Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие общества: подходы и решения. Общество как системаСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Философия общества предполагает, прежде всего, выяснение природы общества, его содержания и структуры, закономерностей и особенностей развития. Философски осмыслить общество – значит поставить и решить наиболее общие проблемы, открыть и объяснить законы и тенденции его развития. è В философском понимании общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, характеризующаяся целенаправленной и разумно организованной совместной деятельностью больших групп людей, объединённых на основе взаимных интересов, норм и принципов жизни, с присущей им системой отношений и институтов. Для общества характерно многофакторное объективно-субъективное историческое, формационное, цивилизационное и культурологическое развитие, наличие материальной и духовной культуры. Общество имеет богатую историю существования и развития. Нет такого философского направления, принципы которого не использовались бы (разумеется, не всегда с одинаковой степенью успеха) для раскрытия тайн общества. Мыслители по-разному объясняли его сущность, содержание и развитие: с точки зрения материализма, идеализма, дуализма, диалектики и метафизики и т.д. Платон считал, что общество возникает оттого, что люди в отличие от животных вынуждаются жить совместно. Аристотель утверждал, что общество – это природная реальность, и оно возникает в результате прирожденного людям коллективного инстинкта. Этот инстинкт выражен в разной степени и в зависимости от этого люди делятся на «политиков» и «идиотов». Научное исследование общества начинается в эпоху рынка. Гоббс и Руссо, опираясь на концепцию естественного права человека, разработали теорию «общественного договора» - первую теорию общества. Но если Гоббс считал, что «человек человеку – волк» и что общество создается для того, чтобы люди не истребили друг друга, то Руссо считал общество продуктом общественной тяги людей к солидарности.
è Рассмотрение философии общества в ее современном звучании позволяет выделить основные подходы к общественной проблематике, к пониманию общества. Существуют следующие философские подходы к обществу: а) натуралистический (движение от природы); б) социопсихологизм; в) концепция социальногодействия человека и г) теория предметного действия человека. Именно эти подходы широко применяются в современной философии общества.
è Суть натуралистического подхода к общественной проблематике состоит в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – космоса. С этих позиций подчеркивается особая, детерминирующая специфику общества, роль географических (климат, ресурсы полезных ископаемых, флора и фауна) и демографических (население) факторов, биологии человека, которая рассматривается в духе дарвинизма и генетики. В рамках данного подхода предполагается также, что общество может изменить форму своего бытия, «уйти в космос» и там начать новый виток своей эволюции (К.Э. Циолковский и другие «космисты»). Натуралистический подход к объяснению общества, безусловно, не бесплоден, он исследует довольно значимые аспекты связи общества с природой. Но указанное направление не полностью раскрывает специфику общественного. Поэтому многие исследователи связывают ее не с биологическими, а с более сложными – психическими явлениями. è Другой подход может быть определен в рамках социопсихологии. В основе ее лежит конструирование общества по образу и подобию индивида, а сам индивид рассматривается изолированно от общественных условий, например, от материального производства. К тому же психология тесно связывает изучаемые ею явления с физиологией организма человека. Одной из влиятельных форм социопсихологии в настоящее время является инстинктивизм, прежде всего фрейдизм. Инстинктивизм видит истоки социального в инстинктах человека, число которых, по мнению ряда исследователей, колеблется от нескольких до 15 тысяч. По Фрейду, двумя важными инстинктами для человека являются инстинкт жизни – Эрос и инстинкт смерти – Танатос, борьба которых лежит в основе социального бытия. Социальные чувства, нравственность, религия призваны ослабить чрезмерную инстинктивную агрессивность человека. è Дальнейшее развитие социопсихология получила в концепции социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс). Социальное действие всегда личностно и осмысленно, оно связывает индивида с другими субъектами. Каждое действующее лицо отчасти «запрограммировано» существующими в обществе социальными нормами, оно оценивает различные варианты, принимает решения и добивается их выполнения. Таким образом, все общество выступает как система социальных действий. Индивид формируется в результате социального взаимодействия – так происходит его социализация. è Четвертый подход объяснения общественного устройства связан с философским анализом предметного действия и его продуктов. Теория предметного действия была разработана К. Марксом. Он считал, что социальные действия – это результат индивидуальных человеческих действий, а не человеческих намерений, что связывает людей в социальный организм не общая идея или Бог, а производительные силы и производственные отношения, видоизменения которых составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. В основе общественной связи людей, считал Маркс, лежит система материальных общественных отношений, которые при всей их материальности (т.е. первичности и независимости от сознания) не являются вещественными. На первый план выступает деятельность многих людей, обменивающихся продуктами своего труда. В продуктах деятельности в результате производственной кооперации следы индивидуального как бы «смываются». В итоге получается безличное, общественное. Таким образом, совместная деятельность множества людей, обменивающихся продуктами этой деятельности, является предпосылкой появления общества.
