Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика средневековой культуры.

Поиск

 

Средневековая культура определяется спецификой такого межчеловеческого взаимодействия, в котором реальная, практическая отдаленность людей друг от друга компенсируется и опосредуется идеальной духовной связью.

Эта культура является:

1.земледельческой. То есть, природно-зависимой, с малым прибавочным продуктом, основанной на натуральном хозяйстве. Поэтому основной вид всех отношений – отношения личной зависимости, производной от внеэкономического отношения (принуждения) к труду (феодализм: крупная земляная собственность плюс крепостные и феодалы, плюс управленческая надстройка).

2.сословно-принудительной – все население было разделено и наследственно воспроизводилось в составе профессиональных групп: крестьянских общин и городских сословий (в условиях доминирования земледельческого производства, то есть в доиндустриальном обществе, где крестьянское население не может составлять менее двадцати процентов в силу низкой продуктивности земледельческого хозяйства). Сословия носят наследственный характер, выстраиваются в социальную пирамиду, каждому сословию соответствуют свои поведенческие и духовные стереотипы, которые определяют жизнь индивида от рождения до самой смерти. Таким образом, жизнь человека носит общинный характер, то есть протекает исключительно в пространстве непосредственных контактов: фактически, человек никогда не остается один и никогда не покидает место своего обитания.

3.универсальный, поскольку теоретическая форма христианства постулировала идеальное духовное равенство между всеми людьми, в чем и выражалось теоретическое наследие Римского периода мировой истории.

Таким образом, культура этого периода воплощала в себе противоречие между идеальным принципом, уравнивающем всех людей (все люди – братья во Христе) и реальной разобщенностью между людьми, разнесенным по отдельным общинам и сословиям. Концепция христианства есть теоретическое снятие этого противоречия. Она строится на том, что между всеми людьми и в то же время отыскиваются способы объяснения того, почему это братство не может воплотиться здесь и сейчас, а только после страшного суда, то есть смерти всех людей.

 

В пространстве этого теоретически выраженного противоречия и воспроизводится христианское мировоззрение, единство, которое строится тремя принципами:

1. персонализм. Бог в христианстве воплощается в образе человека-Христа, который является сыном Бога, но проходит свой земной путь как человек и умирает на кресте. Человекоподобие Христа составляет отличие христианства от всех других религий, например, от мусульманства, от буддизма или иудаизма (Аллах – не человек, Будда – не Бог, Моисей – пророк). В образа Христа фактически обрисован человек средневековья, отделенный от реальной жизни, отчужденный от человека и перенесенный во внешнюю среду как объект поклонения. «Христианство – это неосознанное самосознание человека» - (Людвиг Фейербах).

2. креационизм (creator – творец), согласно которому Бог творит Мир и управляет им по своему усмотрению.

3. субстанционизм, согласно которому Бог прибывает везде, в любом материальном и духовном своем воплощении («дух дышит, где хочет»).

Эти три принципа складываются в божественную Троицу: Бог – сын, Бог – отец, Бог – святой дух.

В пределах этого мировоззрения разворачивается вся история христианской философии, которая разделяется на два основных периода:

1. патристика (учение отцов; pater – отец) - становление и оформление основы христианских догматов: IV – XII вв. н.э.

2. схоластика (учение школ; scola – школа) – систематическое развитие и совершенствование христианской философии: XII – XV (XVI) вв. н.э. вплоть до XX в.

 

 

Формирование христианской философии. Апологетика и патристи­ка.

 

Отличительная черта средневековой европейской философии - ее связь с христианской религией. Христианство возникает в 1-2 вв. н.э. Период становления средневековой культуры, философского мыш­ления - 1-4 вв.н.э.

