Тема 14. Природа человека и смысл его существования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 14. Природа человека и смысл его существования



Природное (биологическое) и общественное (социальное) в человеке. Антропосоциогенез и его комплексный характер. Специфика человеческой деятельности. Человек как духовное существо. Духовность и бездуховность. Жизнь, смерть и бессмертие. Смысл жизни. Человеческая судьба. Концепции предопределения судьбы человека в учениях прошлого и в настоящее время.

Различие понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Понятие «личность» и его многоаспектность. Личность как субъект социальных связей и отношений, как целостная духовно-мировоззренческая реальность, как развивающаяся система нравственно-ценностных и индивидуально-социальных качеств.

Роль социальной и культурной среды в формировании личности. Роль культуры в социализации личности. Индивидуализм и конформизм. Обезличенность культуры. Проблема типологизации личности. Историческая и выдающаяся личность. Личность в эпохи социальных катастроф. Личность в компьютеризованном мире.

Структура личностного «Я». Феномены совести, самосознания, самопознания; роль и значимость сомнения, самоанализа, внутреннего диалога, понимания, переживания, самоотдачи. Нонконформизм. Конформизм.

Субъективный фактор истории и общества. Человек в системе социальных связей и отношений. Понятие социализации. Вещные посредники социализации. Индивидуальное и общественное бытие, сознание. Диалектическая взаимосвязь личности и общества. Понятие социальной роли и социальной функции. Нормы, требования, идеалы, заданные обществом.

Человек и исторический процесс: свобода и необходимость, личность и массы, насилие и ненасилие. Социально-политические типы. Содержание понятий: волюнтаризм, фатализм, эгалитаризм, консенсус.

 

Тема 15. Учение об обществе (социальная философия)

Предмет социальной философии. Формы общественного бытия: материальная жизнь общества и отношения между людьми; материальные отношения людей друг к другу и к природе; реальный процесс жизнедеятельности людей. Социальное действие и его символическая специфика. Социальная рефлексия. Разнообразие подходов к изучению общества. Идеалистическое и материалистическое понимание общества и его развития.

Общество как живая самоорганизующаяся и самовоспроизводящаяся система. Понятие социальной структуры и основные структурные элементы общества. Подвижность и системные свойства социальных структур. Социальная стратификация. Гражданское общество и государство.

Базис и надстройка общества. Принцип развития: соотношение эволюционных и революционных изменений в обществе. Реформирование социальной системы как процесс перехода в новое качество. Роль реформ в социальном управлении, в политике, праве.

Объективные законы общественного развития, их сущность, специфика, механизм их познания и реализации. Дискуссии в современной философской науке по вопросу о законах общественного развития. Роль социального управления в реализации объективных законов.

Понятие способа производства материальных благ и его методологическое значение. Роль разделения труда в развитии общества. Диалектика производительных сил и производственных отношений.

Материальные и духовные (в том числе идеологические) отношения, их взаимосвязь и развитие. Мир повседневности в жизни общества. Сущность, содержание и роль материально-производственной сферы жизни общества. Социальная сфера общественной жизни, ее структура и функциональные связи. Экологическая сфера жизни общества. Демографическая сфера жизни общества. Политико-управленческая сфера общественной жизни, ее структура, взаимосвязи и роль в обществе. Общая характеристика и функции духовной сферы жизни общества. Духовные ценности, потребности и интересы. Понятие духовности, ее активная роль в жизни общества. Духовное отчуждение, его формы и пути преодоления в современном обществе. Взаимосвязь и субординация сфер общественной жизни.

Социальный детерминизм и индетерминизм. Соотношение исторической необходимости и сознательной деятельности людей. Свобода и необходимость в обществе. Свобода и ответственность личности. Волюнтаризм и фатализм.

Активная роль человека, его сознания в историческом развитии. Идеологизация и деидеологизация, реидеологизация, конформизм и нонконформизм, политизация и деполитизация в духовной сфере современной общественной жизни.