Рассмотренные подходы к объяснению природы общества имеют нечто общее, а именно: представление о системной организации данного феномена и закономерностях его саморазвития. è Анализ общества как системы характерен для многих философов прошлого и настоящего. Общество как система представляет собой такую целостность, основными признаками которой являются способность развиваться на своей собственной основе, субстратность, структурность, функциональность, способность сохранять себя под воздействием дестабилизирующих внутренних и внешних факторов, наличие подсистем, действие объективных законов и др. è Следует отметить, что само понятие «общество» является также многоплановым. В широком смысле, например, под ним имеется в виду вся человеческая история, а также цивилизация и культура. è В узком смысле общество – это определенная общественно-экономическая формация, или государство, или группа государств, а также иное объединение субъектов. Что же делает общество системой? М. Вебер видел системность общества в социальном взаимодействии. По его мнению, основу жизни составляют целерациональные, ценностно-рациональные, аффектные и традиционные социальные действия. Э. Дюркгейм за основу системности общества брал «социальные факты» как сформировавшиеся в обществе социальные образования: юридические законы, нормы, традиции, обычаи, денежную систему и т.п. К. Маркс системообразующим элементом называл общественные отношения, в которые индивиды вступают в процессе жизнедеятельности. Спецификой марксистского подхода является определение экономических отношений ведущими, порождающими в конечном итоге все другие общественные отношения. Выделение экономических отношений как приоритетных позволило сформулировать понятие общественно-экономической формации, а общество представить как естественно-исторический процесс возникновения, расцвета и смены общественно-экономических формаций. Многие философы и социологи обращали внимание на такой важный признак общества, как его способность формировать и сохранять устойчивые связи между субъектами. Мыслители различным образом объясняли причину устойчивости общественных связей. Так, Э. Дюркгейм видел ее в наличии «коллективного сознания». Р. Мертон указывал на фундаментальные культурные ценности общества как на базу его существования и стабильности. Э. Шилз считал основой устойчивости общества наличие и функционирование «общей власти». èУстойчивость общества (при всем многообразии его объяснения) как признак системности обусловлена сохранением структуры и функциональности. В теории структурного функционализма Т. Парсонса основой системности общества признана не простая совокупность элементов в обществе, а совокупность главных функций данных элементов, выполнение которых и позволяет обществу существовать обособленно от природы и соответствовать своей сущности, реализуя функции адаптации к изменяющимся условиям, рациональной ориентации, распределения внутренних ресурсов, постановки целей и задач и поддержания процесса их достижения, сохранения устойчивости с соблюдением общепризнанных норм и ценностей и, наконец, функцию интеграции в систему новых поколений. Основные функции, по Т. Парсонсу, обусловливают структуру общества, функционирование и формирование его четырех подсистем: экономики, политики, культуры и родства. Логическим продолжением системного подхода к обществу Т. Парсонса является выделение им в процессе формирования подсистем социальных институтов: государства, политических партий, церкви, школы, семьи, а также социальных норм, ролей, ценностей. Т. Парсонс считал, что чем точнее выполняют социальные институты и субъекты общества свои функции, тем более оно внутренне упорядочено, тем гармоничнее протекают общественное развитие и согласование связей между субъектами. Напротив, выполнение каким-либо субъектом несвойственных ему функций ведет к внутренней напряженности, к дестабилизации или разрушению государственности, общества как системы.
è Таким образом, системность является основной характеристикой общества как материального образования, в котором функционирует также индивидуальное и общественное сознание. В ходе своей жизни люди формируют самые разнообразные общественные отношения, среди которых наиболее фундаментальными выступают экономические, политико-правовые, социальные и духовные. Общество как система представляет собой также единство различных социальных общностей: этнических или региональных объединений, классов и слоев, социальных групп. è Общество – это системная деятельность людей, стремящихся удовлетворить разнообразные потребности и интересы: экономические, политические, правовые, социальные, нравственные, религиозные, эстетические, семейно-бытовые и т.п. Оно функционирует по всеобщим, общесоциологическим и частным социальным законам, что также обусловливает его системность. Наиболее устойчивые и важные виды отношений и деятельности людей образуют основные подсистемы (сферы) жизни общества.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 538; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.114 (0.008 с.) |