Вопрос. Познание как предмет философского исследования. Теория истины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Познание как предмет философского исследования. Теория истины.



 

Ориентация в мире всегда предполагает адекватное воспроизведение, отражение действительности. Это воспроизведение и составляет суть познавательного отношения к миру. Возможность адекватного воспроизведения реальности выступает, тем самым, как мировоззренческая проблема. Её решение составляет вторую сторону основного вопроса философии.

Способно ли человечество, человек как субъект познания выработать знания, являющиеся адекватным воспроизведением действительности, в процессе которой возникает и совершенствуется такое знание, - ЭТО СОСТАВЛЯЕТ МИРОВОЗРЕНЧЕСКУЮ ПРИРОДУ ФИЛОСОФСКОГО ПОЗНАНИЯ.

 

На вопрос о познаваемости мира существует несколько различных точек зрения:

- Оптимистическая точка зрения утверждает, что мир познаваем.

- Агностицизм отрицает познание мира.

- Скептицизм выражает сомнение в достоверности наших знаний. Разрешить этот вопрос даёт возможность теория познания. Она была выработана в процессе развития человечества.

 

Теория познания (гносеология) - это раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможности, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности.

Теория познания изучает:

- происхождение познания, его объективные предпосылки;

- проблемы источника знания;

- субъект познания;

- закономерности процесса познания;

- теорию истины и её критерии;

- методы и формы познания.

 

Теория познания базируется на следующих принципах:

1. Принцип отражения. (Отражение - это воспроизведение взаимодействующими телами особенностей и свойств друг друга).

2. Принцип познаваемости мира.

3. Принцип определяющей роли практики в процессе познания.

4. Принцип творческой активности субъекта познания.

 

[Объект познания - это тот фрагмент объективной (или субъективной, когда речь идет, например, о самопознании) реальности, на который направлена познавательная активность людей.]

Вся история развития показывает на практике правильность, научность теории познания. Нет вещей не познаваемых, есть вещи не познанные, которые будут познаны.

В первом приближении познание можно определить как активное, целенаправленное отражение в мозгу человека, в его сознании и психике объективного мира, как активный процесс получения знаний о мире.

Познание - беспредельный поступательный процесс, развивающийся по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному. Это противоречивый процесс, он подчинён основным законам диалектики. Ибо, законы мышления совпадают с законами объективной реальности.

Познание есть исторический процесс углубления наших знаний от явления к сущности, от менее глубокой сущности к более глубокой сущности.

Знания - важнейшее средство преобразования действительности, они представляют собой динамическую, быстроразвивающуюся систему, рост которой в современных условиях по темпам опережает рост любой другой системы.

Под знанием имеется в виду высший уровень информации, функционирующей в обществе. При этом информация, которая облечена в форму знания, должна быть особым образом организована: быть выражена в знаковой форме, получить смысл и значение.

Могут быть выделены различные критерии классификации основных разновидностей знания. Так, в соответствии со спецификой и основными формами отражения выделяют: донаучное (житейское), художественное, научное знание. Определенную специфику имеют также, например, этические и религиозные знания. В зависимости от глубины отражения сущности вещей знания могут выступать как эмпирические и как теоретические.

С точки зрения методологической роли знания его классификация может быть реализована иным образом. Выделяются:

1. Знание-узнавание дает возможность опознать конкретный объект: “Я знаю, что это предприятие по организационно-правовой форме – акционерное общество”. Это исходный вид знания на уровне отличения одного объекта от другого.

2. Знание-мастерство, “знание, как”, например: “Я знаю, как установить стоимость этого товара”, или: “Я знаю, каков алгоритм проведения санации предприятия-банкрота”. Это знание означает компетенцию, выступает составной частью конкретного умения, конкретной технологии действия.

3. Знание-информация, или “знание, что” характеризует понимание конкретных свойств, отношений, закономерностей, объективно присущих исследуемым объектам: “Я знаю, что оплата труда зависит от прогрессивности нормативной базы его нормирования”, “Я знаю экономические особенности международного рынка авиаперевозок ”.

