Форма существования, характеризующая длительность, последовательность, периоды существования материальных объектов и их свойств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Форма существования, характеризующая длительность, последовательность, периоды существования материальных объектов и их свойств



è Представления о времени.

 

èСВОЙСТВА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

 

1. Носят объективный характер. Они независимы от сознания человека, но не от ма­терии. Объективность их вытекает из объективного существования материи.

2. Пространство и время носят абсолютный характер. Они всеобщи, являются не­обходимыми формами существования любого предмета, процесса.

3. Пространство и время относительны. Их характеристики зависят от специфики (особенностей) конкретных видов материи и форм ее движения.

4. Пространство и время представляют собой диалектическое единство пре­рывности и непрерывности, бесконечности и конечности, бесконечности пространства и вечности времени.

5. Мерность пространства и времени. Пространство трехмерно, время одномерно направлено от прошлого к будущему.

6. Неразрывная связь движения, пространства и времени. В этом смысле нам необходимо вспомнить основные

è Концепции пространства и времени

Понятия пространства и времени составляют основу физики. Согласно классической физике, созданной Исааком Ньютоном, физические взаимодействия разворачиваются в бесконечном трёхмерном пространстве — так называемом абсолютном пространстве, время в котором может быть измерено универсальными часами (абсолютное время). è

 

Однако к выводу о том, что материя, движение, пространство и время неразрывно связаны между собой пришли одновременно и философы, и физики. Заслуга математического выражения этой взаимосвязи принадлежит Альберту Эйнштейну. В 30-е годы ХХ века он вывел формулы, которые показывают, что с увеличением скорости увеличивается масса тела и его поперечные размеры, но уменьшаются размеры продольные (по ходу движения) и замедляется течение времени. Писатели-фантасты в своих произведения обыгрывали это явление, показывая, что совершившие длительный космический полёт на околосветовых скоростях люди возвращаются на Землю молодыми, а их сверстники постарели. Мы знаем, что частицы света – фотоны, «живут» бесконечно. Но как только сталкиваются с преградой, т.е. останавливаются, сразу перестают существовать и превращаются в тепло.

С увеличением количества материи (т.е. массы), тоже замедляется течение времени. При этом искривляется пространство вокруг больших масс. Такие процессы становятся заметными только в космосе. Но об этом все знают. Прежде всего, это явление «чёрных дыр», т.е. космических тел, бывших звёзд, которые сжались до маленького размера, сохранив гигантскую массу. Эта масса притягивает даже свет, поэтому от таких объектов не исходит никакого излучения.

Рассмотренное явление взаимосвязи материи, движения, пространства и времени получило название пространственно-временного континуума. О нём вам рассказывали в школьном курсе физики.

è В начале двадцатого века учёные обнаружили в ньютоновской физике некоторые противоречия. В частности, физики не могли объяснить, каким образом скорость света остаётся постоянной вне зависимости от того, движется ли наблюдатель.

Альберт Эйнштейн разрешил этот парадокс в своей специальной теории относительности.

В соответствии с теорией относительности, пространство и время относительны — результаты измерения длины и времени зависят от того, движется наблюдатель или нет.

è Специальная теория относительности А.Эйнштейна

Основные выводы:

При переходе от одной системы отсчета к другой пространственные и временные интервалы изменяются

При увеличении скорости движения пространственные интервалы сокращаются, временные растягиваются

Существует единое пространство-время

Геометрия пространства-времени определяется характером поля тяготения: вблизи больших масс происходит искривление пространства и замедление времени

 

o Проблема размерности пространства-времени

 

Пространство-время нашего мира имеет четыре измерения: три из них характеризуют пространство и одно – время. Трехмерность пространства является условием существования устойчивых связанных систем (планетных систем, устойчивых орбит планет, в микромире – атомов, молекул и макротел. Многообразие видов материи в нашей Метагалактике связано с фундаментальной характеристикой пространства-времени – размерностью 3+1

è Вопрос о форме Вселенной

• является важным вопросом. Перед учеными стоит проблема поиска такой трёхмерной фигуры, которая наилучшим образом представляет пространственный аспект Вселенной.

