Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Средневековый концептуализм.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В средневековой философии были попытки примирения реализма и номинализма, означавшие синтез аристотелевского и платоновского учений. Между реализмом и номинализмом стоит доктрина золотой середины, так называемый концептуализм Пьера Абеляра (XII в.). В споре о природе всеобщих понятий Абеляр оспаривает реализм и номинализм при помощи друг друга, поочередно предоставляя их доводы. Концептуализм Абеляра: общее – это результат работы человеческого разума, это – не слова, хотя выражаются они словами, и не вещи, а концепты. Он квалифицирует универсалии как нечто, относящееся к смыловой стороне речи. Общее есть логическое изречение или само понятие (conceptus) духа. Большое значение в истории философии и культуры Абеляр имеет благодаря тому, что он применяет диалектику как метод в своих исследованиях. По мнению Абеляра, диалектика должна изучать «слова, как способ выражения мысли, и мысли, как понятия, соответствующие вещам». Диалектика должна сделать содержание веры понятным для разума. Но в сомнительных случаях диалектика должна приходить к самостоятельному решению. Диалектика должна отличать истинное от ложного. В сочинении «SIC et NON» он сопоставлял в целях диалектического анализа противоречивые взгляды отцов церкви, признав в заключение достоверным лишь доказуемое. Сопоставление противоречивых взглядов по обсуждаемому вопросу – это и есть метод схоластики, выработанный Пьером Абеляром. Учением Абеляра завершается первая эпоха схоластической философии, основной проблемой которой была природа универсалий – в философии, а отношение знания и религии – в теологии. Тем не менее, в XIII в., благодаря использованию диалектики (логики) как метода, философское мышление пришло к успеху свободной мысли. Философы начинают допускать, что вещь может быть истинной с точки зрения философской, не будучи таковой с религиозной точки зрения. Философия эпохи Возрождения как переходный тип Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV – XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи возрождения были: • совершенствование орудий труда и производственных отношений; • кризис феодализма; • развитие ремесла и торговли; • усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви; • укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти; • появление первых парламентов; • отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (церковной) философии; • повышение уровня образованности в Европе в целом; • великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана); • научно-технические открытия (изобретение пороха, огнестрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).
Основными направлениями философии эпохи Возрождения являлись: гуманистическое (XIV – XV в., представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) – в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви; неоплатоническое ( сер. XV – XVI вв.), представители которого – Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. – развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма; натурфилософское (XVI – нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви и Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия; реформационное (XVI – XVII вв.), представители которого – Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усенлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью; политическое (XV – XVI вв., Николо Макиавелли) – изучало проблемы управления государством, поведение правителей; утопическо-социалистическое (XV – XVII вв., представители – Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) – искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся: • антропоцентризм и гуманизм – преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство; • оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии – схоластики); • перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию; • принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.); • большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству; • торжество индивидуализма; • широкое распространение идеи социального равенства. 9 вопрос! Пантеистические идеи Эпохи Возрождения. Пантеизм (греч. pаn – «всё, всякий» и греч. theos – «бог, божество») – учение о том, что всё есть Бог; учение, обожествляющее Вселенную, природу (пантеизм как религиозный натурализм) Пантеизм • Идеалистический (природа растворяется в боге (представители. Н. Кузанский; Я. Беме)) • Материалистический (Бог растворяется в природе (представители: Д. Бруно; Т. Кампанелла.)) Идеи: Н. Кузанский * Бог и природы равны * Бог тождественен вселенной, как абсолютное бытие и абсолютный максимум. * Учение о совпадении минимума и максимума (Абсолютный максимум –это единое, в нем есть все и ему ни что не противоположно, отсюда следует, что он пребывает во всем)
Я. Беме *Бог непознаваем человеком * Бог не может познать сам себя
Д. Бруно * В мире материя и форма слиты вместе, отсюда следует, что Вселенная едина, бесконечна и не подвижна, в ней существует постоянное изменение. * Идея Единого пронизывает все остальные положения его философии. * подлинное познание бесконечно, ибо бесконечен объект познания - природа. Единое – это сущность бытия и форма его существования. Материя – это божественная вещь • Отвергает идею творения и природы богом • Материя состоит из атомов, вселенная одушевлена, ей присуще внутреннее жизненное начало, это мировая душа • Отрицал бессмертие души. Вывод: Самоотверженная цель на земле • Догматической религиозности Бруно противопоставил философскую религиозность, не получившую признания со стороны католической церкви и его, сожгли.
