Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическое развитие Германии в конце XV — начале XVI в.

Поиск

По уровню экономического развития в этот период Германия уступала только Нидерландам и Англии. Хотя в деревне и городе господствовали еще феодальные формы производства, в ряде отраслей промышленности начали уже распространяться элементы капиталистических отношений. В текстильное, металлообрабатывающее и металлургическое производство проникал торгово-ростовщический капитал. Купцы-предприниматели финансировали мелких ремесленников, снабжали их сырьем и сбывали готовую продукцию. Так складывалась рассеянная мануфактура. Мелкий производитель, сохраняя видимую самостоятельность, работал по существу на скупщика. Эта система была особенно распространена в сельских местностях, свободных от цеховых ограничений. Эксплуатация ремесленников скупщиком усиливалась посредством практиковавшейся во многих местах расплаты изделиями производства. Наряду с рассеянной мануфактурой появлялась комбинированная и централизованная мануфактура. Последняя распространялась особенно в судостроении и горнорудной промышленности, где сам технологический ^ процесс предполагал внутреннее разделение труда и наличие большого количества рабочих.
В развитии горной промышленности Германия занимала в ту пору ведущее место в Европе. В этой отрасли было занято более 100 тыс. человек. В связи с увеличением спроса на металлы и усложнением процесса добычи руд (углубление шахт, устройство водооткачивающих и вентиляционных сооружений) требовались значительные капиталовложения в горнорудные промыслы. Мелкие добытчики не могли конкурировать с крупными предпринимателями и разорялись. В горные разработки вкладывали часть своих капиталов торгово-ростовщические фирмы Фуггеров, Гохштеттеров и др., покупая у императора и князей горную регалию. Эти компании проникали также в горную промышленность Австрии, Чехии, Венгрии. Вельзеры пытались даже организовать добычу благородных металлов в Новом Свете. Прибыли этих фирм возрастали за счет эксплуатации разных слоев общества: ремесленников, крестьян, рабочих, и поэтому их деятельность вызывала общую ненависть. Среднее бюргерство требовало ограничения размеров торгово-ростовщического капитала и ликвидации крупных фирм.
. Германия в этот период не утратила еще своего положения на 400
путях мировой торговли. Купечество верхнегерманских городов в частности Аугсбурга и Нюрнберга, извлекало огромные выгоды из внешней торговли, в том числе и с восточными странами. Оживленная торговля наблюдалась в рейнских городах. Но на севере страны торговля ганзейских городов начала свертываться. Ганза
приходила в упадок.
Развитие капиталистических элементов в стране было сковано системой феодальных ограничений. Промышленные города сохраняли тесную связь с аграрно-феодальной средой. В экономике некоторых городов сельское хозяйство продолжало занимать доминирующее положение. Во Франконии и некоторых других районах Германии часть городского населения находилась еще в феодальной зависимости и несла повинности в пользу сеньоров. Городская земля, как правило, являлась собственностью феодалов. В городском ремесле господствовала цеховая регламентация, хотя в ряде городов цехи формально были запрещены.
Несмотря на хозяйственный подъем в ряде областей Германии, экономические связи в пределах всей страны развивались слабо. Этому, в частности, мешала политическая разобщенность. В стране не сложилось единого хозяйственного центра, и отдельные области тяготели больше к иностранным, чем к немецким рынкам. Южногерманские города вели оживленную торговлю с городами Италии; торговые интересы Ганзейского союза находились в районе Балтийского и Северного морей.
Развитие товарного производства и зарождение капитализма вызвали значительные изменения в развитии аграрных отношений и в положении крестьянства. В связи с увеличением спроса на шерсть, лен и продукты питания расширялось овцеводческое хозяйство и производство технических и продовольственных культур. Земельные собственники, стремясь повысить доходы, увеличивали крестьянские повинности и ухудшали держательские права, переводили крестьян на краткосрочные держания, требуя взносы за «допуск к владению» и др. Усиливалась эксплуатация крестьян церковью и князьями, а также проникавшим в деревню ростовщическим капиталом. По приблизительным данным, на долю крестьянской семьи оставалось немногим более 1/3 производимого ею продукта.
Землевладельцы увеличивали прежние крестьянские повинности и изобретали новые. Они заставляли крестьян платить деньги и вносить натуральные оброки при вступлении в наследство, продаже имущества, заключении браков и т. п. В наиболее тяжелом положении оказались крестьяне Юго-Западной Германии. Здесь особенно ощущалась сеньориальная реакция: возрастала барщина, вводились новые повинности, в частности за пользование общинными угодьями; крестьянам запрещалось убивать мелкую дичь и ловить рыбу в реках.

