Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Предпосылки нового мировоззрения.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Новое время – период в истории человечества, который начинается с великих географических открытий и связан со становлением мирового рынка, то есть со складыванием буржуазно-рыночных капиталистических отношений. Такая тенденция внесла качественные изменения в общечеловеческую культуру. Развитие товарных отношений вели к расширению круга общения между людьми и способствовало преодолению различного рода перегородок между социальными группами, к размыванию общинных, сословных, национальных и других барьеров, вовлекли во взаимодействие всех представителей человеческого рода. Впервые не только идеально и духовно, как в средние века, но реально и практически стало складываться единое человечество, что невиданно обогащало общечеловеческий коллективный опыт. Особенно интенсивно этот процесс протекал в условиях Европы, крупные торговые города (Лондон, Амстердам, Гамбург и т.д.) которые стали центрами концентрации коллективного опыта. С другой стороны на этот процесс универсализации культуры наложился другой фактор: автономизация личности, то есть начало разрушения традиционного общества и выделение отдельного изолированного индивида из его структур. Этот процесс растянулся на 300 – 400 лет и полностью завершился только в середине XX века. Первоначально процесс автономизации личности протекал в религиозной форме. Он получил название Реформация, то есть движение за реформу католической церкви и становление новой версии христианства (протестантство, лютеранство). Реформация это общеевропейская версия итальянского возрождения, но если возрождение в Италии ограничивалось городами-республиками и затрагивало в основном их интеллектуальную элиту, то Реформация имела религиозный характер, но зато захватывала широкие народные массы и привела к значительным социально-культурным сдвигам во всей Европе. Таким образом, новое мировоззрение было стимулировано двумя факторами: · Универсализация коллективного опыта; · Становление автономии индивида. Достижение жизненного успеха отдельной личности, которая выпала из традиционных структур стало ее индивидуальной задачей. Эта личность использовала коллективный опыт для своих целей, а весь внешний мир стал полем приложения ее активности. Внешний мир, прежде всего, природа, стали предметом исследовательского интереса со стороны этой личности для получения выгоды и пользы. Весь мир начинает рассматриваться единообразно как совокупность однородных принципов и закономерностей. Такая установка разрывает непосредственность мировосприятия, свойственную традиционному мышлению. Если в эпоху античности и средних веков традиционное мышление воспринимает весь мир в виде совокупности уникальных мест и событий, то есть локально, то новое универсальное мировоззрение начинает исследовать весь мир в целом, отождествляя пространство с абстрактной геометрической протяженностью. Отсюда закономерности любого локального участника могут быть распространены на мир в целом, на всю вселенную. Мир в целом – это теперь не арена борьбы добра и зла как в средневековом мировоззрении, но пассивная «материя», которая приводится в движение в результате первоимпульса со стороны бога. После этого в новом мировоззрении Бог устраняется. Данная установка получила название Деизм, то есть Закон Божий преобразуется в Закон Природы.
