Логика в юридической деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Логика в юридической деятельности



Логика

Утверждено редакционно-издательским

советом университета в качестве

учебного пособия

 

 

Нижний Новгород - 2005

ББК 87,4

С 60

 

 

Солина Е.М. Логика: Учебное пособие. – Н.Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2005. – 78 с.

ISBN 5-87941-359-4

 

 

В настоящем учебном пособии рассматриваются вопросы, предусмотренные учебной программой по дисциплине «Логика».

Обосновывается место и значение формальной логики в юридической деятельности, раскрывается взаимосвязь ее законов, отношения между основными понятиями, суждениями, умозаключениями, как формами мышления, обоснование состоятельности выводов и их роль в судебной практике. Для более интенсивного усвоения учебного материала автором приводится словарь основных логических терминов, позволяющий студентам эффективно овладевать юридической терминологией и специальным правовым понятийным аппаратом.

 

 

ББК 87.4

 

 

ISBN 5-87941-359-4

 

© Солина Е.М., 2005,

© ННГАСУ

 

ВВЕДЕНИЕ

Данное учебное пособие предназначено для студентов юридических факультетов и вузов. Формальная логика развивается и существует как дисциплина, помогающая правильно мыслить, рассуждать, доказывать и аргу-ментировать. Истинность многих положений, идей и мыслей во многом определяется той формой, в которой они высказаны. Еще в древности была подчеркнута зависимость истинности высказывания от его формы. Универ-сальность законов и правил мышления, их относительная независимость от языка и культуры народа позволяет рассматривать формальную логику как универсальное средство общения и адекватной передачи информации.

Юридическая деятельность – это сфера человеческой деятельности, в которой логический элемент является одним из основных. Закон един для всех. Неважно, в какой семье ты родился, где воспитывался и получал образование, важно, что ты реально делаешь и думаешь. Универсальность юридической сферы роднит ее с формальной логикой. Несмотря на широкое развитие последней, основой формальной логики являются дедуктивные умозаключения, которые по своей сути могут раскрывать неявное тайное знание и делать его явным, открытым и доказанным. К этому и сводится деятельность правоохранительных и судебных органов.

Поэтому для будущих юристов и работников правоохранительной системы формальная логика с ее законами, правилами выводов и умозаключений является специальной дисциплиной.

ЛОГИКА КАК НАУКА

1.1. История логики и ее предмет

 

Логика представляет собой науку о формах, законах и правилах рассуждения, обеспечивающих его истинность. Она создает возможность познания человеком окружающего мира и осуществления жизнедеятельности в соответствии с объективными закономерностями. Основными формами мышления являются понятие, суждение и умозаключение.

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в V в. до н. э. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348–322 гг. до н. э.). В своих логических трудах, получивших общее название «Органон» (в переводе с греческого означает «метод, способ познания»), Аристотель сформулировал основные положения формальной логики, в том числе и основные законы мышления. Он исходил из положения, что если мысль будет высказана в правильной форме, то эту мысль можно считать истинной. Таким образом, истина стала определяться формой. Аристотель выделил три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение и исследовал их. Особый вклад Аристотель внес в разработку дедуктивного (силлогистического) умозаключения. Последнее является основой современной математической логики – логики предикатов.

Важным этапом в развитии учения Аристотеля явилась логика античных стоиков (Зенон, Хрисипп и др.), дополнившая аристотелевскую теорию силлогизма описанием сложных умозаключений». Логика стоиков – основа другого направления математической логики – логики высказываний.

Среди других античных мыслителей, развивавших и комментирующих логическое учение Аристотеля, следует назвать Галена, именем которого названа 4-я фигура категорического силлогизма; Порфирия, известного разработанной им наглядной схемой, отображающей отношения подчинения между понятиями («древо Порфирия»); Боэция, сочинения которого длительное время служили основными логическими пособиями.

Логика развивалась и в средние века, однако схоластика исказила учение Аристотеля, приспособив его для обоснования религиозной догматики.