Усиление социальных противоречий и обострение классовой борьбы. Хозяйственная и политическая разобщенность страны, сочетание в экономике развитых и отсталых форм, усиливающийся феодальный гнет создавали крайнюю напряженность в социальных отношениях. Наряду с основным социальным антагонизмом — борьбой крестьян с феодалами — начали проявляться конфликты между новыми общественными силами в лице зарождающейся буржуазии и господствующей феодальной системой. Вместе с тем обострялись противоречия между эксплуатируемыми массами деревни и города и эксплуататорами — феодалами и зарождающейся буржуазией. Усилилась политическая борьба в среде господствующего класса: между светскими и церковными феодалами, между низшим дворянством и князьями.
Борьба крестьян против усиления сеньориальной реакции нарастала с конца XV в. В 1502 г. был организован заговор тайного общества «Башмак» в Шпейерском епископстве. Участники заговора ставили своей целью добиться упразднения крепостного права, уменьшения оброков и наделения крестьян секуляризованной у церкви землей. Они готовились возглавить народное восстание. Но заговор был раскрыт; его руководители во главе с Иосом Фрицом успели бежать. В 1513 и 1517 гг. были сделаны попытки поднять новое восстание «Башмака». Теперь в его программе наряду с социальными были и политические требования — упразднение княжеского многовластия и создание единой централизованной империи. В области Вюртемберг появился новый крестьянский союз «Бедный Конрад», который в 1514 г. начал вместе с горожанами Вюртемберга борьбу с герцогом Ульрихом.
Восстания крестьян поддерживала городская беднота, а нередко и среднее бюргерство, преследовавшее свои особые интересы. Но бюргерство с первых шагов зарекомендовало себя ненадежным союзником крестьян. В Вюртемберге горожане, выступившие сначала вместе с крестьянами, оставили их на произвол судьбы, как только герцог пообещал налоговые уступки.
Горожане боролись против гнета князей — епископов и светских магнатов. Их выступления возглавляла торгово-ремесленная верхушка, в среде которой зарождались капиталистические элементы. Но политический горизонт бюргерства был очень узок и часто замыкался рамками своего города. Решительно выступая против привилегий духовенства и добиваясь участия в городских магистратах наряду с патрицианской верхушкой, бюргерство было не способно выдвинуть общенациональную революционную программу и повести за собой все оппозиционные феодализму силы.
В среде городского населения все более обострялся антагонизм между эксплуатируемыми массами и эксплуататорской верхушкой. Плебейские массы городов были наиболее надежным союзником крестьян. Но им, так же как и крестьянам, недоставало стойкости и организованности. Значительная часть плебейства состояла из деклассированных элементов. Из среды этих люмпен-пролетарских элементов вербовались ландскнехты княжеских войск, подавлявших крестьянские восстания. Другая часть плебейства, состоявшая из «вечных подмастерьев» и наемных рабочих рудников и мануфактур, представляла наиболее организованную и революционную силу.
Рыцарство в условиях Германии XVI в. являлось исторически обреченной группой эксплуататорского класса. Оно не нашло своего места ни в хозяйственном развитии страны, ни в государственной и военной организации. Жалкое положение империи было причиной упадка имперского рыцарства, которое не могло противостоять росту могущества князей. Не лучше было положение дворян во владениях князей, которые создавали наемное войско из пехоты и обходились без услуг рыцарей. Рыцарство не могло выдвинуть революционной политической программы, его идеалом была сильная дворянско-крепостническая империя, основанная на угнетении крестьянства и городского населения.
Естественно, что эти классы относились враждебно к политическим планам рыцарства. Интересы народа и дворян смыкались лишь в борьбе с княжеским произволом и засильем католической церкви.
Существующим положением были довольны только князья и городские патриции. Экономическая и политическая разобщенность способствовала росту их могущества.

