Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
III. Проблема смысла жизни и предназначения человека.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
¶ В жизни каждого человека рано или поздно наступает время осмысления вопроса о конечности существования. Человек – единственное существо, осознающее свою смертность и делающее ее предметом размышления. Неизбежность собственной смерти вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивающее глубины внутреннего мира. Эти размышления часто оказываются исходными в выработке "линии" жизни, определяющей поведение человека на разных уровнях – общества, трудового коллектива, семьи или близких друзей. Отклонения от нее "линии" нередко приводят к мучительным страданиям, а ее утрата – к нравственной, и физической гибели человека. Цель и смысл жизни связаны с идеями, определяющими цель и смысл человеческой истории, общества, человечества – ведь они определяют его ответственность на 3емле и во Вселенной. Задаваясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собственное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта занимает центральное место во всей культуре человечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремлением жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравственно победить смерть. Поисками ответа на этот вопрос всегда занимались и мифология, и религия, и искусство, и философия. Но в отличие от мифологии и религии, философия обращается, прежде всего, к индивидуальному разуму человека, его самостоятельных поисков ответа на этот вопрос. Философия же помогает ему, аккумулируя опыт человечества в этих поисках. ¶ Триединая проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека. Естественно предположить, что смысл жизни отдельного человека связан со смыслом жизни человечества. Разные философские учения по-разному отвечают на этот вопрос. Идеалистический (религиозный) подход. Человек обладает бессмертной душой. Вся жизнь является подготовкой к смерти, после которой душу ожидает суд, который в случае ее праведности направит ее навечно в рай, в противном случае - в ад. В течение жизни человек должен выполнять религиозные заповеди, что обеспечит праведность его душе (спасение души). Материалистический (научный) подход. Наука считает, что человек, род Homo sapiens, является результатом развития природы. И спрашивать, в чем смысл его существования, так же бессмысленно, как спрашивать о смысле существования Вселенной, атома или кометы. Значит, смысл человеческого существования надо искать внутри человеческого общества.
Последовательно проводимый философский материализм отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия для человека, не оставляет ему надежды на «загробную жизнь». Осмысленно принимая материалистическое мировоззрение, человек делает трудный шаг, отказываясь от возможности утешения. Накопленный человечеством нравственный опыт долгое время осмысливался в рамках религиозных систем, а знание обосновываемых ими моральных ценностей подпиралось ссылками на посмертный суд и воздаяние. "Если бога нет, то все дозволено", – провозглашал герой Ф. М. Достоевского. Научная философия исходит из самоценности человеческого существования. От других существ человек отличается тем, что на протяжении жизни никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; это не реализуемое адекватно существо. Эта неудовлетворенность содержит в себе побудительные причины творческой деятельности. Именно поэтому призвание всякого человека – всестороннее развитие всех своих способностей, внесение личный вклад в историю, в прогресс общества, его культуры. Если биологически человеческая жизнь ограничена, то нравственно и духовно человек бессмертен. По словам Л.Н. Толстого, "человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов" (Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 413). Живя для блага других, человек, считает Толстой, "здесь, в этой жизни уже вступает в то новое отношение к миру, для которого нет смерти, и установление которого есть для всех людей дело этой жизни" (Там же. С. 415).
¶ Сколько человеку жить? Пока неясен вопрос о продолжительности существования биологического рода Homo sapiens, как чередования индивидуальных жизней. Но современная наука в практическую плоскость ставит вопрос о достижении человеком предела своей биологической жизни.
Смысл – это не длительность, а реализация богатств человеческой природы. Сейчас начинает привлекать к себе новая проблема - "ПРАВО НА СМЕРТЬ". Здесь сталкиваются две противоположные позиции, признающие, с одной стороны, неограниченность свободы личности в решении этих вопросов, а с другой – ее полную подчиненность общественным и государственным интересам (концепция так называемого патернализма). При этом в современных дискуссиях о "праве на смерть" имеют в виду не самоубийство как действие активного субъекта, а умирающего человека, выступающего в качестве пассивного объекта, которому искусственно замедляют наступление смерти. И не случайно проблемы эвтаназии (греч. euthanasia) - безболезненной кончины, тихой "блаженной" смерти, в особенности обреченного человека, и продления жизни искусственными средствами становятся центральными в дискуссиях о патернализме. Военные с этой проблемой столкнулись давно: смертельная рана в бою, нежелание раненого попасть в плен. Рассуждения антипатерналистов нередко строятся следующим образом: современная медицинская технология значительно увеличивает возможности продления жизни, но умирающие люди иногда сами замечают постепенное разрушение своей естественной природы, всех форм активности и не только подвергаются постоянным физическим страданиям, но и сознают свою обременительность для своих близких. В таких случаях, по мнению антипатерналистов, аморально не позволить человеку умереть. Ученые, склоняющиеся к патернализму, считают эвтаназию недопустимой, по следующим соображениям. Во-первых, человеческая жизнь неприкосновенна, и поэтому эвтаназию нельзя применять ни при каких обстоятельствах. Причины же обращения к сакраментальности человеческой жизни различны (они могут покоиться на религиозных основаниях или на убеждении, что святость человеческой жизни является стержнем общественного порядка, и т. д.). Во-вторых, при эвтаназии возможны злоупотребления со стороны врачей, членов семьи или других заинтересованных лиц. В-третьих, эвтаназия противоречит принципу "пока есть жизнь, есть надежда", не учитывает возможности ошибочного диагноза врача. Применение эвтаназии в этих случаях приводит к необратимым последствиям. Кроме того, после смерти больного, к которому применили эвтаназию, может появиться новое лекарство, способное излечить ранее неизлечимое заболевание. Эта проблема имеет и другие грани. Смысл человеческого существования и отдельных поступков раскрывается в ценностях, к которым он стремится.