 

Тема 16. Человек в мире культуры

Множественность определений понятия «культура». Обыденное и теоретическое представления о культуре. Культура как способ накопления и передачи человеческого родового опыта: традиция, трансляция, преемственность, взаимовлияние.

Характеристика различных концепций культуры. Деятельность и культура. Культура и природа. Культура и технология. Культура и человек. Материальная и духовная культура.

Общество и культура. Социальные функции культуры. Основные характеристики современной культуры. Групповое, региональное, национальное и общечеловеческое в культуре. Культура, идеология, политика, культура и наука. «Массовая» и элитарная культура. Субкультура, господствующая культура, контркультура. Модернизм и постмодернизм. «Демократическая», «элитарная», «высокая», «классическая», «народная», «массовая» культура. Источники культуры и цели их распространения. Кризис современной культуры.

Единство, многообразие и взаимодействие культур. Национальное и интернациональное в культуре. Культура и цивилизация. Цивилизация как социокультурное образование.

Основные положения теорий взаимодействия цивилизации и культуры. Многообразие культур, цивилизаций и форм общественного опыта. Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.

Состояние культуры современного общества и проблемы выхода из кризиса цивилизации. Проблемы социального управления и культура. Культура и право. Взаимоотношение культурной элиты и политической элиты. Содержание и критерии общественного прогресса.

Восточный и западный типы культуры, их своеобразие. Запад, Россия, Восток в диалоге культур. Диалог Восточной и Западной культур. Россия как особая историко-культурная целостность. Восточные и Западные влияния на развитие российской культуры. Поиск места российской культуры в системе культур Запада, Востока и мира в целом. Вклад России в мировую культуру. Проблемы развития современной российской культуры.

 

Тема 17. Будущее человечества (философский аспект)

Современная общепланетарная цивилизация, ее особенности и противоречия. Всеобщие масштабы техногенной цивилизации. Комфорт как высшая ценность техногенной цивилизации.

Информационное общество: перспективы его развития и особенности проявления. Социально-гуманитарные последствия перехода общества к информационной цивилизации. Информационные технологии. Информация как новый необходимый элемент в структуре современной личности и общества. Формирование нового типа бытия, новых форм социального поведения, общественного сознания, коллективных представлений. Необходимость гармонии между технопрогрессом и приспособлением.

Перспективы ноосферной цивилизации. Глобальные проблемы: признаки, возникновение, сущность, содержание. Классификация глобальных проблем и разнообразие подходов к ней. Особенности разрешения глобальных проблем.

Социокультурное единство человечества. Сценарии будущего. Понятие «антропологической катастрофы». Необходимость идеи глобального гуманизма. Надежды и предпосылки преодоления глобальных коллизий. Взгляд в будущее. Человечество перед историческим выбором. Коэволюционные сценарии будущего. Концепция устойчивого развития. Космические перспективы развития социума.

 


ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Занятие 1. Философия, ее предмет и место в жизни человека и общества (2 часа)

Вопросы для обсужения

1. Философия и мировоззрение.

2. Основные компоненты и категории философского знания. Основные функции философии.

3. Основной вопрос философии.

4. Философия и наука. Философия и религия. Философия и искусство. Специфика философии.

Основные понятия

Всеобщее, Идеализм, Категории, Материализм, Материальный, Мировоззрение, Мифология, Основной вопрос философии и две его стороны, Понятие, Религия, Рефлексия, Тождество мышления и бытия, Трансцендентный, Философия.

Доклады

1. Влияние мировоззрения на исторические судьбы человека и общества.

2. Мифология: прошлое и настоящее.

3. Философия – наука или мировоззрение?

4. Философия как самосознание эпохи.

5. Философия и философствование.

6. Доклад по статьям Э.В. Ильенкова «Философия и молодость», «Учиться мыслить».