13. Католическая церковь на кануне реформации.

Католическая церковь служила в средние века идеологической опорой всего феодального строя. Она учила, что мир и весь существующий в нём порядок, в том числе и общественный строй, созданы богом и не подлежат никакому изменению, а на долю масс остается лишь покорность властям. Постулировалась идея об исконной «греховности» человека. Согласно этому учению, человек греховен по самой своей природе и собственными силами не способен “Спастись“ т.е. искупить свою греховность. Только церковь может дать через свои таинства (крещение, покаяние, причащение и др.) недостающую человеку «благодать» и обеспечить ему вечное «спасение».

Папы и высший католический клир вполне сознавали значение своего учения и своей организации в феодальном мире. Папский Рим не без основания считал себя оплотом существующего строя. Отсюда претензии высшего католического духовенства во главе с папой на то, чтобы установить свою политическую гегемонию, подчинить себе светскую власть, использовать влияние в целях своего обогащения. Папские дипломаты, сборщики церков­ных поборов и продавцы индульгенций заполняли страны Ев­ропы.

Претензии католической церкви вызывали недовольство даже крупных светских феодалов, но в значительно большей степени — жителей. городов, в которых зарождалась новая, буржуазная иде­ология. В XV и XVI вв. притязания церкви встречали решительный отпор со стороны королевской власти в тех странах, которые встали на путь государственной централизаций. В раздробленной же Германии папы по-прежнему претендовали на значительную власть. Правда, некоторые германские князья к началу XVI в. начали понемногу ставить в зависимость от себя среднее духовенство своих княжеств. Один из князей даже утверждал, что он сам является папой в своих землях. Не случайно впоследствии значительная часть князей активно поддержала Реформацию. Однако в непосредственно подвластных ему территориях высшее духовенство Германии обладало и значительной светской властью. Огром­ные суммы денег шли из германских земель в папскую казну через разветвленную папскую агентуру — прежде всего духовных князей и всякого рода сборщиков. Это обстоятельство в немалой степени содействовало тому, что реформационное движение, почва для ко­торого подготовлена была и в других странах Европы, началось ранее всего именно в Германии и объединило здесь наиболее широкие слои населения.

Нетрудно себе представить, насколько особое положение церкви в Германии усложняло и обостряло внутреннюю обстановку. Неверно было бы, однако, полагать, что рост неприязни к офици­альной церкви в немецком обществе означал обмирщение обще­ственного сознания. Напротив, рубеж XV и XVI вв. отмечен всплеском массовой религиозности. Кризисные явления в обществе сказывались на психологическом состоянии людей. Повсеместно распространились эсхатологические ожидания, обостренно пере­живалась бренность земного мира. Жажда покарать конкретных носителей зла обрушивала гнев толпы на евреев и «ведьм». Забота о спасении души в ожидании «последних дней» приобретала пер­востепенное значение. Но обмирщенная, «погрязшая в грехе» церковь, оказалась не в состоянии удовлетворить религиозные чаяния верующих. Отсюда расцвет неортодоксальных религиозных течений и крепнущее убеждение в необходимости радикально преобразовать — «реформировать»— официальную церковь. Требования церковной реформы содержались в каждой из выдвигав­шихся тогда программ политических преобразований. Правда, каждая социальная группировка понимала реформу по-своему, вкладывая в нее особый смысл. Все же в требовании церковной реформы все разрозненные элементы общественной оппозиции нашли на некоторое время свое общее выражение.