Уже эти примеры показывают, что знания могут быть и средством ориентации в окружающем мире, и использоваться для получения новых знаний, и служить для преобразования действительности, для планирования и реализации деятельности.

 

Диалектика процесса познания. Каким образом человек получает знания? Каковы основные этапы познавательного процесса? Мы уже отмечали, что органы чувств - это фактически единственные каналы, по которым человек получает информацию об окружающем мире, что помимо ощущений мы никаким иным образом не можем получать внешнюю информацию о существующих объектах. Каковы возможные выводы из этого факта?

Большинство философских систем, сложившихся в новое время, выделяло два основных этапа процесса познания: чувственное и рациональное познание.

Важнейший тезис гносеологии (который, однако не должен быть абсолютизирован) состоит в утверждении следующего факта: для познания объектов данного типа необходимо функционирование органов чувств, нервной системы, мозга, благодаря чему возникает ощущение, восприятия материальных объектов. Такая форма деятельности называется ЧУВСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ, или ЧУВСТВЕННЫМ ПОЗНАНИЕМ.

 

Чувственное познание имеет 3 формы:

 

Ощущение - это отражение отдельных свойств, особенностей, сторон предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств.

Восприятие - это отражение в сознании непосредственно действующих на органы чувств предметов и явлений в целом.

Представление - это воспроизведение по памяти в сознании человека ранее воспринятых предметов и явлений.

В представлении имеет место уже простейшее обобщение чувственных данных. Возникшее представление в нашем сознании отражает не полностью все черты предмета, а лишь его характерные признаки, наиболее существенные свойства.

Кроме того, в своих представлениях на основе прежних восприятий не можем представить и то, что будет создано практической деятельностью человека в будущем.

Представления, так же, как ощущения и восприятия, имеют большое значение в экономической практике. Для специалистов, работающих в некоторых экономических областях весьма важно чётко представлять все детали хозяйства. Инвестор должен уметь мысленно уметь поводить разные виды аналитической и синтетической деятельности, хорошо ориентироваться в различных видах рынков.

Таким образом, мы установили, что живое созерцание или чувственное познание - это первая ступень процесса познания. Основными формами чувственного познания являются ощущения, восприятия и представления.

Ощущения, восприятия и представления возникают в нашем сознании в результате воздействия предметов внешнего мира. Они есть субъектные образы объективного мира, непосредственный источник всех наших знаний.

Но чувственное познание отражает лишь внешнюю сторону предмета и явления, не проникая в их сущность, внутренние связи и закономерности.

Между тем, преобразующая деятельность людей нуждается в глубинном познании законов объективного мира.

Поэтому человек не может ограничиваться только чувственным познанием. Задача состоит в том, чтобы на основе того, что мы воспринимаем, раскрыть внутреннее, существенное в вещах, которое не лежит на поверхности предметов и не воспринимаются непосредственно; его можно познать только при помощи абстрактного, логического мышления, опирающегося на чувственный материал.

 

Рассмотрим роль абстрактного мышления в познании (рационального познания).

Переход от чувственного восприятия к абстрактному мышлению означает движение познания от явления к сущности, от непосредственного к опосредованному знанию, от единичного к общему. Абстрактное мышление даёт знание не только отдельных предметов, их простейших отношений, связей, но и сущности, закономерных тенденций их развития, и в конечном итоге позволяет предвидеть будущее.

Логическое познание отделяет человека от предмета, но позволяет познать его глубже, проникнуть в суть, выяснить законы.

Мышление - это высшая функция человеческого мозга, состоящая в опосредованном, отвлечённом и обобщенном отражении предметов внешнего мира, их существенных сторон, связей и отношений.

Основными формами логического мышления являются понятия, суждение, умозаключение, гипотеза, теория.

Понятие - есть отражение предметов и явлений в их общих, наиболее существенных признаках.

Суждение - это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается.

Умозаключение - это процесс мышления, в результате которого из двух или нескольких суждений выводится новое суждение.

Гипотеза, теория - рассмотреть самостоятельно на подготовке к семинару.

Таким образом, процесс познания состоит из диалектического единства чувственного и рационального этапов.

