Тема 1. 1. Введение В философию. Философия, ее предмет и место В культуре 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. 1. Введение В философию. Философия, ее предмет и место В культуре



 

Понятие мировоззрения и его структура. Характеристика основных компонентов мировоззрения. Познавательная, ценностная и поведенческая подсистемы мировоззрения. Мироощущение, мировосприятие и миропонимание. Типы мировоззрения. Особенности философского мировоззрения.

Предмет философии и основные задачи. Философия как форма духовной культуры. Проблема «мир-человек» как центральная проблема философии. Основной вопрос философии, специфика егопостановки и решения в различных философских системах. Структура философии. Философия и философские науки. Философия и история философии.

Основные характеристики философского знания. Функции философии: мировоззренческая и методологическая; экспликации, рационализации и систематизации знаний; критическая и творческая.

Общественно-исторический характер философии. Проблема объективности философского знания. Изменение представлений о сущности философии, ее предмете и роли в обществе. Философия и идеология, философия и политика, философия и мораль.

Философия и наука. Натурфилософский и позитивистский подходы к решению проблемы взаимосвязи философии и науки. Философские вопросы в жизни современного человека. Роль философских знаний в деятельности специалиста.

Язык философии, ее понятийный (категориальный) аппарат. Особенности и трудности овладения философским знанием. Специфика изучения курса философии в Академии.

 

Тема 1.2. Философия древнего мира (Индия, Китай, Античность)

Социально-экономические, политические, общекультурные и духовные предпосылки возникновения древнеиндийской философии. Особенности первобытного арийского мифологического и религиозного мировоззрения и его влияние на становление индийской философии. «Веды» («Самхиты», Брахманы», «Араньяки», «Упанишады») как литературный источник древнеиндийской философии. Ведийский период (XV-VII вв. до н.э.) – эпоха формирования древнеиндийской философии. Эпический период (VI - II вв. до н.э.) – поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» и развитие древнеиндийской философии. Ортодоксальные (санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, материалистическая школа чарвака-локаята) учения. Учение индуизма о главных добродетелях, судьбе и основах человеческой деятельности. Социально-экономические, политические, общекультурные и духовные предпосылки возникновения древнекитайской философии. Пятикнижие «У цзин» («Книга песней» - «Ши цзин»; «Книга перемен» - «И цзин»; «Книга обрядов» - «Ли цзы»; «Книга истории» - «Шу цзин»; летопись «Чунь цю») - как основа мировоззрения древних китайцев и исток древнекитайской философии. Основные черты древнекитайских мифологических представлений о возникновении мира и человека и их гармонии. Центральные понятия китайской философии: Инь, Ян, Великая Триада. Понятие Дао и его различные трактовки. Учение Конфуция - своеобразный тип восточной мудрости. Антропоцентризм философии Конфуция, размышления о природе человека, его основных достоинствах и условиях их развития. Разработка принципов «доброго правления». Моизм (Мо Ди) – своеобразие философского мировоззрения. Школа древнекитайских номиналистов (Хуей Ши, Гунсунь Лун). Основные положения философии даосизма. Центральные идеи учения Лао-цзы. Философская школа законников («Легизм»). Шан Ян, Хань Фэй-цзы - противопоставление конфуцианскому ритуалу (ли) закона (фа), отказ от методов морального принуждения в пользу методов правового принуждения и наказания.

Социально-экономические, политические, общекультурные и духовные предпосылки возникновения древнегреческой философии. Античная философия - интеллектуальная революция во взглядах древних на мироустройство. Учение милетских философов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) о первоначалах мира. Основные положения философии Гераклита и Пифагора. Категории бытия и небытия, «мир мнения» и «мир истины» у элеатов (Ксенофан, Парменид). Апории Зенона. Натурфилософия Эмпедокла и Анаксагора. Становление личностного самосознания в философии софистов (Протагор из Абдер, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт). Атомизм Левкиппа и Демокрита. Жизнь и учение Сократа.