14. Гуманизм в Германии

Немецкий гуманизм. Раньше всего с критикой существующих порядков и освящавшей их католической идеологии выступили гуманисты.
Гуманизм в Германии распространился в середине XV в., охватив широкие круги интеллигенции, группировавшейся вокруг университетов. Здесь были выдающиеся ученые-филосо' фы, естествоиспытатели, лингвисты; литераторы, странствующие поэты и проповедники. В своих произведениях радикально настроенные гуманисты боролись против схоластики, за научное мировоззрение и откликались на волновавшие широкие оппозиционные круги вопросы национального развития Германии. Литераторы и философы обличали невежество и тупость богословов и монахов, пропагандировали свободное развитие человеческого духа. В немецкой гуманистической литературе широкое распространение получил сатирически-обличительный жанр. В конце XV в. появилась сатира на немецком языке «Корабль дураков».
Наибольшей известностью среди немецких гуманистов в начале XVI в. пользовался Эразм Роттердамский (1466—1536) — один из образованнейших людей своего времени. Выходец из Голландии, он в разное время жил во Франции, Англии и Италии. Преподавал в Кембриджском университете, служил при дворе Карла V. На склоне лет Эразм поселился в Базеле, всецело отдавшись литературной деятельности. Из многих произведений Эразма Роттердамского самую широкую популярность получила сатира «Похвальное слово глупости», в которой высмеиваются пороки феодального общества и его признанные авторитеты. Глупость в своем монологе заявляет, что ей подчинены все существующие общественные и церковные порядки и что она признана высшей добродетелью в современном обществе. Эразм не щадил ни князей, ни королей, ни прелатов, ни самого папы. По его словам, у церкви нет более зловредных врагов, нежели ее нечестивые первосвященники (папы), «которые убивают Христа своей гнусной жизнью». Но он не отвергал католическую религию и церковь, а только хотел очистить их от пороков. Столь же половинчатой была его критика социального и политического строя общества. Бичуя паразитизм феодальных господ, «которые кичатся благородством происхождения, но ничем не отличаются от последних прохвостов», он в то же время с презрением относился к народной массе, «живущей одними телесными побуждениями». Его идеалом было общество избранных просвещенных личностей. Эразм решительно выступал против феодальных войн,приносивших бедствия народам, и призывал к установлению мира. Проявляя радикализм в своих литературных сочинениях, в жизни Эразм старался угодить власть имущим, враждебно относился к революционной деятельности.
Выдающимся представителем немецкого гуманизма был Иоганн Рейхлин (1455—1522) — филолог и философ, пользовавшийся всемирной известностью благодаря своим познаниям в области древних языков. Рейхлин стремился примирить христианскую мораль с гуманизмом и показать божественное в самом человеке. Такое понимание христианства в корне расходилось с церковной догматикой. По мнению Рейхлина, изучать христианство необходимо было на основе критического анализа первоисточников. Выступление в защиту еврейских книг поставило его в центре борьбы гуманистов с мракобесами-католиками. Все образованное общество Германии разделилось на два лагеря-рейхлинистов и «обскурантов» («темных людей»). В ходе этой борьбы появился знаменитый памятник немецкой гуманистической литературы — «Письма темных людей» — сатира на невежественных мракобесов-теологов, составленная группой молодых гуманистов эрфуртского кружка — Ульрихом фон Гуттеном, Кротом Рубианом и др. Перед читателем проходят длинной вереницей мракобесы с учеными степенями — магистры, бакалавры и суеверные монахи, обращающиеся за советом по самым глупым вопросам к своему идейному наставнику кельнскому теологу Ортуину Грацию и обнаруживающие при этом свое невежество, тупость и высокомерие. «Письма темных людей» сначала были приняты читающей публикой за подлинные произведения обскурантов и широко распространились даже в их собственной среде. Сатира имела большой успех, она нанесла сокрушительный удар по схоластам и явилась триумфом немецких гуманистов.
В плеяде передовых гуманистов первой четверти XVI в. видное место занимал Ульрих фон Гуттен (1488—1523). Выходец из рыцарства, испытавший долю монастырского послушника и отвергнутый своими родителями за побег из монастыря, Гуттен вел жизнь странствующего поэта. Он был участником бурных литературных и политических столкновений своего времени и оставил глубокий след в немецкой литературе. В стихотворении «Никто» Гуттен указывал, что истинным носителем образованности и нравственности является «Никто» — человек без официального положения в обществе. Особенно резко Гуттен выступал против папства. В диалоге «Вадиск, или Римская троица» он разоблачал паразитизм папского двора и призывал к борьбе с римской курией. Устами одного из участников диалога он заявлял, что нужно уничтожить все папские декреты вместе с их составителями и вдохновителями. Таким образом, Гуттен встал на сторону непримиримых противников католической церкви и сторонников Реформации. Как сын своего класса, он возлагал
надежды не на народное выступление, а на вооруженное восстание рыцарей.
Резкая критика радикально настроенными немецкими гуманистами католической церкви и папства подготовила почву для широкого распространения в Германии идей Реформации.

