II. Индивид, индивидуальность. Понятие личности, факторы её формирования и развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Индивид, индивидуальность. Понятие личности, факторы её формирования и развития.



 

Основные понятия. Индивид, индивидуальность, собственно личность – все эти понятия конкретизируют понимание человека, как существа культуры.

Понятие индивид означает принадлежность человеческого существа к человеческому роду и не включают конкретных социокультурных и психологических характеристик. Это - предельно простое и абстрактное определение человека – человек в толпе. При таком подходе мы абстрагируемся как от особенностей действия различных физико-психологических факторов (возрастных особенностей, пола, темперамента и т. д.), так и от различия социальных условий жизнедеятельности человека.

Индивидуальность – это характеристика специфики уникальности человека, неповторимости его социокультурного бытия. Индивидуальность выводит человека за пределы единичности, сопоставляет его с другими. Человек, поскольку мы его знаем, т.е. отличим от других – уже индивид.

Собственно личность – это характеристика, которая подчеркивает способность самоопределений в структуре культуры. Не всякого человека мы называем личностью, хотя всякий способен потенциально ею стать. Личность – это указание на осознанное волевое начало в человеке, способность осмысленно выстраивать свою жизненную стратегию от необходимых перспектив.

Индивид — это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех психофизиологических и социальных черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т. д. Понятие «индивид» употребляется в значении «конкретный человек» и рассматривается как отправной момент для формирования личности. Он — исходное состояние для онтогенетического и филогенетического развития человека. Личность же — итог развития индивида, наиболее полное воплощение человеческих качеств. Первоначально ребенок — это просто биологическое существо, сгусток биомассы, инстинктов и рефлексов. Но по мере развития, усвоения социального опыта, опыта человечества, он постепенно превращается в человеческую личность.

ИНДИВИД - это отдельный обособленный член социальной общнос­ти: народа, класса или социальной группы.

ЛИЧНОСТЬ - это устойчивая система социально (общественно) значимых черт, харак­теризующих индивида, как продукт общественного разви­тия и включения в систему социальных (общественных) отноше­ний посредством активной предметной деятельности и общения.

Чем же характеризуется личность? К характеристике личности можно отнести следующее:

1) самосознание;

2) ценностные ориентации и социальные отношения;

3) индивидуальность, т.е. то, что отличает одного человека от других;

4) относительная самостоятельность по отношению к обществу и ответственность за свои поступки.

Социальное качество личности. В процессе своей деятельности человек вступает в определённые от­ношения с другими людьми. Эти отношения проявляются в поведе­нии человека как его социальные качества. Социальное качество личности - это совокупность элементов, опреде­лённым образом взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодействия с другими людьми в конкретных исторических условиях. Элементы, составляющие социальное качество личности:

1) определённая цель деятельности человека;

2) занимаемые статус и выполняемые роли;

3) ожидания в отношении этих статусов и ролей;

4) нормы и ценности, которыми личность руководствуется в процес­се своей деятельности;

5) система знаков, которую личность использует (разговор);

6) совокупность знаний, позволяющих выполнять принятые на себя роли и более или менее свободно ориентироваться в окружаю­щем мире;

7) уровень образования и специальной подготовки;

8) социально-психологические особенности;

9) активность и степень самостоятельности в принятии решения;

10) осуществления свободы выбора из имеющихся возможностей;

11) создание проектов своей будущей жизни;

12) мобилизация своей воли и деятельности для достижения постав­ленной цели;

13) степень направленности личности на достижение изменений в социальных структурах и в системе общественных отношений.

Таким образом, - личность, обладающая большим набором элементов социального качества развивается гармонично и динамично, своевременно и с меньшими физическими и духовными затратами достигает поставленных целей в процессе своей деятельности, больше пользы приносит обществу.

Структура личности. Рассмотрим структуру личности. Она очень не проста. И в настоящее время эта проблема вызывает ещё много споров среди философов. Недаром древние мыслители как труднейшую и едва ли выполнимую задачу провозг­лашали: "Познай самого себя". Тем не менее, вы­делим в структуре личности ряд элементов и дадим им краткую характе­ристику.

ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ:

1) БИОЛОГИЧЕСКИЙ - т.е. то, что отличает личность от другого биоло­гического существа. Любой человек имеет совер­шенно индивидуальные биологические характеристи­ки: нервную систему, обмен веществ, особенности созревания и развития организма;

2) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ - основан на работе мозга. Это и воля и харак­тер, воображение, наблюдательность, склоннос­ти, способности, темперамент;

3) СОЦИАЛЬНЫЙ - важнейшими компонентами которого являются: па­мять, культура и деятельность.

