III. Проблема смысла жизни и предназначения человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

III. Проблема смысла жизни и предназначения человека.



В жизни каждого человека рано или поздно насту­пает время осмысления вопроса о конечности существования. Человек – единственное существо, осознающее свою смертность и делающее ее предметом раз­мышления. Неизбежность собственной смерти вызывает сильнейшее эмоциональное потрясение, затрагивающее глубины внутрен­него мира.

Эти размышления часто оказываются исходными в выработке "линии" жизни, определяющей поведение человека на разных уровнях – общества, трудового коллек­тива, семьи или близких друзей. Отклонения от нее "линии" не­редко приводят к мучительным страданиям, а ее утрата – к нравственной, и физической гибе­ли человека.

Цель и смысл жизни связаны с идеями, определяющими цель и смысл человеческой истории, общества, человечества – ведь они определяют его ответственность на 3емле и во Вселенной.

Задава­ясь вопросом о смысле жизни, человек начинает вырабатывать собс­твенное отношение к жизни и смерти. И вполне понятно, что тема эта занимает цент­ральное место во всей культуре человечества. История мировой культуры раскрывает извечную связь поисков смысла человеческой жизни с попытками разгадать таинство небытия, а также со стремле­нием жить вечно и если не материально, то хотя бы духовно, нравс­твенно победить смерть.

Поисками ответа на этот вопрос всегда занимались и ми­фология, и религия, и искусство, и философия. Но в отличие от мифологии и рели­гии, философия обращается, прежде всего, к индивидуальному разуму человека, его самостоятельных поисков ответа на этот вопрос. Философия же помога­ет ему, аккумулируя опыт человечества в этих поисках.

Триединая проблема смысла жизни, смерти и бессмертия человека.

Естественно предположить, что смысл жизни отдельного челове­ка связан со смыслом жизни человечества. Разные философские уче­ния по-разному отвечают на этот вопрос.

Идеалистический (религиозный) подход. Человек обладает бесс­мертной душой. Вся жизнь является подготовкой к смерти, после ко­торой душу ожидает суд, который в случае ее праведности направит ее навечно в рай, в противном случае - в ад. В течение жизни че­ловек должен выполнять религиозные заповеди, что обеспечит пра­ведность его душе (спасение души).

Материалистический (научный) подход. Наука считает, что человек, род Homo sapi­ens, является результатом развития природы. И спрашивать, в чем смысл его существования, так же бессмысленно, как спрашивать о смысле существования Вселенной, атома или кометы. Значит, смысл человеческого существования надо искать внутри человеческого об­щества.

 


Последовательно проводимый философский материализм отрицает какую бы то ни было возможность личного физического бессмертия для человека, не оставляет ему надежды на «загробную жизнь». Осмысленно принимая материалистическое мировозз­рение, человек делает трудный шаг, отказываясь от возможности утешения. Накоп­ленный человечеством нравственный опыт долгое время осмысливался в рамках религиозных систем, а знание обосновываемых ими мораль­ных ценностей подпиралось ссылками на посмертный суд и воздаяние. "Если бога нет, то все дозволе­но", – провозглашал герой Ф. М. Достоевского.

Научная философия исходит из самоценности человеческого су­ществования.

От других существ человек отличается тем, что на протяжении жизни никогда не достигает «целей» жизни родовой, исторической; это не реализуемое адекватно существо. Эта неудовлет­воренность содержит в себе побудительные причины творческой деятельности. Именно поэтому призвание всякого человека – всестороннее развитие всех своих способностей, внесение личный вклад в историю, в прогресс об­щества, его культуры.

Если биологически человеческая жизнь ограничена, то нравс­твенно и духовно человек бессмертен. По словам Л.Н. Толстого, "че­ловек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на лю­дей, даже не так как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и рас­тет, как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов" (Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. 26. С. 413). Живя для блага других, человек, считает Толстой, "здесь, в этой жизни уже всту­пает в то новое отношение к миру, для которого нет смерти, и ус­тановление которого есть для всех людей дело этой жизни" (Там же. С. 415).

 

Сколько человеку жить?

Пока неясен вопрос о продолжительности существования биоло­гического рода Homo sapiens, как чередования индивидуальных жиз­ней.

Но современная наука в практическую плоскость ставит вопрос о достижении человеком предела своей биологической жизни.

 


Смысл – это не длительность, а реализация богатств человеческой природы.