15. Развитие реформации в Германии 1517-1524

Движение за Реформацию. Мартин Лютер. Движение за реформу католической церкви приобрело в XVI в. общеевропейский характер и нашло поддержку в разных слоях населения.
Католическая церковь во главе с ее интернациональным центром — папской курией — потеряла свое былое значение в политической и духовной жизни общества. Образование централизованных национальных государств в Западной Европе лишило церковь ее прежней наднациональной политической роли. В то же время в результате распространения светской образованности и развития научных знаний церковь потеряла монополию на образование и духовное руководство обществом. Однако вопреки всему этому католический клир с большой настойчивостью отстаивал свои привилегии и притязания на верховенство. Католическая церковь стала тормозом общественного прогресса, и требования ее коренного преобразования получили широкую поддержку.
Особое недовольство вызывали поборы и вымогательства папской курии и высшего клира, которые в условиях роста товарно-денежных отношений постоянно увеличивались. Светские феодалы и монархи с завистью смотрели на богатства церкви, стремясь ими завладеть посредством секуляризации. Они требовали ограничения поборов в папскую курию, которые отнимали у них часть доходов. Бюргерская оппозиция, выражавшая на первых порах чаяния широких масс населения, ставила своей целью упразднить католическую церковь как феодальное учреждение и создать взамен ее «дешевую церковь» без поборов и платы за обряды. Идеологи народных масс вкладывали в понятие Реформации более широкий смысл — преобразование всей системы общественных отношений в духе евангельского равенства.
В политически раздробленной Германии притязания папства не получили такого отпора, как в централизованных западноевропейских государствах; здесь церковные поборы неудержимо возрастали, вызывая массовое недовольство. Это послужило одной из причин того, что Реформация в Германии приобрела характер широкого общественного движения. В условиях острых социальных противоречий, связанных с зарождением капиталистических отношений в территориально раздробленной стране и с усилением феодальной эксплуатации в деревне, вызванным разгулом сеньориальной реакции, движение Реформации в Германии стало первой крупной битвой против феодализма в Европе. В, историографии ГДР Реформация и Крестьянская война трактуются как ранняя буржуазная революция. Это мнение разделяется и в советской историографии.
Толчком к массовому движению за Реформацию послужило выступление Лютера против индульгенций. Мартин Лютер (1483—1546) родился в городе Эйслебене (Саксония) в семье состоятельного горнодобытчика. В 1508 г. Лютер окончил Эр-фуртский университет и получил степень магистра, а затем доктора богословия. Не оправдались надежды его отца, желавшего видеть Мартина на юридическом поприще. Сын избрал духовную карьеру и стал монахом августинского монастыря. Выступление Лютера против индульгенций в 1517 г. сразу поставило его во главе широкого общественного движения Германии. В ходе развернувшейся антипапской борьбы Лютер провозгласил тезис об «оправдании верой», который нанес сокрушительный удар по папству и католической ортодоксии.
Католическая церковь учила, что человек может спастись от грехов и избежать ада по милости божьей и заступничеству святых. Но для этого он должен выполнять обряды, приобщаться к священным таинствам и творить богоугодные дела. Одним из таких дел была купля индульгенций. Лютер объявил отпущение грехов за деньги кощунством и отверг внешнекультовые атрибуты католической церкви, провозгласив единственным путем к спасению истинную веру в искупительную жертву Христа. Вместо католического учения о «воздаянии за заслуги» Лютер утверждал, что спасение можно получить только благодаря божественной милости, дарованной людям через Христа. При этом он рассматривал веру как внутреннее состояние человека, а «благодать» (чудодейственная спасительная сила, исходящая от бога) — как силу, постоянно пребывающую в живущем праведно человеке, помогающую ему одолевать грехи и достигать «спасения». Тезис о том, что «спасение» даруется человеку непосредственно от бога, подрывал устои католической церкви и духовной иерархии, так как из него логически следовало, что получить «благодать» и «прийти к богу» можно и без посредничества церкви и духовенства. Место священников в лютеранской церкви заняли пастыри — наставники верующих в «слове божьем», которые ничем иным не выделялись из толпы верующих, как только знанием Евангелия. По учению Лютера, «слово божье» заключено только в священном писании, которое он признавал единственным источником веры, отвергая священное предание — сочинения отцов церкви, папские буллы и постановления соборов как творения людей, которым присущи человеческие заблуждения. Тем самым низвергался весь внешний католический культ — почитание святых, иконы, алтари, осенение крестным знамением, коленопреклонение, учение о Чистилище. Но Лютер не пошел до конца в утверждении религиозного индивидуализма, он не допускал свободного толкования священного писания самими верующими и оставлял некоторые из таинств (крещение, причащение и покаяние). Причем в толковании таинства евхаристии (причащения) он недалеко ушел от католического догмата о «преосуществлении», утверждая, что хотя хлеб и вино не превращаются в «тело и кровь» Христа, но Христос якобы присутствует в таинстве причащения.
Выражая интересы консервативно-бюргерских кругов, Лютер не допускал никаких социально-политических изменений. Больше того, он требовал укрепления существующего социально-политического строя и призывал верующих безропотно подчиняться светской княжеской власти, так как она одна могла, по его мнению, охранять порядок и защищать церковь и верующих. Таким образом, провозглашенная Лютером внутренняя религиозность не в меньшей, а в значительно большей степени, чем внешняя католическя набожность, порабощала человека, лишала его духовной свободы. По словам К. Маркса, «... Лютер победил рабство по набожности только тем, что поставил на его место рабство по убеждению. Он разбил веру в авторитет, восстановив авторитет веры. Он превратил попов в мирян, превратив мирян в попов. Он освободил человека от внешней религиозности, сделав религиозность внутренним миром человека. Он эмансипировал плоть от оков, наложив оковы на сердце человека»'.
Лютер не сразу пошел на разрыв с папой и католицизмом. В своих «95 тезисах» против индульгенций он еще оставался правоверным католиком, верившим в папскую непогрешимость. Но оказавшись на гребне широкого антикатолического движения, он неизбежно должен был прийти к отрицанию папской власти и католической догматики. Этому прежде всего способствовали действия его противников — папистов, обвинивших Лютера в схизме и ереси. В 1518 г. папа вызвал Лютера на допрос в Рим. Но он, полагаясь на поддержку своего покровителя — саксонского курфюрста, отказался явиться. Попытка папского легата Каэтана, специально прибывшего в Германию, убедить Лютера в его заблуждениях ни к чему не привела. Закончился провалом и затеянный папистами диспут Лютера с богословом Экком. Лютер заявил, что он во многом согласен с осужденными церковью Виклефом и Гусом и не признает никакой силы за папским отлучением. Это привело к окончательному разрыву с католической церковью. Теперь Лютер обрушился на папскую курию, призывая вести с ней войну не только словом, но и оружием и разгромить «этих главарей разврата... кардиналов, пап и всю свору римского Содома». В сентябре 1520 г. была опубликована папская булла об отлучении Лютера от церкви. Но в Германии она не нашла никакой поддержки. В ряде городов в знак протеста сжигали копии папской буллы. Во дворе Виттенбергского университета в присутствии массы студентов ее предал огню сам Лютер.

