подрывают основы общества, разрушают личность человека.

Ценности и смысл жизни .

Человек, осуществляет свою деятельность целесообразно, или человеческое мышление помимо рефлексивности обладает свойством целеполагания. Животные также выделяют цели, но они заданы врожденной генетической программой и их количество ограничено. Количество целей человека бесконечно, Это значит, что между целями и самим человеком вклинивается культура, которая в аспекте целеполагания может быть представлена как общественная шкала ценностей.

Понятие «ценности» выражает значимость чего-либо для человека. В обыденной жизни ценности принято делить на материальные и духовные, однако такое деление не является научным.

В теории наиболее продуктивна следующая классификация ценностей:

1. Предметно-практические ценности, связанные с определенной формой потребления, использования.

· Обращенные к индивидуальной биологической природе человека: пища, одежда, жилище, здоровье.

· Обращенные к социокультурной природе человека, т.е. связанные с другими людьми, например деньги или успех.

2. Идеально-духовные ценности, которые подразделяют идеальное восприятие, внутреннее переживание, несвязанное с непосредственной выгодой.

· Реальные предметы или явления культуры (события), например: московский Кремль или полет Гагарина в космос.

· Чисто идеальные понятия, например: совесть, любовь, добро и зло.

Предметно практические ценности – это средства или условия человеческой жизнедеятельности, они могут выступить в качестве цели, но лишь цели промежуточного переходного характера.

Человек живет не для того, чтобы есть, но ест для того, чтобы жить.

Сократ.

 

Предметно-практические ценности – это группа целей человеческого существования, при потреблении они уменьшаются или исчезают. Идеально-духовные ценности, при потреблении увеличиваются (нарастают).

Ценности – это форма существования культуры: одновременно концентрат коллективного опыта и в то же время – регуляторы жизнедеятельности людей (люди живут, ориентируясь на ценности различного порядка). Поэтому культуру и можно представить как совокупность ценностей (материальных, экономических, нравственных, эстетических, правовых и т.д.).

Ценности объективны, но они не существуют без человека. Процесс образования, усвоения внутренних ценностей представляет собой процесс обретения человеком смысла жизни. Смысл – это усвоенные, введенные в человека ценности культуры.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 559; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.147.17.95 (0.01 с.)