Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тематика рефератов для зкзамена

Поиск

 

К ТЕМЕ 1:

 

1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.

2. Мифология: прошлое и настоящее.

3. Философия - наука или мировоззрение?

4. Философия как самосознание эпохи.

5. Философия и философствование.

 

К ТЕМЕ 2:

 

1. Можно ли считать философскими мировоззренческие взгляды народов

2. Древнего

Египта и Вавилонии?

2. Философские аспекты буддизма.

3. Социальный космос Древнего Китая.

4. Философские системы Кун Цзы и Лао Цзы (сравнительный анализ).

 

К ТЕМЕ 3:

 

1. Первые натурфилософские школы древней Греции.

2. Становление образа Античного Космоса: от Пифагора к Платону

3. Рок и Судьба в мировоззрение древнего эллина.

4. Учение Эпикур о преодолении страха.

5. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской

философии.

 

К ТЕМЕ 4:

 

1. Античная и средневековая философии: общее и особенное.

2. Философские идеи Библии и Корана.

3. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой

философии.

4. Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.

5. Черты средневековой философии, сохраняющие свою актуальность до

настоящего времени.

 

 

К ТЕМЕ 5:

 

1. Философские идеи Дж.Бруно.

2. Проявления секуляризации в философии Возрождения.

4. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи

Возрождения.

5. Принцип согласия всех учений Пико делла Мирандолы.

 

К ТЕМЕ 6:

 

1.Что значит “знать” (полемика эмпириков и рационалистов).

2. Б. Паскаль: “Атеизм есть признак силы ума, но только до определенной

степени”

3. Философские последствия научной революции ХVII века.

4. Философские идеалы эпохи Просвещения.

5. Философское значение открытий И.Ньютона.

 

К ТЕМЕ 7:

 

1.Проблема достоверности научного знания и его границ в философии

И.Канта.

2. И. Кант о различие между рассудком и разумом.

3. Смысл и значение гегелевского тезиса о “хитрости Мирового Разума”.

4. Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.

 

К ТЕМЕ 8:

 

1. Аполлоновское и дионисиевское начала в философской концепции

Ницше.

2. Смысл и значение тезиса Ж.-П.Сартра “Экзистенциализм - это

гуманизм”.

3. “Первый”, “второй”, “третий” позитивизм - преемственность и различия.

4. Причины повышенного внимания философии ХХ века к проблеме языка.

5. Значение учения А.Шопенгауэра для современной западной философии.

 

К ТЕМЕ 9:

1. Взаимосвязь язычества и христианства в мировоззрении Киевской Руси.

2. Проблема “Восток-Запад-Россия” в трудах русских философов.

3. П.Я. Чаадаев и его историософская концепция.

4. Место русской философии в мировой культуре.

5. Основные направления развития отечественной философии после

1917 года.

 

К ТЕМЕ 10:

 

1. Творческие способности человека, их пределы и условия.

2. Разум как измерение человека.

3. Смысл жизни. Проблема “подлинного” и “неподлинного” бытия.

4. Право человек на собственную жизнь и собственную смерть.

5. Сущность и структура духовных потребностей человека.

6. Развитие и регресс.

7. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.

8. Диалектические законы Гегеля

9. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного

развития.

 

К ТЕМЕ 11:

 

1. Природа мифов о сотворении мира.

2. Научная картина мира в представлениях Галилея, Ньютона и Канта.

3. Социальное пространство и социальное время.

4. Креационизм и его особенности в иудаизме, христианстве и исламе.

Понятие “природы” и особенности его формирования и эволюции.

 

К ТЕМЕ 12:

 

1. Ценностная ориентация религиозной личности.

2. Общечеловеческие ценности и их иерархия.

3. "Ordo amoris" М.Шелера.

4. Пробуждение духовности как современная проблема.

5. Целостность персональной идентичности человека.

 

К ТЕМЕ 13:

 

6. Соотношение цикличности и поступательности в общественном развитии.

7. Факторы, определяющие уровень развития общества.

8. Законы природы и законы общества: общее и специфическое.

9. Проблема существования общества без власти и без государства.

10. Проблеме направления в развитии общества.

11. Общество и цивилизация.

12. Правда и правдоподобие в искусстве.

