Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Категориальная структура бытия.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Категории (греч. кategoria – высказывание, свидетельство) – наиболее общие философские понятия, формы осознания в понятиях всеобщих способов отношения человека к миру, отражающие наиболее общие и существенные свойства, законы природы, общества и мышления. В рамках диалектического материализма А. П. Шептулин выделяет принципы построения категорий. Категории рассматриваются как ступени познания. Он разводит материю и сознание и последовательно перечисляет всеобщие формы бытия как ступени развития познания. Рассмотрим некоторые из них. Категория отношения (= связь +изолированность) – человеческое познание начинается с отделения себя от среды и установления связей. Движение и покой. Субъект замечает, что среда изменяется. Категория явления - сущности. Эта категория характеризует процесс познания мира человеком. Понятие сущность происходит от глагола существовать. Существовать, это значит не просто быть, а проявлять себя через изменения, развлечения, деятельность. Действовать можно только через взаимодействие с разными другими вещами. Поскольку эти вещи тоже различаются, то взаимодействие указывает на неоднородность мира. Познание такого мира неприметно продвигается от постижения его внешних поверхностных качеств, к более глубоким сущностным свойствам, т.е. познание происходит от явления к сущности. Явление – это свойства или процессы, которые вызывают внешние стороны действительности. Сущность – это совокупность внутренних глубинных сторон и связей и в действительности в целом каждого предмета. Сущность – это то, что устойчиво, явление – то, что является подвижным и преходящим. Существование = явление + сущность. На уровне сущности человеком формируются понятия закона. Закон – это выражение устойчивой связи и отношений между явлениями, которое обеспечивает упорядоченное изменение. На основе закона возникает возможность предсказать тенденцию, т.е. дальнейшее направление развития процесса. Совокупность законов выражается понятием закономерность. С точки зрения познания, закономерность выступает, как опытное эмпирическое обобщение. Выводят разные способы классификации закона: Эмпирические, т.е. основанные на наблюдениях и опыте. Теоретические, т.е. моделирующие процесс в целом. Универсальные, т.е. действующие в мире в целом. Например, диалектические законы развития. Специфические, характеризующие отдельные уровни или области бытия. Например, законы экономики, законы развития законы структуры и т.д.
Категория развития. Мир открылся человеком как совокупность явлений, пребываемых в состоянии взаимодействия, это процессы которые разворачиваются во времени, т.е. имеют определенную направленность. Направленность характеризуется категорией развития. Развитие не идентично категорическим изменениям и движениям. Изменение – наиболее общая абстрактная категория, которая указывает на неоднородность мира. Движени е – более конкретная категория, которая выражает тенденцию процесса, но не указывает в, каком направлении развивается этот процесс, усложнению либо деградации. Категория развития указывает направленность процесса в сторону нарастания сложности, как в количественном, так и в качественном отношении. Развитие есть выражение нарастания уровня философии. Представление о развитии изменялись в ходе человеческой истории. В традиционной культуре, понятие развития отсутствовало. Доминировало представление о циклическом кругообороте. У древних греков впервые возникло понятие об изменении мира, когда Гераклит сказал, что все течет, все изменяется. В дальнейшем данное понятие уточнялось конкретными науками, обобщив опыт которых, а также опыт человеческой истории, Гегель открыл 3 принципа развития: Развитие происходит от абстрактного к конкретному. Развитие идет по спирали, т.е. повторяется на более высоком уровне с усложнением своего характера и структуры. Развитие происходит согласно 3-м законам диалектики. Во второй половине XXв. представление о развитии конкретизируется через принцип самоорганизации (Илья Пригожин) качества ведущего закона новой дисциплины синергетики. Самоорганизация – это выражение принципа эволюции, т.е. постепенного нарастания сложности как главного свойства бытия. В ходе эволюции отдельные явления включаются в целостности ее высокого уровня, на котором снимаются противостояния предшествующего уровня. Этот уровень гармонизирует взаимодействие явления нижележащих уровней, включая их в состав целого, например, органы клетки сначала существовали в качестве отдельных элементов рассеянных в природе и только потом были сконцентрированы в пределах клетки. По мнению глобалистов, аналогично этому, из отдельных людей и народов идет формирование единого организма – глобального человечества. Образование целостности более высшего порядка происходит через периоды неустойчивости.