è Отличие мировоззрения эпох античности и средневе­ковья:

Античное мировоззрение Средневековое мировоззрение

связано с языческим многобо- связано с религиями единобо-

жием (политеизм) жия (монотеизм)

в центре внимания природно- в центре внимания проблема

космическая жизнь (космо- бога (теоцентризм)

центризм)

è Два важнейших принципа, лежащих в основе христианского миро­воззрения:

1. Идея творения - лежит в основе средневековой онтологии (учения о бытии).

2. Идея откровения - составляет фундамент учения о познании.

В целом средневековую философию можно разделить на два больших периода – патристики и схоластики. Первая фаза формирования христианской философии получила назва­ние патристики. è

Период патристики.

Патристика (от лат. - отец) - общее название литературы, на­писанной "отцами церкви", заложившими основы философии христианс­тва. (Климент Александрийский, Ориген, Августин, Афанасий, Григорий Нисский, Василий Великий).

Те, кто внес наибольший вклад в борьбу против еретиков, были провозглашены святыми и названы "отцами церкви".

Апологетика (апология с греч. - защита) - сочинения, защи­щавшие христианское учение в борьбе с языческим многобожием. è Апологеты, как 1-е христианские философы, хотели приспосо­бить греческое философское учение к потребностям собственных кон­цепций. 2-е столетие - столетие апологетов (Юстин Мартир, Тати­ан, Тертуллиан).

Тертуллиан (ок.160 – ок. 222). Взгляды Тертуллиана:

- философия и религиозная вера несовместимы, между ними нет точек соприкосновения;

- разуму противостоит божественное откровение;

- евангелие - единственный источник познания, философский разум ведет лишь к ереси, вера - высшая истина.

Принцип Тертуллиана: "Верую, потому что нелепо".

Аврелий Августин (354-430 гг. н.э.) - наиболее выдающийся из "отцов церкви".

Учение Августина Блаженного - это учение о добре и зле, а точнее теодицея, то есть оправдание Бога в отношении творящегося в мире зла.

Это самый главный вопрос для христианства, поскольку в любой религии Бог должен быть всемогущим, а в христианстве он должен быть еще всеблагим, то есть абсолютно добрым (иначе он не воплотился бы в образе человека). Отсюда нужно найти объяснение тому факту, что, несмотря на абсолютную доброту христианского бога в мире все-таки совершается зло (насилие, обман, болезни и т.д.), согласно этой установке Августин создает свою теорию.

Основные отношения в мире, откуда и проистекают все его законы – это отношения Бога и человека. Человек - любимое творение Бога, который заложил в человеке три главные начала:

• разум (настоящее)

• память (прошлое)

• воля (будущее).

Воля – отдельное от разума свойство. Она выше разума, а внешнее проявление воли – вера в Бога, то есть человек становится человеком только тогда, когда верит в Бога, то есть делает усилие над собой.

Отношение Бога и человека предельно эмоциональны, то есть весь мир пронизан любовью и ненавистью, грехом и раскаянием, надеждой и разочарованием и так далее, которое в сумме складывается в две воспринимаемые противоположности – добро и зло. Согласно Августину, а так же всей последней доктрине христианства, зло не является самостоятельным: оно не содержит субстанциального начала, то есть является вторичным – производным от добра. То есть двойственности равенства добра и зла в мире нет. Представление о том, что зло дополняет добро подобно тому, как тень дополняет свет, рассматривается как ересь.

В христианстве добро абсолютно, а зло – это либо недостаток добра, либо слабое несовершенное добро. Поэтому зло возникает как бы по недосмотру Бога, обитая в той сфере, куда божественный свет еще не падал.

Но главный источник жизнеспособности зла в том, что оно основывается на несовершенной природе людей. Дело в том, что в силу своей доброты Бог не желает, чтобы люди стали слепыми марионетками его воли. Он дает человеку свободу выбора между добром и злом. Но в силу своей слабости люди склонны проявлять своеволие, которое делает их добычей дьявола (дьявол – это не субстанциональное начало, воплощенная пустота, которая осталась на месте ангела, пожелавшего стать выше Бога и низвергнутого за это в преисподнюю).