13. Факторы, определяющие смену ценностей в истории человечества.

 

К ТЕМЕ 14:

 

1. А.А.Ибн-Сина о природе сознания.

2. Проблема языка животных.

3. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.

4. Сознание и бессознательное.

5. Структурно-генетический подход к становлению сознания.

 

К ТЕМЕ 15:

 

1.Проблема предела познаваемости мира.

2.Проблема социальной опасности искажения истины.

3.Знание и вера: общее и особенное.

4.Познание и интуиция.

5.Проблема единственности и универсальности критерия истинности

знания.

К ТЕМЕ 16:

 

1. Причины доверия к научным выводам.

2. Предположение и гипотеза.

3. Проблема возможности “социального эксперимента”?

4. Проблема достижимости истины ненаучными способами.

5.Наука и основные стадии ее исторического развития.

 

К ТЕМЕ 17:

 

1.Причины глобализации современных противоречий между обществом,

природой и человеком.

2. Техносфера и биосфера: общее и специфическое.

3.Современные глобальные проблемы как выражение единства и

разобщенности человечества.

4. Проблема научности сценариев будущего человечества.

5. Проблема классификации глобальных проблем современности.


Тесты для самоподготовки

1. В чем наибольшей мере проявляется специфика философии?

а) философия - это наука, теория;

б) философия - это способ получения знании;

в) философия - это вид жизнедеятельности человека;

г) философия - это научное теоретизирование о мире, месте человека в нем;

д) философия - это псевдонаука.

2. Какая функция не присуща философии?

а) онто - гносеологическая;

б) мировоззренческая;

в) иллюзорно-компенсаторная;

г) методологическая;

д) прогностическая.

3. Какая философия утверждает, что основная задача философии изучать логику и язык естественных, гуманитарных наук, а не все общие проблемы

бытия человека?

а) экзистенциализм;

6) феноменология;

в) неопозитивизм;

г') неотомизм.

4. Что такое сознание?

а) сознание - это продукт любой материи;

б) сознание - это психика человека;

в) сознание - способность высокоорганизованной материи отражать действительность в форме образе

г) сознание - идеальный продукт мозга.

5. Что такое антропосоциогенез?

а) это переход от первобытного человека к современному типу;

б) это процесс происхождения человека как единства биологического и социального;

в) -это переход от обезьяноподобного существа к антроподобному.

6. В чем в наибольшей мере проявляется специфика филоосфии?

а) философия - это наука;

б) философия - это способ получения знании;

в) философия - это вид жизнедеятельности человека;

г) философия - это научное теоретизирование о мире, месте человека в нем;

д) философия - это псёвдонаука.

7. Кто из философов и в какой работе считает главным вопросом философии

вопросы: "Что есть человек?", "Что он может знать?", "Что он может делать? "На что он может надеяться?".

а) Платон "Государство";

б) Августин "О граде божьем".

в) И.Кант "Критика чистого разума";

г) К.Маркс "Тезисы о Фейрбахе";

д) В.И.Ленин "Материализм и эмпириокритицизм".

8. Укажите материалистическое понимание истины.

а). Субъективное представление или идея, в которую верит человек;

) такое суждение, которое самоочевидно;

в) такой идеальный образ, который соответствует объективной действительности (реальности);

г) все то, что существует на самом деле, т.е. сама объективная реальность.

9. С древнегреческого слово "философия" переводится как:

а) знание как таковое;

б) любовь к мудрости;

в) любовь к "знанию;

г) знание причин.

10. Учение об идеальном государстве создал:

а) Анаксимандр;

б) Эпикур;

в) Фалес; -

г) Платон.

11. Учение Ф.Бэкона относится к:

а) интуитивизму;

б) иррационализму;

в) априоризму;

г) эмпиризму.

12. Понятие "вещь-в-себе" принадлежит философии:

а) Шлегеля;

б) Канта;

в) Шопенгауэра;

г) Шлейермахера;

13. Основоположником психоанализа был:

а) Фрейд;

б) Маркс;

в) Хайдеггер.

14. Философия зародилась в:

а) Древней Индии;

б) Древнем Китае;

в) Древней Греции;

г) трех указанных.

15. Разнообразие явлений, по Демокриту, обусловлено:

а) отсутствием закономерностей в природе;

б) особенностями пространства;

в) божественным предопределением;

г) формой атомов.