Категория пространства – времени. Это двойственная, т.е. дуальная категория, которая означает качественную протяженность и количественную деятельность процесса. Пространство характеризует охват взаимодействующих явлений, который складывался в процессе времени, характеризует последовательность этих явлений результирующих в процессе. Представление во времени и пространстве также развивалось в ходе истории. Впервые в качестве определения, характеризующего бытие, время было выделено в концепции христианства, где человеческая жизнь стала не просто пребывать, но стала устремленной к цели к страшному суду, т.е. фактически растянутой во времени. Время и пространство как взаимосвязанные и разделяющие категории были выделены Ньютоном, который создал субстанциальную концепцию временного пространства. Время и пространство это две разнородные качественно отличающиеся субстанции, т.е. пространство не зависит от времени. Пространство это как бы сундук без стенок, в котором пребывают предметы. Последовательность изменений этих предметов характеризуется понятием время. Согласно этой концепции, вещи пребывают в пространстве и во времени, т.е. бытие складывается из трех начал: предметы, время и пространство. В начале XX в. создается реляционная концепция пространства и времени, основанная на теории относительности Эйнштейна «Время и пространство, производные от степени воздействия предмета». Время и пространство имеют свою специфику на разных уровнях развития бытия, т.е. проектируют с разной степенью эффективности. Физическое время, которое измеряется в механических или электронных часах, лишь один из показателей интенсивности событий происходящих с предметами – это похоже на истину, т.к. разные компоненты не измеряются в разных темпах. В культуре, где присутствует человек, время и пространство переживается особенно остро, человек может переживать всю полноту мира. Время у человека разделяется на 3 периода: Настоящее. Прошлое. Будущее. Этого нет у животных, т.к. у них нет культуры, животное существует только здесь и сейчас. В тоже время человек, недостаточно усвоив культуру, утрачивает ориентацию вместе с тем понимание настоящего, которое превращается в короткий миг, исчезает между прошлым и будущим. В результате вся реальность для такого человека исчезает. Однако если человек усваивает полноту культуры, то мгновение его жизни может наполняться смыслом, превратившись в необходимые этапы движения к цели. Поэтому истина времени и пространства человека – культура. Категория природа. В отличие от категории бытия в целом, которая фиксирует единство человека и мира, категория природы выделяется через противопоставление человеку и миру. Трактовка природы всегда была двойственной. С одной стороны выступала идеалом гармонии, порядка, организованности, с другой стороны, как предмет воздействия человека. Выделяется несколько способов понимания природы: Окружающий человека мир во всем его многообразии. Та часть мира, с которой взаимодействуют человек и природа, среда его существования. Природа выступает как объект. Отношение природы в масштабах мира. Отношение природы в рамках живого на человека и органическую природу, т.е. на ноосферу и биосферу. Понятие биосфера подчеркивает подчинение человека природе, в плане бессмысленного управления ее процессами. Современная степень преобразования природы человеком ставит вопрос о необходимости их согласованного развития, т.к. человек зависит от природы и природа зависит от человека. Взаимодействие человека и природы носит исторический конкретный характер, т.е. зависит от уровней развития культуры, которая определяет степень осмысленности вмешательства человека в природу. В современных условиях такая осмысленность требует максимального учета всех возможных последствий заботы о будущем. Этот общественный характер воздействия человека на природу, и согласование этого воздействия как результат новых общечеловеческих потребностей, сложились группы научных дисциплин, где традиционные науки о живом в виде биологии объединяются с дисциплинами социокультурного плана.
Выводы по лекции в целом:
Бытие – это одна из важнейших философских категорий, обобщающая всё многообразие процессов и явлений мира, а также его единство. Бытие как основополагающее понятие философии имеет категориальную структуру, в которой важное место занимает категория «ПРИРОДА».
ТЕМА 11 ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ
Понятие природы. Объективность природы. Материя как форма всеобщности природного бытия. Субстанциальность, самодостаточность природы. Жизнь как истинное существование природы в целом. Качественное и количественное разнообразие природных явлений. Неорганическая и органическая природа. Иерархия как принцип структурной организации природы. Основные структурные уровни природы. Формы проявления единства природы. Пассивное и активное в жизни природы. Природа как творческая сила. Зачаточные формы субъективности в органической природе. Взаимодействие природных явлений как проявление активности природы. Пространство и время как формы существования природы. Субстанциальное и реляционное понимание пространства и времени. Формы движения материальной природы. Круговорот как форма движения природы в целом. Формы самоорганизации природных явлений. Эволюционные и революционные процессы в природе. Природные катаклизмы как проявление революционных изменений в природе. Гармоничность, равновесие, целесообразность в природе. Природа как географическая среда, биосфера, ноосфера. Причинная обусловленность явлений природы. Формы природной причинности. Случайность и необходимость в природе. Закономерность и закон как формы проявления необходимости в природе. Рациональное, мистическое, таинственное в природе. Природа как предмет эстетического чувства. Категория природа. В отличие от категории бытия в целом, которая фиксирует единство человека и мира, категория природы выделяется через противопоставление человека миру. Трактовка природы всегда была двойственной. С одной стороны выступала идеалом гармонии, порядка, организованности, с другой стороны, как предмет воздействия человека. Выделяется несколько способов понимания природы: Окружающий человека мир во всем его многообразии. Та часть мира, с которой взаимодействуют человек и природа, среда его существования. Природа выступает как объект. Отношение природы в масштабах мира. Отношение природы в рамках живого на человека и органическую природу, т.е. на ноосферу и биосферу. Понятие биосфера подчеркивает подчинение человека природе, в плане бессмысленного управления ее процессами. Современная степень преобразования природы человеком ставит вопрос о необходимости их согласованного развития, т.к. человек зависит от природы и природа зависит от человека. То есть бытие специфически – человеческое и природное неразрывно связаны, и связующим здесь выступает материя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 570; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.54.210 (0.01 с.) |