10 вопрос! Политическая философия Макиавелли. Труд: «Государь» (все, что дальше будет, все из этого труда) *Лучшая форма правления –Республика (т.к. лучше приспособлена к человеку) 1) Соединяется правления большинства народа, следствие предупреждает возможность злоупотребление власти. 2) Меньшинства знати 3) Один избранный глава государства. (позволяет быстро принимать решения в случае необходимости) * в республике легче осуществлять свободу и равенство * Индивидуальная свобода возможна не всегда и не везде *Религия хорошее средство политики (Нужна для насаждения гражданского быта) * Если нет религиозного страха, государство распадется (государство должно поддерживать религию и обряды) * Христианство негативно влияет на современные государство Причина: Упадок христианства---Церковь держит страну в несогласии • Нужен монарх-реформатор, избранный народом, чтобы создать национальное государство • Для этого хороши все средства (Важны лишь результаты, а не методы) • Князь должен быть отважнее льва и хитрее лисы • Государь должен изучить человеческую природу—использовать это знание на практике • Государь при определенных обстоятельствах может действовать жестко
11 вопрос! Религиозно-культурный контекст. Формирование философии нового времени • 17 век-начало философии нового времени. Предпосылки для формирования философии Нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики (тип религиозной философии, характеризующийся соединением теологодогматических предпосылок с рационалистической методикой и интересом к формально-логическим проблемам) и теологии (совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога. Предполагает концепцию абсолютного Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении) на проблемы натуралистической философии. В тот же период имеют место попытки философов заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода. В 17 веке интерес философов был направлен на вопросы познания. На первом месте проблемы гносеологии. • Меняется мировоззрения человека (наука и протестантизм) • Эпоха научных открытий • Формирование деизма (рел.-фил направление, признающее существеннее Бога, но отрицающее божественные догматы) • Критика спекулятивной философии и теологии (спекулятивная- истина открывается не вследствие опыта, а путем размышления) Мартин Лютер: Отрицание необходимости в посредниках. Вывод: • Реформация • Возрождение подготовило почву (Философская мысль освободилась от схоластики) • Антропоцентризм побеждает (ориентация на человека) • В основе мировоззрения принцип рациональности---предмет философии в области гносеологии(раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей) • Протестантская этика основана на идеи личной ответственности человека 12 вопрос! Эмпиризм Бэкона. *Наука должна базироваться на опыте, эксперименте. В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Бекон различает 2 вида опытов:
1. «плодоносные» - цель, принесение непосредственной пользы человеку; (приносят пользы) 2. «светоносные» - цель, не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей. (дают чистое знание) • Бэкон сформулировал индуктивный метод познания. (общие законы должны выводиться из результатов, конкретных экспериментах (от частного к общему –индуктивно)) • Раннее использовали дедуктивно • Чтобы получить новое знание о каком-либо явлении нужно начать с таблицы присутствия. Далее перечислить все известные присущие свойства. Отсюда следует составление таблицы отсутствия (перечисление свойств сходных с первыми, но в которых явления отсутствуют. Таблица степеней (одно и тоже свойство представлено в различной степени) Вывод: Задавая правильные вопросы можно постичь природу явления. • Наука и полученные знания должны приносить плоды на практике.
Бэкон решительно переосмысливает предмет и задачи науки. В отличие от античности, когда к природе относились созерцательно, становится задача обращения научного знания на пользу человечеству: «знания – сила», Бэкон ориентирует на поиск открытий не в книгах, как схоласты, а в процессе производства и ради него. Он обосновывает важность индуктивного метода (от единичных фактов к общим положениям).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-24; просмотров: 2295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.166.45 (0.008 с.) |