Категориальная структура бытия.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Категориальная структура бытия.



 

Категории (греч. кategoria – высказывание, свидетельство) – наиболее общие философские понятия, формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.

В рамках диалектического материализма А. П. Шептулин выделяет принципы построения категорий. Категории рассматриваются как ступени познания. Он разводит материю и сознание и последовательно перечисляет всеобщие формы бытия как ступени развития познания. Рассмотрим некоторые из них.

Категория отношения (= связь +изолированность) – человеческое познание начинается с отделения себя от среды и установления связей.

Движение и покой. Субъект замечает, что среда изменяется.

Категория явления - сущности. Эта категория характеризует процесс познания мира человеком. Понятие сущность происходит от глагола существовать. Существовать, это значит не просто быть, а проявлять себя через изменения, развлечения, деятельность. Действовать можно только через взаимодействие с разными другими вещами. Поскольку эти вещи тоже различаются, то взаимодействие указывает на неоднородность мира. Познание такого мира неприметно продвигается от постижения его внешних поверхностных качеств, к более глубоким сущностным свойствам, т.е. познание происходит от явления к сущности.

Явление – это свойства или процессы, которые вызывают внешние стороны действительности.

Сущность – это совокупность внутренних глубинных сторон и связей и в действительности в целом каждого предмета.

Сущность – это то, что устойчиво, явление – то, что является подвижным и преходящим. Существование = явление + сущность.

На уровне сущности человеком формируются понятия закона. Закон – это выражение устойчивой связи и отношений между явлениями, которое обеспечивает упорядоченное изменение. На основе закона возникает возможность предсказать тенденцию, т.е. дальнейшее направление развития процесса. Совокупность законов выражается понятием закономерность. С точки зрения познания, закономерность выступает, как опытное эмпирическое обобщение. Выводят разные способы классификации закона:

Эмпирические, т.е. основанные на наблюдениях и опыте.

Теоретические, т.е. моделирующие процесс в целом.

Универсальные, т.е. действующие в мире в целом. Например, диалектические законы развития.

Специфические, характеризующие отдельные уровни или области бытия. Например, законы экономики, законы развития законы структуры и т.д.

 

Категория развития. Мир открылся человеком как совокупность явлений, пребываемых в состоянии взаимодействия, это процессы которые разворачиваются во времени, т.е. имеют определенную направленность. Направленность характеризуется категорией развития. Развитие не идентично категорическим изменениям и движениям. Изменение – наиболее общая абстрактная категория, которая указывает на неоднородность мира. Движение – более конкретная категория, которая выражает тенденцию процесса, но не указывает в, каком направлении развивается этот процесс, усложнению либо деградации. Категория развития указывает направленность процесса в сторону нарастания сложности, как в количественном, так и в качественном отношении. Развитие есть выражение нарастания уровня философии. Представление о развитии изменялись в ходе человеческой истории. В традиционной культуре, понятие развития отсутствовало. Доминировало представление о циклическом кругообороте.

У древних греков впервые возникло понятие об изменении мира, когда Гераклит сказал, что все течет, все изменяется.

В дальнейшем данное понятие уточнялось конкретными науками, обобщив опыт которых, а также опыт человеческой истории, Гегель открыл 3 принципа развития:

Развитие происходит от абстрактного к конкретному.

Развитие идет по спирали, т.е. повторяется на более высоком уровне с усложнением своего характера и структуры.

Развитие происходит согласно 3-м законам диалектики.

Во второй половине XXв. представление о развитии конкретизируется через принцип самоорганизации (Илья Пригожин) качества ведущего закона новой дисциплины синергетики.

Самоорганизация – это выражение принципа эволюции, т.е. постепенного нарастания сложности как главного свойства бытия.

В ходе эволюции отдельные явления включаются в целостности ее высокого уровня, на котором снимаются противостояния предшествующего уровня. Этот уровень гармонизирует взаимодействие явления нижележащих уровней, включая их в состав целого, например, органы клетки сначала существовали в качестве отдельных элементов рассеянных в природе и только потом были сконцентрированы в пределах клетки.

По мнению глобалистов, аналогично этому, из отдельных людей и народов идет формирование единого организма – глобального человечества. Образование целостности более высшего порядка происходит через периоды неустойчивости.

 

Категория пространства – времени. Это двойственная, т.е. дуальная категория, которая означает качественную протяженность и количественную деятельность процесса. Пространство характеризует охват взаимодействующих явлений, который складывался в процессе времени, характеризует последовательность этих явлений результирующих в процессе. Представление во времени и пространстве также развивалось в ходе истории. Впервые в качестве определения, характеризующего бытие, время было выделено в концепции христианства, где человеческая жизнь стала не просто пребывать, но стала устремленной к цели к страшному суду, т.е. фактически растянутой во времени. Время и пространство как взаимосвязанные и разделяющие категории были выделены Ньютоном, который создал субстанциальную концепцию временного пространства. Время и пространство это две разнородные качественно отличающиеся субстанции, т.е. пространство не зависит от времени. Пространство это как бы сундук без стенок, в котором пребывают предметы. Последовательность изменений этих предметов характеризуется понятием время. Согласно этой концепции, вещи пребывают в пространстве и во времени, т.е. бытие складывается из трех начал: предметы, время и пространство.