16. Признание мировой воли первоначалом принадлежит философии:

а) Шопенгауэра;

б) Камю

в) Кьеркегора.

 

17. По Гераклиту субстанцией является:

а) железо;

б) дерево;

в) четыре элемента;

г) огонь.

 

18. Автором "Утопии" был:

а) Фичино;

б) Альберти;

в)Коперник;

г)ТомасМор.

19. В вопросе о субстанции Декарт был:

а) монистом;

б) пантеистом;

в) дуалистом;

г) плюралистом.

20. Основная идея философии Владимира Соловьева - это:

а) Абсолютная идея;

б) идея развития;

в) ни одна из указанных;

г) идея всеединства;

21. Школы иррационализма характеризуются:

а) приверженностью к законам логики:

б) объективностью подхода к действительности;

в) выделением внеразумных сторон человека и мира.

22. Основное произведение Спинозы называлось:

а) "Левиафан";

б) "Новый Органон"; _

в) "Этика";

г) "Утопия".

23. Что, с точки зрения Руссо, является причиной неравенства:

а) частная собственность;

б) плохие законы;

в) произвол властей;

г) физиологические различия.

24. Сущность человека по Марксу - это:

а) стремление к смерти;

б) совокупность всех общественных отношений;

в) проявления любви;

г) божественное предназначение.

25. Одной из важнейших характеристик русской души по мнению Бердяева

является:

а) любовь к законам;

б) атеистичность сознания;.

в) индивидуализм;

г) поляризованность и противоречивость.

 

26. По мнению экзистенциализма человек:

а) не определяется никакой сущностью;

б) формируется в обществе;

в) сотворен Богом.

 

27. Основным социологическим законом по Марксу является:

а) закон определяющей роли способа производства;

б) закон развития

Абсолютной Идеи; закон

возвышения потребностей.

28. Что такое философия?

а) Форма общественного сознания; наука о здоровом образе жизни;

б) Форма общественного сознания; учение о наиболее общих принципах бытия и познания, о человеке и

его месте в системе мироздания;

29. Мировоззрение - это:

а) индивидуальная точка зрения, по поводу новой информации;

б) физическая картина мира, построенная на основе современных естественнонаучных знаний;

в) система представлений о мире, человеке, его месте в мире и обусловленные таковыми основные

жизненные позиции, ценностные ориентации и установки людей;

г) все ответы неправильные.

30. Что такое диалектика?

а) учение о материальности мира, о первичности материи и вторичности сознания и о

принципиальной познаваемости мира;

б) учение о целесообразности в природе, исходящее из идей креационизма;

в) учение об изменчивости всего сущего, понимающее действительность как процесс, в котором

всякое свойство способно переходить в свою противоположность;

г) учение о мире, человеке и месте человека в этом мире.

31. Как называется христианское богословие 1-8 вв., создавшее основу средневековой философии?

а) патристика;

б) праксиология;

в) провиденциализм;

г) все ответы неправильные.

32. Основной принцип философии Фомы Аквинского.

а) христианское учение о морали;

б) гармония веры и разума;

в) "верую, ибо абсурдно";

г) дуализм.

33. Гуманизм эпохи Возрождения-это:

а) религиозно-политическое правозащитное движение эпохи Ренессанса, идеологами которого

были протестантские лидеры;

б) совокупность взглядов, выражающих уважение достоинства и прав человека и стремление к

созданию благоприятных для личности условий социального существования;

в) потребность доброго отношения к окружающим, свойственное последователям христианского

учения;

г) все ответы правильные.

34. Каким методом пользовался Г.В.Ф.Гегель, создавая свою философскую систему?

а) дедуктивным методом;

б) диалектическим методом;

в) метафизическим методом;

г) математическим методом..

 

 

35. "Категорический императив" И.Канта предписывает человеку:

а) "поступать только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь

пожелать, чтобы она стала всеобщим законом";

б) "поступать по отношению к другим согласно библейскому принципу "око за око, зуб за зуб";

в) "не думай о нравственных законах, ибо все во власти бога";

г) "поступать по отношению к другим, руководствуясь принципом красоты".

