Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2.1. Философское учение о бытии и сознании

Поиск

Философский смысл проблемы бытия. Категория «бытие», ее соотношение с понятиями «объективный мир», «мир субъекта», «Космос». «Вселенная». Бытие мира - предпосылка его единства. Мир (бытие) как совокупная реальность. Монистические и плюралистические концепции бытия. Основные элементы бытия и их диалектика. Формы бытия. Бытие вещей, процессов и состояний природы. Специфика бытия «второй природы». Бытие Человека в мире природы. Специфика социального бытия человека. Человек «сам в себе». Бытие сознания. Бытие индивидуализи­рованного и объективированного духовного. Современные концепции бытия природы, общества и мира идей.

Материя и сознание в структуре бытия. Определение материи. Кате­гория материи в истории философии. Структура материи. Движение как способ существования материи. Основные формы движения и развития материального мира и их взаимосвязь. Пространство и время как атрибуты (неотъемлемые свойства) материи.

Категория сознания в истории философии. Сознание и душа. Сознание и идеальное. Сознание и человек, происхождение сознания, сущность сознания. Сознание как активное отражение действительности. Психика и сознание. Сознание и язык. Структура сознания. Характеристика знаний, эмоционально-чувственной и волевой сфер сознания. Сознание, рассудок, разум: соотношение и специфика. Идеальность (нематериальная сущность) сознания. Интенциональность (направленность на предмет) сознания. Идеаторность (способность творить и воспроизводить идеи) сознания. Сознательное и бессознательное.

Взаимосвязь материи и сознания. Деятельностная сущность сознания. Функции сознания. Философский смысл проблем моделирования мышления и создания искусственного интеллекта.

Тема 2.2. Философское учение о развитии

 

Понятие развития, его соотношение с понятиями «движение» и «изменение». Развитие в природе, обществе и духовной сфере. Диалектическая и метафизическая концепции развития. Догматизм и формализм, схоластика и эклектика, волюнтаризм и софистика как альтернативы диалектики. Основные этапы развития диалектики (стихийная диалектика древнегреческих натурфилософов, натуралистическая диалектика Гераклита, апористическая диалектика Зенона Элейского, субъективная диалектика софистов, диалектика как диалог у Сократа, диалектика идей Платона, аналитика и диалектика у Аристотеля, логическая диалектика стоиков, пантеистическая диалектика Н. Кузанского, диалектика как показатель границ научного познания у Канта, диалектика абсолютного мышления у Гегеля, диалектика как учение о всеобщих законах развития природы, общества и человеческого мышления в марксизме). Принцип всеобщей связи и принцип развития, их сущность и содержание.

Понятие закона. Общие и специфические законы, их взаимоотношение. Объективный характер законов. Законы диалектики: единство и борьба противоположностей, взаимопереходы количества и качества, отрицание отрицания. Законы - основа научной методологии познания и практического действия. Понятие категории. Соотношение категорий философии и понятий частных наук. Категории и законы, их взаимосвязь. Категории как опорные пункты познания. Методологическая роль категорий диалектики. Проблема систематизации категорий. Диалектика категорий всеобщего, особенного и единичного, сущности и явления, содержания и формы, необходимости и случайности, причины и следствия, действительности и возможности.

 

Тема 2.3. Теория познания. Философия и методология науки.

Философско-методологические основания научных исследований в области таможенного дела

 

Философия познания (гносеология, эпистемология) как теория всеобщих оснований и закономерностей познавательного процесса. История становления гносеологии как особого раздела системы философского знания. Борьба материализма и идеализма, метафизики и диалектики в истории гносеологии. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории филосо­фии (оптимизм, агностицизм, скептицизм, релятивизм, солипсизм). Объект и субъект познания. Чувственное и рациональное познание, их основные формы и взаимосвязь.

Сенсуализм и рационализм. Тайна априоризма и варианты ее раскрытия в различных философских системах. Теория отражения и ее роль в понимании познания. Роль интуиции в познании. Творчество в про­цессе познания. Истина как аксиологическая характеристика знания. Объективность и субъективность истины. Соотношение абсолютной и относительной истины. Конкретность истины. Соотноше­ние истины и заблуждения в познании. Критерий истины. Практика как источник, основа, цель познания и критерий истины. Абсолютность и относительность практики как критерия исти­ны. Виды практики. Проблема «внепрактических» критериев истины (рациональная интуиция, иррациональная интуиция, логическая непротиворечивость мысли, принцип «экономии мышления», принцип верификации, фальсификации, когеренции и другие). Соотношение истины, убеждения и веры в познавательной деятельности таможенника.

