Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Возникновение философии. Философия древнего Китая.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
èФилософия возникла в VIII—V вв. до н. э. одновременно в трех районах мира: в Древней Греции, Индии и Китае. è Предпосылки возникновения и развития философии: è 1. Возникновение и развитие абстрактного мышления (появление понятий: время, пространство, бесконечность, вселенная и т.п.). 2. Накопление естественнонаучных знаний (географических, астрономических, знаний о живой и неживой природе). 3. Возникновение и развитие мировоззрения в форме мифологии и религии (их большой вклад – в постановке мировоззренческих вопросов: что есть мир, откуда он взялся и других). 4. Развитие производительных сил, разделение общества на классы, появление государства (благодаря производству излишка товаров часть людей могла не работать и часть из них могла заняться наукой, в том числе философией). èИмущественное и общественное неравенство людей, возникновение государства потребовали объединения общества с помощью идеологии, что вызвало необходимость в развитии философии. èРазделение общества на классы привело к борьбе этих классов и возникновению государства как способа управления одного класса другим. Но силовое принуждение требовало дополнения в виде идеологического обоснования власти одних над другими. Так возникла потребность в специалистах идеологической области. Их-то и поставляла философия. Как сделать жизнь человека безопасной и счастливой в природе и обществе? è Эти вопросы заставили древних философов заняться изучением Ч — П — происхождения мира (на уровне предположений и догадок). Ч —О — и происхождения человека, общества, общественных явлений и учреждений (государство, война, классы) и выработкой предложений по наилучшему устройству общества. Разница философских теорий в различных государствах определялась различным устройством общества и различием исторических судеб народов. è Сильнее всего отличаются друг от друга китайская и европейская (греческая) философии. Китайцы построили философию на натурализме и учении о символах и числах. Натурализм - объяснение мира через природу (не разделяя её на материю и сознание, на естественный и сверхъестественный мир), без привлечения сверхъестественных сил. Греки создали понятия материи и сознания, а также науку о законах правильного мышления - формальную логику. è Материя и сознание -два противостоящих друг другу первоначала мира: объективно (сама по себе, без связи с человеческим сознанием) существующая природа и мысль (человека или Бога). Почему так произошло? Дело в том, что при осмыслении многообразия предметов и явлений в мире древние китайцы их пересчитывали и объединяли по внешним признакам, внешней форме (круглые – с круглыми, квадратные – с квадратными и т.д.). Греки же стали искать внутреннюю родственную связь между предметами и явлениями. Так у них получились роды и классы предметов, явлений, например, растения, животные, озёра и т.д., хотя многие входящие в них предметы по внешней форме друг с другом не одинаковы. Наука, учащая выделять эти роды и классы предметов и относить определённый предмет к какому-то из них, и есть логика. Когда греки достигли предельного уровня обобщения, то получили два класса явлений, к которым относится всё без исключения в мире, это материя и сознание. Пронумеровав всё, китайцы выделили у всех предметов и процессов этапы и периоды их существования. Как и в жизни человека, они увидели в существовании предметов рождение, становление, развитое состояние, зрелость, старость и гибель. Протекающие в разных предметах явления на одном и том же этапе имеют общие черты. Каждому этапу они присвоили символ – триграмму или гексаграмму, т.е номер от 1 до 8 или от 1 до 64. Так появилась классификационные схемы «8 триграмм» и «64 гексаграммы». Отметим, что логика неизбежно порождает появление понятий материи и сознания, а учение о символах и числах неразрывно связано с натурализмом.