7. Доклад по работам М.К. Мамардашвили «Как я понимаю философию», «Быть философом – это судьба».

Методические рекомендации

Необходимо указать на особый статус философии в системе духовного знания и форм общественного сознания. Выявить особенности соотношения философии и мировоззрения. Подчеркнуть специфический теоретико-научный статус философии. Различать философию и философствование. Отметить специфические черты философии в сравнении с другими формами духовной деятельности людей.

Следует дать определение основным понятиям семинарского занятия, выделить важнейшие функции философии и структуру философского знания.

Основной вопрос философии следует раскрывать через две стороны: онтологическую и гносеологическую.


Литература

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – С. 7-36.

2. Ильенков Э.В. Философия и культура. – М.: Политиздат, 1991. – Разд. 1. Статьи: «Философия и молодость», «Учиться мыслить».

3. Катаева О.В. Философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 5-27.

4. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 10-21, 34-65, 74-78.

5. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – С. 19-28, 36-65.

6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. Быть философом – это судьба // Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М.: Прогресс, 1990.

7. Миронов В.В. Философия. Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001. – С. 3-17.

8. Основы философии. – Учеб. пособие для вузов и колледжей / Отв. ред. В.И. Стрюковский. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2005. – С. 6-24.

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 9-21.

10. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. – С. 4-22.

11. Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 7-25, 396-398.

12. Философия: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – С. 6-26.

13. Философия: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А. Харина. – Мн.: ТетраСистемс, 2005. – С. 5-26.

14. Философия: Учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Изд-во ЮРАЙТ, 2011. – С. 10-31.

15. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – С. 5-26.

16. Философия: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С. 5-26.


Контрольные вопросы

1. Как соотносятся философия и мировоззрение?

2. Всякая ли философия является мировоззрением? Всякое ли мировоззрение есть определенная философия?

3. Является ли философия формой общественного сознания?

4. Что представляет собой основной вопрос философии?

5. Что общего и в чем различие между философией и философствованием?

6. Каковы основные проблемы философии?

7. В чем специфика философии по сравнению с наукой и религией?

8. Какова структура философского знания?

9. Основные функции философии.

Занятие 2. Античная философия и средневековая философия (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Период становления античной философии. Натурфилософия.

2. Период античного просвещения и классический период античной философии (Сократ, Платон, Аристотель).

3. Краткая характеристика философского мировоззрения эпохи средневековья. Теоцентризм, вера и знание, спор о природе общих понятий, философия истории.

Доклады

1. Рок и Судьба в античной философии и мировоззрении.

2. Учение Эпикура о преодолении страха.

1. Учение пифагорейцев о числовой закономерности.

2. Учение софистов.

3. Апории Зенона.

4. От Пифагора к Платону: становление образа Античного Космоса.

5. Значение физики и метафизики Аристотеля для развития европейской философии.

6. Античная и средневековая философии: общее и особенное.

7. Смысл и значение доказательств бытия Бога в средневековой философии.

8. Отличие теологии от философии в осмыслении сути мироздания.

9. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность до настоящего времени?


Основные понятия

Апейрон, Апологетика, Атом, Атомистика, Библия, Благо, Вера, Движение, Добродетель, Идея, Креационизм, Монотеизм, Натурфилософия, Номинализм, Патристика, Покой, Платонизм, Развитие, Реализм, Схоластика, Теизм, Теология, Универсалии, Эйдос, Энтелехия, Эсхатология.

Анаксагор, Анаксимандр, Анаксимен, Аристотель, Гераклит, Демокрит, Зенон, Парменид, Пифагор, Платон, Сократ, Фалес, Эмпедокл.

Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, Василий Великий, Дунс Скот, Пьер Абеляр, Роджер Бэкон, Тертуллиан, Уильям Оккам, Фома Аквинский.

