Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Общая характеристика методов наукиСтр 1 из 39Следующая ⇒
Впервые проблемы научного метода стали изучаться в рамках древнегреческой науки. Именно там возник знаменитый аксиомати ческий метод и связанная с ним дедуктивная логика в форме силло гистики Аристотеля. Поскольку в античной науке не существовало опытного естествознания, то в ней изучались только теоретические методы исследования. С возникновением экспериментального естествознания в:XVII в. на первый план выдвигается проблема исследования методов и средств опытного изучения природы. Так как унаследованные от Античности и Средних веков силлогистические методы не годились для этой цели, то выдающиеся философы того времени Ф. Бэкон и Р. Декарт в своих сочинениях уделили большое внимание проблеме исследования методов получения нового знания в науке. <<Под методом, -пишет Декарт,- я разумею точные и простые правила, строгое соблюдение которых всегда препятствует принятию ложного за истинное - и, без лишней траты умственных сил, - но постепенно и непрерывно увеличивая знания, способствует тому, что ум достигает истинного познания всего, что ему доступно>>!. В качестве основных требований он рекомендует три правила метода: 1) начинать с простого и очевИдного; 2) из него путем дедукции по лучать более сложные высказывания; 3) действуя при этом так, что бы не бьшо упущено ни единого звена, т.е. сохраняя непрерывность цепи умозаключений. Для осуществления этих целей, по его мнению, необходимы две способности ума: интуиция и дедукция. С помо щью интуиции усматриваются простейшие и очевИдные начала, из которых дедуктивно следуют все другие истины. Такая характери стика метода больше всего подходит для математического позна ния, в котором теоремы логически выводятся из аксиом, если счи тать последние самоочевИдными истинами. В дальнейшем Идеи Де карта о дедуктивном характере метода науки на более широкой основе разрабатывал Г.В. Лейбниц, который стремился свести рас суждения к вычислениям, поэтому ставший предтечей современной символической, или математической, логики. В области эмпирических наук Бэкон в качестве важнейшего ме тода исследования выдвинул индукцию. Дедукция, в частности силлогистика Аристотеля, по его мнению, совершенно бесполезна для изучения природы. Поэтому в противовес <<Органону>>, или орудию мысли, Аристотеля, он создает <<Новый Органон>>, который представляет собой совокупность простейших канонов, или правил, индуктивного исследования, впоследствии систематизированных Дж. Ст. Миллем в виде методов сходства, различия, сопутствующих изменений и остатков.
Однако Бэкон явно недооценивал роль дедукции и математики в научном исследовании, например при обработке результатов экс периментов. Кроме того, он неправильно считал свою индуктивную логику безошибочным методом открытия новых истин в науке. Таким образом, основоположники учения о методах науки опи рались в своих воззрениях на основные типы логических рассужде ний, которыми явно или неявно пользуются как в повседневном,
1 Декарт Р. Избранные произведения.- М., 1950.- С. 89. так и в научном мышлении. Современная методология использует множество других способов и приемов познания, общей особенно стью которых является целенаправленный, организованный и сис тематический характер поиска истины. Только при систематиче ском использовании методов можно приблизиться к истине. По этому в самом широком смысле метод можно рассматривать как некоторую систематичесюую процедуру, состоящую из последова телыюсти определенных операций, применение которых либо приводит к достижению поставленной цели, либо приближает к ней. Если в первом случае применение заданных операций или приемов приво дит к достижению цели, то во втором случае метод избавляет нас от действий наугад - путем слепого перебора разных возможностей, с помощью многочисленных случайных проб и ошибок. Методы первого рода, в которых строго задан точно определен ный порядок операций или действий, имеют несложный характер. Поэтому их можно уподобить алгоритмам математики. Действи тельно, располагая алгоритмом, мы всегда можем решить ту или иную задачу, например умножить дробь на дробь, извлечь квадрат ный корень или найти производную функции. Однако из матема тики известно, что далеко не все ее задачи и проблемы допускают алгоритмическое решение. Например, как показал известный авст рийский логик и математик К. Гёдель, даже не все содержательно установленные теоремы элементарной арифметики могут быть дока заны чисто формальным путем, т.е. логически выведены из аксиом. Иначе говоря, они не могут быть получены алгоритмически. Тем более это относится к сложным проблемам самой математики, а также естествознания и социально-экономических и гуманитарных наук, которые развиваются в постоянном контакте с наблюдениями, экспериментами и общественной практикой.