Сейчас начинает привлекать к себе новая проблема - "ПРАВО НА СМЕРТЬ". Здесь сталкиваются две противоположные позиции, признаю­щие, с одной стороны, неограниченность свободы личности в решении этих вопросов, а с другой – ее полную подчиненность общественным и государственным интересам (концепция так называемого патерна­лизма). При этом в современных дискуссиях о "праве на смерть" имеют в виду не самоубийство как действие активного субъекта, а умирающего человека, выступающего в качестве пассивного объекта, которому искусственно замедляют наступление смерти. И не случайно проблемы эвтаназии (греч. euthanasia) - безболезненной кончины, тихой "блаженной" смерти, в особенности обреченного человека, и продления жизни искусственными средствами становятся центральными в дискуссиях о патернализме.

Военные с этой проблемой столкнулись давно: смертельная рана в бою, нежелание раненого попасть в плен.

Рассуждения антипатерналистов нередко строятся следующим об­разом: современная медицинская технология значительно увеличивает возможности продления жизни, но умирающие люди иногда сами замечают постепенное разрушение своей естественной природы, всех форм активности и не только подверга­ются постоянным физическим страданиям, но и сознают свою обреме­нительность для своих близких. В таких случаях, по мнению антипа­терналистов, аморально не позволить человеку умереть.

Ученые, склоняющиеся к патернализму, считают эвтаназию недопустимой, по следующим соображениям. Во-первых, человеческая жизнь неприкосновенна, и поэтому эвтаназию нельзя применять ни при каких обстоятельствах. Причины же обращения к сакраменталь­ности человеческой жизни различны (они могут покоиться на религи­озных основаниях или на убеждении, что святость человеческой жиз­ни является стержнем общественного порядка, и т. д.). Во-вторых, при эвтаназии возможны злоупотребления со стороны врачей, членов семьи или других заинтересованных лиц. В-третьих, эвтаназия про­тиворечит принципу "пока есть жизнь, есть надежда", не учитывает возможности ошибочного диагноза врача. Применение эвтаназии в этих случаях приводит к необратимым последствиям. Кроме того, после смерти больного, к которому применили эвтаназию, может поя­виться новое лекарство, способное излечить ранее неизлечимое за­болевание.

Эта проблема имеет и другие грани. Смысл человеческого существования и отдельных поступков раскрывается в ценностях, к которым он стремится.

 

Ценности и их роль в жизни общества и человека.

 

Мы часто употребляем слово ЦЕННОСТЬ, а что это такое? Для кого-то ценность – это деньги, и за них он готов погубить даже собственных родителей. Для кого-то это дружба, любовь, профессия.

Чтобы разобраться, что такое ценность, рассмотрим три приме­ра. В некоторых фантастических фильмах складывается ситуация, когда все люди на Земле погибли, а города, предприятия, самолеты, золото остались целыми. Ответьте на вопрос, являются ли все пере­численные предметы являются ценностью? Конечно, нет. Для кого они будут ценностью? Чтобы предмет или явление были ценностями, нужен чело­век, группа людей или общество в целом, по-научному говоря, нужен субъект.

Второй пример, самолет совершил вынужденную посадку в тайге на берегу горной речки; связи с внешним миром нет и до ближайшего населенного пункта 1000 км. На берегу этой речки кусками валяются самородки золота. Вопрос: является ли это золото ценностью для человека в данной ситуации? Тоже нет, ведь человек не может его использовать. Он вряд ли сможет спасти свою жизнь, не то, что унести это золото. По-научному говоря, чтобы стать ценностью, вещь или явление должны быть включены в человеческую деятель­ность, они должны отвечать общественным потребностям и интересам людей, обладать ЗНАЧИМОСТЬЮ.

Вещь или явление, неесомненно, могут обладать большой значимостью! Но будет ли они обладать ценностью? Не всегда, т.к. значимость может быть для вас отрицательная. А ценность всегда определяется ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТЬЮ.

Ценность - понятие, характеризующее объективные явления, ли­бо их свойства, включённые в деятельность и имеющие положительную значимость для людей.

ИСТОЧНИКОМ ЦЕННОСТЕЙ является общественно-историческая прак­тика людей. Сама практика (труд) есть ценность.

Роль ценностей в жизни общества. Через освоение многообраз­ных ценностей человек социализируется, то есть приобретает соци­альный опыт, социальную информацию, приобщается к культуре.

Но изложенное понимание ценностей не является единственным. В истории философии были разные представления о них.

 

 
 

 

 


1. Биопсихологический подход - Дж.Дьюи (1859-1952), К.Льюис (1883- -1964). Общим для них является утверждение, что источник ценностей заключается в биологической и психологической природе человека, его жиэненных потребностях. При таком подходе недооце­нивается, а то и вовсе отрицается роль рационального начала в ос­мыслении и оценке объекта ценностного отношения.