• Во-первых, неизвестно, является ли Вселенная пространственно плоской.

• Во-вторых, неизвестно, является ли Вселенная множественно-соединённой. Согласно стандартной модели Большого взрыва, Вселенная не имеет пространственных границ, но может быть пространственно ограничена.

• Это может быть понято на примере двухмерной аналогии: поверхность сферы не имеет границ, но имеет ограниченную площадь. Если Вселенная действительно пространственно ограничена, то, двигаясь по прямой линии в любом направлении, можно попасть в отправную точку путешествия.

è Согласно теории относительности

 

n время замедляется при возрастании скорости (близкой к скорости света) и мощных гравитационных полей.

n Следовательно нет и не может быть абсолютного, одинакового для всех наблюдателей времени.

n Для световых частиц (квантов вообще времени не существует).

n Понятие «время» имеет смысл только тогда, когда есть вещество.

n Таким образом, есть точка отсчета времени – Большой взрыв, произошедший 10-20 миллиардов лет тому назад, в результате которого возникла Вселенная и образовалось вещество.

n Время пришло к нам из Вселенной и исчезнет с её исчезновением.

è Таким образом, Пространство и время – это атрибуты материи, т.е. такие её свойства, которые не существуют без самой материи и без которых не может существовать материя.

è В качестве общего вывода по сегодняшней и прошлой ле кции запишем

1. Материя – это важнейшая философская категория, выражающая суть материали-стического мировоззрения. Мир по природе своей материален, он существует объективно. Материя вечна, бесконечна, неисчерпаема и находится в постоянном движении.

2. Природная среда обитания была и остается важнейшей предпосылкой возникновения и условием существования человеческого общества. Расширение и усложнение связи между человеком и природой, возникновение экологических проблем требует коренных изменений в характере и способах воздействия на природу.


 

ТЕМА 11 ФИЛОСОФИЯ ПРИРОДЫ (продолжение).

Самоорганизация и системность. Детерминизм.

è

Самоорганизация.

Проблема самоорганизации материальных систем в XX веке становится одной из центральных проблем науки, существенный вклад в решение которой вносят системный и информационный подходы. Обе эти области исследования имеют дело с материальными системами высокого уровня организованности: биологические системы, социальные, технические (кроме процессов самоорганизации в неживой природе).

Решение этой задачи берет на себя научная дисциплина, именуемая синергетикой (основоположники - Г. Хакен и И. Пригожин). Закономерности явлений самоорганизации, открываемые синергетикой, не ограничиваются областью неживой природы, а распространяются на все материальные системы. Как отмечает Г. Хакен, «от морфогенеза в биологии, некоторых аспектов функционирования мозга до флаттера крыла самолета, от молекулярной физики до космических масштабов эволюции звезд, от мышечного сокращения до вспучивания конструкций» («Синергетика». М., 1980. С. 16).

По мнению ряда ученых, возникновение синергетики, возможно, знаменует начало новой научной революции, поскольку она не просто вводит новую систему понятий, но меняет стратегию научного познания, способствует выработке принципиально новой научной картины мира и ведет к новой интерпретации многих фундаментальных принципов естествознания. Если традиционная наука в изучении мира делала акцент на замкнутых системах, обращая особое внимание на устойчивость, порядок, однородность, то синергетический подход акцентирует внимание на открытых системах, неупорядоченности, неустойчивости, неравновесности, нелинейных отношениях.

Свое понимание феномена самоорганизации И. Пригожин связывает с понятием диссипативной структуры — структуры спонтанно возникающей в открытых неравновесных системах. Классическими примерами таких структур являются такие явления, как образование сотовой структуры в подогреваемой снизу жидкости (т.н. ячейки Бена-ра), «химические часы» (реакция Белоусова — Жаботинского), турбулентное движение и т.д.

Термин «синергетика» образован от греческого «синергиа», которое означает содействие, сотрудничество. Именно «совместное действие» или когерентное поведение элементов диссипативных структур и является тем феноменом, который характеризует процессы самоорганизации.