Вормский эдикт. Начало раскола Реформации. Популярность Лютера достигла апогея. Вокруг его требований (по-разному по-
' М а р к с К. К критике гегелевской философии права. Введение. — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 1, с. 422—423.нимаемых отдельными слоями общества) объединились разнообразные силы, от крестьянско-плебейских масс до дворян и части светских князей. Немногочисленными противниками Реформации оставались высшая церковная иерархия, часть светских князей и императорская власть. Избранный в 1519 г. на императорский престол Карл V Габсбург занял откровенно враждебную позицию в отношении Реформации и ее главы Лютера. Всемирная монархия Габсбургов зиждилась на католическом единстве. Если папа и мешал стремлению императора к мировому господству, то Карл V надеялся подчинить его своему верховенству.
Уступая воле немецких князей, и в частности требованию саксонского курфюрста. Карл V согласился выслушать Лютера на рейхстаге, раньше чем подвергнуть его опале. Лютер получил охранную грамоту и направился на Вормский рейхстаг (1521 г.). Чувствуя поддержку князей, он твердо стоял на своем и на вопрос отказывается ли он от своих заблуждений, ответил: «Я не желаю от чего-либо отказаться, если только меня не убедят в заблуждении на основании писания. Да поможет мне бог. Аминь». В мае 1521 г. был издан императорский эдикт, объявлявший Лютера вне закона, как еретика и ослушника власти. Но в это время он находился в надежном укрытии, в замке Варт-бург, принадлежавшем его покровителю саксонскому курфюрсту. В Вартбурге Лютер занялся переводом на немецкий язык Библии. Этим он не только содействовал успеху Реформации, но и заложил основы немецкого литературного языка. В это время в лагере Реформации резко стали проявляться разногласия между отдельными группировками. Лютер все более связывал свою судьбу с интересами князей, на службу которым была впоследствии поставлена его реформация.
В отсутствие Лютера в Саксонии развернулось радикальное реформационное движение, которое возглавил профессор Виттенбергского университета Карлштадт. Из церквей выбрасывали алтари, иконы и священный елей. Месса -была объявлена идолопоклонством и запрещена. Карлштадт в своих проповедях говорил: «Никто не может достигнуть спасения души, если он не зарабатывает свой хлеб трудом своих рук». Карлштадт и его сторонники, выражая интересы радикальных элементов бюргерства, понимали Реформацию как широкое социальное преобразование, не ограниченное рамками церковной реформы.