Методические рекомендации

Следует отметить то, что философия явилась совершенно новой формой постижения действительности по сравнению с другими формами познания (миф, религия). Указать специфику именно первого периода античной философии (философия природы) и второго периода (гуманистический, антропологический период). Показать, почему философия Сократа, Платона и Аристотеля является классикой античной философской мысли.

Остановиться подробно на патристике и схоластике как основных направлениях средневековой философской мысли. Отметить, что философия Средних веков заимствовала из античной философии, а что из христианской религии. Различать номинализм и реализм. Знать представителей различных этапов и направлений средневековой философии.

Литература

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – С. 40-55, 58-78.

2. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – С. 79-133, 148-171, 190-202, 203-225.

3. Катаева О.В. Философия: учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 36-71, 77-85.

4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момждян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 18-50.

5. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 21-34.

6. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – С. 28-36.

7. Самыгин С.И. История философии для студентов вузов / С.И. Самыгин, А.М. Старостин, И.В. Тумайкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – С. 31-63, 70-93.

8. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 25-63, 77-84, 86-97, 97-104.

9. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 20-39, 46-52.

10. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2005. – С. 35-88.

11. Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 403-423.

12. Философия: Учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Изд-во «ЮРАЙТ», 2011. – С. 34-45, 47-58, 64-74.

13. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – С. 59-91, 101-126.

14. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2003. – С. 75-94, 130-161, 195-214.

Контрольные вопросы

1. Какие этапы можно выделить в развитии античной философии?

2. Какое название носят школы первого периода античной философии?

3. Как в философии называется вопрос о начале природы?

4. Что было предметом исследований натурфилософов?

5. В чем заслуга Фалеса как философа?

6. Как трансформируется понятие природы у Анаксимандра?

7. Каковы характеристики апейрона?

8. Что в качестве первоначала выделял Анаксимен?

9. Какова важнейшая характеристика природы согласно Гераклиту?

10. Что представляет собой число у Пифагора?

11. Какими характеристиками наделяет бытие Парменид?

12. Что значит тождество мышления и бытия?

13. Что такое апория и как выражает Зенон движение в своих апориях?

14. Какую концепцию бытия предлагает Эмпедокл?

15. Как изменяется представление о материи в учении Демокрита?

16. Какова роль духа у Анаксагора?

17. Основные идеи философии Сократа.

18. Онтологическая проблематика учения Платона.

19. Как понимает процесс познания Платон?

20. Каковы социальные идеи Платона и Аристотеля?

21. В чем заключаются основные характеристики средневековой философии?

22. Что такое креационизм, теоцентризм, эсхатология?

23. Какие направления можно выделить в истории средневековой философии?

 

 

Занятие 3. Философия Нового времени (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Краткая характеристика философского мировоззрения эпохи Возрождения. Гуманистическая составляющая философии эпохи Возрождения, антропоцентризм, пантеизм, становление науки как опытно-экспериментального естествознания.

2. Новоевропейская философия: эмпиризм (Ф. Бэкон), рационализм (Р. Декарт), социальные теории XVII в. (Дж. Локк, Т. Гоббс).

3. Немецкая классическая философия: И. Кант и Г.В.Ф. Гегель.

Доклады

1. Состоялось ли возрождение античных идей в эпоху Возрождения?

2. Философские идеи Дж. Бруно.

3. Проявления секуляризации в философии Возрождения.

4. Причины ориентации на искусство в мировоззрении эпохи Возрождения.

5. Принцип согласия всех учений Пико де ла Мирандолы.

6. Первая научная революция: Н. Коперник, Г. Галилей, И. Ньютон.

7. Философское значение открытий И. Ньютона.

8. Жизнь и творчество И. Канта.

9. Проблема достоверности научного знания и его границ в философии И. Канта.

10. Различие между рассудком и разумом у Канта.

11. Кантовский «категорический императив».

12. В чем Гегель видел «хитрости Мирового Разума»?

13. В чем причина взлета и противоречивости немецкой классической философии?