 

Значение синергетического подхода к изучению природных процессов трудно переоценить. Этот подход позволяет решить вопрос, который «мучил» основателей термодинамики: почему вопреки действию закона возрастания энтропии, который характеризует естественное стремление материальных систем к состоянию теплового равновесия и беспорядку, окружающий нас мир демонстрирует высокую степень организации и порядка.

Разрабатываемая в наше время концепция самоорганизации (синергетика) также убеждает нас в наличии природных сил антиэнтропийного характера.

 

Материя неуничтожима и в количественном, и в качественном отношениях. Все те формы движения и уровни структурной организации материи, которые уже известны (а наука, несомненно, обнаружит еще новые), заключены в самой материи, внутренне ей присущи, связаны между собой и способны при определенных условиях переходить друг в друга. Материя неотрывна от движения, от разнообразия, от самоорганизации.

èСистемность. Уровни структурной организации. Подобно движению, пространству, времени, отражению системность представляет собой всеобщее, неотъемлемое свойство материи, ее атрибут. Будучи характерной чертой материальной действительности, системность фиксирует преобладание в мире организованности над хаотичными изменениями. Последние не отделены резко от оформленных образований, но включены в них и подчиняются в конечном счете действию электромагнитных, гравитационных, других материальных сил, действию частных и общих законов. Неоформленность изменений в одном каком-либо отношении оказывается упорядоченностью в другом. Организованность присуща материи в любых ее пространственно-временных масштабах.

Структурность — это внутренняя расчлененность материального бытия. И сколь бы широк ни был диапазон мировидения науки, он постоянно связан с обнаружнием все новых и новых структурных образований. Если раньше взгляд на Вселенную замыкался галактикой, затем расширился до системы галактик, то теперь изучается Мегагалактика как особая система со специфическими законами, внутренними и внешними взаимодействиями. Материя во всех своих масштабах обладает формообразующей активностью. Бесструктурной материи нет.

Структурное многообразие, т. е. системность, является способом существования материи.

 

èПонятия «система», «элемент», «структура». Исходным понятием в представлении материи как структурно упорядоченного образования выступает понятие «система». В. Н. Садовский приводит около 40 определений понятия «система», получивших распространение (Садовский В. Н. «Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ» М., 1974. С. 77 — 106). Мы же выделим базисное определение, наиболее корректное и простое: система — это комплекс взаимодействующих элементов (или: система есть отграниченное множество взаимодействующих элементов).

Вы видите, что в понимании того, что такое система, решающую роль играет значение слова «элемент». Без этого само определение может оказаться банальностью, не заключающей в себе сколько-нибудь значительной эвристической ценности. Критериальное свойство элемента — его необходимое непосредственное участие в создании системы: без него, т. е. без какого-либо одного элемента, система не существует. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном способе ее рассмотрений. Если взять, к примеру, человеческий организм, то отдельные клетки, молекулы и атомы не будут выступать его элементами; ими оказываются нервная система в целом, кровеносная система, пищеварительная система и т.п. (по отношению к системе «организм» точнее будет назвать их подсистемами).

Понятие «подсистема» выработано для анализа сложноорганизованных, саморазвивающихся систем, когда между элементами и системой имеются «промежуточные» комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система. Они объединяют в себе разные части (элементы) системы, в своей совокупности способные к выполнению единой (частной) программы системы. С этой точки зрения вся материя представляется как бесконечная система систем. «Системами» могут быть системы отношений, детерминаций и т.п.

Наряду с представлением об элементах в представление о любой системе входит и представление о ее структуре. Структура — это совокупность устойчивых отношений и связей между элементами. Сюда включается общая организация элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития и т.п.

 

По своей значимости для системы связи элементов (даже устойчивые) неодинаковы: одни малосущественны, другие существенны, закономерны.

è

Структура прежде всего — это закономерные связи элементов. Среди закономерных наиболее значимы интегрирующие связи (или интегрирующие структуры). Они обусловливают интегрированность сторон объекта. В системе производственных отношений, например, имеются связи трех родов: относящиеся к формам собственности, к обмену деятельностью и к распределению. Все они существенны и закономерны. Но интегрирующую роль в этих отношениях играют отношения собственности (иначе формы собственности). Интегрирующая структура является ведущей основой системы.