Значительны успехи логической науки в Новое время. Важнейшим этапом в ее развитии явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф. Бэконом (1561–1626). Бэкон разработал методы научной индукции, систематизированные впоследствии английским философом и логиком Дж. С. Миллем (1806–1873).

Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона – Милля составили основу общеобразовательной дисциплины, которая в течение длительного времени была обязательным элементом в европейской системе образования, а сейчас составляет основу логического образования.

Эту логику принято называть формальной, т.к. она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой.

Дальнейшее развитие логики связано с именами таких выдающихся западно-европейских мыслителей, как Р. Декарт, Г. Лейбниц, И. Кант и др.

Французский философ Р. Декарт (1569–1650) выступил с критикой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума». В 1662 г. в Париже вышла книга «Логика, или Искусство мыслить», написанная последователями Декарта А. Арно и П. Николем, известная также под названием «Логика Пор-Рояля». Книга оказала заметное влияние на всю последующую историю развития логики.

Крупный вклад в исследование логических проблем внесли немецкий философ Г. Лейбниц (1646–1716), сформулировавший закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX–XX вв.; немецкий философ И. Кант (1724–1804) и многие другие западно-европейские философы и ученые.

Значительны заслуги в развитии логики русских философов и ученых. Ряд оригинальных идей выдвинули М.В. Ломоносов (1711–1765), А.Н. Радищев (1749–1802), Н.Г.Чернышевский (1828–1889). Известны своими новаторскими идеями в теории умозаключений русские логики М.И. Каринский (1804–1917) и Л.В. Рутковский (1859–1920). Одним из первых начал развивать логику отношений философ и логик С.И. Поварнин (1807–1952).

Во второй половине XIX в. в логике начинают широко применять разработанные в математике методы исчисления. Это направление разрабатывается в трудах Д. Буля, У.С. Джевонса, П.С. Порецкого, Г. Фреге, Ч. Пирса, Б. Рассела, Я. Лукасевича и других математиков и логиков. Теоретический анализ дедуктивных рассуждений методами исчисления с использованием формализованных языков получил название математической, или символической логики.

Символическая логика – интенсивно развивающаяся область логических исследований, включающая множество разделов, или, как их принято называть, «логик» (например, логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и т.д.). Большое внимание уделяется разработке многозначной логики, в которой помимо принятых в традиционной логике двух значений истинности – «истинно» и «ложно» – допускается много значений истинности. Так, в разработанной польским логиком Я. Лукасевичем (1878–1956) трехзначной логике вводится третье значение – «возможно».

Формальная логика изучает формы мышления, выявляя структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая, например, понятие, она изучает не конкретное содержание различных понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления, независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях. Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию суждений. Формальная логика изучает законы, обусловливающие логическую правильность мышления, без соблюдения которой нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности, познать истину.

Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики, не способно правильно отражать действительность. Поэтому изучение мышления, его законов и форм нужно начинать с формальной логики, изложение основ которой и составляет задачу данного учебного пособия.

Знание логики помогает юристу подготовить логически стройную, хорошо аргументированную речь, вскрыть противоречия в показаниях потерпевшего, свидетелей, обвиняемого, опровергнуть необоснованные доводы своих оппонентов, построить судебную версию, наметить логически выдержанный план осмотра места происшествия, непротиворечиво, последовательно и обоснованно составить официальный документ и т.д. Все это имеет важное значение в работе юриста, направленной на укрепление законности и правопорядка.

И наоборот, непоследовательные и противоречивые рассуждения затрудняют выявление дела, а в некоторых случаях могут явиться причиной судебной ошибки.

 

 

ПОНЯТИЕ

2.1. Понятие как форма мышления. Общая характеристика понятия

 

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются.

Логика выделяет признаки существенные и несущественные.

Признаки, необходимо принадлежащие предмету, выражающие его сущность, называют существенными. Признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности, называются несущественными.

Понятие как форма мышления отражает предметы и их совокупности в абстрактной, обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие – одна из основных форм научного познания. Формируя понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы. Например, правовые науки – понятия «преступление», «наказание», «вина», «умысел», «правоспособность» и др.

