Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 35. Г. Гегель об абсолютном разуме и его развитииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Крупнейшим представителем немецкой классической философии является Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770–1831). Путь от Канта к Гегелю – путь, на котором кантовское понимание разума как высшей способности человека, уступило место гегелевскому культу «мирового разума». Гегель полагает, что ничто истинно не существует, кроме целого. Единственной истиной для философии является целое, которое он называет Абсолютом, Абсолютной идеей (поскольку это мысль, мыслящая самое себя). По отношению к духовному развитию отдельного человека «Абсолютная идея» выступает как нечто объективное и первичное. Такая философская позиция называется объективным идеализмом. Гегель деперсонифицировал мышление, «освободил» его от реального носителя – человеческого рода. Подобно обычным человеческим идеям, которые первичны по отношению к продуктам человеческой деятельности, мировой разум Гегеля первичен по отношению ко всему существующему. Так мы подошли к центральному положению философии абсолютного идеализма – идее тождества разума и действительности (бытия и мышления). Суть этой идеи в том, что реальный мир понимается как проявление идеи, понятия, духа. Отсюда следует, что мир в основе своей разумен, существует и развивается по законам, внутренне присущим мышлению, разуму. Нетрудно заметить, что гегелевский мировой разум очень напоминает бога, подобно ему мировой разум существует до возникновения природы, человека. Однако между ними имеются и определенные различия. Бог всегда равен самому себе, а мировой разум находится в состоянии непрерывного развития. Гегель создает учение о развитии мирового разума, называя его диалектикой. В своем развитии разум проходит три этапа, в связи с чем философская система Гегеля содержит три части: Логику, Философию природы и Философию духа. Диалектика Г. Гегеля. Абсолютная идея, осуществляющаяся в мире, не есть неподвижная, покоящаяся субстанция, а есть начало вечно живое и развивающееся. Абсолютное есть диалектический процесс, все действительное – изображение этого процесса. Если хотят Бога называть абсолютным существом, то, по мнению Гегеля, следует говорить: «Бог созидается», а не «Бог существует». Философия есть изображение этого движения мысли, Бога и мира, она есть система органически связанных и необходимо одно из другого развивающихся понятий. Побудительной силой в развитии мышления, согласно философии Гегеля, служит противоречие, без него не было бы никакого движения, никакой жизни. Все действительное полно противоречия и, тем не менее, разумно. Противоречие не есть что либо неразумное, останавливающее мысль, но побуждение к дальнейшему мышлению. Его не надо уничтожать, а «снимать», т. е. сохранять, как отрицаемое, в высшем понятии. Противоречащие друг другу понятия мыслятся вместе в третьем, более широком и богатом, в развитии которого они составляют только моменты. Воспринятые в высшее понятие, противоречивые прежде понятия посредством диалектики дополняют одно другое. Их противоречивость побеждена. Но новое высшее понятие в свою очередь оказывается противоречащим другому понятию и эта противоречивость опять должна быть преодолена согласованием в высшем понятии и т. д – в этом и состоит суть диалектики Гегеля. Каждое отдельное понятие односторонне, представляет лишь частицу истины. Оно нуждается в дополнении своей противоположностью, после соединения с которой, образует высшее понятие, более приближающееся к истине. По философии Гегеля, Абсолютное в своем вечном созидании проходит чрез все противоположности, попеременно создавая и снимая их и приобретая таким путем при каждом новом движении вперед более ясное сознание своей настоящей сущности. Только благодаря такой диалектике понятий, философия вполне соответствует живой действительности, которую должна понять. Итак, положение, противоположение и их объединение (тезис – антитезис – синтез) составляют в системе Гегеля сущность, душу диалектического метода. Самый широкий пример этой триады – идея, природа, дух – дает метод для деления философской системы Гегеля на три главные составные части. И каждая из них, в свою очередь, строится внутри себя на том же основании. Конт и позитивизм. 19 век. Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. В истории философии термином «позитивизм» обозначается особое философское течение, которое оформилось в 1830-х гг. и сохранило влияние вплоть до нашего времени, пройдя при этом три исторических стадии – «первого» («классического») позитивизма, «второго» позитивизма (эмпириокритицизма) и «третьего» позитивизма (неопозитивизма). Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Основатель О.Конт. Создал «Курс позитивной философии» - все его философские воззрения. По учению Огюста Конта, есть три способа мыслить или философствовать: способ теологический (элементарный и детский), способ метафизический и способ позитивный. Эти способы представляют собой три стадии, последовательно проходимые человеческим познанием в его развитии. Теологический - все явления мира воспринимаются как управляемые не неизменными законами, а волей, подобной нашей (сам делится на три этапа: фетишизм, политеизм и монотеизм). Метафизический - уже не влиянием субъективных воль, а некими безличными стремлениями, рассматриваемыми, однако, как живые существа. Природой управляет уже не антропоморфный Бог, а сила, могущество, начало. Люди отрекаются от божеств, которыми они сами населили природу, но лишь для того, чтобы заменить их таинственными духовными сущностями иного рода. Факты хотят объяснить стремлениями в природе, из которой делают род существа разумного, хотя теперь и безличного. Ей приписывают стремление к совершенству, боязнь пустоты, целебные свойства, скрытые качества. Позитивный - отрицает наличие в природе даже и безличного разума и цели, признавая лишь не зависимые ни от чего объективные законы, – заменяет объяснение теологическое и метафизическое (Декарт, Бэкон, Гоббс, Галиллей и.т.д.). Конт утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках. Два принципа позитивизма: 1) признание относительности всякого «позитивного» («фактического») знания. 2) стремление к накоплению и обобщению посредством систематизации и классификации «научных фактов». Позитивная наука – это «наука о действительном», о том, что существует «для нас», как явление, которое должно быть описано без всяких «метафизических домыслов», вроде «вещи-в-себе», «абсолютной субстанции» или «абсолютного субъекта». Подобные изыскания Конт вслед за Шеллингом называл «негативной философией». Согласно Конту, подлинное, «позитивное» знание всегда относительно из-за неизбежной связи всякого знания с чувственными восприятиями. Вследствие этой «относительности к познающему» позитивное («опытное») знание не может быть абсолютным уже потому, что сам процесс восприятия – это не что иное, как временная последовательность явлений и их пространственная координация. Отсюда следует вывод, что бытие как совокупность фактов дано «имманентно». Точка зрения имманентности – принцип позитивной науки в противоположность метафизике, которая верит в возможность постижения трансцендентного, т.е. находящегося за пределами мира явлений. Однако наряду с «конкретными фактами», с которыми имеют дело «позитивные науки» (включая социологию), Конт признавал в качестве «абстрактных фактов» также и математические. формулировки, посредством которых наука фиксирует временную последовательность и пространственные отношения мира явлений. Так что философия должна стать позитивной. Она и станет методологией будущей науки – приведет в порядок накопленные знания. А та философия, известная нам, занимается чепухой – абстракциями и домыслами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 2010; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.156.17 (0.009 с.) |