Все элементы структуры личности должны не противоречить, а взаи­мно дополнять друг друга. Если такая гармония в личности есть, - то это здоровая нормальная личность, способная вступать в социальные отноше­ния с другими людьми. Если же этой гармонии нет, то личность дезорга­низована, это уже болезненное состояние, которое, как правило вызывает распад социальных связей и прочие жизненные трудности.

Взаимосвязь структурных элементов особенно ярко проявляется в со­циализации личности, когда происходит двухсторонний процесс: с одной стороны, - общество оказывает своё влияние на личность; а с другой стороны, - личность в той или иной степени поддаётся или сопротивля­ется влиянию окружающей действительности.

Определимся, что же такое

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - это процесс интеграции (включения) индивида в различные типы социальных общностей (группы, органи­зации)посредством усвоения им элементов культуры, норм и ценностей, на основе кото­рых формируются черты личности.

В социализации личности можно выделить две фазы.

1) СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ - (пер.с лат. adapto - приспособляю) это активное усвоение личностью новой для неё среды;

2) СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ - (пер.с лат. inerior - внутренний) это процесс включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека;

Условия формирования личности. Формирование культуры человека – это ведение культуры человека, т.е. путь извне и вовнутрь.

Культура складывается из двух компонентов: орудия труда и способы общения. Поэтому формирование личности – это обучение индивида владению орудиями труда (практически и теоретически) в процессе общения с другими людьми, которые уже обладают знаниями по использованию орудий. Человек в мире вещей и других людей - это контекст формирования личности. Усвоение индивидом коллективного опыта, т.е. культуры – это процесс социализации. Социализация складывается из двух кругов:

· Малая социализация – усвоение индивидом опыта культуры через общение и узкий круг людей, которые окружают его непосредственно (родители, учителя).

· Большая социализация – результат вхождения человека в большой круг культуры, усвоение конкретных аспектов общечеловеческого коллективного опыта.

Если малая социализация может не предполагать конкретных методик из систематизации, то большая социализация – строится на систематическом усвоении культуры. Этот процесс не является одномоментным, а складывается из ряда этапов и никогда не является завершенным до конца. Пока человек жив, он развивается как личность. Но не все люди проходят этот цикл целиком.

Социализация, как и любой другой социальный процесс, характеризу­ется периодичностью и стадийностью протекания.

 

ПЕРИОДЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ: (1) дотрудовой, (2) трудовой,(3) послетрудовой.

СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ:

1) ранняя - от рождения до поступления в школу;

2) обучение - с момента поступления в школу и до очных форм обще­го и специального образования;

3) социальная - активная трудовая и общественно-политическая зрелость деятельность

4) завершение жизненного цикла - прекращение постоянной трудовой деятельности в рамках официальной организации.

Вот это разделение на периоды и стадии позволяет изучать специфи­ку и особенности социализации ребёнка, молодёжи, людей зрелого и пен­сионного возраста. Надо иметь в виду, что на каждой стадии социализа­ции в действие вступают определённые группы социальных институтов:

а) институты первоначального развития природных и социальных свойств;

б) институты обучения и образования;

в) институты трудовой, политической, культурной, познавательной и общественной деятельности.

Этапы формирования личности. Человек всегда осваивает культуру, но освоение предполагает разную степень активности, осмысленности, мотивации. Формирование личности – это жизненный процесс движения индивида сквозь толщу культуры, опосредованный взаимодействием с другими людьми.

Данный процесс распадается на ряд этапов:

1. Выбор, т.е. сознательное предпочтение какого-то одного жизненного варианта из множества возможных. Выбирает только человек. Животное не способно к выбору, поскольку его существование жестко предопределено видовыми особенностями.

2. Ответственность. Делая выбор, человек принимает на себя определенные обязанности, т.е. некоторые дела, за которые он отвечает.

3. Право. Только по мере возникновения ответственности ответственности, т.е. реализации взятых на себя обязанностей, человек получает право, что-то требовать от других людей – получать взаимную долю ответственности с их стороны.

4. В результате расширятся круг общения человека – другие люди становятся продолжением его активности. Права переходят в свободу. Свобода человека есть следствие взятых на себя обязанностей, свобода вторична. «Свобода — это осознанная необходимость». Быть человеком – это значит быть ответственным, и поэтому быть свободным. Со свободой философия теснейшим образом связывает ответственность личности. Без свободы нет ответственности. Если человек не свободен, если он постоянно в своих действиях детерминирован, предопределен какими-либо материальными и духовными факторами, то он не отвечает за свои действия.