Грехопадение первых людей в райском саду – классический образец своеволия, который с тех пор склонны повторять люди. Таким образом, зло является в руках Бога способом отбора между правильными людьми, которым в будущем суждена райская жизнь и злыми, грешными людьми, которые после страшного суда обречены на вечные муки.

Таким образом, концепция Августина дает два важнейших философских и мировоззренческих обобщения:

1. развитие и отдельного человека, и общества в целом не идет по принципу кругооборота, но направленно в будущее к определенной цели. У Августина эта цель – движение из Града Земного в Град Божий через страшный суд. Но идея качественной эволюции справедлива и для нас.

2. концепция Августина указывает на то, что благо не дано человеку от рождения, но добывается им в процессе жизни посредством собственных усилий.

В этом ценность учения Августина.

 

Учение о бытии:

- познание бога является единственной полной смысла цен­ностью человеческого духа;

- бог является высшей сущностью, он является причиной всяко­го сущего;

- бог - наивысшее благо и причина всякого блага, только че­рез соединение с ним человек может достичь счастья,

- душа нематериальна, в отличие от тела совершенна и имеет функцию мышления, воли и памяти, человек должен заботиться о душе и подавлять чувственные наслаждения.

Учение о познании:

- люди черпают знания не из окружающего мира, а в глубинах собственного духа,

- истину о боге не может познать разум, но вера; утверждал единство веры и познания, первенство веры над разумом.

Спасение нельзя обрести вне церкви. Церковь - зримый предс­тавитель царства бога на земле. Государство должно служить церк­ви.

 

Традиция Августина долго считалась единственным типом орто­доксальной философии, поскольку в 5 столетии после опустошения Рима вандалами развитие стало невозможным. Лишь спустя несколько веков схоластики начинают разви­вать новые основы христианской философии.

Задачей философии становится поиск рациональных путей доказательства того, что провозглашала вера.

è

Период схоластики.

Схоластика - средневековая философия, представители которой стремились рационально (разумно) обосновать и систематизировать христианс­кое вероучение.

а) Ранняя схоластика - 8 -12 вв. è

Схоластическое философское мышление сосредоточивалось на 2-х проблемах:

1. На споре номинализма и реализма.

2. На доказательстве бытия бога.

Реализм (от лат. - действительный) - философское учение, ут­верждающее, что общие понятия предшествуют существованию единич­ных вещей.

Номинализм (от лат. - имя) - философское учение, утверждаю­щее, что общие понятия существуют не в действительности, а только в мышлении. è

Иоанн Скот Эриугена (ок.810-877) - "первый отец" схоластики.

Создал единую философскую систему. Одним из первых выдвинул тезис: подлинная религия является подлинной философией и наобо­рот. Считал, что между откровением и разумом нет противоречия.

Ансельм Кентерберийский (1033 - 1189).

Мышление должно быть подчинено вере. Вера - предпосылка мыш­ления и должна ему предшествовать. Принцип Ансельма: "Верю, чтобы понимать". т.е. вера у него - исходная точка и цель рационального мышления. Реальны только понятия, они имеют независимое существо­вание.

 

Иоанн Росцеллин (ок.1050 - ок.1120) - главный представитель крайнего номинализма. Вне единичных вещей не существует ничего, нет цвета вне конкретного цвета, нет мудрости вне мудрой души. Общее не имеет никакой собственной реальности, реально могут су­ществовать только "единичные вещи". Общие понятия являются лишь звуками, голосом, речью.

Пьер Абеляр (1079 - 1142). В вопросе об отношении веры и ра­зума пытался разрешить проблему, как сделать веру понятной при помощи доводов разума, т.к. нельзя верить в то, что непонятно.

Формулирует принцип: "Познаю то, во что верю".

Универсалии (общие понятия) суть в вещах, общее есть лишь в отдельном, абсурдно утверждать, что реальной является лишь чело­вечность, а не отдельные люди.