Народное направление в Реформации. Томас Мюнцер. Раскол реформационного движения все более углублялся. Из него выделился крестьянско-плебейский лагерь. Появились народные еретические секты. Но вместо проповеди ожидания «тысячелетнего царства божия на земле» они требовали немедленного социального переворота. В городе Цвиккау развернулось движение анабаптистов (перекрещенцы, не признававшие крещения младенцев), во главе которого стоял подмастерье Николай Шторх. Он учил, что каждый истинно верующий обладает даром
божественного откровения. Тот, на кого нисходит божественная истина, становится пророком и вещает «живое Евангелие», которое анабаптисты ставили намного выше омертвевшего писания. Новоявленные пророки возвещали близкое наступление «тысячелетнего царства — правления Христа», когда будут низвергнуты земные троны, бедные возвышены, а богатые унижены.
Наиболее последовательным выразителем идей народного понимания Реформации был Томас Мюнцер (около 1490—1525). Его ранняя биография малоизвестна. До 1520 г. Мюнцер оставался последователем и соратником Лютера. Но в его проповедях, обращенных к беднейшим слоям населения, все более решительно стали звучать призывы к немедленным революционным действиям. В дальнейшем Мюнцер совершенно отмежевался от Лютера. Они стали непримиримыми врагами: Мюнцер возглавил плебейско-крестьянский лагерь Реформации, Лютер — бюр-герско-княжеский. Под влиянием Мюнцера, поселившегося в Цвиккау, руководители анабаптистов вышли из рамок сектантства и стали проповедовать революционные идеи, организуя массы на восстание.
Мюнцер понимал Реформацию как социально-политический переворот, который должны произвести самые обездоленные слои общества — крестьяне и городская беднота. Именно они способны установить новый общественный строй без гнета и эксплуатации, «...в котором больше не будет существовать ни классовых различий, ни частной собственности, ни обособленной, противостоящей членам общества и чуждой им государственной власти»'.
В отличие от Лютера, Мюнцер понимал «слово божье» не как букву Евангелия, а как откровение бога в разуме человека. Под богом же он представлял не творца, стоящего над миром, а сам мир в его единстве, высшую идею целого, подчиняющую себе отдельные его части. По словам Ф. Энгельса, «...религиозная философия Мюнцера приближалась к атеизму»2. Служением богу Мюнцер считал самоотверженную деятельность человека на общее благо, а безбожием — эгоистические антиобщественные действия, наносящие вред другим. Ревнителями дела бога он считал весь трудящийся народ, а его врагами — всех эксплуататоров и угнетателей, против которых народ должен направить свой меч. «Великое потрясение, — писал Мюнцер, — предстоит выдержать миру, разыграется такое представление, что безбожники будут низвергнуты, а униженные возвышены». В условиях того времени эти идеи являлись утопией. Требования установления равенства и республиканского управления могли вылиться на деле в установление буржуазного порядка.