14. Диалектический идеализм Гегеля: достоинства и недостатки.

Основные понятия

Акциденция, Антиномия, Вещь в себе, Гелиоцентризм, Гуманизм, Дедукция, Дуализм, Дух, Идолы (призраки) познания, Индукция, Интеллект, Категорический императив, Модус, Научно-техническая революция, Ноумен, Пантеизм, Просвещение, Протестантизм, Секуляризация, Сенсуализм, Субстанция, Субъективный идеализм, Теизм, Трансцендентальный, Утопия, Феномен, Эксперимент.

Галилео Галилей, Джордано Бруно, Жан Кальвин, Мартин Лютер, Николай Кузанский, Никколо Макиавелли, Пико де ла Мирандола, Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Франческо Петрарка.

Ф. Бэкон, Ф. Вольтер, К. Гельвеций, Т. Гоббс, П. Гольбах, Р. Декарт, Д. Дидро, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Б. Паскаль, Ж.-Ж. Руссо.

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо выявить специфику эпохи Возрождения по сравнению со средневековьем; каким образом это выразилось в мировоззрении и в философской мысли?

Во втором вопросе – отметить общую проблематику философии Нового времени. В вопросе, посвященном эмпиризму Ф. Бэкона, остановиться на его теории познания. Рассматривая вопрос, посвященный Р. Декарту, отметить что такое рациональный метод, интеллектуальная интуиция, рассказать об учении о методе и учении о субстанции. Отметить особенности философских взглядов Дж. Локка и Т. Гоббса, указывая на их гносеологические идеи (сенсуализм и эмпиризм), но более подробно затронуть вопросы, связанные с человеком и обществом, в учениях данных философов.

В третьем вопросе – философию И. Канта следует рассматривать через его произведения «Критика чистого разума» и «Критика практического разума», стараясь выявить его гносеологические идеи, а также указать их влияние на этическую философию И. Канта. Философское учение и систему Г.В.Ф. Гегеля следует изучать, останавливаясь на основных моментах его системы, указывая на целостность и согласованность всех ее частей и понятий. Необходимо также показать особенности методологии Г.В.Ф. Гегеля. В заключение данного вопроса необходимо определить роль и влияние идей немецкой классической философии на развитие всей дальнейшей философской мысли.

Литература

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – С. 58-89, 93-98, 103-107.

2. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – С. 148-171, 190-202, 203-225, 231-265, 303-338.

3. Катаева О.В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 77-124.

4. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момждян К.Х. Философия: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2009. – С. 28-50.

5. Самыгин С.И. История философии для студентов вузов / С.И. Самыгин, А.М. Старостин, И.В. Тумайкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – С. 70-109, 114-119, 121-127.

6. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 77-84, 86-97, 97-117, 124-134, 138-145.

7. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 46-52.

8. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 64-88, 91-98, 101-118.

9. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.Е. Несмеянова. – М.: Гардарики, 2000. – С. 78-92, 95-105.

10. Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 421-433.

11. Философия: Учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 47-58, 64-74, 76-90, 111-121, 126-137.

12. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – С. 101-126, 148-164, 169-180, 185-190.

13. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2003. – С. 130-161, 195-214, 217-249, 266-297.

Контрольные вопросы

1. В чем специфика философии и мировоззрения Возрождения по сравнению со средними веками?

2. Каковы новации эпохи Возрождения в культуре?

3. Какой метод исследования природы приводит к истине согласно Ф. Бэкону?

4. Что такое «идолы» («призраки») у Ф. Бэкона?

5. Каким образом можно избавиться от «идолов» («призраков»)?

6. Что такое рациональный метод у Р. Декарта?

7. Как понимается радикальное сомнение Р. Декарта?

8. В чем заключается учение о субстанции у Р. Декарта?

9. В чем заключается сенсуализм Т. Гоббса?

10. Что означает знаковая концепция языка у Т. Гоббса?