II. Наука как социальный институт.
Новое мировоззрение порождает соответствующие способы его закрепления и воспроизводства. Систематическое исследование природы, которое вытекает из исследовательской установки автономного индивида, закрепляется в социальном институте науки. Объективные внутренние закономерности не даны человеку непосредственно, их нужно исследовать, то есть выявить в процессе исследования деятельности «Если бы сущность и внешнее проявления непосредственно бы совпадали, то всякая наука была бы излишней» (Карл Маркс). Проникнуть в сущность явлений, то есть выявить законы природы не возможно путем простого наблюдения и обобщения внешних, лежащих на поверхности факторов. Необходимо систематическое исследование. Такая система возникает только в виде теоретической надстройки над общечеловеческим коллективным опытом. Наука – это теория, надстроенная над универсальным взаимодействием в масштабе человечества. Поэтому науку называют интеллектом человечества. Не существует какой-либо национальной науки, хотя есть различные научные школы в разных национальных культурах. Сама бесспорность, убедительность ее документов подразумевает общечеловеческое начало, и ее возникновение в Европе. Есть результат включения во взаимодействие представителей всех других регионов. Например, историки науки выделяют следующую цепочку: (Рудники Перу - копи Нубии - плантации Индии - лаборатории Ньютона (Кембридж) Таким образом, в условиях Европы происходит вторая важнейшая социокультурная мутация после древней Греции: возникает качественные преобразования способов трансляции культуры и теоретического моделирования. Это значит, что процесс производства нового знания, то есть теоретическая деятельность, отделяется от процесса материального производства. Как и в Древней Греции, выделяется слой людей, не физическим и производительным трудом, но работой с теоретическими моделями. Если в традиционном обществе социум только мирился с существованием отдельных теоретиков (алхимики, звездочеты), то теперь он целенаправленно содержит особый слой людей – ученых, которые работают с теоретическими моделями практики в виде формул, схем, понятий и так далее. Тем самым, ученые не выключаются из практики, но включаются в нее опосредованно. Через выработку теоретических моделей и последовательного внедрения в виде техники. Сначала наука существует преимущественно в пределах отдельных групп ученых, объединенных «академией» и только в конце XVII века включается в состав университета. До этого университет был учреждением определенного типа, нацеленный не на получение новых знаний, но на трансляцию уже известного. В классическом средневековье в университете было три факультета: юридический, медицинский, богословский. И только по мере объединения с наукой, значение в составе богословского факультета выделяется философия, а затем из философии все естественно-научные факультеты. Формирование академических наук и университетов, где новое значение транслируется молодым поколениям, завершает формирование социального института наук.
III. Первые теоретики научного мировоззрения. Английская философия XVI века.
Главным философским направлением при становлении науки стало учение о методе. Именно метод должен был превратить процесс познания в систематическую деятельность, освободив ее от случайностей и превратив в процесс, подобный промышленному производству. Наука и ее теория возникли в наиболее передовых странах того времени (Англия, Франция). Френсис Бэкон (1569-1621)
Френсис Бэкон (1569-1621) английский философ и политический деятель, основатель индуктивного научного метода и экспериментальной науки, автор тезиса «Знание – сила». Фрэнсис Бэкон (1561-1626). èИсходит из объективных потребностей общества, представляет философию как науку о реальном мире, основанную на опытном познании. Основное внимание уделяет проблематике науки, знания и познания. Основным орудием познания являются чувства, опыт и эксперимент. Согласно Бекону истинное научное познание должно развиваться индуктивно (то есть продвигаться от частного к общему), черпая свои знания из фактов реальной жизни. Но, чтобы такое движение было достоверным, мышление ученого должно освобождаться от заблуждений, свойств некритического повседневному мышлению. Эти заблуждения Бэкон называл «идолы» и выделял четыре группы этих «идолов»: «Идолы» пещеры, которые связаны с различными субъективными, присущими человеку. В этом смысле каждый человек как бы выглядывает из своей пещеры. Идолы пещеры - каждый смотрит на мир как бы из своей пещеры и это приводит к субъективному искажению картины мира. «Идолы» театра, то есть некритическая вера в научные авторитеты, которые как бы провозглашались с подмостков театра. Идолы театра - переселились в человеческие мысли из различных философских учений, это вымышленные миры, как будто в театре. «Идолы» площади (толпы), то есть неправильное употребление терминов (когда одинаковые явления называются разными терминами, а разные термины присваиваются однородным явлениям), что в результате создает невнятицу, напоминающую нестройный