Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
IV. Социальная мысль эпохи Возрождения.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Эпоха возрождения наполнена резкими социальными противоречиями. В ней много примеров жестокости, коварства, авантюризма, всякого разгула страстей. В этом складывается стихийный индивидуализм новой автономной личности, которая выделялась из традиционной структуры и при этом сознательно противопоставляла себя обществу, другим людям. Это явление именуется не иначе, как «обратная сторона Возрождения», столь же закономерное как и его гуманизм. В русле этих идей развивались следующие учения.
1. Николо Макиавелли (1469 – 1527). Николо Макиавелли (1469-1527) - историк, поэт, государственный деятель, первый, достойный упоминания военный писатель, главный труд - «Государь». - Считал интерес - движущей силой истории, приобретение или охрану частной собственности - могущественнейшим из интересов человека: "... люди скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества"; - апологет мощного централизованного национального государства; основой государства считал силу; сила не связана ни традициями, ни законами, ни моральными нормами, идеал государственного устройства - монархия в форме пожизненной, единоличной и неограниченной диктатуры; - политика - автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли, политика определяется не моралью, а самой практикой, естественными законами жизни и человеческой психологией. - правитель должен быть абсолютным властелином, деспотом, он не должен быть связан никакими правовыми предписаниями, религией или собственным словом; он должен руководствоваться только реальными фактами, может быть жестоким, хитрым, грешным, беспощадным. Учение Макиавелли является принципиально новым во всей общественной мысли. Макиавелли не просто развинчивает религиозные авторитеты, не просто ставит отдельного человека в центр мировоззрения, но идет дольше: исследует структуру общества, типы власти, строение государства. Во всей системе социальных отношений он выделяет особую сферу – политику, специфика которой заключается в том, что деятельность людей в этой сфере определяется не религиозными принципами, но творческой активностью, то есть самими людьми. Политическая деятельность отличается и от принципов морали, и от религиозных догматов. Чтобы наглядно выразить эти новые принципы, Макиавелли рисует образ идеального правителя – государя. Такой правитель должен сочетать в себе как жестокость и мужество льва, так и гибкость и коварство лисицы, руководствуясь принципами только политической пользы. Это значит, что оправданным является любое действие, которое ведет к поставленной цели: «Великая цель оправдывает любые средства». Это значит, что человек не должен мириться с обстоятельствами, уступать им, а должен в меру сил определять, выстраивать эти обстоятельства. Несмотря на парадоксальность выражения, учение Макиавелли есть форма выражения гуманизма.
2. Утопические учения Ренессанса.
Эпоха Возрождения есть эпоха расцвета социальных утопий, то есть таких социальных проектов, которые не могут воплотиться в жизнь. Дело в том, что эпоха возрождения поставила задачу практически реализовать идею прекрасного, универсального человека. Однако на практике вслед за этой эпохой феодализма наступила эпоха рыночных, буржуазных отношений с их индивидуализмом, распадом социальных связей и взаимной конкуренцией между людьми. Отсюда идея гармоничного человека оказалась утопичной, по крайней мере, в ближайшие пятьсот лет. В то же время, недостижимость идеала порождает стремление реализовать эту идею любыми способами вплоть до насильственных. Это и привело к возникновению утопии. Мы рассмотрим учения следующих утопистов:
Томмазо Кампанелла (1568 – 1629). Томмазо Кампанелла (1568 – 1629). Главный труд «Город Солнца» был написан в тюремном заключении, куда он был брошен за попытку поднять народное восстание. Кампанелла убеждается в том, что возможно создать Царство Божие на земле и рисует идеальное общественное устройство, в котором отсутствует частная собственность. Все люди трудятся, всеобщий труд создает изобилие общественных продуктов, процветают науки. Однако Кампанелла не может указать конкретных путей и способов реализации этого идеала, и поэтому в его концепции способы регулирования социальных отношений приобретают жестокий, принудительный характер. Вся жизнь обитателей города Солнца строго регламентирована (браки заключаются по распоряжению правителей, дети воспитываются не в семье, а всем обществом, существует разделение между простыми людьми и группой привилегированных лиц, трудную физическую работу выполняют преступники из числа тех обитателей, которые нарушили установления).
Томас Мор (1479 – 1555). Томас Мор (1479 – 1555). Главный труд «Утопия» («место, которого нет»). Мор - второй человек в английском королевстве, государственный канцлер, вступил в конфликт с королем и был казнен. Свой труд он начинает с критики складывающихся буржуазных отношений, то есть, первоначальное накопление капитала, которое привело к изгнанию английских крестьян для того, чтобы на их угодьях развивать овцеводство для текстильной промышленности, Мор выдвигает формулу «Овцы съели людей» и в противоположность этому рисует образ острова Утопия, где царит идеальное общественное устройство. В отличие от утопии Компанеллы здесь действует демократическое управление, сохраняется семья, у людей развиваются разносторонние отношения навыки и интересы. Причина в том, что развитие науки и техники в то время еще было в зачаточном состоянии.
Вывод:
Философия Ренессанса была необходимым и закономерным переходом от средневековых философских традиций к философии Нового Времени.
ТЕМА 6 ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ХУII-ХУIII ВЕКОВ
Общая характеристика философии ХУII века. Основные темы философии ХУII века: соотношение здравого смысла и философии; роль понятий системы и факта в философии; мир и его строение, соотношение онтологии, космологии и метафизики; материальная и духовная субстанции, их соотношение; Бог и природа; природа, ее материальность, закономерность и движение; природа человека, соотношение души и тела; сущность, структура и способности души; природа, функции, возможности разума; соотношение воли и разума; чувства, вера, разум, свободомыслие как основные измерения человека; страсти и их роль в жизни; интерес и нравственность; этические основы человеческой жизни; эстетическое чувство и его роль; этические чувства и этика; этика и удовольствие; естественное и общественное состояние человека и их связь; сущность общества; модели субъекта истории; человек и общество; человек и культура; истоки права и дух законов; правовой закон и свобода; свобода и ответственность; политика и мораль; добро, благо, зло и их роль в жизни человека и общества; функции языка; оценка содержания и роли положительной, естественной религии в жизни человека и общества; познание, его формы и границы; роль сомнения в познании; происхождение идей; чувственность, рассудок и разум как инструменты познания; познание и опыт; достоверность знания, критерии истины, источники заблуждений человека; критерии научного знания и его отношение к опыту; апостериорное и априорное знание; научный метод познания, виды наук, практическая значимость научного познания; роль научного и технического знания в истории человечества. Разработка философских проблем в философии “нового органона” Ф. Бэкона, дуалистической философии Р. Декарта, метафизике монизма Спинозы, монадологии Г.В. Лейбница, механистическом материализме Т. Гоббса, материалистическом эмпиризме Дж. Локка, идеалистическом сенсуализме Дж. Беркли, скептицизме Д. Юма, философии английского, французского, немецкого Просвещения, философии И. Канта.
Тема 6. Европейская философия ХУI-ХУIII веков: Философия Нового Времени.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.173.197 (0.009 с.) |