В начале XX в. создается реляционная концепция пространства и времени, основанная на теории относительности Эйнштейна «Время и пространство, производные от степени воздействия предмета». Время и пространство имеют свою специфику на разных уровнях развития бытия, т.е. проектируют с разной степенью эффективности. Физическое время, которое измеряется в механических или электронных часах, лишь один из показателей интенсивности событий происходящих с предметами – это похоже на истину, т.к. разные компоненты не измеряются в разных темпах.

В культуре, где присутствует человек, время и пространство переживается особенно остро, человек может переживать всю полноту мира. Время у человека разделяется на 3 периода:

Настоящее.

Прошлое.

Будущее.

Этого нет у животных, т.к. у них нет культуры, животное существует только здесь и сейчас. В тоже время человек, недостаточно усвоив культуру, утрачивает ориентацию вместе с тем понимание настоящего, которое превращается в короткий миг, исчезает между прошлым и будущим.

В результате вся реальность для такого человека исчезает. Однако если человек усваивает полноту культуры, то мгновение его жизни может наполняться смыслом, превратившись в необходимые этапы движения к цели.

Поэтому истина времени и пространства человека – культура.

Категория природа. В отличие от категории бытия в целом, которая фиксирует единство человека и мира, категория природы выделяется через противопоставление человеку и миру. Трактовка природы всегда была двойственной. С одной стороны выступала идеалом гармонии, порядка, организованности, с другой стороны, как предмет воздействия человека.

Выделяется несколько способов понимания природы:

Окружающий человека мир во всем его многообразии.

Та часть мира, с которой взаимодействуют человек и природа, среда его существования. Природа выступает как объект.

Отношение природы в масштабах мира.

Отношение природы в рамках живого на человека и органическую природу, т.е. на ноосферу и биосферу. Понятие биосфера подчеркивает подчинение человека природе, в плане бессмысленного управления ее процессами.

Современная степень преобразования природы человеком ставит вопрос о необходимости их согласованного развития, т.к. человек зависит от природы и природа зависит от человека.

Взаимодействие человека и природы носит исторический конкретный характер, т.е. зависит от уровней развития культуры, которая определяет степень осмысленности вмешательства человека в природу. В современных условиях такая осмысленность требует максимального учета всех возможных последствий заботы о будущем. Этот общественный характер воздействия человека на природу, и согласование этого воздействия как результат новых общечеловеческих потребностей, сложились группы научных дисциплин, где традиционные науки о живом в виде биологии объединяются с дисциплинами социокультурного плана.

 

Выводы по лекции в целом:

 

Бытие – это одна из важнейших философских категорий, обобщающая всё многообразие процессов и явлений мира, а также его единство.

Бытие как основополагающее понятие философии имеет категориальную структуру, в которой важное место занимает категория «ПРИРОДА».

 

 


 

ТЕМА 11 ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ

 

Понятие природы. Объективность природы. Материя как форма всеобщности природного бытия. Субстанциальность, самодостаточность природы. Жизнь как истинное существование природы в целом.

Качественное и количественное разнообразие природных явлений. Неорганическая и органическая природа. Иерархия как принцип структурной организации природы. Основные структурные уровни природы. Формы проявления единства природы. Пассивное и активное в жизни природы. Природа как творческая сила. Зачаточные формы субъективности в органической природе. Взаимодействие природных явлений как проявление активности природы.

Пространство и время как формы существования природы. Субстанциальное и реляционное понимание пространства и времени. Формы движения материальной природы. Круговорот как форма движения природы в целом. Формы самоорганизации природных явлений. Эволюционные и революционные процессы в природе. Природные катаклизмы как проявление революционных изменений в природе. Гармоничность, равновесие, целесообразность в природе. Природа как географическая среда, биосфера, ноосфера.

Причинная обусловленность явлений природы. Формы природной причинности. Случайность и необходимость в природе. Закономерность и закон как формы проявления необходимости в природе. Рациональное, мистическое, таинственное в природе. Природа как предмет эстетического чувства.

Категория природа.

В отличие от категории бытия в целом, которая фиксирует единство человека и мира, категория природы выделяется через противопоставление человека миру. Трактовка природы всегда была двойственной. С одной стороны выступала идеалом гармонии, порядка, организованности, с другой стороны, как предмет воздействия человека.

Выделяется несколько способов понимания природы:

Окружающий человека мир во всем его многообразии.

Та часть мира, с которой взаимодействуют человек и природа, среда его существования. Природа выступает как объект.

Отношение природы в масштабах мира.

Отношение природы в рамках живого на человека и органическую природу, т.е. на ноосферу и биосферу. Понятие биосфера подчеркивает подчинение человека природе, в плане бессмысленного управления ее процессами.

Современная степень преобразования природы человеком ставит вопрос о необходимости их согласованного развития, т.к. человек зависит от природы и природа зависит от человека. То есть бытие специфически – человеческое и природное неразрывно связаны, и связующим здесь выступает материя.



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 258; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.89.248 (0.007 с.)