Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие общественного сознания и его структура. Закономерности развития общественного сознания.

Поиск

 

1. Философия о происхождении и сущности сознания.

 

Перед изложением темы на основе изученной истории философии кратко вспомним созданные в прошлом представления о сознании.

Типы антропологических учений, а следовательно, учений о сознании:

1) мифологический (манифестационистский) сознание как проявленное в человеке свойство высших сил.

2) иудейско-христианско-мусульманский (креационистский) творение человеческого сознания богом;

3) антично-греческий, человек как носитель разума;

4) естественнонаучный, сознание, как продукт развития при­роды;

5) понимание человеческого сознания, как явления социального, как продукта развития природы и общества;

6) теория декаданса, возникновение сознания, разума, духа, как приз­нака биологического упадка, ослабления жизни (Клагес, отчасти Ницше).

Вспомнив представления этих основных философских учений, давайте подробно остановимся на научных данных о сущности и структуре сознания.

 

Для идеалистических учений, допускающих параллельное существование материи и сознания, не возникает вопросов о происхождении сознания. А для научного подхода это очень важный вопрос.

Согласно материалистического подхода сознание - не бог, а свойство материи, оно "материально" (т.е. не может существовать независимо от материи).

èКак материя пришла к этому своему свойству? Можно попытатьсянайти ответ, исходя из самой материи, не нарушая принци­па: "материя есть причина самой себя".

 

1. Соотношение материи и сознания: онтологический и гносеологичес­кий аспекты.

 

è Онтологический аспект: сознание с точки зрения его собственной природы, т.е. вне связи с познающим субъектом.

"...логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения". Проведем мелом по доске. На доске остались частички мела, а на кусочке мела остались бороздки от неровностей доски. Можно сказать, что доска "отразила" мел, а мел "отразил" доску.

è Под отражением как всеобщим свойством материи подразумевается способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в про­цессе взаимодействия с ними.

è Идея об отражении как всеобщем свойстве материи оказалась очень плодотворной для создания научной теории последовательного развития форм самого отражения.

           
   
к биологическому отражению в живой природе:   - раздражимость - чувствительность - нейрофизиологическое - психическое (рефлекс) * безусловный * условный
 
от элементарного отражения в неживой природе:   - механическое - физическое - химическое
   
к социальному отражению в обществе   - сознание
 
 


 


 

 

       
   
 
от пассивного

 

 


Элементарное отражение в неживой материи (механическое, физичес­кое, химическое и др.).Оно пассивно, т.к. участвующие в отражении объекты еще не диффе­ренцируются на отражаемые и отражающие, то есть никак не используют это отражение (например, солнечные лучи нагревают камень, зер­кало отражает предметы).

Биологическое отражение (присуще живой природе). Оно активно, так как одна из участвующих сторон уже использует результат отражения для сохранения себя, как живой системы.

Можно поэтому назвать отражение, связанное с активным использова­нием результатов внешних воздействий, информационным.

Информацию в данном контексте следует понимать достаточно широ­ко: как свойство явлений быть побудителем известных действий, способс­твовать активной ориентации в окружающем мире.

 

Виды биологического отражения:

Раздражимость ("реакция на раздражитель"). Пример: цветок ро­сянка захлопывает лепестки и таким образом "схватывает" муху. Это шаг к приспособлению к условиям окружающей среды.

Чувствительность (способность к ощущению) свойственна для живот­ных. Это способность реагировать не только непосредственно на факторы, имеющие биологическое значение для организма, но и на биологически нейтральные факторы для организма, которые, однако, связаны с биологи­чески значимыми факторами и несут жизненно важную информацию для орга­низма. Амёба движется на свет, так как там размножается корм для нее (сам свет для нее нейтрален, но несет информацию).

Нейрофизиологическое отражение. Возникновение нервной ткани (отделение субъекта от объекта). Возможность реализовывать сложные схемы действий для достижения жизненно значимых целей.

