Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая обстановка в Швейцарии перед кальвинистской реформациейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В первой трети XVI в. экономика Женевы переживала тяжелый застой. Обострилась и политическая обстановка. Герцог Савойский и епископ Женевский, пользуясь ослаблением города, попытались расширить свои политические и административные прерогативы, опираясь на содействие дворян и титулованного патрициата. Бюргерство и городской плебс воспротивились этому. Возникла длительная политическая борьба, шедшая с переменным успехом. В конфликт вмешались протестантский Берн и католический Фрейбург, причем каждый из них стремился закрепить свое политическое влияние и свое вероучение в Женеве. Перевес остался на стороне более сильного Берна, а это означало, что распространение реформации в Женеве получало отныне сильную опору. Ее проводниками были покровительствуемые Берном странствующие проповедники, французские эмигранты, Фарель и Фроммен, действовавшие в Женеве в 1532-1535 гг. После победы реформатов цвинглианского толка в религиозном диспуте в мае 1535 г. католическое богослужение в Женеве было заменено цвинглианским, монастыри ликвидированы, их земли секуляризованы, а жившие на них крестьяне освобождены от наиболее тяжелых повинностей. Военное наемничество было запрещено. Женева, однако, сумела сохранить независимое политическое положение по отношению к Берну, открыла ворота притоку эмигрантов-реформатов из Италии и Франции, что оказало решающее влияние на последующее развитие событий. В 1536 г. в числе прочих французских реформатов-эмигрантов в Женеву приехал Жан Кальвин. Родился он в 1509 г. в семье епископского секретаря в городе Нуайоне (Северная Франция). Окончил юридический факультет Буржского университета, примкнул к гуманистическому течению и существовал на средства от преподавательской и литературной деятельности. В протестантизм перешел, видимо, в 1534 г., дружил с наиболее радикальными протестантами и, спасаясь от религиозных преследований, вскоре эмигрировал сначала в Германию, а затем в Женеву. В это же время в Базеле вышло его главное теологическое сочинение – «Наставление в христианской вере», где излагались основные положения нового реформационного учения, получившего название кальвинизма. В Женеве кипела острая социально-политическая борьба, шли диспуты, на которых перевес нередко оставался на стороне анабаптистов. Городской плебс волновался и учинял иконоборческие погромы, не дожидаясь, когда наконец магистрат полностью покончит с «идолопоклонством». Кальвин и его приверженцы оказали магистрату действенную помощь в борьбе на два. фронта– и против католической реакции, и против плебейской оппозиции. Кальвин стал вводить с помощью магистрата жесткие религиозно-бытовые нормы, насаждать аскетизм и принцип верховенства церковных властей над светскими. Такая политика вызвала сильное сопротивление со стороны коренных женевских бюргеров, жизнелюбивых, не привыкших к религиозному аскетизму, опасавшихся засилья пришельцев, и со стороны Берна, которому не нравились «теократические» замашки Кальвина. Кальвин и ставший его помощником Фарель в 1538 г. были высланы из Женевы, где к власти пришли их противники. Однако вскоре в стане последних произошел раскол, позиции сторонников Кальвина усилились, и в 1541 г. он с триумфом возвратился в Женеву, где окончательно восторжествовал кальвинизм. вероучение Кальвина было заострено и против католического, и против радикальных течений" народной— реформации, последователей которых он обвинял в безбожии и материализме. Краеугольным догматом кальвинизма" было учение о божественном предопределении, понимавшемся Кальвином как абсолютное. Бог, утверждал Кальвин, в своем предвидении будущего предопределил одних людей к вечному блаженству, других-к вечным мукам в загробном мире. Это предопределение фатально, не зависит от субъективных действий человека, и никто не может знать, какая судьба ему уготована, или изменить эту судьбу. Но каждый верующий должен —думать, что он является божьим избранником, и напрягать все силы, чтобы успехом своей деятельности, в том числе и профессиональной, доказать свою избранность, в чем проявлялось не зависящее от воли человека, но заключенное в нем действие божества. И богатство и бедность, согласно учению Кальвина, являются испытанием веры в бога. Богатство заставляет верующего показать, что он добросердечен, отзывчив к нуждам бедных, не возгордился своим богатством и не поставил стяжательство выше своих обязанностей перед богом и общественным долгом. Бедняк должен проявить терпение, уметь даже в крайней бедности противостоять нечестности и искушениям всякого рода. Но бедность – не заслуга, и недостаточно быть бедным, чтобы быть угодным богу. Работа в любой области почетна и необходима, но не следует ее отождествлять с призванием, каковое шире по своему содержанию и заключается в служении общему благу. Неудача верующего в профессиональной деятельности есть не что иное, как показатель греховности его исходных намерений, отклонения верующего от правильно понятого призвания. Такая трактовка теории предопределения исключала фаталистическую пассивность, побуждала к активной деятельности. Кальвинизм с самого начала отличался от