Сократические школы: «киники» (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет Фиванский и др.); киренаики (Аристипп Киренский, Феодор, Диагор Мелосский и др.) Философия Платона – совершенная система объективного идеализма. Этика и политика Платона. Критика Аристотелем теории идей Платона. Онтология, теология, физика, космология, гносеология, логика, наукоучение, психология, этика, социально-политические, экономические, эстетические взгляды Аристотеля. Специфика философии эллинского периода (338 г. до н.э. – 30 г.н.э.). Философия Эпикура. Стоя(стоицизм IV в. – середины II в. до н.э.): Зенон Китионский, Клеанф, Хрисипп). Скептицизм.

(Пиррон, Тимон из Флиунта, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Энесидем и Агриппа). Специфика. Римской философии (II в. до н.э. – VI в. н.э.). Цицерон как родоначальник латинской философии. Тит Лукреций Кар – атомистический материализм. Римские стоики – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и особенности их учений. Неоплатонизм – Плотин, Порфирий, Ямвлих.Пути политогенеза и этапы образования государства в свете современных научных данных. Разные типы общностей в догосударственный период. Проблемы этногенеза и роль миграций в становлении народов. Специфика цивилизаций (государство, общество, культура) Древнего Востока и античности.

 

Тема 1.3 Средневековая философия

 

Особенности духовной жизни феодального общества. Формирование средневековой философии. Важнейшие принципы христианской философии Средневековья: теоцентризм, супранатурализм, креационизм, провиденциализм (божественное предназначения), эсхатологизм (учение о конце мира), ревеляционизм (богооткровение), персонализм, специфический антропоцентризм, сотериологизм (спасение души). Этапы развития средневековой философии. Апологетика и патристика. Апологеты: Юстин, Татиан, Квинт Семптимий Флоренс Тертулиан, Филон Александрийский, Тит Флавий Климент, Ориген. Учение «отцов церкви»: Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский (греческий Восток), Августин Аврелий (Блаженный), Псевдо-Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин. Платонизм и аристотелизм в философской христианской доктрине.

Схоластика, логика ее развития. Основные проблемы: проблема «вера и разум»; доказательства бытия бога (Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский); проблема универсалий (реализм, номинализм, концептуализм). Борьба интеллектуализма и антиинтеллектуализма в средневековой теологии. Ранняя схоластика (IX-XII вв.). Философия Иоанна Скота (Эриугены), Ансельма Кентерберийского, Росцелина, Гильома из Шампо, Пьера Абеляра. Расцвет схоластики - ХIII век. Религиозно-философ­ские воззрения Альберта Великого и Фомы Аквинского. Еретические движения и критика схоластики. Философские взгляды Роджера Бэкона, Уильяма Оккама, Иоанна Дунса Скота. Философская мысль Востока в эпоху средневековья. Философские идеи Аль-Фараби, Аль-Бируни, Ибн-Сины (Авиценны), Ибн-Рущда (Аверроэса), их роль в развитии философии.

 

Тема 1.4. Философия эпохи Возрождени я

 

Характерные черты эпохи Возрождения (XIV-XVII вв). Гуманисти­ческий характер культуры Возрождения, ее эстетическая и антропоцентрическая направленность. Основные направления философии Возрождения и их характеристика: гуманистическое (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла), неоплатонизм (Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Джованни Пико делла Мирандола, натурфилософское (Бернардино Телезио, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Андреас Везалия, Джордано Бруно), Галилео Галилей как «пограничная фигура» между натурфилософией Возрождения и естествознанием Нового времени, политическая философия Николло Макиавелли, философия социалистов- утопистов (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), реформация (Джон Уиклиф, Ян Гус, Мартин Лютер, Ульрих Цвингли, Жан Кальвин, Т. Мюнцер).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.99.5 (0.008 с.)