Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Радикальное сомнение и его значение для философии Р. Декарта

Поиск

Рене Декарт (1596—1650) представляет собой мыслителя Нового времени. Неразрешимый дуализм между тем что он черпал из современной ему науки и схоластикой. Кроме того, что он утвердил " новые принципы философии ", он способствовал развитию ряда специальных научных дисциплин, в частности математики. Он является творцом аналитической геометрии. Занимался проблемами физики. Ко всем наукам Декарт пытался применить особенности математического метода познания. Он выдвинул идею всеобщей математизации научного знания. В математике Декарт более всего ценил то, что с ее помощью можно придти к твердым, точным, достоверным выводам. К таким выводам, по его мнению, не может привести опыт.

Теория познания. Рационалистический метод Декарта и представлял собой философское осмысление и обобщение тех приемов открытия истин, которыми оперировала математика. Суть этого метода сводится к двум основным положениям. Во-первых в познании следует отталкиваться от некоторых интуитивно ясных, фундаментальных истин, а это значит, что в основе познания должна лежать интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция, по Декарту, — это твердое и отчетливое представление, рождающееся в здоровом уме посредством воззрения самого ума, настолько простое и отчетливое, что оно не вызывает никакого сомнения. Во-вторых, разум должен из этих интуитивных воззрений на основе дедукции вывести все необходимые следствия. Дедукция — это такое действие ума, посредством которого мы из определенных предпосылок делаем какие-то заключения, получаем определенные следствия. Дедукция, по Декарту, необходима потому, что вывод не всегда может представляться ясно и отчетливо. К нему можно придти лишь через постепенное движение мысли при ясном и отчетливом осознании каждого шага.

С помощью дедукции мы неизвестное делаем известным. Декарт сформулировал следующие три основных правила дедуктивного метода.

1. Во всяком вопросе должно содержатся неизвестное.

2. Это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного.

3. В вопросе также должно содержатся нечто известное.

Таким образом, дедукция — это определение неизвестного через ранее познанное и известное. После определения основных положений метода перед Декартом встала задача сформировать такой исходный достоверный принцип, из которого, руководствуясь правилами дедукции можно было бы логически вывести все остальные понятия философской системы, то есть Декарт должен был осуществить интеллектуальную интуицию. Интеллектуальная интуиция у Декарта начинается сомнения. Метод критического сомнения «картезианского сомнения», как его назвали позже. Начал со скептицизма относительно чувств. Декарт подверг сомнению истинность всех знаний, которыми располагало человечество. Провозгласив сомнение в качестве исходного пункта всякого исследования, Декарт ставил цель — помочь человечеству избавиться от всех предрассудков, от всех фантастических и ложных представлений, принятых на веру, и таким образом расчистить путь для подлинного научного знания, и вместе с тем, найти искомый, исходный принцип, отчетливое ясное представление, которое уже нельзя подвергнуть сомнению. Поставив под сомнение достоверность всех наших представлений о мире, мы можем легко допустить, писал Декарт, «что нет ни Бога, ни неба, ни земли и что даже у нас самих нет тела. Но мы все-таки не можем предположить, что мы не существуем, в то время как сомневаемся в истинности всех этих вещей. Столь же нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время как оно мыслит, что, невзирая на самые крайние предположения, мы не можем не верить, что заключение „ я мыслю, следовательно я существую “ (сходное выдвигал св Августин, но не придавал такого значения) истинно и, что оно поэтому есть первое и вернейшее из всех заключений».

Мысли, а не внешние объекты рассм как начальные эмпирические достоверности. Итак, положение «я мыслю, следовательно я существую», то есть представление о том, что мышление само по себе, независимо от его содержания и объектов, демонстрирует реальность мыслящего субъекта и является той первичной исходной интеллектуальной интуицией, из которой, по Декарту, выводятся все знания о мире. К идеалистическому представлению о полной независимости мысли человека от его тела Декарт приходил в результате развития своего метода, в котором начало собственно мыслительное, интеллектуальное было, как единственное истинное, противопоставлено началу телесно- чувственному, способному вводить нас в заблуждение. Максимальные обобщения сводятся к положению, согласно которому допустимо существование только двух прямо противоположных субстанций. Одна из них — материальная или телесная. Ее атрибут — протяженность. Другая субстанция — духовная. Ее атрибут — мышление. Душа должна постоянно, непрерывно мыслить. Но здесь перед ним вставала огромная трудность: нужно было объяснить удивительную согласованность мыслительных и телесных действий реального человека. Декарт предложил здесь компромиссное, дуалистическое решение. Суть этого решения состояла в том, что ни тело само по себе не может вызвать изменений в душе, ни душа как таковая не способна произвести никаких телесных изменений. Однако тело все же может повлиять на направление душевных процессов, как и душа — на направление процессов телесных, контактируя с «жизненными духами». Декарт даже указал на шишковидную железу как на место, где соприкасались телесное и духовное начала человеческой личности.

