Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюционное и революционное в развитии общества

Поиск

è Развитие природы, общества и человека представляет собой сложный, противоречивый, эволюционный и скачкообразный процесс. Происходит изменение состояния природы, ее основных компонентов – температуры, влажности, атмосферы; общества – экономических основ, экономических отношений между людьми, уровня и характера цивилизованности субъектов, объема и содержания культуры; человека – его биологических, социальных параметров, мировоззрения, жизненной позиции, интересов, потребностей, целей и желаний, уровня воспитания и образования, состояния духовности.

В ходе изменения и развития природы, общества и человека можно наблюдать относительно самостоятельные, но вместе с тем тесно взаимосвязанные, переплетающиеся, перетекающие друг в друга процессы – эволюционные и революционные.

 

è Эволюционное развитие (эволюционное в развитии) в широком смысле и есть само развитие как единый процесс изменения и устойчивости, взаимодействия старого и нового, обратимого и необратимого, протекающий в неживой и живой природе, а также в социальных системах и человеке. Это естественное закономерное развитие. В узком понимании оно представляет собой постепенные, преимущественно количественные изменения, «плавное накопление изменений». При этом эволюция может носить как прогрессивную, так и регрессивную направленность.

 

è В отличие от эволюции понятие революции характеризует, напротив, процесс скачкообразных, преимущественно качественных, коренных изменений в предметах и явлениях. Следует различать философское понимание революции как момента и процесса скачкообразного появления нового качества в социальных системах и политологическое понимание революции как перехода власти в государстве к более прогрессивным силам. Политическая революция соотносится с контрреволюцией – переходом власти в руки реакционных сил.

Важно также видеть различия в использовании категории «революция» при обозначении качественных изменений в природе и обществе. Существует понимание, что скачкообразные, мощные геологические, астрономические, биологические и иные качественные изменения в неживой и живой природе являются революциями. В этом смысле говорят о геологической, биологической и иных революциях. è Но наиболее широко понятие «революция» используется для характеристики качественных изменений в обществе: социальная революция, революция в образовании, культурная революция, научно-техническая революция, революция в военном деле.

В широком понимании любые глобальные изменения в развитии народа, общества или государства обозначаются как социальная революция. По своему историческому значению социальные революции являются рубежами и «ступеньками» исторического процесса. Они, с одной стороны, означают новый этап, а с другой – выражают преемственность человеческой истории, ускоряют ее течение.

è Социальные революции могут иметь как прогрессивную, так и регрессивную направленность. Они характеризуют качественно различные этапы общественного развития, отражают диалектику старого и нового, единство и многообразие исторического процесса. Революция – это механизм и закон перехода от одной формации к другой, одно из возможных средств перехода от одного типа цивилизации к другому.

 

Исторический экскурс свидетельствует, что революция происходит тогда, когда старое общество, строй оказываются исторически устаревшими, изжившими себя. Революции возникают в результате общенациональных кризисов, кризисов в той или иной сфере жизни общества, в одном из видов общественной практики. Отношения общества, исчерпавшие себя в экономическом, политическом, социальном или духовном аспектах, отрицаются в ходе революции. В результате революции создаются благоприятные возможности для создания новых общественных отношений. При этом следует отметить, что в ходе социальных революций должно сохраняться в главном и основном все то лучшее, что может способствовать дальнейшему общественному развитию, то есть должна обеспечиваться преемственность в развитии общества.

 

Спецификой революционного процесса является то, что революции не делаются по «заказу», а подготавливаются объективным ходом событий. Исторические личности, массовые движения достигают успеха в том случае, если они правильно оценивают этот объективный ход событий, глубоко осознают перспективы дальнейшего общественного развития. è Социальная революция по своему содержанию означает изменение всего общества, качественные преобразования во всех его сферах: экономической, политической, социальной, духовной. В политической сфере революционные преобразования имеют целью передачу государственной власти в руки других социальных сил; в сфере экономики – создание новых производственных отношений; в духовной сфере – изменение содержания общественного сознания в соответствии с изменившимися материальными и иными условиями. В социальной сфере революционные преобразования сопряжены с коренным изменением положения субъектов в обществе, их роли в системах деятельности.

è Развиваясь, социальная революция охватывает экономический базис и надстройку: ломает старую и создает новую социальную структуру общества, производит изменения в социально-этнических отношениях общества, порождает новые социальные общности, воздействует на тип цивилизации. Социальные революции совершаются в различных условиях и решают разнообразные задачи. Наиболее существенные различия между ними обусловливаются характером основного противоречия, которое разрешается в ходе революции, глубиной социальных преобразований, широтой участия в них народных масс, составом движущих сил революции и ее противников. В соответствии с этими и другими особенностями правомерно говорить о следующих основных типах социальных революций: о революции при переходе от первобытного общества к рабовладельческому, переходе от рабовладельческого общества к феодальному, о буржуазной и социалистической революции. Эта классификация вытекает преимущественно из формационного рассмотрения места и роли социальных революций.