5. Совесть. Т.к. свобода реализуется только в мире других людей, то она предполагает определенное самоограничение, человеческое торможение, Эта свобода обращена во внутрь как совесть. Совесть – это как бы другие люди, которые вошли во внутрь индивида и стали мерой его отношения к миру и самому себе. Совесть – это рефлексия на уровне личности.

6. Согласованность индивидуального поведения с общественной полнотой, воплощаемой в нормах, называется понятием правда. Правда – закон совместного существования людей, который вырастает в степень их синхронности: Я = ТЫ = ДРУГОЙ.

 

ПРАВДА – ПРАВИТЬ – НАПРАВЛЯТЬ – ВЕСТИ – СОВЕСТЬ.

Правда в этом значении существует только в русском языке. Различаются понятия правда и истина, которая есть во всех зарубежных языках. Истина указывает на то, что есть в текущий исторический момент, а правда – на то, что должно быть, т.е. на общественный идеал.

По завершению конкретного цикла, у человека открываются возможности нового выбора, выбора новых дел, поэтому завершение личности продолжается. Человек входит в круг других изменений и при этом становится самим собой.

Историческая типология личности. Становление личности – это усвоение компонентов и фрагментов культуры, рассеяных во всем его пространстве, т.е. собирание индивида культуры путем движения извне и вовнутрь в процессе становления личности. В процессе истории культура накапливается и постепенно концентрируется в индивиде. Этапы такой концентрации отражаются в различных типах личности, сменяющих друг друга по мере общеисторического процесса.

Исторические типы личности принято выдвигать соответственно общественно-экономическим формациям. Первобытная личность – личность только по названию, фактически это индивид, поскольку основные компоненты культуры пребывают как бы вовне человеческой особи в экономически первобытной общине. Индивид здесь – это только определение социальной функции в структуре племени, оно может изменяться. Об отсутствии личности в первобытную эпоху свидетельствует тот факт, что у древних людей отсутствовали имена собственные (люди назывались соответственно своей социальной роли, например: Соколиный глаз), а также, что люди постоянно изменяли свои имена, переходя из одной группы в другую.

Античная личность характеризуется процессом превращения индивида в индивидуальность. Личность еще не выработалась – это процесс отделения человека от его общественной структуры в полюсе, древний грек стал индивидом. Однако замкнутость полиса и ограниченность его коллективного опыта, не позволили индивидуальности античного человека превратиться в личность, об этом свидетельствует тот факт, что античные скульпторы умело моделировали тело человека, но не знали жанра портрета, т.е. не умели подчеркивать личностные свойства (этот тезис оспаривается). Античная трагедия фиксирует трудности процесса становления личности, в процессе ее выделения из предписанной полисом ее социальной роли.

Средневековая личность впервые вписана в общечеловеческую культуру, однако это включение осуществляется лишь идеально, духовно. Реально и практически человек становится включенным в человеческую общину. Поэтому структура средневековой личности более сложна, потому что двойственна. Человек разделяется между миром христианских идеалов и реальной мирской ограниченностью. Поскольку человеческое начало - это включение в общечеловеческую культуру, то человек чем больше осознает себя человеком, тем больше переживает свое несовершенство. Поэтому часто мы видим аскетизм, омертвление плоти, отказ от себя.

 

Если личность - это отражение общественных отношений, то крутая ломка в обществе в период отхода от старых и зарождения новых полити­ческих и экономических структур, безусловно, влияет на содержание соци­ализации личности. Поэтому сейчас с уверенностью можно сказать, что с изменениями социальных отношений в стране происходит и обновление содержания личности. Какие факторы в настоящее время определяют процесс формирования и развития личности? Они следующие:

1) господствующие в обществе социальные, экономические, политичес­кие отношения и духовная культура;

2) непосредственная социальная среда (семья, школа, улица, разбой­ничья банда, мир окружающих вещей...);

3) человеческая деятельность, проявляющаяся в сознательном труде по преобразованию природы и общества;

4) деятельность по преобразованию самого себя (самовоспитание).

 

Законы формирования личности действуют диалектически, выражая отношения между обществом и личностью. Они служат основой воспитания и самовоспитания людей, связь которых с обществом опосредована коллективами, имеющими свои особенности.

Таким образом,

В понятиях индивид, индивидуальность и личность выражается философское представление о взаимосвязи человека и общества. Личность – понятие исторически меняющееся. Формирование личности – закономерный процесс, обусловленный рядом факторов.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 427; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.025 с.)