11. Каковы представления Т. Гоббса о строении естественных тел?

12. Что такое естественное состояние человека?

13. Что способно противостоять естественному состоянию человека?

14. Существует ли внеопытное знание у человека согласно Дж. Локку?

15. Что такое идеи первичных и вторичных качеств у Дж. Локка?

16. Как понимает естественное и гражданское состояние Дж. Локк?

17. Почему учение И. Канта можно назвать «коперниканским переворотом» в познании?

18. Что обеспечивает объективность знания по И. Канту?

19. Какова природа пространства и времени у И. Канта?

20. Что такое вещь в себе?

21. Возможно ли познание вещей в себе?

22. Трансцендентальное единство апперцепций?

23. Какова роль идей в познании?

24. В чем заключается функция антиномий разума?

25. Что такое практический разум?

26. Какова роль категорического императива?

27. На каких основных положениях базируется философская система Г.В.Ф. Гегеля?

28. Как у Г.В.Ф. Гегеля понимается тезис-антитезис-синтез?

29. Что такое субъект у Г.В.Ф. Гегеля?

30. В чем заключается противоречие между системой и методом Гегеля?

 

 

Занятие 4. Современная западная философия (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Особенности философии XX в.

2. Проблема знания и языка науки.

3. Проблема человека в современной философии: экзистенциализм, фрейдизм (неофрейдизм), персонализм, философская антропология, неомарксизм.

4. Современная религиозная философия (неотомизм, тейярдизм).

5. Постмодернизм в современной философии.

Доклады

1. Аполлоновское и дионисиевское начала в концепции Ницше.

2. «Экзистенциализм – это гуманизм» (Ж.-П.Сартр).

3. «Первый», «второй», «третий» позитивизм – проблема преемственности.

4. В чем причина повышенного внимания философии ХХ в. к проблеме языка?

5. Значение учения А. Шопенгауэра для современной западной философии.

6. Гуманистическое направление в психоанализе: Э. Фромм.

7. История становления герменевтики.

8. Прагматизм Ч. Джемса.


Основные понятия

Аналитическая философия, Герменевтика, Иррационализм, Неопозитивизм, Неотомизм, Персонализм, Позитивизм, Постмодернизм, Постпозитивизм, Прагматизм, Психоанализ, Феноменология, Экзистенциализм.

Л. Витгенштейн, Э. Гуссерль, Ч. Джемс, А. Камю, Т. Кун, О. Конт, Ф. Ницше, М. Полани, К. Поппер, Ж.-П. Сартр, З. Фрейд, П. Фейерабенд, Э. Фромм, М. Хайдеггер, А. Шопенгауэр, О. Шпенглер, К. Ясперс.

Методические рекомендации

Выявить специфические характеристики философии конца XIX – начала ХХ вв. и чем они отличают ее от классической философии. Стараться показывать эти особенности при изложении предложенных концепций.

Литература

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов / И.Т. Фролов и др. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – С. 192-194, 205-208, 211-213, 217-262.

2. Ильин В.В. История философии: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – С. 387-454.

3. Катаева О.В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – С. 130-166.

4. Основы философии: Учеб. пособие для вузов и колледжей. Отв. ред. В.И. Стрюковский. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2005. – С. 363-421.

5. Самыгин С.И. История философии для студентов вузов / С.И. Самыгин, А.М. Старостин, И.В. Тумайкин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011. – С. 142-163.

6. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 145-178.

7. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 294-310.

8. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 149-172.

9. Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 439-497.

10. Философия: Учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 203-225.

11. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – С. 221-330, 572-593, 598-612.

12. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2003. – С. 665-740, 760-796.

Контрольные вопросы

1. Что такое бессознательное и как оно соотносится с сознанием согласно З. Фрейду?

2. Какова структура психики в концепции З. Фрейда?

3. В чем отличие коллективного бессознательного от индивидуального бессознательного?

4. Что такое архетип?

