Мистический аспект средневековой философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мистический аспект средневековой философии




Подъём мистических учений происходит в период рационального, и как следствие, социального кризисов Римской империи (неоплатонизма), в позднем периоде эпохи средневековья в связи с крайней фазой рационализации теологии. На всех фазах развития социума возникает потребность непосредственного обращения субъекта к духовному Абсолюту как ориентиру, указывающему смысл и ценности земного существования в отличие от прагматичных тупиков рационализма и позитивистской ограниченности. Критические периоды в развитии цивилизации, как правило, способствуют формированию новых эвристичных мировоззренческих парадигм именно через мистический прорыв к истине, что способствует эволюционному развитию социума. Это и утверждение христианства как мировоззренческого стержня тысячелетнего периода средневековья, и расцвет ренессанса, а на его основе всей философской концепции Нового Времени, и формирующаяся сегодня новая парадигма неклассической метафизики, которая, возможно, станет основой качественного скачка в научном мышлении и социо-культурном устройстве.
Во всех цивилизационных периодах развития мистики можно наблюдать, несколько её разновидностей, осмысление особенностей которых позволит выявить продуктивные стороны этого направления. Наиболее распространенным является разделение мистики на теистическую и нетеистическую. По своей сути мистика не может быть, по большому счёту, нетеистической, ибо является формой устремления к первопричинному и самодостаточному Абсолюту, не поддающемуся рационально-логическому объяснению в силу своей трансцендентной природы, а, следовательно, являющемуся объектом веры и откровения. Другое дело насколько эти представления совпадают.или согласуются с религиозными догматами. Так, Р. Энгельгардт, один из первых исследователей философской мистики на Западе, разделяет её на еретическую и церковную, определяя принципиальное различие между ними в виде наличия согласования веры с разумом. При этом еретические мистики выглядят как наиболее объективные и свободные исследователи Духа. Вместе с тем согласование церковными мистиками практики откровения с религиозными догматами оберегает мистическую методологию от крайних форм субъективизма, представленных выше, как негативные черты мистики. «У церковных мистиков, - пишет Р. Энгельгардт, - всё основывается на положительном источнике вероучения (то есть на Святом Писании) и все описываемые ими внутренние откровения абсолютно согласны с учением о Троице, о воплощении Иисуса Христа, о действии благодати Духа Святого и о таинствах Евхаристии, тогда как у еретических мистиков в принципе - одна только абстракция, имеющая основание в глубине их духа, которая побуждает их не признавать положительно ничего другого, кроме учения о Боге, приводит их к обоготворению человека, а также к тому, чтобы положительные догматы представлять символами тех внутренних состояний, которые они сами испытывают и которыми у них обусловливается достижение последней цели религиозно-нравственной жизни».

Взаимоотношение теологии и философии в Средние века

господство религиозного мировоззрения, выраженного в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога. Попутно развитие получила логика, осуществлялась разработка понятия личности (спор о различии ипостаси и сущности) и спор о приоритете единичного или общего (реалисты и номиналисты)

Мировоззрение и жизненные принципы раннехристианских общин первоначально формировались в противостоянии языческому миру. Однако по мере того как христианство приобретало все более широкое влияние и распространение, а потому стало нуждаться в рациональном обосновании своих догматов, появляются попытки использовать для этой цели учения античных философов. Разумеется, при этом им давалось новое истолкование.

Таким образом, средневековое мышление и миросозерцание определяли две разные традиции: христианское откровение, с одной стороны, и античная философия - с другой.

Если античное мировоззрение было космоцентричным, то средневековое - теоцентрично. Главенствующая идея его - идея Бога. Отсюда и основной принцип религиозно-философского теоретизирования - супранатурализм (от лат. супер - сверх и натура - природа; надприродный, сверхъестественный). Не природа и космос определяют все сущее в мире, а сверхъестественное начало - бог. От него целиком зависят и природа, и человек, и общество. Бог является личностью, которая существует над этим миром.

Своеобразие философского мышления средневековья заключалось в его тесной связи с религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму.

Представление о реальном существовании сверхъестественного начала (Бога) заставляет смотреть под особым углом зрения на мир, смысл истории, человеческие цели и ценности. В основе средневекового миросозерцания лежит идея творения (учение о сотворении мира Богом из ничего - креационизм).

Христианство принесло в философскую среду идею линейности истории. История движется вперед к Судному Дню. История понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека (провиденциализм).

Христианская философия стремится осмыслить внутренние личностные механизмы оценки - совесть, религиозный мотив, самосознание. Ориентация всей жизни человека на спасение души - это новая, проповедуемая христианством ценность.