 

Таковы основные характеристики системности как атрибута материи, выражаемые понятиями «структура — элемент — система» Дальнейшую конкретизацию системность получает при анализе развития и детерминации (самодетерминации) материальных систем, на чем мы и остановимся.

 

è

Детерминизм.

 

Общая характеристика детерминизма. Наряду с принципом субстанциального единства мира и принципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундаментальным принципом философского учения о бытии. Если принцип субстанциального единства мира дает ответ на вопрос о том, является ли мир единым или множественным и что лежит в основе его единства, если принцип развития дает ответ на вопрос о том, остается ли мир всегда тождественным себе или он постоянно претерпевает изменения, то принцип детерминизма содержит ответ на вопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет ли эта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченный характер. Другими словами, это вопрос о том, выступает ли мир в своем существовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядоченный хаос. Ответ на последний вопрос, как и ответы на первые два, всегда интересовал философов, начиная с античности; в зависимости от этого ответа философские учения распадались на два направления: философский детерминизм и философский индетерминизм.

 

Первоначально смысл слова «детерминация» был связан с буквальным его значением и имел антропоморфный характер. Термин «детерминация» происходит от латинского determinare, означающего «определять», «отделять», «отграничивать», и в этом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление и фиксацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Ясно, что детерминация в этом смысле обязательно предполагает существование познающего субъекта. Позже детерминацию в философии стали понимать в объективном смысле, как формирование, становление объективных признаков предмета под действием объективных факторов. Но такое изменение употребления термина «детерминация» путем приписывания ему объективного статуса с необходимостью вело и к изменению его смыслового значения. Детерминация в объективном смысле уже означает не определение, ограничение или отделение, а обусловливание одних явлений, процессов и состояний другими явлениями, процессами и состояниями, в результате чего первые и приобретают определенные признаки, которые можно зафиксировать в определениях. Именно это объективное значение термина «детерминация», характеризующее существование в мире отношения объективного обусловливания, и имеет в виду современная философия, когда утверждает детерминированность всех объективных явлений.

 

Детерминизм — это учение о всеобщей обусловленности объективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальная взаимосвязь всех явлений, которая, с одной стороны, является проявлением субстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой — следствием и предпосылкой универсального характера развития.

 

Исходной категорией детерминизма оказываются понятия связи и взаимодействия. Взаимодействие проявляет себя во взаимном изменении вещей. В нем вещи оказываются теми факторами, через действие которых и реализуется отношение детерминации. Существование всеобщей универсальной взаимосвязи всех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма. Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальной взаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этой универсальной взаимосвязи (см.: Кедров Б. М. «Научная концепция детерминизма» // «Современный детерминизм, законы природы». М., 1973. С. 8).

è

Однако содержание принципа детерминизма не исчерпывается этим. Философский детерминизм предполагает также определенную концепцию природы и структуры отношений детерминации, находящую свое выражение в учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со случайностью), закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующих в мире, и в решении ряда других проблем.

è

В более развернутом виде общетеоретический принцип детерминизма может быть представлен в совокупности следующих тезисов:

1. Тезис о всеобщей обусловленности материальных систем и процессов, посредством которых каждая конкретная вещь приобретает и сохраняет свои характерные признаки и которая объясняет изменение явлений. В рамках этого тезиса «детерминизм — это отношение, выражающее зависимость вещей в их существовании и изменении от любых факторов».

2. В основе всего многообразия отношений детерминации (или обусловливания) лежит генетическая, причинная производительность. Каждое событие имеет свою причину, каждое событие порождается, производится другим событием, и этот процесс порождения сопровождается переносом вещества, движения и информации. Иными словами, принцип детерминизма в качестве своего обязательного компонента включает принцип причинности.

3. Тезис о многообразии типов детерминации и существовании непричинных отношений детерминации. Это означает, что принцип детерминизма не сводит все отношения детерминации к причинной детерминации, но постулирует существование многообразия типов отношения детерминации, непосредственно не сводимых к причинности. В то же время причинная детерминация оказывается основанием для существования всех других типов детерминации.