36. Метод научного познания, разработанный Р.Декартом, включал следующие правила:

а) начинать с простого и очевидного; путем дедукции получать более сложные

высказывания; действовать так, чтобы не пропустить ни одного звена в умозаключении;

б) исходить из опыта; рассуждение начинать с простого; использовать индукцию;

в) исходить следует из чувственных данных; в основе познавательных операций должен быть анализ и синтез;

г) использовать мистические формы познания.

37. Философский дуализм - это:

а) учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал - духа и материи;

б) учение о первичности духовного начала и вторичности материального;

в) учение о наличии двух божеств, управляющих земными процессами;

г) все ответы правильные.

38. Агностицизм - это:

а) учение о том, что мир предельно удален от бога и есть его антипод;

б) философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен вопрос об истинности

познания мира;

в) познание человеком своего внутреннего "Я", доступное лишь избранным;

г) учение о мистическом познании мироздания.

 

39. Как называется в марксизме исторически определенный тип общества, в основе которого лежит основной способ производства, формирующий экономический базис и идеологическую надстройку?

а) общественно-экономическая формация;

б) цивилизация;

в) историческая эпоха;

г) политическая система.

40. Позиция западников в споре о будущем России -

а) Россия должна повторить развитие западно-европейского общества, точно следуя этапам его

становления;

б) Российское общество должно вернуться к дохристианским истокам;

в) Россия должна отыскать свой самобытный путь развития;

г) Россия должна строго следовать положениям марксистской теории.

41. Кого из перечисленных русских мыслителей можно отнести к славянофилам?

а) М.П.Новиков, А.Н.Радищев, М.В.Ломоносов;

б) А.С.Хомяков, И.В.Киреевский, К.С.Аксаков;

в) А.И.Герцен, Г.Н.Грановский, Н.П.Огарев;

г) Л.Н.Толстой, Н.Г.Чернышевский, Н.О.Лосский.

 

42. Что понимается под бессознательным в классическом психоанализе?

а) сфера неосознаваемых психосексуальных влечений, содержащая как творческие созидательные, так и разрушительные тенденции;

б) состояние человека при временной потере сознания;

в) автоматические действия человека, не требующие дополнительного продумывания;

г) раскрытие природных задатков человека.

43. Что такое философская антропология?

а) проблема происхождения человека в современной науке;

б) неоднородное философское течение, претендующее на теоретическое осмысление современного знания о человеке, и на достижение нового философского понимания природы человека;

в) философское осмысление биологической эволюции предков современного человека;

г) все ответы правильные,

44. Представители экзистенциальной философии:

а) А.Н.Уайтхед, К.Леви-Стросс, Б.Рассел;

б) Ж.-П.Сартр, Г.Марсель, К.Ясперс;

в) К.Берталанфи, Э.Кассирер, Ж.Маритен;

г) В.Райх, К.Юнг, П.Фейерабенд.

45. Как называется направление в философии, основанное на способе философствования, ядром которого является истолкование и понимание текста?

а) герметизм;

б) герменевтика;

в) гностицизм;

г) графология.

46. Иррационализм - это:

а) философские течения, исходящие из идеи о всемогуществе и совершенстве разума;

б) учение о принципиальной невозможности объективного познания мира;

в) философские течения, ограничивающие (или отрицающие) возможности разума в процессе познания, исходящие из идеи об изначальной алогичности и неразумности бытия;

г) субъективная позиция человека при определении жизненно важных поступков.

47. Материя - есть философская категория для обозначения:

а) атомов;

б) вещества;

в) объективной реальности;

г) субстанции.

48. Какой из основных законов диалектики рассматривает преобразование сущности предмета в форме "скачка"?

а) закон перехода количественных изменений в качественные;

б) закон единства и борьбы противоположностей;

в) закон отрицания отрицания;

г) ни один из перечисленных законов.

49. Как называется учение о ценностях?

а) гносеология

б) аксиология;

в) агностицизм;

г) догматизм.

 

50. Выберите наиболее полную трактовку культуры. Культура - это

а) духовная жизнь общества;

б) знания, интеллектуальное развитие человека;

в) определенный уровень цивилизации;

г) совокупность созданных человеком материальных и духовных ценностей.

 

 


 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 492; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.115.43 (0.012 с.)