Крестьянская война в Германии.
«Предвосхищение коммунизма в фантазии становилось в действительности предвосхищением современных буржуазных отношений»'. Революционное преобразование общества в интересах народных масс, к которому призывал Мюнцер, являлось на самом деле только плебейской расправой с феодализмом.

Рыцарское восстание 1522—1523 гг. Революционная обстановка в Германии все более накалялась. Предстояла вооруженная борьба между теми, кто выступал против существующего порядка, и теми, кто его отстаивал. Первыми поднялись на во-
' Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 7, с. 364.
оружейное восстание рыцари, стремившиеся покончить с засильем церковных и светских князей. Они заключили военный союз сроком на шесть лет, во главе которого встал Франц фон Зиккен-ген. Идейным вдохновителем рыцарского восстания был Ульрих фон Гуттен. Рыцари боролись за создание единой империи, в которой бы безраздельно господствовало дворянство. Рыцари не могли рассчитывать на помощь крестьян и горожан, и их восстание с самого начала было обречено на провал. Когда шеститысячный отряд западногерманских рыцарей под предводительством Зиккенгена осадил город Трир, на помощь архиепископу Трирскому пришло большое тридцатитысячное войско князей, и рыцари потерпели поражение. Зиккенген с небольшими силами укрылся в своем замке Ландштуль, который вскоре был захвачен княжеским войском. Зиккенген погиб в сражении. Гуттен бежал в Швейцарию, где вскоре умер.

 

16. Реформация в Германии 1526-1555

17. Германия в1555-1618

Германия во второй половине XVI- начале XVII в.
Экономический упадок. Усиление крепостничества. После хозяйственного подъема, длившегося с середины XV в., Германия во второй половине XVI в. вступила в полосу глубокого упадка, обусловленного как внешними экономическими причинами, так и наступившей в стране реакцией. Ростки капиталистических отношений в промышленности не получили развития. Политическая раздробленность препятствовала развитию внутригерманской торговли и исключала возможность складывания единого рынка. Со второй половины XVI в. в результате перемещения мировых тор-
420
говых путей после великих географических открытий сократилась средиземноморская торговля, что отразилось на благополучии городов Юго-Западной Германии, которые приходили в упадок. На севере теряла свое прежнее значение Ганза, ее место в международной торговле заняли голландские купцы. Из прежних ганзейских городов только Гамбург и Бремен участвовали в морской торговле.
С середины XVI в. стала проявляться хозяйственная отсталость Германии по сравнению с более передовыми государствами Запада, вступившими на путь капиталистического развития. Вместо промышленных изделий из Германии на Запад начали вывозить продукты сельского хозяйства, в основном хлеб. Это открывало перед земельными собственниками возможность обогащения за счет усиления эксплуатации крестьян. Помещики в восточных областях все более расширяли барское хозяйство и переводили крестьян на отработочную ренту. «Таким образом, менее чем за сто лет свободные остэльбские крестьяне были превращены в крепостных, сначала фактически, а вскоре затем и юридически»'.
Резко ухудшилось положение крестьян в наследственных землях Габсбургов. С середины XVI в. там не прекращались крестьянские волнения, а в 1595—1597 гг. вспыхнула крестьянская война, охватившая Верхнюю и Нижнюю Австрию и некоторые соседние районы. Как и в 1525 г., идейным оружием крестьян служила Реформация в духе полного избавления от феодального гнета. Восставшие создали настоящую революционную армию с выборными командирами во главе, вооруженную не только холодным, но и огнестрельным оружием. Осенью 1596 г. они нанесли поражение правительственным войскам; угроза нависла над столицей Габсбургов — Веной. Но как обычно, феодалам помогла доверчивость крестьян и их разобщенность. Власти вступили в переговоры с умеренными руководителями, возглавляемыми Георгом Ташем, и добились заключения перемирия. Воспользовавшись передышкой и собрав силы, они летом 1597 г. нанесли поражение восставшим.
Феодальная эксплуатация крестьян в Австрии и Юго-Восточной Германии стала еще более жестокой. Здесь, к



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 654; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.116 (0.018 с.)