б) Период расцвета схоластики. è

В конце 12 - начале 13 вв. ширятся еретические движения.

В противовес еретической идеологии необходимо было придать законченность системе католического учения.

Фома Аквинский (1223 – 1274 гг.). Учение Фомы – это учение о разуме и вере. Споры этого рода интенсивно происходили в течении XII – XIII вв., принимая форму борьбы между реалистами и номиналистами.

Суть их спора заключается а природе «универсалий», то есть общих понятий, в которых выражается человеческое мышление. Реалисты утверждали, что общие понятия существуют реально вне человека и происходят от Бога (идеи добра, истины, блага и так далее показывают существование Бога). Номиналисты напротив, утверждают, что общих понятий самих по себе отдельных от человека не существует: обобщение – это только название, имена, nomina, которых привносятся в мир человеком и прилагается им вещам. Реалисты отстаивали принципы веры, номиналисты – принцип разума.

В условиях позднего средневековья, когда коллективный опыт стал постепенно разрушаться, прежний христианский догматизм августинского типа стал неприемлем. Возникла необходимость расширять возможности человека: «вере надо потесниться, чтобы дать место разуму». Для этого Фома создает свою концепцию.

Богу можно идти двумя путями – путем разума и путем веры, то есть либо рационально, либо эмоционально посредствам чувств. В принципе, если результаты удовлетворительны, то оба пути равноценны. Однако если возникают ошибки, то виноват только разум, но не вера. Вера, то есть Бог не ошибаются. Эта доктрина носит название «Томизм». Согласно томизму Римский папа является воплощением Бога на земле, он не способен ошибаться, то есть непогрешим.

В дальнейшем, в XIX веке доктрина Фомы переживает свое второе рождение, поскольку в условиях кризиса современной культуры возникла необходимость регулировать развитие науки, силу которой уже не может отрицать Католическая церковь, прежде давившая науку.

Согласно неотомизму наука, то есть разум познают внешнюю природу, а церковь и религия отвечают за душу, то есть нравственность человека. Поскольку же духовное начало, то есть мышление является у человека главным свойством, то эта доктрина обрекает ученых на подчинение церкви.

Теория познания

Ясно определил области науки и веры. Задача науки – объяснять закономерности мира. Но познание не может охватить все. Есть дру­гое познание, которым занимается богословие. Сюда нельзя проник­нуть силой мышления (это таинства воскресения, триединства и т.д.).

Задача философии - представлять религиозные истины в катего­риях разума и опровергать ложные аргументы против веры.

Учение о бытии

Мир как система представляет собой несколько иерархически обусловленных ступеней:

сверхъестественная и духовная сфера
мир людей
мир растений и животных
неживая природа

Бог - наисовершеннейшая реальность, вершина, первая абсолют­ная причина, смысл и цель всего сущего.

Человеческая душа бестелесна, она есть чистая форма без ма­терии, духовная, независимая от материи субстанция. Этим обуслов­ливается ее неуничтожимость и бессмертие.

Общественно-политические взгляды

Выступает против социального равенства, сословные различия считает вечными.

Лучшая форма государства - монархия. Монарх должен быть в своем царстве тем, чем является душа в теле, а бог в мире. Власть монарха - отражение власти бога. Если монарх ведет граждан к доб­родетельной жизни, то церковь ведет человека к достижению небес­ного блаженства.

Роль церкви выше, чем государства, светская власть должна быть подчинена духовной.

После смерти Ф.Аквинский был признан "первым доктором", в 1323г. провозглашен святым, в 1567г. признан пятым учителем церк­ви. Папа Лев ХIII провозгласил 4 августа 1879г. в энциклике учение Фомы обязательным для всей католической церкви. В ХIX и ХХ вв. на его основе развивается неотомизм.