Таким образом, определение метода как некоторой системати ческой процедуры, состоящей из последовательности повторяю щихся операций, применение которых в каждом конкретном случае приводит к достижению цели, применимо лишь для простейших методов практической деятельности и элементарных методов науки, имеющих алгоритмический характер. Сложные же проблемы науки меньше всего поддаются алгоритмизации, и их решение нельзя све сти к применению каких-либо готовых правил и рецептов. Они требуют мобилизации всех интеллектуальных усилий ученого и на стойчивого творческого поиска. Такие методы называют поэтому эвристическими, или поисковыми (от греч. heиristo - ищу, нахожу). Отсюда становится очевидным, что научное познание не сводится к непрерывной цепи догадок и предположений, хотя догадки также используются в ходе исследования, особенно на первоначальной его стадии. Но в процессе познания решительно отсеивают явно неправдаподобные догадки. При выдвижении научных гипотез, поиске законов, построении и проверке теорий руководствуются теми или иными способами, приемами и нормами исследования, которые в своей совокупности и составляют эвристический потенциал исследования. Хотя эври стические методы и не гарантируют достижения истины, тем не менее они в значительной мере дисциплинируют мышление и об легчают поиск истины, делая его более систематичным и целена правленным. Решение проблем конкретных наук требует также привлечения специальных методов исследования. В эмпирических науках для этого приходится обращаться также к специальным средствам наблюде ния и измерения, постановке заранее продуманных экспериментов. Поскольку специальные методы имеют специфический характер, постольку они разрабатываются и совершенствуются в рамках кон кретных наук. В отличие от них общие методы науки, их возмож ности и границы применения изучаются в общей теории научного метода, которая называется методологией науки.
Предмет методологии науки
По мере того как возрастал объем научных знаний и углублялся уровень отражения в них изучаемых закономерностей реального мира, усиливалось стремление ученых к анализу и обоснованию различных методов и средств, с помощью которых можно получать новое знание в науке. В античную эпоху монополия на исследование проблем позна ния вообще и методов науки в частности принадлежала философам. И это неудивительно, так как в то время сама наука, за исключением, пожалуй, математики и астрономии, не отделяла себя от филосо фии. Даже в:XVII-:XVIII вв., когда уже сформировалось экспери ментальное естествознание, исследованием методов познания за нимались в основном философы, хотя наибольший вклад бьш сде лан теми из них, которые одновременно с философией занимались конкретными науками (Галилей, Декарт, Лейбниц).
Начиная со второй половины XIX в. и особенно в его конце про исходит дифференциация различных дисциплин, изучающих науку. Среди них доминирующую роль стала играть методология науки, ко торая начала формироваться, по сути дела, вместе с возникновени ем систематического научного познания. Предметом методологической науки является изучение тех мето дов, средств и приемов, с помощью которых приобретается и обосно вывается новое знание в науке. Кроме того, методология анализирует методы анализа научного знания, его структуру, место и роль в ней разных форм познания и методы построения различных систем науч ного знания. Отсюда вытекает то, что в методологии науки следует различать динамический и статический аспекты анализа. Если ди намический аспект рассмотрения связан с анализом проблем генези са, происхождения и развития научного знания, то статический - с изучением и анализом результатов полученного знания, его форм и структур. Соответственно этому, если в первом случае говорят о методологии научного исследования, ориентированной на поиск но вого знания, то во втором - о методологии существующего знания как результата предшествующего исследования. Как мы уже отмечали, метод представляет собой определенную последовательность действий, приемов, операций и средств для дос тижения поставленной цели. Цели же эти могут быть как практиче скими, так и теоретическими, познавательными. В науке приходит ся иметь дело с познавательными целями и задачами, которые, в свою очередь, можно разделить на эмпирические и рациональные, фундаментальные и прикладные. Хотя каждая конкретная проблема требует определенных методов и средств для своего решения, но это вовсе не означает, что для этого каждый раз надо создавать особые методы. Как правило, методы характеризуются определенной степенью общности, начиная от универсальных методов диалектики и логики и заканчивая специальными методами, создаваемыми для исследования некоторой области явлений природы и общества.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.011 с.) |