Понятие общества: подходы и решения. Общество как система 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие общества: подходы и решения. Общество как система



Философия общества предполагает, прежде всего, выяснение природы обще­ства, его содержания и структуры, закономерностей и особенностей развития. Философски осмыслить общество – значит поставить и решить наиболее общие проблемы, открыть и объяснить законы и тенденции его развития.

è В философском понимании общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, характеризующаяся целенаправленной и разумно ор­ганизованной совместной деятельностью больших групп людей, объединённых на основе взаимных интересов, норм и принципов жизни, с присущей им системой отношений и институтов. Для общества характерно многофакторное объективно-субъектив­ное историческое, формационное, цивилизационное и культурологическое развитие, наличие материальной и духовной культуры.

Общество имеет богатую историю существования и развития. Нет такого фи­лософского направления, принципы которого не использовались бы (разумеется, не всегда с одинаковой степенью успеха) для раскрытия тайн общества. Мысли­тели по-разному объясняли его сущность, содержание и развитие: с точки зрения материализма, идеализма, дуализма, диалектики и метафизики и т.д.

Платон считал, что общество возникает оттого, что люди в отличие от животных вынуждаются жить совместно. Аристотель утверждал, что общество – это природная реальность, и оно возникает в результате прирожденного людям коллективного инстинкта. Этот инстинкт выражен в разной степени и в зависимости от этого люди делятся на «политиков» и «идиотов». Научное исследование общества начинается в эпоху рынка. Гоббс и Руссо, опираясь на концепцию естественного права человека, разработали теорию «общественного договора» - первую теорию общества. Но если Гоббс считал, что «человек человеку – волк» и что общество создается для того, чтобы люди не истребили друг друга, то Руссо считал общество продуктом общественной тяги людей к солидарности.

 

è Рассмотрение философии общества в ее современном звучании позволяет выделить основные подходы к общественной проблематике, к пониманию общества. Существуют следующие философские подходы к обществу: а) натуралистический (движение от природы); б) социопсихологизм; в) концепция социальногодействия человека и г) теория предметного действия человека. Именно эти подходы широко применяются в современной философии общества.

 

è Суть натуралистического подхода к общественной проблематике состоит в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – космоса. С этих позиций подчеркивается особая, детерминирующая специфику общества, роль географических (климат, ресурсы полезных ископаемых, флора и фауна) и демографических (население) факторов, биологии человека, которая рассматривается в духе дарвинизма и генетики. В рамках данного подхода предполагается также, что общество может изменить форму своего бытия, «уйти в космос» и там начать новый виток своей эволюции (К.Э. Циолковский и другие «космисты»).

Натуралистический подход к объяснению общества, безусловно, не бесплоден, он исследует довольно значимые аспекты связи общества с природой. Но указанное направление не полностью раскрывает специфику общественного. Поэтому многие исследователи связывают ее не с биологическими, а с более сложными – психическими явлениями.

è Другой подход может быть определен в рамках социопсихологии. В основе ее лежит конструирование общества по образу и подобию индивида, а сам индивид рассматривается изолированно от общественных условий, например, от материального производства. К тому же психология тесно связывает изучаемые ею явления с физиологией организма человека. Одной из влиятельных форм социопсихологии в настоящее время является инстинктивизм, прежде всего фрейдизм. Инстинктивизм видит истоки социального в инстинктах человека, число которых, по мнению ряда исследователей, колеблется от нескольких до 15 тысяч. По Фрейду, двумя важными инстинктами для человека являются инстинкт жизни – Эрос и инстинкт смерти – Танатос, борьба которых лежит в основе социального бытия. Социальные чувства, нравственность, религия призваны ослабить чрезмерную инстинктивную агрессивность человека.

è Дальнейшее развитие социопсихология получила в концепции социального действия (М. Вебер, Т. Парсонс). Социальное действие всегда личностно и осмысленно, оно связывает индивида с другими субъектами. Каждое действующее лицо отчасти «запрограммировано» существующими в обществе социальными нормами, оно оценивает различные варианты, принимает решения и добивается их выполнения. Таким образом, все общество выступает как система социальных действий. Индивид формируется в результате социального взаимодействия – так происходит его социализация.

è Четвертый подход объяснения общественного устройства связан с философским анализом предметного действия и его продуктов. Теория предметного действия была разработана К. Марксом. Он считал, что социальные действия – это результат индивидуальных человеческих действий, а не человеческих намерений, что связывает людей в социальный организм не общая идея или Бог, а производительные силы и производственные отношения, видоизменения которых составляют основу общественно-экономических формаций как этапов мировой истории. В основе общественной связи людей, считал Маркс, лежит система материальных общественных отношений, которые при всей их материальности (т.е. первичности и независимости от сознания) не являются вещественными. На первый план выступает деятельность многих людей, обменивающихся продуктами своего труда. В продуктах деятельности в результате производственной кооперации следы индивидуального как бы «смываются». В итоге получается безличное, общественное. Таким образом, совместная деятельность множества людей, обменивающихся продуктами этой деятельности, является предпосылкой появления общества.