Существует ряд логических приемов образования понятий. Таких как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании понятий, основанных на выявлении существенных признаков.

Чтобы составить понятие о предмете, нужно сравнить данный предмет с другими предметами, найти признаки сходства и различия. Логический прием, устанавливающий сходство или различие предметов, называется сравнением.

Выделение признаков связано с мысленным расчленением предмета на составляющие его части, стороны, элементы. Мысленное расчленение предмета на части называется анализом.

Выделение с помощью анализа признаков позволяет отличить существенные признаки от несущественных и отвлечься, абстрагироваться от последних. Мысленное выделение признаков одного предмета и отвлечение от других признаков называется абстрагированием.

Элементы, стороны, признаки предмета, выделенные с помощью анализа, должны быть соединены в единое целое. Это достигается с помощью приема, противоположного анализу, – синтеза, представляющего собой мысленное соединение частей предмета, pacчлененного анализом.

Признаки изучаемых предметов распространяются на все cxодные предметы. Эта операция осуществляется путем обобщения приема, с помощью которого отдельные предметы на основе присущих им одинаковых свойств объединяются в группы однородных предметов.

Понятие и слово

Понятие неразрывно связано с основной языковой единицей – словом. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, без которых невозможно ни формирование понятий, ни оперирование ими1.

Единство понятия и слова не означает их полного совпадения. В разных национальных языках одно и то же понятие выражается разными словами. Но и в одном языке слово и понятие нередко не совпадают. Многие слова имеют не одно, а несколько значений. Например, слово русского языка «связка» употребляется в значениях:

1) несколько однородных предметов, связанных вместе («связка книг»);

2) сухожилие, соединяющее отдельные части скелета или органа тела («мышечные связки»);

3) элемент суждения, связывающий субъект и предикат или простые суждения. Несколько значений имеют слова «закон», «субъект», «край» и др.

В любом языке существуют омонимы и синонимы.

Омонимы (от греч. homos – «одинаковый» и onyma – «имя») – это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия (например, коса – это и сплетенные вместе пряди волос, и идущая от берега узкая полоска земли, и орудие для срезания травы, злаков и т.п.; нота – графическое изображение музыкального звука и дипломатическое обращение одного государства к другому; заключение – суждение, полученное логическим путем из посылок, и состояние лица, лишенного свободы, и последняя часть, конец чего-либо).

Синонимами (от греч. synonymus – «одноименный») называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, «родина» и «отечество»; «юридическая наука», «правоведение» и «юриспруденция»; «договор», «соглашение» и «контракт» и многие другие.

Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смешению понятий, а, следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов, чтобы употреблять их в строго определенном смысле.

В различных областях науки и техники вырабатывается специальная терминология – система терминов, употребляемых в данной области знания. Термин – это слово или словосочетание, имеющее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью, по крайней мере, в пределах данной науки или родственной группы наук. Важное значение придается разработке и уточнению терминологии правовыми науками, которые, как правило, дают разъяснения терминов, употребляемых в определенной области права.

 

 

Содержание и объем понятия

Содержанием понятия называется совокупность существенных признаков предмета, которые мыслятся в данном понятии.

Например, содержанием понятия «преступление» является совокупность существенных признаков преступления: общественно-опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость.

Множество предметов, которое мыслится в понятии, называется объемом понятия. Объем понятия «преступление» охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные знаки.

Объем понятий, который не содержит ни одного элемента, называется понятием с нулевым (пустым) объемом. Понятиями с пустыми объемами являются, например, вечный двигатель, круглый квадрат, русалка, леший и др. Число элементов понятий с пустым объемом равно нулю.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом. Эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия, который устанавливает, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот.

Например, понятия «преступление» и «преступление против личности» (первое понятие шире по объему, но уже по содержанию, а второе понятие шире по содержанию, но уже по объему), «генеральный прокурор» и «прокурор», где первое понятие уже по объему, но шире по содержанию.

Закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия лежит в основе логических операций, которые будут рассмотрены дальше.