¶ Ценности и их роль в жизни общества и человека.
Мы часто употребляем слово ЦЕННОСТЬ, а что это такое? Для кого-то ценность – это деньги, и за них он готов погубить даже собственных родителей. Для кого-то это дружба, любовь, профессия. Чтобы разобраться, что такое ценность, рассмотрим три примера. В некоторых фантастических фильмах складывается ситуация, когда все люди на Земле погибли, а города, предприятия, самолеты, золото остались целыми. Ответьте на вопрос, являются ли все перечисленные предметы являются ценностью? Конечно, нет. Для кого они будут ценностью? Чтобы предмет или явление были ценностями, нужен человек, группа людей или общество в целом, по-научному говоря, нужен субъект. Второй пример, самолет совершил вынужденную посадку в тайге на берегу горной речки; связи с внешним миром нет и до ближайшего населенного пункта 1000 км. На берегу этой речки кусками валяются самородки золота. Вопрос: является ли это золото ценностью для человека в данной ситуации? Тоже нет, ведь человек не может его использовать. Он вряд ли сможет спасти свою жизнь, не то, что унести это золото. По-научному говоря, чтобы стать ценностью, вещь или явление должны быть включены в человеческую деятельность, они должны отвечать общественным потребностям и интересам людей, обладать ЗНАЧИМОСТЬЮ. Вещь или явление, неесомненно, могут обладать большой значимостью! Но будет ли они обладать ценностью? Не всегда, т.к. значимость может быть для вас отрицательная. А ценность всегда определяется ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТЬЮ. ¶ Ценность - понятие, характеризующее объективные явления, либо их свойства, включённые в деятельность и имеющие положительную значимость для людей. ¶ ИСТОЧНИКОМ ЦЕННОСТЕЙ является общественно-историческая практика людей. Сама практика (труд) есть ценность. ¶ Роль ценностей в жизни общества. Через освоение многообразных ценностей человек социализируется, то есть приобретает социальный опыт, социальную информацию, приобщается к культуре. Но изложенное понимание ценностей не является единственным. В истории философии были разные представления о них.
1. Биопсихологический подход - Дж.Дьюи (1859-1952), К.Льюис (1883- -1964). Общим для них является утверждение, что источник ценностей заключается в биологической и психологической природе человека, его жиэненных потребностях. При таком подходе недооценивается, а то и вовсе отрицается роль рационального начала в осмыслении и оценке объекта ценностного отношения. 2. Трансцендентальный - В.Виндельбанд (1848-1915), Г.Риккерт (1863-1936) (трансцедентальный - сверхъестественный). В соответствии с данным подходом, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний, а даны человеку свыше, априорно, то есть доопытно, как "чистая" духовная ценность, духовная реальность. Поэтому ценностям изначально присуще идеальное бытие, бытие нормы, соотносящейся с интуитивно постигаемым логическим смыслом как правило, с помощью бога. По существу, при данном подходе к ценностям их духовная и предметная стороны искусственно разграничиваются, причем первая является определяющей, субстанциональной. 3. Культурно-исторический - В.Дильтей (1833-1911), О.Шпенглер (1880-1936), А.Тойнби (1889-1975), П.Сорокин (1889-1968). Для представителей данного направления характерна идея признания равноправности ценностных систем, иэучаемых и оцениваемых с помощью исторического метода. При этом абсолютизируется интуитивистское начало в истолковании ценностного смысла различных культур. Ценность – это значимая для личности норма социального знания и поведения; своего рода механизм регуляции человеческой деятельности. В рамках каждой исторической эпохи, цивилизации сосуществуют различные социо-культурные системы и соответствующие им ценности. Как человек определяет ценности какого-либо явления или предмета для себя или общества? Можем сказать, что он использует процесс отражения. Но при определении ценности он отражает НЕ ВСЕ свойства объекта и не просто свойства, а важные для человека объективные качества: мир отражается под определенным углом зрения - значимым для субъекта. Такой процесс называется оценкой. ¶
¶ Норма - общепризнанное правило, направляющее и контролирующее деятельность человека, его поведение в соответствии с интересами и ценностями общества или отдельных групп людей. Два способа выражения норм: - предписание ("говори правду"), - запрещение ("не лги"). Возможна РАЗЛИЧНАЯ оценка ОДНОГО и того же явления разными субъектами, живущими в одно и то же время. Например, нечестный бухгалтер и предприниматель, сколотивший себе капитал за счет теневого оборота, оценивает происходящие в стране экономические и политические процессы как положительные. А рабочий, которому с которым незаключили договор, не предоставили соцпакет и не оплачивают в должной мере его труд, оценивает эти же процессы как отрицательные. Отношение субъекта к объекту определяется: - спецификой общества; - принадлежностью к определенной социальной группе (классу, нации и т.д.) - индивидуальными особенностями человека (воспитанием, образованием, характером, темпераментом). ¶ ИСТИННОСТЬ (ЛОЖНОСТЬ) ОЦЕНКИ Можно ли говорить об истинности оценки, и от чего она зависит? На первый взгляд кажется, что если оценка опирается на науку, то она обязательно является истинной, а если опирается на обыденный уровень познания, то является ложной. Это не всегда так. Истинная оценка - это точное осознание субъектом объективного значения ценности для него в данное время.
¶
ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ: 1. Гносеологическая (оценка является стороной познания). 2. Активизирующая (формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность). 3. Выбор (оценка позволяет найти лучшее из нескольких). 4. Мировоззренческая (оценка является необходимым условием формирования, функционирования и развития самосознания субъекта, т.к. всегда связана с выяснением значимости для него окружающего мира). ¶ КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 545; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.244 (0.011 с.) |