 

19 вопрос! Метафизика субъекта

Истоком трансцендентализма и метафизики субъекта является философия Р. Декарта. Его хрестоматийный тезис – «Мыслю, следовательно, существую» – можно считать девизом метафизики субъекта.

Познание –форма активного отношения человека к действительности.

• Субъект и объект стороны познаваемой действительности

Субъект – это активное начало в познавательном процессе.

Объект – то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Это предельно общее понятие, включающее в себе явление природы.

• Субъектом познания может быть отдельный человек или научное сообщество

• Становление субъекта познания предполагает формулирование познаваемой задачи.

В случае, если этого недостаточно будет, можно сказать это! В Новое время формируется особая разновидность эссенциализма, полагающая в качестве субстанции мыслящего, познающего субъекта. Разум и субъект как носитель этого разума становятся условием существования всего мира. Содержащиеся в разуме логические категории начинают рассматриваться в качестве универсальных сущностей всех вещей. При таком подходе субъект наделяется основными характеристиками субстанции – он мыслится как вечный, неизменный, абсолютный и универсальный. Этот субъект определяется как трансцендентальный (в противоположность эмпирическому субъекту – единичному представителю человеческого рода со всеми своими второстепенными, случайными, изменяющимися и конечными характеристиками). Философские учения, исходящие из трансцендентального субъекта, получили название трансцендентализма.

 

21 вопрос! Пантеизм Спинозы

• Центральное место в философии занимает понятие субстанции.

• Существует 1 субстанция, которая является причиной самой себя! (Это бог и природа одновременно) У первого субстанция представляет собой единство субъекта и объекта, а у второго — аналогичные атомам простые сущности, которые утрачивают протяжения, но приобретают атрибут стремления (фр. appetition) и множественности.

• Субстанция – свободна, вечна, бесконечна, неделима.

• Субстанция обладает бесконечным количеством атрибутов и проявляется в бесконечном числе модусов

• Атрибуты нетождественные друг к другу, разные.

• 2 атрибута: Протяженность и мышление

• Модус – это состояние субстанции, которые принимает единая субстанция. (конечная и бесконечная0

• Из бесконечных возникают конечные.

• Субстанция +Атрибут= природа творящая

• А модусы природа, сотворенная (мир конкретных вещей)

Вывод:

• Все в природе причинно- следственно обусловлена

• Нет случайностей--детерминизм (учение о взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих процессов и явлений)

 

 

22 вопрос! Рационализм Спинозы.

• Чувственного познания недостаточно, оно лишь мнение, а не знание.

• Расположение идей в нашем сознании должно соответствовать связи вещей ы материальном мире.

• Понять связь вещей внешнего мира, обращаясь к идеям в нашем сознании.

Вывод: Не обязательно изучать чувственного опытом.

• Высшее проявление познавательной способности –Интуиция.

• Мир познаваем

4 вида познания:

• Мнение (Узнаем от других людей)

• Чувственное познание и воображение (познаем конкретные вещи и явления)

• Рациональное познание (адекватное, научное, типично для математики и физики, устанавливает причинно- следственные связи

• Интуитивное познание (ясное и отчетливое) Исходит от бога –природы.

 

 

23 вопрос! Учение Томаса Гоббса о государстве.

• 1651г- «Левиафан» Левиафан — имя библейского чудовища, изображённого как сила природы, принижающая человека. Гоббс использует этот образ для описания могущественного государства («смертного Бога»).

• Уподобить учение о государстве геометрией

Идеи:

• Людям присуще стремление к наживе, отсюда они становятся врагами («Человек человеку волк»)

В естественном состояние (когда не было государства) была война «всех против всех», отсюда начинают искать новый путь, подписание общественного договора.

• Люди отказываются от естественных прав---Переносятся на государства.

• Государство «Левиафан» - высшая власть-это душа государства. (Смута-болезнь, Гражданская война- конец, смерть)

Власть суверена абсолютна---мысли поданных подчинены ему. (Определяет истинность религии)

• Форма правления –абсолютная монархия. (добро для монарха—добро для государсвта0



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 1427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.50 (0.007 с.)