è Цивилизационная идея рассмотрения истории общества дополняет формационный подход. Например, в концепциях всемирной истории Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби, а также многих их последователей история человечества рассматривается как процесс существования и смены локальных цивилизаций в отдельных регионах, которые одновременно сосуществуют и в настоящее время. Такое понимание процесса общественного развития позволяет шире отразить многообразие всех исторических явлений, а также путь развития современного человеческого сообщества. Подчеркнем, однако, что в социально-философской литературе наших дней имеются и другие концепции революционного процесса. Так, американским социологом и философом А. Тоффлером разработана концепция социотехнической революции, суть которой заключается в фундаментальных изменениях в технологии производства и общественной деятельности. Своим содержанием данная революция, по мысли автора, имеет изменение всех форм общественной жизни, деятельности человека и характеризует переход к более высокой цивилизации, в частности к информационному обществу.

è Таким образом, современная историческая эпоха представляет собой многообразие исторического развития, когда в рамках эволюционного пути совершенствования общества формируются новые отношения и процессы, нарастают социальные противоречия и конфликты, происходят мощные революционные изменения, открывающие путь новой цивилизации, новой общественно-экономической формации, новой культуре. è Это позволяет рассматривать общество как непрерывно развивающуюся общественную систему, видеть во всём многообразии исторических преобразований диалектику общественного развития.

 

Следующая лекция будет посвящена рассмотрению общества в историческом измерении.

ТЕМА 13 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ:

ОБЩЕСТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ.

 

Итак, история – это, прежде всего социальная динамика. Этот угол рассмотрения истории дает возможность выделить два основных аспекта: глубочайшая внутренняя тенденция (смысл истории) и характеры исторических стадий (модели исторического процесса).

 

Смысл истории.

 

Понятие смысла истории заключает в себе проблему сущности развития культуры, это ответ на вопрос «Кто мы, откуда и куда идем?». Ответы на этот вопрос конкретизировался по мере развития общечеловеческой культуры.

В древнюю мифологическую эпоху, история понималась как стихийная последовательность случайных событий, жизнь согласно циклически установленному богами миропорядку. У древних греков впервые возникают представления об истории как циклическом преобразовании. Единственной закономерностью считается деградация от исходного идеального состояния золотого века к современной бесперспективной реальности (железный век) (Гесиод. «Труды и дни»). В христианстве впервые возникает линейная концепция, т.е. представление от устремленности истории к конечному событию (телеология бытия).

В эпоху просвещения линейная концепция дополняется понятием прогресса, т.е. представление о постепенном улучшении условий жизни людей и движение человечества к лучшему будущему.

 

В наши дни концепция линейного развития общества подвергается критике. Техника совершенствуется, но становятся ли лучше люди? Спортивные рекорды растут, но часто за счет здоровья спортсменов. Все больше успехов в науке и искусстве, но разве они доступны миллионам? К тому же линейная концепция не учитывает случайности, различного рода «скачки в сторону». Часто не ясно, по каким критериям можно сравнивать прошлое и нынешнее состояния общества, а без этого невозможно в принципе представление о прогрессе. Современная история, равно как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс, и рассветы и закаты, многочисленные расслоения и объединения, единство и многообразие. Короче, многие философы придерживаются нелинейной концепции истории общества. Изобразить нелинейную концепцию истории в виде геометрической линии (или линий) невозможно, никакие линии не могут выразить все богатство истории.

 

Вопрос Гегель Маркс
Есть ли у истории объективные процессы? «Железная» историческая логика объективной необходимости Естественно исторический процесс взаимодействия объекта и субъекта с постепенным нарастанием субъективного компонента.
Каков источник и движущие силы истории? Источник – абсолютный дух. История человечества – последняя стадия его эволюции. Технический процесс и классовая борьба.
Каков характер исторической стадии? 3 мировых эпохи: а) Древний век, где свободен только один человек – деспот. б) Древняя Греция, где свободны некоторые. в) Свободны все. Классические общества экономической формации
Цель истории? История останавливается в своем пределе (конституционная монархия). Коммунизм – культура, главным компонентом которой является универсальный гармонично развивающийся человек.
Как действуют люди в истории: сознательно или стихийно? Люди обречены действовать неосознанно, стихийно Постепенное нарастание сознательного компонента.

 

Но мы сможем попытаться смоделировать исторический процесс.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.01 с.)