 

Рассмотренные подходы к объяснению природы общества имеют нечто общее, а именно: представление о системной организации данного феномена и закономерностях его саморазвития. è

Анализ общества как системы характерен для многих философов прошлого и настоящего. Общество как система представляет собой такую целостность, основными признаками которой являются способность развиваться на своей собственной основе, субстратность, структурность, функциональность, способность сохранять себя под воздействием дестабилизирующих внутренних и внешних факторов, наличие подсистем, действие объективных законов и др. è Следует отметить, что само понятие «общество» является также многоплановым. В широком смысле, например, под ним имеется в виду вся человеческая история, а также цивилизация и культура. è В узком смысле общество – это определенная общественно-экономическая формация, или государство, или группа государств, а также иное объединение субъектов.

Что же делает общество системой? М. Вебер видел системность общества в социальном взаимодействии. По его мнению, основу жизни составляют целерациональные, ценностно-рациональные, аффектные и традиционные социальные действия. Э. Дюркгейм за основу системности общества брал «социальные факты» как сформировавшиеся в обществе социальные образования: юридические законы, нормы, традиции, обычаи, денежную систему и т.п. К. Маркс системообразующим элементом называл общественные отношения, в которые индивиды вступают в процессе жизнедеятельности. Спецификой марксистского подхода является определение экономических отношений ведущими, порождающими в конечном итоге все другие общественные отношения. Выделение экономических отношений как приоритетных позволило сформулировать понятие общественно-экономической формации, а общество представить как естественно-исторический процесс возникновения, расцвета и смены общественно-экономических формаций.

Многие философы и социологи обращали внимание на такой важный признак общества, как его способность формировать и сохранять устойчивые связи между субъектами. Мыслители различным образом объясняли причину устойчивости общественных связей. Так, Э. Дюркгейм видел ее в наличии «коллективного сознания». Р. Мертон указывал на фундаментальные культурные ценности общества как на базу его существования и стабильности. Э. Шилз считал основой устойчивости общества наличие и функционирование «общей власти».

èУстойчивость общества (при всем многообразии его объяснения) как признак системности обусловлена сохранением структуры и функциональности. В теории структурного функционализма Т. Парсонса основой системности общества признана не простая совокупность элементов в обществе, а совокупность главных функций данных элементов, выполнение которых и позволяет обществу существовать обособленно от природы и соответствовать своей сущности, реализуя функции адаптации к изменяющимся условиям, рациональной ориентации, распределения внутренних ресурсов, постановки целей и задач и поддержания процесса их достижения, сохранения устойчивости с соблюдением общепризнанных норм и ценностей и, наконец, функцию интеграции в систему новых поколений.

Основные функции, по Т. Парсонсу, обусловливают структуру общества, функционирование и формирование его четырех подсистем: экономики, политики, культуры и родства. Логическим продолжением системного подхода к обществу Т. Парсонса является выделение им в процессе формирования подсистем социальных институтов: государства, политических партий, церкви, школы, семьи, а также социальных норм, ролей, ценностей. Т. Парсонс считал, что чем точнее выполняют социальные институты и субъекты общества свои функции, тем более оно внутренне упорядочено, тем гармоничнее протекают общественное развитие и согласование связей между субъектами. Напротив, выполнение каким-либо субъектом несвойственных ему функций ведет к внутренней напряженности, к дестабилизации или разрушению государственности, общества как системы.

 

è Таким образом, системность является основной характеристикой общества как материального образования, в котором функционирует также индивидуальное и общественное сознание. В ходе своей жизни люди формируют самые разнообразные общественные отношения, среди которых наиболее фундаментальными выступают экономические, политико-правовые, социальные и духовные. Общество как система представляет собой также единство различных социальных общностей: этнических или региональных объединений, классов и слоев, социальных групп. è Общество – это системная деятельность людей, стремящихся удовлетворить разнообразные потребности и интересы: экономические, политические, правовые, социальные, нравственные, религиозные, эстетические, семейно-бытовые и т.п. Оно функционирует по всеобщим, общесоциологическим и частным социальным законам, что также обусловливает его системность.

Наиболее устойчивые и важные виды отношений и деятельности людей образуют основные подсистемы (сферы) жизни общества.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.197.212 (0.011 с.)