Философия и наука. Специфика научного познания. Научное, ненаучное (вненаучное), паранаучное, квазинаучное, лженаучное познание. Структура и логика научного познания. Основания, идеалы и нор­мы научного познания. Эмпирический и теоретический этапы научного познания, их различие и взаимосвязь. Основные формы научного познания: научный факт, проблема, гипотеза, доказательство, теория и их характеристика. Соотношение теории и метода. Понятие метода научного познания. Классификация методов науч­ного познания. Методы эмпирического и теоретического этапов научного познания. Характеристика философского, общенаучных и специальных методов научного познания и их взаимосвязь. Метод, методика, методология. Проблемы формирования методологической культуры таможенника. Общие черты и различие естественнонаучного и социально-гуманитарного научного исследования. Научное предвидение и его роль в познавательной деятельности специалиста таможенного дела. Философско-методологические основания научных исследований в области таможенного дела.

 

МОДУЛЬ 3. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ И ФИЛОСОФИЯ

ИСТОРИИ

 

Тема 3.1. Социальная философия

Социальная философия как учение о всеобщих основаниях и принципах изучения общества и его истории. Соотношение социальной философии, истории, социологии и других социальных наук. Философские концепции объяснения общества: позитивизм, феноменология, неотомизм, диалектико-материалистическая концепция. Соотношение общественного бытия и общественного сознания. Объективная и субъективная сторона общественного бытия. Специфика социальной деятельности. Субъекты и объекты общественной деятельности. Деятельность как общественные отношения. Необходимость и сознательная деятельность людей в историческом процессе. Общество как совокупность общественных отношений. Общество как самоорганизующаяся и саморазвивающаяся система. Марксистская теория классового общества; «открытое общество» К. Поппера; «свободное общество» Ф. Хайека, неолиберальная теория, глобализация. Концепции социальной структуры и стратификации в современной социальной философии.

Общество как обособившаяся часть природы. Антропогенное влияние на природу. Понятие о ноосфере. Влияние географической среды на развитие общества и наоборот. Географическое направление в социологии. Демография и общество (проблемы народонаселения). Проблемы социальной экологии. Общественно-политические идеалы и их историческая судьба. Гражданское общество, нация и государство. Культура и цивилизация.

Тема 3.2. Философия истории

Философия истории: предмет, отличие от исторических наук. Источники и субъекты исторического процесса. Динамика и типология исторического развития, периодизация истории. Концептуальные схемы понимания специфики социального детерминизма: этический идеализм Платона и телеология Аристотеля; религиозный провиденциализм средневековья (А. Аврелий, Ф. Аквинский); рационалистически-просвещенческий взгляд на историю;

философия истории Гегеля; географический детерминизм Ш. Монтескье и др.; демографический детерминизм Т.Р. Мальтуса и социал-дарвинизм, неомальтузианство. Социально-экономический детерминизм К. Маркса и Ф. Энгельса. Формационное развитие общества. Понятие «общественно-экономическая формация» и его структура (производительные силы и производственные отношения, способ производства, базис и надстройка). Семья и формационное развитие общества. Естественно - исторический процесс возникновения, развития и смены общественно-экономических формаций. Экономический детерминизм Э. Берштейна и др. Культурологический подход к истории Освальда Шпенглера. Понятие культуры, его многозначность. Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Материальная и духовная культура. Историческое развитие как воспроизводство и потребление культуры. Развитие общества как возникновение, развитие и исчезновение этнических объединений и их культур. Цивилизационный подход к пониманию общества (Арнольд Тойнби). Понятие цивилизации иего многозначность. Цивилизация как культура. Дикость, варварство, цивилизация как ступени развитии общества. Цивилизация и современное планетарное общество. Проблема признаков цивилизации: письменность, совокупность институтов и соци­альных общностей, государственность, «вторая природа», право и мораль, искусство.

Технологический детерминизм «постиндустриального» (Д. Белл), «технотронного» (З. Бжезинский), нового «индустриального» (Дж. Гелбрейт), «посткапиталистического» (Р. Дарендорф), «информационного» (О. Тоффлер), «постсовременного» (А. Этциони) общества. Проблемы смысла и назначения истории, социального прогресса и регресса, единства и многообразия истории, роли личности в истории.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 672; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.254.247 (0.009 с.)