Переходим к рассмотрению философии в древнем Китае. èèèèè
èДля всех китайских научных и философских школ характерны ЕДИНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о структуре и функционировании мира. Они объясняли мир без привлечения сверхъестественных сил, только через природу (это называется натурализмом). è-èИз смутно-неясного (хаоса) возникают два начала — тьма и свет (инь и ян). Они находятся в постоянном взаимодействии и борьбе, уничтожают и порождают друг друга. Одно начало убывает, а другое — прибывает, достигает максимума и тоже переходит к убыванию. Точка максимума называется Великим пределом. Китайцам представлялось, что так происходят все явления в мире. Здесь проявляются элементы стихийной диалектики. Два начала взаимодействуют друг с другом по закону дао. Дао — это природный и моральный закон, который руководит всем миром, а в буквальном переводе означает «путь». Инь и ян по закону дао рождают пять первоэлементов (воду, огонь, землю, дерево, металл), а из пяти первоэлементов рождается весь мир. Весь мир по-китайски называется «10000 вещей» (вань у), а в основе китайского подхода лежит представление о мире как счетной совокупности вещей. Чтобы оперировать огромным количеством вещей, нужно выявить их связи. Это — числа и пространственные структуры. è-èВажнейшими пространственными структурами являются символы «Книги перемен». Уникальность этой книги состоит в том, что её основное содержание — не тексты, а символы — гексаграммы — которые сострят из черт двух видов: инь - - и ян — (прерванная и сплошная). Эти символы имеют смысл на всех уровнях бытия: пассивное и активное, темное и светлое; женское и мужское, оборона и наступление и т. д. Двоичное число 000 001 010 011 100 101 110 111 Десятичное число 0 1 2 3 4 5 6 7 Если вместо —— запишем 1, а вместо — — запишем 0, то получим ряд: 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. С этим столкнулся Г. Лейбниц, открывший двоичное счисление— основу современных компьютеров, и был поражен. Он осмыслил единство этих структур теологически (богословски), как творение всего мира с помощью «бытия» (1) и «ничто» (0). Сейчас учение о символах; и числах активно используется современной наукой в компьютерах, в расшифровке кода ДНК и других областях знания.
Социальная основа Восточной философии. Восточная культура носит классически традиционный характер. Ее главный социокультурный элемент – восточная, земледельческая, самодостаточная община. Все крупнейшие восточные цивилизации вырастали из совокупности таких общин, сконцентрированных в рамках крупных рек. Восточная культура и Восточные государства возникали как политическая надстройка над этими общинами, как воплощение государственного принципа управления. Такая структура в дальнейшем задавала такую историческую траекторию развития Восточного общества, которую Маркс охарактеризовал как «Азиатский способ производства». Восточные общины могли существовать в относительной неизменности достаточно долгое время, так как благоприятный климат обеспечивал высокую продуктивность хозяйства. При этом отдельная личность в этих общинах выделяется слабо. Роль индивида сводилась к выполнению той социальной функции, которую он приобретал от родителей по наследственному принципу. Социальная структура общины с жестким разделением функций на протяжении тысячелетий воспроизводилась без изменений, так как любое развитие вызывает усложнение структуры. При достижении определенного уровня сложности все Восточные культуры неизбежно распадались, давая начало очередному циклу исторического круговорота. Главной причиной отсутствия выраженного исторического процесса на Востоке заключалась в том, что индивидуальные способности и задачи отдельной личности здесь не получали развития. Отдельный человек всегда принадлежит замкнутой касте и остается подданным, даже рабом начальника, в котором воплощается принцип внешнего управления. Гегель определяет такой тип культуры, как поголовное рабство, а государство – как дистанцию. Философские системы, соответствовавшие данным культурам, обладают пассивным и социально-адаптивным характером. Кроме этого, возникнув в период «осевого времени (800-600 до н.э.), эти функции не получают дальнейшего качественного развития. Тогда, как одновременно возникшая с ними ранняя греческая философия качественно трансформировалась. Древнекитайская философия. Идиллическую картину процветания философии портила крайне неспокойная политическая обстановка в стране. Постоянные кровопролитные войны и крестьянские восстания разоряли Китай.Поэтому вопросы управления обществом и государством волновали и философов. Философские школы предлагали РАЗЛИЧНОЕ их решение. è
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 575; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.208.127 (0.011 с.) |