4. Тезис о закономерности или регулярности отношений обусловливания: процесс обусловливания имеет регулярный упорядоченный характер. Он подчиняется законам, имманентным схемам бытия, внутренне присущим отношениям между явлениями. Согласно этому тезису, каждое явление, событие подчиняется закономерным отношениям в процессе своего существования и изменения.

 

Требует пояснения и соотношение понятий причинности и принципа детерминизма. Из приведенного выше определения принципа детерминизма следует, что понятие причинности рассматривается как необходимая составная часть принципа детерминизма и что последний утверждает о мире нечто большее, чем принцип причинности.

В нашей литературе имеет место тенденция к отождествлению принципа причинности и принципа детерминизма. Например, в «Философской энциклопедии» детерминизм определяется «как учение о всеобщей причинной материальной обусловленности природных, общественных и психических явлений» (Ярошевский М. «Детерминизм» // «Философская энциклопедия». Т. 1. М., 1960. С. 464). При таком отождествлении причинности и детерминизма само использование термина «детерминизм» оказывается излишним. Более логично в таком случае для обозначения учения о регулярной обусловленности использовать термин каузализм. Кроме того, такое отождествление ведет к исключению самой возможности существования непричинных типов и видов обусловливания, а значит, и к исключению возможности существования непричинных законов, что противоречит реальной практике науки.

Отождествление причинности и детерминизма имеет исторические корни и содержит в себе зерно истины. Рациональным моментом в нем является мысль о неразрывности принципа детерминизма и принципа причинности. Отрицание причинности с необходимостью ведет к отказу от материалистического детерминизма. Однако сведение детерминизма только к учению о причинности значительно обедняет концепцию философского детерминизма.

Альтернативной детерминизму позицией является индетерминизм. Существуют различные формы индетерминизма, но все они связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицанием объективного характера отношений детерминации. Последний вариант индетерминизма характерен для философии Д. Юма и И. Канта. Не отрицая значения категорий детерминизма в научном познании, они проводят субъективистскую линию в трактовке природы причинности, необходимости, закономерности: регулярность и обусловленность присущи только нашему восприятию мира, но не самому миру.

В полном объеме сущность диалектической концепции детерминизма раскрывается с опорой на ряд философских категорий, к которым относятся прежде всего такие, как «причина» и «следствие», «закон» и «закономерность», «сущность» и «явление», «необходимость» и «случайность», «свобода», «возможность», «действительность» и др.

è

Причина и следствие. Цепи причинения. Как уже отмечалось, основанием философского детерминизма является учение о причинной обусловленности всех явлений. Причинная связь или причинное отношение является отношением между двумя явлениями, событиями, одно из которых выступает в качестве причины, а другое в качестве следствия. В самом общем виде отношение причинения можно определить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одно явление, называемое причиной, при наличии определенных условий с необходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемое следствием.

 

Если же несколько расширить рамки рассмотрения воздействий, то обнаружится, что причина есть взаимодействие. Возможны два типа взаимодействий:

 

1) ведущее к изменениям состояний и свойств в уже существовавших объектах; (воздействие вирусов на органы и ткани организма, имеющие следствием заболевание человека и биохимические изменения самих вирусов)

 

2) порождающие новые объекты, которых не было до начала действования причины(взаимодействие электрона и позитрона, порождающие два фотона).

 

Утверждение о всеобщем характере причинной обусловленности явлений обычно называется принципом причинности. Хотя принцип причинности и не исчерпывает концепции детерминизма, он составляет его основу. Причинно-следственная связь является фундаментальной не только в том смысле, что на ней основываются в конечном счете другие, непричинные типы детерминации.

è

Это связь оказывается простейшей и вместе с тем базисной в том еще отношении, что из нее исходят, на ней формируются более сложные виды самих каузальных отношений — так называемые цепи причинения.

Имеются следующие виды цепей причинения: однолинейные, двулинейные и разветвляющиеся. Совокупность однолинейных, двулинейных и разветвляющихся цепей причинения может давать сеть причинения.

Причинная сеть — это такое отношение между объективно существующими явлениями, в котором каждое из них многократно (но в разных отношениях) выступает и причиной, и следствием.

è



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.049 с.)