в) Поздняя схоластика. è

XIV в. называют "столетием потрясений":

- углубление классовой дифференциации общества;

- укрепление национальных государств;

- ужесточение борьбы за политическую власть между церковью и светскими правителями;

- возрастание интереса к научным исследованиям;

- возрастание критического духа философии.

è Уильям Оккам (ок. 129О - ок.1350) - последний представитель схоластики. Его атака на основы схоластики является решительным шагом к Новому Времени.

Сущность взглядов:

- духовная и светская власть должны существовать раздельно, духовная власть должна ограничиваться лишь церковными делами;

- всю теологию необходимо исключить из области объяснения при помощи разума; с помощью разума можно доказать лишь вероятное существование бога;

- разделяет теологию и философию, веру и науку, провозглаша­ет принцип двух истин: что истинно для теолога может быть ложным для философа;

- лишь единичное как таковое является реальным, общие же по­нятия лишь знаки, копии единичных, реальных вещей; единичный опыт ничего не говорит о существовании бога.

Учение Оккама - свидетельство начинавшегося кризиса средне­вековой философии, появления нового мышления, ориентировавшегося на исследование природы, науку, разум.

è

г) Арабская философия средневековья.

Наиважнейшим духовным источником была для арабов греческая наука и философия.

Первой формой арабской философской мысли был " калам, " - сло­весное обсуждение и логическое подкрепление религиозных положений Корана.

У истоков арабской философии стоят два великих мыслителя: Аль-Кинди (800 - ок 870), Аль-Фараби (870-95О).

Крунейшими представителями арабской Философии были на Восто­ке - Авиценна, на Западе - Аверроэс.

Абу-Али Ибн-Сина (980-1037), в европейской транскрипции Ави­ценна. Его называют в арабском мире "князем философов" и "князем врачей".

Учение о бытии:

- материальный мир вечен и несотворён,

- миру как вечной длительности во времени соответствует веч­ный бог, существующий вне времени; бог безличен и безволен;

- единственным продуктом божества является перворазум, про­видение бога не распространяется на изменяющийся и множественный мир вещей;

- вещи в пределах одного рода различаются друг от друга сво­ими материальными признаками, общее же в вещах является реальным для разума.

Теория познания:

- познание невозможно без космического деятельного разума, деятельный разум входит в потенциальный и этим обусловливает поз­нание;

- в познании принимает участие м предварительный чувственный опыт, подготавливающий потенциальный разум к воспроизведению умо­постигаемого образа;

- редким, но высшим путем познания является божественное озарение.

Ибн-Рушд (1126-1198), в европейской транскрипции Аверроэс.

Учение о бытии:

- материальный мир безначален и бесконечен во времени (но ограничен в пространстве);

- движение вечно и непрерывно, ибо каждое движение вызывает­ся предшествующим, универсальным и вечным субстратом движения яв­ляется материя;

- первоматерия не возникла и не уничтожается, переход из аб­солютного небытия в бытие и обратно невозможен;

- движение, изменение, возникновение и разрушение находятся в материи "в возможности"; формы заключены потенциально в самой материи;

- время существует только благодаря движению, мы измеряем время лишь при помощи перемен;

- божество есть "мыслящая самое себя мысль", это - идеальная, "конечная причина"; божественная мысль простирается лишь на общий

ход мирового процесса, но не на частности.

Теория познания:

- религия основывается на авторитете откровения и облекает истины в образную, аллегорическую форму; философия же постигает истину путем чистого умозрения (учение о "двойственной истине");

- существует объективный всеобщий человеческий разум как вы­ражение непрерывной и преемственной духовной жизни человечества; он вечен и бессмертен; индивидуальный же человеческий разум пре­ходящ и гибнет вместе с индивидом.

 

 

Вывод: Таким образом, в средние века в 3ападной Европе и на Востоке продолжалось развитие философской мысли, но шло оно в специфи­ческой форме, в форме теологии и схоластики.n


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 1261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.0.57 (0.014 с.)