5. Что такое герменевтический круг?

6. Какова роль предпонимания в герменевтике?

7. Что такое структура в структурализме?

8. Основные этапы в развитии структурализма.

9. Каковы основные положения западной религиозной философии?

10. В чем заключаются важнейшие идеи различных направлений современной западной философии?

Занятие 5. Учение о бытии (онтология) и учение о развитии (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Бытие как фундаментальная категория философии.

2. Основные формы бытия.

3. Диалектика как учение и метод, ее структура и функции.

4. Законы, основные категории и принципы диалектики. Их методологическое значение, учет в социальном управлении.

Доклады

1. Проблема бытия в истории философии.

2. Метафизика и онтология.

3. Является ли регресс развитием вспять?

4. Диалектика Сократа как искусство творческого спора и диалога.

5. Диалектические законы Гегеля.

6. Схоластика, софистика и формализм в споре диалектики и метафизики.

7. Детерминизм, фатализм и волюнтаризм при анализе общественного развития.

8. Детерминизм и индетерминизм в природе.

9. Причина и следствие.

10. Необходимость и случайность.

11. Возможность и действительность.

12. Развитие, движение, изменение, революция, эволюция, коэволюция.

Основные понятия

Антагонизм, Атрибут, Бытие, Возможность и действительность, Диалектика, Догматизм, Закон, Закономерность, Индетерминизм, Категория, Каузальность, Качество, Количество, Мера, Метафизика, Необходимость и случайность, Объективный, Онтология, Отрицание, Преемственность, Причина и следствие, Причинность, Прогресс, Противоположность, Противоречие, Развитие, Революция, Регресс, Релятивизм, Синтез, «Снятие», Софистика, Субстанция, Сущее, Существование, Сущность и явление, Тождество, Форма и содержание, Эволюция, Эклектика.

Методические рекомендации

Начинать данную тему семинарского занятия следует с историко-философского экскурса в онтологическую проблематику, то есть рассмотреть, как изменялись представления о бытии в истории философии. Во втором вопросе следует рассматривать следующие формы бытия: бытие вещей, тел, процессов (бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого, бытие вещей и процессов, произведенных человеком); бытие человека (бытие человека в мире вещей, специфически человеческое бытие); бытие духовного или идеального (индивидуализированное духовное, объективированное (внеиндивидуальное) духовное); бытие социального (индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории), бытие общества). Следует отметить, что существуют и другие классификации форм бытия.

В вопросах, посвященных учению о развитии, в качестве структуры диалектики следует выделять категории, законы и принципы. Говоря о понятии развития, необходимо сказать о понятиях прогресса и регресса. Определяя понятие закона, следует определять также понятие закономерности. При раскрытии закона взаимоперехода количества в качество необходимо давать определения меры и скачка.

Литература

1. Введение в философию: Учеб. пособие для вузов. – М.: Культурная революция, Республика, 2008. – С. 339-390.

2. Катаева О.В. Философия: Учеб. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – С. 253-279.

3. Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. – Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1992.

4. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - Гл. VII.

5. Лешкевич Т.Г. Философия и теория познания: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – С. 79-128, 134-156.

6. Лешкевич Т.Г. Философия. Вводный курс: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2010. – С. 66-83, 87-124, 205-209, 222-232.

7. Миронов В.В. Философия: Учебник. – М.: ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001. – С. 140-154.

8. Основы философии: Учеб. пособие для вузов и колледжей / Отв. ред. В.И. Стрюковский. – Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 2005. – С. 25-47, 134-153.

9. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 203-389.

10. Титов В.Ф., Смирнов И.Н. Философия: Учебник для вузов. – М.: Высш. шк., 2003. – С. 62-75.

11. Философия в вопросах и ответах: Учеб. пособие / Под ред. А.П. Алексеева, Л.Е. Яковлевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – С. 201-224.