Психическое отражение. Оно возникает только там, где есть нервная система. В нем различают два типа:

- когда имеющиеся у животного ресурсы достаточны для решения воз­никающих перед ним задач. Решение "закодировано" в нервной системе, например, процесс дыхания, теплообмена, пищеварения.

- когда ресурсы недостаточны, автоматизированные механизмы не срабатыва­ют. Животные вынуждены переходить к обследованию реальной ситуации, к ориентировочной деятельности в объекте. Это является основой психических форм отражения, возникновения психических образов.

Социальное отражение. Это и есть сознание. Оно является качественно более высокой сту­пенью психического отражения.

Человек способен сделать объектом отражения и свое сознание - по­явившийся в результате образ может снова сделаться объектом отражения. И так до бесконечности. (Объективная действительность → отражающая ее теория → метатео­рия.)

Это приводит человека к исследованию своего сознания, к самоосоз­нанию (или рефлексии).

Философская теория – отражение действительности.

Философская методология – отражение философской теории.

 

Таким образом, сознание есть свойство особым образом организованной мате­рии.

 

è Гносеологический аспект (теория познания).

Сознание – отражение материи, субъективный образ объективного мира. В этом смысле материя и сознание противостоят друг другу и взаимно исключают друг друга.

В противоположность материи, сознание - идеально (то есть яв­ляется образом объекта).

è В гносеологическом отношении – сознание есть высшая форма идеаль­ного отражения действительности, то есть отражения действительности в субъективных образах.

 

Формы существования идеального:

- чувственные и рациональные образы действительности;

- образы действия;

- образы способов получения (построения) различных образов;

- способы оперирования с теми или иными образами.

Всё вместе это и есть духовная культура (всё идеальное в уме челове­ка).

 

Сознание обладает активностью: оно оказывает обратное активное влияние на материальный мир через деятельность. "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и тво­рит его..."

 

è Проблема происхождения сознания.

Возникновение сознания расценивается в науке как величайший скачок в развитии форм отра­жения, который не мог произойти под влиянием только природных факто­ров. Сознание – явление ещё и социальное.

è Природа была в состоянии создать только предпосылки:

- общие биологические предпосылки:

возникновение, развитие и дифференциация живой материи,

появление нервных клеток,

постепенное развитие центральной нервной системы и, осо­бенно, головного мозга;

 

- непосредственные:

развитие первой сигнальной системы (звуковых и двигательных средств передачи информации), формирование органов речи,

телесная организация человека: наличие двух пар конечностей, од­на из которых высвобождается от движения и превращается в органы тру­довой деятельности.

Сознание нужно только тем живым существам, которые не умеют приспосабливаться к дейс­твительности (таков человек).

è Эта возможность превращается в действительность под влиянием со­циальных факторов:

- труд,

- речевое общение, язык (знаковая система),

- образование общественных связей, общественная деятельность. Она закрепляет опыт поколений, обеспечивает передачу трудовых навыков, осознание себя, как человека.

è Той системой, внутри которой возникает и развивается сознание и на основе анализа которой только и можно понять его возникновение, яв­ляется специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Такой способ называется практикой.

У чело­века появляется умение формировать образ действий с объектом. Осуществляя преобразовательную деятельность, он создает орудия и средства производства, присущую только человеку среду обитания, стро­ит формы обучения и социальной организации, т.е. создает культуру (как "вторую природу").

 

В качестве вывода из всего изложенного в первом вопросе мы можем дать определение сознания.

èСОЗНАНИЕ – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном оценочном и целенап­равленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действи­тельности, в предварительном мысленном представлении действий и пред­видении их результатов, в разумном регулировании и саморегулировании поведения человека (Спиркин. "Сознание и самосознание", с.83).

Феномен сознания изучает множество наук. Этот термин используют и другие науки, его не изучающие.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.78 (0.011 с.)