набор голосов толпы на площади. Идолы рынка - возникают путем взаимного общения, вместе с языком человек бессознательно усваивает все предрассудки прошлых поколений, осевшие в выражениях языка. «Идолы» рода, то есть присущий людям недостаток истолковывать все по своему образу и подобию, соответственно человеческому роду. Идолы рода имеют основание в человеческой природе, разум искажает природу вещей, как неровное зеркало, отражая вещи. После того, как мышление ученого освобождается от идолов, перед ним открывается три возможного пути познания, из которого только один является достоверным. Путь паука, то есть выведение истины с чистого сознания, подобно том, как паук ткет паутину из самого себя. Путь паука – это абстрактные схоластические рассуждения. Путь муравья – бессистемный набор фактов, подобно тому, как муравей тащит в муравейник все, что попадается на пути. Путь пчелы – продукт объединения теории и практики; пчела собирает нектар, перелетает от цветка к цветку. После создания теории наступает экспериментальная проверка гипотез. Она складывается из двух групп опытов: Плодоносные, которые ведут к быстрому практическому результату. Светоносные, которые ориентированны не столько на практику, сколько на историческую теорию. Ученый должен предпочесть вторую группу опытов. После опытной проверке гипотеза подтверждается, получая статус теории, либо отбрасывается. Таков путь научного познания. Ф.Бэкон - основатель эмпиризма - направления, которое основывает познание преимущественно на чувственном опыте. Но человеческое познание всегда неадекватно по отношению к практическим потребностям. Почему? Существуют препятствия в познании - предрассудки, вжившиеся или врожденные представления. Бэкон называет их идолами. Заслуга Бэкона - подверг критике старые методы научного познания, определил значение эмпирии, чувственного познания, эксперимента, которые игнорировались схоластической философией.
Рене Декарт (1596-1650). Рене Декарт (1596-1650). è Французский естествоиспытатель, математик, философ. В отличие от Бэкона, который формулировал научный метод преимущественно только для науки, Декарт создавал общую концепцию новоевропейского мировоззрения. При этом Бэкон выстраивал свой метод индуктивно, а Декарт – дедуктивно. Первое требование в познании - во всем должно сомневаться. Первым условием философии он делает отвержение всех определений. Но сомнение у него не цель, а средство, чтобы найти "первичную достоверность". Достоверность должна быть исходной предпосылкой и не должна опираться на другие предпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем я - в сознании, в его внутренней сознательной очевидности. Можно сомневаться в существовании чего угодно: бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существует то, что мыслит. Поэтому самый достоверный факт: "Я мыслю, следовательно существую". Метод начинается с мышления. Согласно Декарту, в человеческом мышлении много сомнительного и проблематичного. Несомненно только единственное: сам факт сомнения. Отсюда главный тезис Декарта: «Мыслю – существую». После того, как сомнение расчистило поле для дальнейшего исследования, в дело включается сам метод, который, как и у Бэкона должен инвариантно производить научные открытия подобно промышленному производству. У Декарта метод складывается из следующих принципов: а) начинать следует с простого и очевидного; б) исследование нужно разделять на простейшие этапы, то есть на задачи. в) в процессе исследования нужно постепенно переходить от известного к неизвестному, от недоказанного к доказанному. г) нужно сохранять непрерывность умозаключений, не допуская логических пропусков, интервалов. Опираясь на этот метод исследования, Декарт создает принципиально новую картину мира, которая строится следующим образом: В мире присутствует два начала: человеческая мысль, то есть духовная, не материальная субстанция и твердые не проницаемые предметы, то есть вещественная субстанция или природа. Таким образом, весь мир складывается из духа и материи. Он является двойственным или дуалистическим. Человеческое мышление мгновенно, поскольку мысль обладает бесконечной скоростью. Природа является протяженной во времени и пространстве. Согласно этому принципу устроен и человек, который слагается из мышления, заключенного в черепной коробке, и физического тела, подобного техническому механизму. Отсюда, согласно Декарту, главной проблемой для науки является ответ на вопрос: «Каким образом человеческое мышление соединяется с телом?». Это – «психофизиологическая проблема», на которую нет ответа до сих пор. Таким образом, Декарт формулирует принцип дуализма, как главную установку европейского мировоззрения и науки. С современной точки зрения этот принцип является ограниченным. Декарт создал учение о "врожденных идеях", которые изначально присущи духовной субстанции, а не приобретены в опыте. Идеи Декарта подготовили почву для идеологии нарождающейся буржуазии.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 579; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.21.101 (0.007 с.) |