Виды понятий

 

Понятия принято делить на следующие виды: 1) единичные и общие; 2) конкретные и абстрактные; 3) положительные и отрицательные.

1. Понятия делятся на единичные и общие в зависимости от того, мыслится в них один элемент или множество элементов. Понятие, в котором мыслится один элемент, называется единичным (например, «город РФ Москва», «А.С. Пушкин», «Российская Федерация»). Понятие, в котором мыслится множество элементов, называется общим (например, «столица», «писатель», «федерация»).

2. Понятия делятся на конкретные и абстрактные в зависимости от того, что они отражают: предмет (класс предметов) или его признак (отношение между предметами).

Понятие, в котором мыслится предмет или совокупность предметов как нечто самостоятельно существующее, называется конкретным; понятие, в котором мыслится признак предмета или отношение между предметами, называется абстрактным. Так, понятия «книга», «свидетель», «государство» являются конкретными; понятия «белизна», «смелость», «ответственность» – абстрактными.

Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от последнего и отдельно от него не существующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета; эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Так, понятия «инвалидность», «невменяемость» отражают признаки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладающих этими признаками. Понятия «дружба», «любовь», «психологическая несовместимость» отражают определенные отношения. Это абстрактные понятия.

3. Понятия делятся на положительные и отрицательныев зависимости от того, составляют ли их содержание свойства, присущие предмету, или свойства, отсутствующие у него.

Понятия, содержание которых составляют свойства, присущие предмету, называются положительными. Понятия, в содержании которых указывается на отсутствие у предмета определенных свойств, называются отрицательными. Так, понятия «грамотный», «порядок», «верующий» являются положительными; понятия «безграмотный», «беспорядок», «неве-рующий» – отрицательными. В русском языке отрицательные понятия выражаются обычно словами с отрицательными приставками «не» и «без»: в словах иностранного происхождения – чаще всего словами с отрицательной приставкой «аморальный», «анонимный», «асимметрия» и т.д. Однако на отсутствие некоторых свойств предмета могут указывать слова без отрицательной приставки. Например: «темнота».

Отношения между понятиями

 

Рассматривая отношения между понятиями, следует, прежде всего, различать понятия сравнимые и несравнимые.

Сравнимыми называются понятия (по содержанию), имеющие некоторые признаки, позволяющие эти понятия сравнивать друг с другом.

Несравнимыми называются понятия, не имеющие общих признаков, поэтому и сравнивать эти понятия невозможно. Например, «квадрат» и «колодец», «преступление» и «космос». Они относятся к разным, весьма отдаленным друг от друга областям действительности и не имеют признаков, на основании которых можно было бы сравнивать друг с другом. В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия.

Сравнимые понятия делятся на совместимые и несовместимые.

Совместимые понятия

Понятия, объемы которых полностью или частично совпадают, называются совместимыми. В содержании этих понятий нет признаков, исключающих совпадение их объемов. Существуют три вида отношений совместимости: 1 ) равнообьемность, 2) пересечение (перекрещивание) и 3) подчинение (субординация).

1. В отношении равнообъемности находятся понятия, в которых мыслится один и тот же предмет. Объемы этих понятий полностью совпадают (хотя содержание различно). В отношении равнообъемности находятся, например, понятия «геометрическая фигура с тремя равными углами» и «геометрическая фигура с тремя равными сторонами». Эти понятия отражают один предмет мысли: равноугольный (равносторонний) треугольник, их объемы полностью совпадают, однако содержание различно, поскольку каждое из них содержит разные признаки треугольника.

Отношение между понятиями принято изображать с помощью, круговых схем (кругов Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка – предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

Так, отношение между двумя равнообъемными понятиями должно быть изображено в виде двух полностью совпадающих кругов А и В (рис. 1).

 

 

Рис. 1

 

2. В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого. Содержание этих понятий различно.

В отношении пересечения находятся понятия «юрист» (А) и «преподаватель» (В): некоторые юристы являются преподавателями (как некоторые преподаватели – юристами). С помощью круговых схем это отношение изображается в виде двух пересекающихся кругов (рис. 2).

