Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие общественного сознания и его структура. Закономерности развития общественного сознания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Философия о происхождении и сущности сознания.
Перед изложением темы на основе изученной истории философии кратко вспомним созданные в прошлом представления о сознании. Типы антропологических учений, а следовательно, учений о сознании: 1) мифологический (манифестационистский) сознание как проявленное в человеке свойство высших сил. 2) иудейско-христианско-мусульманский (креационистский) творение человеческого сознания богом; 3) антично-греческий, человек как носитель разума; 4) естественнонаучный, сознание, как продукт развития природы; 5) понимание человеческого сознания, как явления социального, как продукта развития природы и общества; 6) теория декаданса, возникновение сознания, разума, духа, как признака биологического упадка, ослабления жизни (Клагес, отчасти Ницше). Вспомнив представления этих основных философских учений, давайте подробно остановимся на научных данных о сущности и структуре сознания.
Для идеалистических учений, допускающих параллельное существование материи и сознания, не возникает вопросов о происхождении сознания. А для научного подхода это очень важный вопрос. Согласно материалистического подхода сознание - не бог, а свойство материи, оно "материально" (т.е. не может существовать независимо от материи). èКак материя пришла к этому своему свойству? Можно попытатьсянайти ответ, исходя из самой материи, не нарушая принципа: "материя есть причина самой себя".
1. Соотношение материи и сознания: онтологический и гносеологический аспекты.
è Онтологический аспект: сознание с точки зрения его собственной природы, т.е. вне связи с познающим субъектом. "...логично предположить, что вся материя обладает свойством, по существу родственным с ощущением, свойством отражения". Проведем мелом по доске. На доске остались частички мела, а на кусочке мела остались бороздки от неровностей доски. Можно сказать, что доска "отразила" мел, а мел "отразил" доску. è Под отражением как всеобщим свойством материи подразумевается способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с ними. è Идея об отражении как всеобщем свойстве материи оказалась очень плодотворной для создания научной теории последовательного развития форм самого отражения.
Элементарное отражение в неживой материи (механическое, физическое, химическое и др.).Оно пассивно, т.к. участвующие в отражении объекты еще не дифференцируются на отражаемые и отражающие, то есть никак не используют это отражение (например, солнечные лучи нагревают камень, зеркало отражает предметы). Биологическое отражение (присуще живой природе). Оно активно, так как одна из участвующих сторон уже использует результат отражения для сохранения себя, как живой системы. Можно поэтому назвать отражение, связанное с активным использованием результатов внешних воздействий, информационным. Информацию в данном контексте следует понимать достаточно широко: как свойство явлений быть побудителем известных действий, способствовать активной ориентации в окружающем мире.
Виды биологического отражения: Раздражимость ("реакция на раздражитель"). Пример: цветок росянка захлопывает лепестки и таким образом "схватывает" муху. Это шаг к приспособлению к условиям окружающей среды. Чувствительность (способность к ощущению) свойственна для животных. Это способность реагировать не только непосредственно на факторы, имеющие биологическое значение для организма, но и на биологически нейтральные факторы для организма, которые, однако, связаны с биологически значимыми факторами и несут жизненно важную информацию для организма. Амёба движется на свет, так как там размножается корм для нее (сам свет для нее нейтрален, но несет информацию). Нейрофизиологическое отражение. Возникновение нервной ткани (отделение субъекта от объекта). Возможность реализовывать сложные схемы действий для достижения жизненно значимых целей. Психическое отражение. Оно возникает только там, где есть нервная система. В нем различают два типа: - когда имеющиеся у животного ресурсы достаточны для решения возникающих перед ним задач. Решение "закодировано" в нервной системе, например, процесс дыхания, теплообмена, пищеварения. - когда ресурсы недостаточны, автоматизированные механизмы не срабатывают. Животные вынуждены переходить к обследованию реальной ситуации, к ориентировочной деятельности в объекте. Это является основой психических форм отражения, возникновения психических образов. Социальное отражение. Это и есть сознание. Оно является качественно более высокой ступенью психического отражения. Человек способен сделать объектом отражения и свое сознание - появившийся в результате образ может снова сделаться объектом отражения. И так до бесконечности. (Объективная действительность → отражающая ее теория → метатеория.) Это приводит человека к исследованию своего сознания, к самоосознанию (или рефлексии). Философская теория – отражение действительности. Философская методология – отражение философской теории.
Таким образом, сознание есть свойство особым образом организованной материи.
è Гносеологический аспект (теория познания). Сознание – отражение материи, субъективный образ объективного мира. В этом смысле материя и сознание противостоят друг другу и взаимно исключают друг друга. В противоположность материи, сознание - идеально (то есть является образом объекта). è В гносеологическом отношении – сознание есть высшая форма идеального отражения действительности, то есть отражения действительности в субъективных образах.
Формы существования идеального: - чувственные и рациональные образы действительности; - образы действия; - образы способов получения (построения) различных образов; - способы оперирования с теми или иными образами. Всё вместе это и есть духовная культура (всё идеальное в уме человека).
Сознание обладает активностью: оно оказывает обратное активное влияние на материальный мир через деятельность. "Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его..."
è Проблема происхождения сознания. Возникновение сознания расценивается в науке как величайший скачок в развитии форм отражения, который не мог произойти под влиянием только природных факторов. Сознание – явление ещё и социальное. è Природа была в состоянии создать только предпосылки: - общие биологические предпосылки: возникновение, развитие и дифференциация живой материи, появление нервных клеток, постепенное развитие центральной нервной системы и, особенно, головного мозга;
- непосредственные: развитие первой сигнальной системы (звуковых и двигательных средств передачи информации), формирование органов речи, телесная организация человека: наличие двух пар конечностей, одна из которых высвобождается от движения и превращается в органы трудовой деятельности. Сознание нужно только тем живым существам, которые не умеют приспосабливаться к действительности (таков человек). è Эта возможность превращается в действительность под влиянием социальных факторов: - труд, - речевое общение, язык (знаковая система), - образование общественных связей, общественная деятельность. Она закрепляет опыт поколений, обеспечивает передачу трудовых навыков, осознание себя, как человека. è Той системой, внутри которой возникает и развивается сознание и на основе анализа которой только и можно понять его возникновение, является специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействия с миром. Такой способ называется практикой. У человека появляется умение формировать образ действий с объектом. Осуществляя преобразовательную деятельность, он создает орудия и средства производства, присущую только человеку среду обитания, строит формы обучения и социальной организации, т.е. создает культуру (как "вторую природу").
В качестве вывода из всего изложенного в первом вопросе мы можем дать определение сознания. èСОЗНАНИЕ – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мысленном представлении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и саморегулировании поведения человека (Спиркин. "Сознание и самосознание", с.83). Феномен сознания изучает множество наук. Этот термин используют и другие науки, его не изучающие.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 504; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.78 (0.011 с.) |