Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Эволюционное и революционное в развитии обществаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
è Развитие природы, общества и человека представляет собой сложный, противоречивый, эволюционный и скачкообразный процесс. Происходит изменение состояния природы, ее основных компонентов – температуры, влажности, атмосферы; общества – экономических основ, экономических отношений между людьми, уровня и характера цивилизованности субъектов, объема и содержания культуры; человека – его биологических, социальных параметров, мировоззрения, жизненной позиции, интересов, потребностей, целей и желаний, уровня воспитания и образования, состояния духовности. В ходе изменения и развития природы, общества и человека можно наблюдать относительно самостоятельные, но вместе с тем тесно взаимосвязанные, переплетающиеся, перетекающие друг в друга процессы – эволюционные и революционные.
è Эволюционное развитие (эволюционное в развитии) в широком смысле и есть само развитие как единый процесс изменения и устойчивости, взаимодействия старого и нового, обратимого и необратимого, протекающий в неживой и живой природе, а также в социальных системах и человеке. Это естественное закономерное развитие. В узком понимании оно представляет собой постепенные, преимущественно количественные изменения, «плавное накопление изменений». При этом эволюция может носить как прогрессивную, так и регрессивную направленность.
è В отличие от эволюции понятие революции характеризует, напротив, процесс скачкообразных, преимущественно качественных, коренных изменений в предметах и явлениях. Следует различать философское понимание революции как момента и процесса скачкообразного появления нового качества в социальных системах и политологическое понимание революции как перехода власти в государстве к более прогрессивным силам. Политическая революция соотносится с контрреволюцией – переходом власти в руки реакционных сил. Важно также видеть различия в использовании категории «революция» при обозначении качественных изменений в природе и обществе. Существует понимание, что скачкообразные, мощные геологические, астрономические, биологические и иные качественные изменения в неживой и живой природе являются революциями. В этом смысле говорят о геологической, биологической и иных революциях. è Но наиболее широко понятие «революция» используется для характеристики качественных изменений в обществе: социальная революция, революция в образовании, культурная революция, научно-техническая революция, революция в военном деле. В широком понимании любые глобальные изменения в развитии народа, общества или государства обозначаются как социальная революция. По своему историческому значению социальные революции являются рубежами и «ступеньками» исторического процесса. Они, с одной стороны, означают новый этап, а с другой – выражают преемственность человеческой истории, ускоряют ее течение. è Социальные революции могут иметь как прогрессивную, так и регрессивную направленность. Они характеризуют качественно различные этапы общественного развития, отражают диалектику старого и нового, единство и многообразие исторического процесса. Революция – это механизм и закон перехода от одной формации к другой, одно из возможных средств перехода от одного типа цивилизации к другому.
Исторический экскурс свидетельствует, что революция происходит тогда, когда старое общество, строй оказываются исторически устаревшими, изжившими себя. Революции возникают в результате общенациональных кризисов, кризисов в той или иной сфере жизни общества, в одном из видов общественной практики. Отношения общества, исчерпавшие себя в экономическом, политическом, социальном или духовном аспектах, отрицаются в ходе революции. В результате революции создаются благоприятные возможности для создания новых общественных отношений. При этом следует отметить, что в ходе социальных революций должно сохраняться в главном и основном все то лучшее, что может способствовать дальнейшему общественному развитию, то есть должна обеспечиваться преемственность в развитии общества.