 

Творчество и интуиция. Творческое мышление предполагает умение самостоятельно ставить проблемы и решать их, как правило, нетрадиционным путем. В условиях современной науки творческий акт нередко оказывается “разделенным”: одни ученые ставят проблемы, другие исследователи решают их, причем нередко гораздо позже того, как проблема возникла и научно сформулирована.

Рационально-диалектический подход считает, что творчество отнюдь не противоположно рациональности, разумности. “Разумность” включает в себя использование гигантского, но все же ограниченного числа правил, норм, стандартов. Творчество начинается там, где этих стандартов нет. Не подчиняясь стандартам, творчество (протекая сознательно или бессознательно) в качестве итога может получить новые правила и стандарты (например, нормы технического обслуживания вновь созданного военно-технического комплекса), т.е. в определенном смысле творчество является продолжением рационального познания и тесно связано с ним. Многие исследователи связывают возможности творчества с биофизической и нейрофизиологической структурами мозга, которые позволяют:

- перерабатывать чувственные образы и абстракции,

- перерабатывать знаковую информацию,

- хранить информацию в системах краткосрочной и долговременной памяти,

- устанавливать связи между отдельными элементами и блоками памяти,

- вызывать хранимую информацию из памяти,

- группировать и перегруппировывать различные образы и абстрактные знания.

 

Творчество может быть определено как деятельность, результатом которой является создание неповторимых культурных, социально значимых ценностей, установление новых фактов, открытие новых свойств и закономерностей мира. Творческая активность по-разному реализуется в различных отраслях человеческой деятельности. К примеру, в естествознании наиболее важным результатом творчества является открытие. Важное место в процессе творческой деятельности играет развитое воображение.

 

Процесс мышления, особенно мышления творческого, не всегда реализуется в стройном, логически развернутом и обоснованном виде. Нередко человек практически мгновенно “схватывает” условия и обстоятельства сложной ситуации и находит правильное решение. Как ни парадоксально это звучит, но такие нетипичные ситуации являются типичными для талантливых полководцев: на войне практически всегда приходится действовать в условиях жесткого дефицита времени, а нередко - и информации. Способность получения знания путем прямого его “усмотрения”, без развернутого логического обоснования и длительных размышлений именуют интуицией. Интуиция выступает как непосредственное, неосознанно полученное знание и проявляется в двух основных разновидностях: чувственная (наиболее характерна для художников, композиторов, других деятелей искусства) и интеллектуальная (наиболее характерна для людей науки; вспомним озарение, которое пришло во сне к Д.И. Менделееву и позволило создать великий Периодический закон).

Черты интуиции:

• «Внезапность» конечного результата.

• Единство сознательного и подсознательного.

• Она – внутренний момент как чувственного, так и рационального познания.

 

Предпосылки интуиции:

• Накопленный опыт познания.

• Наличие проблемной ситуации.

• Одарённость, талант.

 

Современная нейрофизиология и психология творчества выделяют несколько этапов интуиции:

- накопление и бессознательное распределение образов,

- неосознанное комбинирование и переработка накопленных абстракций, образов и правил для решения определенной задачи,

- четкое осознание задачи,

- неожиданное для данного человека нахождение решения.

Интуиция не может возникнуть на “пустом месте”. Как правило, она опирается на широкий багаж чувственных и рациональных знаний, на многолетний опыт творческого мышления, алгоритм которого постепенно “свертывается” до почти мгновенного решения возникающих проблем. Есть попытка видеть тайну интуиции в глубинах бессознательного (З. Фрейд) либо, как это было характерно для К.С. Станиславского, усматривать ее в “сверхсознании”, отличном как от бессознательного, так и от осознанного. В действительности интуиция выступает как сложное взаимодействие осознанного и неосознанного, при этом осознанное знание представляет собой базу интуиции, и чем шире такие знания, тем больший простор интуиция получает.