12. Философия. Вопросы, ответы, схемы: Учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2007. – С. 26-47, 131-150.

13. Философия: Курс лекций. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – С. 93-117, 201-204.

14. Философия: Учебник для студентов вузов / Под общ. ред. Ю.А. Харина. – Минск: ТетраСистемс, 2005. – С. 74-191.

15. Философия: Учебник / В.Н. Лавриненко, Г.И. Иконникова, В.П. Ратников, В.В. Юдин; под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Изд-во «Юрайт», 2011. – С. 248-266, 267-295, 302-310.

16. Философия: Учебник / Под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. – М.: Академический проект, 2003. – С. 333-395, 406-416.

17. Философия: Учеб. пособие для высших учебных заведений / Отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004. – С. 90-189.

Контрольные вопросы

1. У кого из древнегреческих философов впервые появляется учение о бытии?

2. Что такое сущность, существование, сущее? В чем их различие?

3. Что такое субстанция? Как она понимается в современной философии?

4. В чем заключается философский смысл проблемы бытия?

5. Что такое диалектика?

6. Какие выделяют исторические формы диалектики?

7. Соотношение диалектики и ее альтернатив (метафизика, релятивизм).

8. Основные категории диалектики.

9. Раскройте содержание законов диалектики.

10. Что такое закон?

11. Что такое закономерность?

12. Что такое прогресс и регресс?

13. Что такое эволюция и революция?

14. Как понимается скачок в диалектике?

15. В чем суть двойного отрицания?

16. Что такое внутренние и внешние противоречия?

Занятие 6. Учение о материи и проблема сознания (2 часа)

Вопросы для обсуждения

1. Содержание термина «материя». Основные типы материальных систем и структурных уровней материи.

2. Атрибуты материи: движение, пространство, время.

3. Идеальное и материальное. Проблема идеального.

4. Происхождение, сущность, структура и функции сознания.

5. Сознание и мышление. Сознание и самосознание, их роль в социальном управлении. Сознание и бессознательное.

Доклады

1. Формирование представлений о материи в истории философии и в науке.

2. Революции в естествознании, их влияние на философское понимание категории материи.

3. Порядок и направление времени.

4. Пространство и время в культуре.

5. Социальное пространство и социальное время.

6. Делает ли разум человека человеком?

7. Единство сознания, языка и общения.

8. Существует ли язык животных?

9. Искусственный интеллект: надежды и возможности реализации.

10. Подходы к соотношению мозга и сознания (по работе В.В. Васильева «Мозг и сознание: выходы из лабиринта»).

11. З. Фрейд и К.Г. Юнг о природе бессознательного.

Основные понятия

Бессознательное, Воля, Воображение, Восприятие, Время, Движение, Идеальное, Инстинкт, Материальное, Материя, Мышление, Отражение, Ощущение, Представление, Пространство, Самосознание, Созерцание, Сознание, Эмоции, Язык.

Методические рекомендации

Дать классическое определение материи. Следует отметить, почему именно это определение считается сущностным, в отличие от всех других определений. Следует четко разграничить философское понятие материи и естественнонаучное понятие. Говоря об основных типах материальных систем, следует назвать неорганический тип, органический и социальный. Отметить их подвиды и характеристики. Структурные уровни материи: мегамир, макромир и микромир. Указать специфику каждого.

Следует остановиться на таких характеристиках движения, как его абсолютность и относительность. Отметить соотношение движения и покоя. Выделить два основных типа движения: качественное движение и количественное движение. Ф. Энгельс выделил пять основных форм движения материи: механическую, физическую, химическую, биологическую и социальную. Надо выделить признаки, на основе которых проводится выделение этих форм движения материи. Необходимо также остановиться на том, как изменилась классификация форм движения материи, данная Ф. Энгельсом, в современной науке и философии.

Пространство и время: субстанциональная и реляционная концепции. Время: динамическая и статическая концепции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-12; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.88.130 (0.229 с.)