Спецификой революционного процесса является то, что революции не делаются по «заказу», а подготавливаются объективным ходом событий. Исторические личности, массовые движения достигают успеха в том случае, если они правильно оценивают этот объективный ход событий, глубоко осознают перспективы дальнейшего общественного развития. è Социальная революция по своему содержанию означает изменение всего общества, качественные преобразования во всех его сферах: экономической, политической, социальной, духовной. В политической сфере революционные преобразования имеют целью передачу государственной власти в руки других социальных сил; в сфере экономики – создание новых производственных отношений; в духовной сфере – изменение содержания общественного сознания в соответствии с изменившимися материальными и иными условиями. В социальной сфере революционные преобразования сопряжены с коренным изменением положения субъектов в обществе, их роли в системах деятельности. è Развиваясь, социальная революция охватывает экономический базис и надстройку: ломает старую и создает новую социальную структуру общества, производит изменения в социально-этнических отношениях общества, порождает новые социальные общности, воздействует на тип цивилизации. Социальные революции совершаются в различных условиях и решают разнообразные задачи. Наиболее существенные различия между ними обусловливаются характером основного противоречия, которое разрешается в ходе революции, глубиной социальных преобразований, широтой участия в них народных масс, составом движущих сил революции и ее противников. В соответствии с этими и другими особенностями правомерно говорить о следующих основных типах социальных революций: о революции при переходе от первобытного общества к рабовладельческому, переходе от рабовладельческого общества к феодальному, о буржуазной и социалистической революции. Эта классификация вытекает преимущественно из формационного рассмотрения места и роли социальных революций. è Цивилизационная идея рассмотрения истории общества дополняет формационный подход. Например, в концепциях всемирной истории Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера и А. Тойнби, а также многих их последователей история человечества рассматривается как процесс существования и смены локальных цивилизаций в отдельных регионах, которые одновременно сосуществуют и в настоящее время. Такое понимание процесса общественного развития позволяет шире отразить многообразие всех исторических явлений, а также путь развития современного человеческого сообщества. Подчеркнем, однако, что в социально-философской литературе наших дней имеются и другие концепции революционного процесса. Так, американским социологом и философом А. Тоффлером разработана концепция социотехнической революции, суть которой заключается в фундаментальных изменениях в технологии производства и общественной деятельности. Своим содержанием данная революция, по мысли автора, имеет изменение всех форм общественной жизни, деятельности человека и характеризует переход к более высокой цивилизации, в частности к информационному обществу. è Таким образом, современная историческая эпоха представляет собой многообразие исторического развития, когда в рамках эволюционного пути совершенствования общества формируются новые отношения и процессы, нарастают социальные противоречия и конфликты, происходят мощные революционные изменения, открывающие путь новой цивилизации, новой общественно-экономической формации, новой культуре. è Это позволяет рассматривать общество как непрерывно развивающуюся общественную систему, видеть во всём многообразии исторических преобразований диалектику общественного развития.
Следующая лекция будет посвящена рассмотрению общества в историческом измерении. ТЕМА 13 СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ: ОБЩЕСТВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ.
Итак, история – это, прежде всего социальная динамика. Этот угол рассмотрения истории дает возможность выделить два основных аспекта: глубочайшая внутренняя тенденция (смысл истории) и характеры исторических стадий (модели исторического процесса).
Смысл истории.
Понятие смысла истории заключает в себе проблему сущности развития культуры, это ответ на вопрос «Кто мы, откуда и куда идем?». Ответы на этот вопрос конкретизировался по мере развития общечеловеческой культуры. В древнюю мифологическую эпоху, история понималась как стихийная последовательность случайных событий, жизнь согласно циклически установленному богами миропорядку. У древних греков впервые возникают представления об истории как циклическом преобразовании. Единственной закономерностью считается деградация от исходного идеального состояния золотого века к современной бесперспективной реальности (железный век) (Гесиод. «Труды и дни»). В христианстве впервые возникает линейная концепция, т.е. представление от устремленности истории к конечному событию (телеология бытия). В эпоху просвещения линейная концепция дополняется понятием прогресса, т.е. представление о постепенном улучшении условий жизни людей и движение человечества к лучшему будущему.
В наши дни концепция линейного развития общества подвергается критике. Техника совершенствуется, но становятся ли лучше люди? Спортивные рекорды растут, но часто за счет здоровья спортсменов. Все больше успехов в науке и искусстве, но разве они доступны миллионам? К тому же линейная концепция не учитывает случайности, различного рода «скачки в сторону». Часто не ясно, по каким критериям можно сравнивать прошлое и нынешнее состояния общества, а без этого невозможно в принципе представление о прогрессе. Современная история, равно как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс, и рассветы и закаты, многочисленные расслоения и объединения, единство и многообразие. Короче, многие философы придерживаются нелинейной концепции истории общества. Изобразить нелинейную концепцию истории в виде геометрической линии (или линий) невозможно, никакие линии не могут выразить все богатство истории.
Но мы сможем попытаться смоделировать исторический процесс.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 778; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.151 (0.01 с.) |