Объективные потребности современного научно-технического прогресса поставили задачу обучения творчеству. Сформировалась эвристика, изучающая творческую деятельность и методы обучения. Творческие способности личности могут быть развиты посредством специальных методов, в роли которых могут выступать сократические диалоги, дискуссии, анализ проблемных ситуаций, метод “мозгового штурма” и т.д. Важное место при этом занимает овладение наиболее общими - философскими - закономерностями бытия, которым вынуждено подчиняться самое творческое воображение.

 

Важной проблемой в теории познания является ПРОБЛЕМА ИСТИНЫ.

Под истиной понимают объективное содержание знаний, которое соответствует отражаемой действительности.

По своему содержанию она объективна, а по форме - субъективна.

Истина приобретается человеком не сразу. Это длительный противоречивый процесс.

Дает ли нам истина полные, исчерпывающие знания об объекте, или эти знания не полные, приблизительные? Правильно отвечает на этот вопрос учение об абсолютной и относительной истин е.

Абсолютная истина – это полное, исчерпывающее совпадение образа с объектом, т.е.такое знание, которое в границах этого совпадения не может быть изменено и опровергнуто в будущем.

Относительная истина - неполное отражение, такое знание, которое будучи в основном верным отражением действительности, отличается некоторой неполнотой совпадения образа с объектом.

Наше знание одновременно является и абсолютным и относительным. Но оно движется от неполного к более полному, от относительного к абсолютному. Задача всего процесса познания - достичь абсолютной истины.

Так как истинное знание - это знание, соответствующее действительности, то оно не может быть оторвано от неё. Любой изучаемый нами процесс не существует изолированно от других процессов. Поэтому наша мысль о том или ином процессе будет правильной, объективной в том случае, если она отражает его в совокупности связей и отношений с другими процессами и предметами.

Например, для того, чтобы ответить на вопрос, какая форма организационно-правовая форма предприятия лучше, целесообразнее, мы должны знать те условия, в которых то или иное предприятия создается.

Мы не можем также не учитывать того, что окружающий нас мир, равно как и любое конкретное явление, находится в состоянии постоянного, непрерывного развития.

Поэтому необходимо отметить, что истина обладает свойством конкретности. Это содержание наших знаний, которые правильно отражают существо определенных явлений в конкретных условиях.

 

Заблуждение - это такое содержание знания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное.

 

Убеждение и вера в структуре познавательной деятельности.

В процессе психологического восприятия познающим человеком знаний как истинных существенное значение приобретают убеждения и вера. Их психологическая роль во многом оказывается сходной, поскольку и те, и другая предполагают определенное эмоционально-волевое отношение к познаваемому объекту, включают в себя моменты волевого выбора, преодоления сомнений, принятия познавательного или практического решения.

Убеждение чаще всего выступает как результат доказательного, рационально, логически обоснованного знания. Чтобы оно возникло, человеку надо объяснить, разъяснить, доказать, а сам человек должен убедиться. Иными словами, убеждение - это уверенность человека в справедливости и истинности некоторых знаний, которая базируется прежде всего на рациональном доказательстве. Таким образом, для формирования убеждения требуется возможно более полная информация, а предметом убеждения выступает обоснованное и практически подтвержденное знание о действительности.

Напротив, вера относится к знаниям с дефицитом информации. Бессмысленно спрашивать, верите ли Вы в то, что дважды два четыре, или уверены ли Вы в восходе Солнца. Ответом неизбежно будет: “я не верю, я знаю, что дважды два четыре”. Другое дело, когда однозначно обоснованных знаний для принятия теоретических гипотез или практических действий не хватает. Тогда приходится руководствоваться верой в правильность принимаемого решения или избранного пути. Между имеющимися логическими обоснованиями веры и ее содержанием существует разрыв (этот разрыв отсутствует в убеждении; как правило, всё его содержание обосновано). Осознание такого разрыва для человека проявляется в форме сомнения. Само сомнение преодолевается на основе интуиции, волевого выбора.

Встаёт вопрос, как отличить истинные знания от заблуждения? Ответ мы получим, рассмотрев второй вопрос.

Выводы по первому вопросу.

Познание – сложный процесс, обладающий собственными закономерностями и включающий два этапа: чувственное и рациональное познание.

Истина не постигается сразу, а является результатом длительного процесса познания и включает в себя абсолютную и относительную составляющие и обладает свойством конкретности.