2. Трансцендентальный - В.Виндельбанд (1848-1915), Г.Риккерт (1863-1936) (трансцедентальный - сверхъестественный). В соответс­твии с данным подходом, ценности не зависят от человеческих пот­ребностей и желаний, а даны человеку свыше, априорно, то есть до­опытно, как "чистая" духовная ценность, духовная реальность. Поэ­тому ценностям изначально присуще идеальное бытие, бытие нормы, соотносящейся с интуитивно постигаемым логическим смыслом как правило, с помощью бога. По существу, при данном подходе к цен­ностям их духовная и предметная стороны искусственно разграничи­ваются, причем первая является определяющей, субстанциональной.

3. Культурно-исторический - В.Дильтей (1833-1911), О.Шпенг­лер (1880-1936), А.Тойнби (1889-1975), П.Сорокин (1889-1968). Для представителей данного направления характерна идея признания рав­ноправности ценностных систем, иэучаемых и оцениваемых с помощью исторического метода. При этом абсолютизируется интуитивистское начало в истолковании ценностного смысла различных культур. Цен­ность – это значимая для личности норма социального знания и по­ведения; своего рода механизм регуляции человеческой деятельнос­ти. В рамках каждой исторической эпохи, цивилизации сосуществуют различные социо-культурные системы и соответствующие им ценности.

Как человек определяет ценности какого-либо явле­ния или предмета для себя или общества? Можем сказать, что он использует процесс отра­жения. Но при определении ценности он отражает НЕ ВСЕ свойства объекта и не просто свойства, а важные для человека объективные качества: мир отражается под определенным углом зрения - значимым для субъекта. Такой процесс называется оценкой.

                   
 
ОЦЕНКА - отражение важных для человека объективных качеств предметов и явлений действительности.
 
   
Фиксация некоторых объективных характеристик предметов, свойств, процессов и т. д.
 
Отношение субъекта к объекту – одобрение или осуждение, расположение или неприязнь.
 
 
   
 
   

 

 


Норма - общепризнанное правило, направляющее и контролирую­щее деятельность человека, его поведение в соответствии с инте­ресами и ценностями общества или отдельных групп людей.

Два способа выражения норм:

- предписание ("говори правду"),

- запрещение ("не лги").

Возможна РАЗЛИЧНАЯ оценка ОДНОГО и того же явления разными субъектами, живущими в одно и то же время.

Например, нечестный бухгалтер и предприниматель, сколотивший себе капитал за счет теневого оборота, оценивает происходящие в стране экономические и полити­ческие процессы как положительные. А рабочий, которому с которым незаключили договор, не предоставили соцпакет и не оплачивают в должной мере его труд, оце­нивает эти же процессы как отрицательные.

Отношение субъекта к объекту определяется:

- спецификой общества;

- принадлежностью к определенной социальной группе (классу, нации и т.д.)

- индивидуальными особенностями человека (воспитанием, обра­зованием, характером, темпераментом).

ИСТИННОСТЬ (ЛОЖНОСТЬ) ОЦЕНКИ

Можно ли говорить об истинности оценки, и от чего она зави­сит? На первый взгляд кажется, что если оценка опирается на нау­ку, то она обязательно является истинной, а если опирается на обыденный уровень познания, то является ложной. Это не всегда так. Истинная оценка - это точное осознание субъектом объективно­го значения ценности для него в данное время.

           
   
точное осознание субъектом объективного значения ценности
   
 
ИСТИННОСТЬ
 
 
 
   
неточное осознание субъектом объективного значения ценности  
   
 
ЛОЖНОСТЬ
 
 

 

 


 
 

 


ФУНКЦИИ ОЦЕНКИ:

1. Гносеологическая (оценка является стороной познания).

2. Активизирующая (формирует активную установку и ориентацию на практическую деятельность).

3. Выбор (оценка позволяет найти лучшее из нескольких).

4. Мировоззренческая (оценка является необходимым условием формирования, функционирования и развития самосознания субъекта, т.к. всегда связана с выяснением значимости для него окружающего мира).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ

 
 

 


Духовные
           
   
Существуют только в предметной форме
     
Существуют: - в предметной форме; - как акт деятельности, не отдели­мой от самого духовного производства. Обычно не имеют стоимостной формы выражения; в акте потребления не при- сваиваются в личную собственность; почти не подвержены моральному ста- рению; их потребление развивает духовный мир человека.  
 
 
 
II. По видам деятельности (по сферам жизни общества)  
Материальные

 

 


ценности материально- преобразующей практики (МСЖО) ценности социальной деятельности   (ССЖО) ценности политической деятельности   (ПСЖО) ценности духовной деятельности   (ДСЖО)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 486; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.202.4 (0.026 с.)