Философское мышление средних веков было ретроспективным, обращенным в прошлое. Для средневекового сознания «чем древнее, тем подлиннее, чем подлиннее, тем истиннее».

Стиль философского мышления средневековья отличался традиционализмом. Для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, максимально, исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.

Философское мышление средневековья было авторитарным, полагалось на авторитеты. Самый авторитетный источник - Библия. Средневековый философ обращается за подтверждением своего мнения к библейскому авторитету.

 

Патристика - философия и теология отцов церкви, то есть духовно-религиозных лидеров христианства до VII века. Учения, выработанные отцами церкви, стали основополагающими для христианского религиозного мировоззрения. Патристика внесла огромный вклад в формирование этики и эстетики позднеантичного и средневекового общества.

 

Апологетика - раздел богословия (преимущественно христианского), посвящённый обоснованию вероучения с помощью рациональных средств. Апологетика отстаивает ортодоксально-религиозную точку зрения в вопросе о сущности религии, её происхождении, критикует различные атеистические гипотезы происхождения и сущности религии, выдвигает и исследует доказательства истинности бытия Бога, а также основных положений христианской веры.

В рамках основного богословия:

-формулируются фундаментальные основы христианского вероучения,

-систематически излагаются основания или доказательства, на которых покоится и которыми -оправдывается вера христианина в безусловную истину коренных основ религиозно-христианского учения, критикуется отрицание христианских истин со стороны противо-религиозных и противо - христианских воззрений.

 

Средневековый реализм.

Реализм пошел по пути провозглашения реальности абстрактных понятий (всеобщего). Представители реализма считали, что подлинной реальностью обладают не единичные вещи, а только общие понятия (лат. universalis – универсалии). Универсалии существуют вне сознания, независимо от него и материального мира (вспомним мир идей, эйдосов Платона). Релаизм – это платоновское течение. Отсюда и название направления реализм не совпадает с привычным современным смыслом понятия реальный. Реализм средневековый означает реальное существование понятий или универсалий т.е. всеобщего. Универсалии были поставлены между человеческим разумом, мышлением и материальной Вселенной как самостоятельный мир.

Сторонники линии Платона представляли так называемый крайний реализм. Яркий представитель – Ансельм Кентерберийский (1033-1109), прославившийся тем, что выработал первое логическое доказательство бытия Бога (онтологическое доказательство бытия Бога). Развивая платоновские взгляды о вечных, абсолютных, совершенных идеях, существующих как модели материального мира, крайние релаисты утверждали, что универсалии образуют особый идеальный мир, пребывающий в своей самодостаточности и в отрыве от мира конкретных вещей.

Церковь была против крайнего реализма, т.к., согласно вероучению, Бог абсолютно возвышается над созданной им материальной Вселенное и нематериальным миром, а в данном случае он оказывается на одной ступени с универсалиями, как бы отождествляется с ними.

Более умеренное крыло реализма представлял Фома Аквинский. Представители умеренного реализма частично основывались на идеях Аристотеля, утверждавшего связь между единичным и общим. Они также признавали реальность всеобщих понятий, но полагали, что универсалии существуют не только как отдельный самостоятельный мир, но и связаны с индивидуальными вещами; универсалии существуют и в конкретных (единичных) вещах. В изложении Фомы Аквинского универсалии существуют трояко:

• «до вещей» - как идеи Божественного разума;

• «в вещах» - как неотъемлемые формы единичного;

• «после вещей» - как понятия человеческого разума, т.е. как результат абстрактного мышления.

 

 

Средневековый номинализм.

Номинализм ( возник в XI-XII вв., получил особое развитие в XIV-XV вв. ) – это теоретический протест против спекуляций отвлеченными понятиями. Это направление средневековой схоластической философии, которое, в противоположность реализму, отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя, nominalis - именной, отсюда название). Т.е. номиналисты считали, что общее существует лишь после вещей. Номиналисты утверждали, что когда человек посредством абстрактного мышления образует понятия или универсалии, то это есть лишь названия, продукт мысли, обобщение. Образование понятий или всеобщего – это мыслительный процесс, процесс логического обобщения, логического мышления. Согласно номинализму, объективно, реально существуют только «единичные вещи», а общие понятия (универсалии) – есть не что иное, как наименования, имена, обозначающие вещи и существующие только в языке.

В номинализме также выявились крайние тенденции. Один из ярких представителей крайнего номинализма Росцелин (1050 – 1120) считал, что универсалии – не более, чем «звуки голоса», «сотрясения воздуха». С точки зрения крайнего номинализма, унвиерсалии есть только имя, наименование, только единичное и ничего более.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1396; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.150.55 (0.012 с.)