других реформационных учений своей целеустре. мленностью и действенностью. «Его учение о предопределении,-писал Энгельс,-было религиозным выражением того факта, что в мире торговли и конкуренции удача или банкротство зависят не от деятельности или искусства отдельных лиц, а от обстоятельств, от них не зависящих. Определяет не воля или действие какого-либо отдельного человека, а милосердие могущественных, но неведомых экономических сил. И это было особенно верно во время экономического переворота, когда все старые торговые пути и торговые центры вытеснялись новыми, когда были открыты Америка и Индия, когда даже наиболее священный экономический символ веры – стоимость золота и серебра – пошатнулся и потерпел крушение» — Критика Кальвином всякого рода потребительских излишеств, его призывы к бережливости, скромности быта, сокращению числа нерабочих праздничных дней также определялись социально-экономическими моментами. В период первоначального накопления"и"раннего капитализма размеры капиталов по большей части были невелики, затраты на средства производства невысоки, и главный доход извлекался из прибавочной стоимости, создаваемой физическим трудом наемных рабочих. Поэтому максимальная капитализация прибавочной стоимости и минимальные личные расходы капиталиста представлялись решающими условиями расширенного воспроизводства. Все, что мешало этому, рассматривалось как противоречащее «божественному промыслу» и общественному благу. Эта сторона учения Кальвина была в своем завершенном виде сформулирована уже его преемниками, чем дальше, тем больше выдвигавшими на первый план утилитарные моменты и создавшими теорию о «мирском призвании» и «мирском аскетизме». Согласно этой теории, истинный кальвинист должен целиком-отдаваться своей профессиональной деятельности, презирать наслаждения, комфорт, расточительность, быть бережливым и прижимистым хозяином. Если перед кальвинистом возникнет возможность приобрести посредством своей профессиональной деятельности большой доход, а он пренебрежет такой возможностью, то он совершит греховный поступок, уклонившись от своей «обязанности перед богом». В свете теории предопределения теряли свое значение благородство происхождения и сословные привилегии всякого рода, ибо не ими определялась предызбранность к спасению. Следовательно, буржуазия получила религиозное обоснование своих прав на руководящее положение в политической жизни общества в качестве наиболее преуспевающей его части. Кальвинизм был в то же время и весьма гибкой формой воздействия на массы. Беднякам кальвинисты внушали, что, усердно работая на Хозяина, ведя благочестивый и смиренный образ жизни, они достигнут успеха и заслужат благословение божие. Кальвинистская церковь В соответствии с этими постулатами были перестроены жизнь и быт в кальвинистской Женеве. Число праздников было значительно сокращено. В оставшиеся праздничные дни предписывалось заниматься не играми, танцами и прочими развлечениями, не наряжаться в красивое платье, а в скромной, но опрятной одежде идти в церковь, а затем в семейном кругу предаваться отдыху, проводя его в чтении книг религиозного содержания, благочестивых беседах и занятиях. Церковные власти придирчиво контролировали исполнение всех этих предписаний и не стеснялись подвергать ослушников разного рода наказаниям. Первоначально Кальвин считал ненужным создавать свою особую церковную организацию. Однако потребности ведения борьбы против усиливавшегося натиска контрреформации и революционных плебейских ересей побудили Кальвина признать необходимость создания собственной церкви. В противоположность монархическому принципу построения католической церкви кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Во главе кальвинистской церковной общины Стояли старшины (пресвитеры), которые избирались, а позднее кооптировались обычно из числа наиболее богатых светских лиц, и проповедники, произносившие проповеди религиозно-нравственного содержания. Проповедники не имели специального священнического сана. Это была их служебная обязанность (ministerium)— отсюда и их название-министры. Пресвитеры и министры в своей совокупности составляли консисторию, которая ведала религиозной жизнью общины и рассматривала все проступки членов общины против религии и морали. Позднее в других странах Европы консистории стали управлять всеми делами общины в целом. Вопросы, касавшиеся догматов кальвинизма, обсуждались и решались на особых собраниях министров – конгрегациях. Впоследствии конгрегации превратились в местные и общенациональные съезды представителей общин – синоды, задачей которых было бороться с ересями и охранять единство культа и вероучения. Такая организация кальвинистской церкви придавала ей большую сплоченность, гибкость и боеспособность. Следует подчеркнуть, что кальвинистская церковь отличалась не меньшей нетерпимостью по отношению к радикальным сектантским учениям, чем католицизм к «еретикам». Казни в Женеве не были исключительным явлением. Так, в 1553 г. по настоянию Кальвина был сожжен на костре крупный испанский ученыйгуманист Сорвет, который отвергал учение о троичности бога (антитринитаризм), критиковал догматы кальвинизма и поддерживал связи с анабаптистами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.24.148 (0.008 с.) |