 

2 вопрос. Практика как предметно-чувственная деятельность по преобразованию природы

И общества.

 

Практика - это специфически человеческая, сознательная, целесообразная, чувственно-предметная деятельность по преобразованию природы и общества.

Практика включает (структура практики):

- производственную и трудовую деятельность людей;

- организаторскую и управленческую деятельность людей;

- научно-экспериментаторскую деятельность;

- эстетически преобразующую деятельность.

Будучи материальной, практика является целенаправленной деятельностью, преобразование действительности по заранее разрабатываемой идеальной модели, составляющей содержание цели.

 

Что есть КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ?

Не показания органов чувств, не рациональная интуиция, а общественно-историческая практика во всем её объёме и диалектическом развитии является всеобъемлющим критерием истины.

Роль практики в процессе познания:

- исходный момент познания;

- основа познания;

- цель познания;

- источник средств познания;

- источник данных науки;

- движущая сила познания;

- орудие познания;

- итог познания;

- критерий истины.

 

Ошибки в понимании практики:

- мысленное конструирование, выдаваемое за практику, слова выдаются за дела;

- прагматизм, практицизм, утилитаризм;

- практика индивида, а не общества;

- бесцельная, слепая деятельность, суета, выдаваемая за практику;

- отождествление практики с деятельностью;

- недооценка роли практики и переоценка её роли в соотношении с теорией.

 

 

Вывод по второму вопросу.

Практика – это предметно-чувственная деятельность по преобразованию человеком природы и общества.

 

ТЕМА 16 НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ

 

Наука как форма познания. Классический и неклассический философские образы науки. Критерии научности познания. Идеалы и нормы научного познания. Виды наук и их особенности.

Научное исследование как форма организации научного познания. Проблема как исходный пункт научного исследования. Гипотеза и ее место в поисках решения проблемы.

Формирование научной картины предметной области исследования. Методология научного познания. Понятие метода в науке. Общенаучные, междисциплинарные и частнонаучные методы познания. Эмпирический уровень научного исследования, его формы и методы. Функции и роль эмпирического уровня в познании предметной области. Проблема научного факта.

Теоретический уровень научного исследования, его особенности, формы и методы. Научная теория и ее структура. Основания научной теории. Логическая и опытная (верификация и фальсификация) проверка научной теории. Объяснение и предвидение как функции научной теории.

Динамика научного познания. Современные философские концепции динамики науки. Развитие науки как смена парадигм. Нормальная и революционная наука. Марксистская концепция научных революций. Роль философии в обосновании революционной науки. Исследовательская программа как форма развития науки. Развитие научного познания как последовательное выдвижение и проверка научных гипотез. Развитие научного познания как отбор наиболее удачных научных инноваций. Роль методологически неформализованных путей в развитии научного познания. Границы науки.

Наука как социальный институт. Социальные функции науки. Свобода научного творчества и социальная ответственность ученого. Роль общечеловеческих ценностей, этических норм в научном познании. Сциентизм и антисциентизм как крайние формы оценки роли науки в жизни человека и общества. Наука и техника. Человек в мире информационных технологий.

 

Товарищи студенты!

Мы продолжаем изучать раздел философии, посвящённый проблемам познания. На прошлой лекции мы рассмотрели сложную структуру познавательного процесса, обладающего собственными закономерностями и включающего два этапа: чувственное и рациональное познание. Мы выяснили, что истина не постигается сразу, а является результатом длительного процесса познания и включает в себя абсолютную и относительную составляющие и обладает свойством конкретности. Мы выяснили с вами так же, что критерием истины является практика как предметно-чувственная деятельность по преобразованию человеком природы и общества.

А может ли познавательная деятельность быть систематически организована в единый процесс?

Рассмотрение этого и других подобных вопросов является целью данной темы. Номер сегодняшней темы – 16. Тема называется: «НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ», и мы с вами последовательно рассмотрим два вопроса:

 

1. Наука. Закономерности её возникновения и развития.

2. Этапы, формы и методы научного познания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.187 (0.09 с.)