 
 

 

 


Рис.2

 

Штриховка в логике показывает то общее, что есть в объемах сравниваемых понятий.

В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть схемы) мыслятся те юристы, которые являются преподавателями, а в несовместив-шейся части круга А – юристы, не являющиеся преподавателями, в несовместившейся части круга В – преподаватели, не являющиеся юристами.

3. В отношении подчинения (субординации) находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.

В таком отношении находятся, например, понятия «суд» (А) и «городской суд» (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия, кроме городских существуют и другие виды судов – краевые, областные, районные и т.д. Понятие «городской суд» полностью входит в объем понятия «суд» (рис. 3).

 
 

 


Рис. 3

Несовместимые понятия

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми (или внеположными). Несовместимые понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов.

Существуют три вида отношений несовместимости:

1) соподчинение (координация);

2) противоположность (контрарность);

3) противоречие (контрадикторность).

1. В отношении соподчинения (координации) находятся два больше не перекрещивающихся понятия, подчиненных общему из них понятию, которое лишь подразумевается. Например: «областной суд» (В), «городской суд» (C). Понятие «суд» (А) подразумевается. Понятия, находящиеся в отношении подчинения к общему для них понятию, называются соподчиненными.

В круговых схемах это отношение изображено на рис. 4.

 

 

 

Рис. 4

 

Пунктиром изображено родовое понятие, так как оно не дано, но может быть образовано.

2. В отношении противоположности (контрарности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое – признаки, не совместимые с ними. Такие понятия называются противо-положными (контрарными). Объемы двух противоположных понятий составляют в своей сумме лишь часть объема общего для них родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены. Таковы, например, отношения между понятиями «черный» и «белый», «отличник» и «неуспевающий», «друг» и «враг» (рис. 5).

 

 
 

 

 


Рис. 5

 

3. В отношении противоречия (контрадикторности) находятся понятия, одно из которых содержит некоторые признаки, а другое эти же признаки исключает.

Объемы двух противоречащих понятий составляют весь объем рода, видами которого они являются и которому они соподчинены.

В отношении противоречия находятся положительные и отрицательные понятия: «четный» и «нечетный», «успевающий» и «неуспевающий», «друг» и «недруг». Отношение между противоречащими понятиями изображено на рис. 6.

 
 

 

 


Рис. 6

Рис.7

 

Правила деления.

В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре правила, которые обеспечивают четкость и полноту деления:

1. Деление должно быть соразмерным.

Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия. Если, например, при делении преступлений в зависимости от характера и степени общественной опасности выделить преступления небольшой тяжести, средней тяжести и тяжкие преступления, то правило соразмерного деления будет нарушено, так как не указан еще один член – особо тяжкие преступления.

Такое деление называется неполным.

Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т.е. понятия, не являющие видами данного рода. Такая ошибка будет иметь место, если, например, при делении понятия «уголовное наказание» среди всех видов наказания указывается предупреждение, которое не входит в перечень мер наказания в уголовном законодательстве, а является видом административного взыскания.

Такое деление называется делением с лишними членами.

2. Деление должно производиться только по одному основанию.

В процессе деления избранный нами признак должен оставаться одним и тем же и не подменяться другим признаком. Например, граждан какой-либо страны в зависимости от поставленной задачи можно разделить по их социальному положению или национальности, профессии или полу. Но нельзя смешивать эти признаки и делить, скажем, граждан на рабочих, русских, шахтеров и женщин.

 

 

3. Члены деления должны исключать друг друга.

Это правило вытекает из предыдущего. Если выбрано не одно основание, то члены деления – видовые понятия – будут находиться в отношении частичного совпадения, как в приведенном выше примере.

4. Деление должно быть непрерывным.

В процессе деления родового понятия нужно переходить к ближайшим видам, не пропуская их. Например, понятие «преступление» можно разделить в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации на преступления против личности, в сфере экономики, против общественной безопасности и общественного порядка, против военной службы и др. Каждый из этих видов в свою очередь может быть разделен на виды. Так, понятие «преступление против воинской службы» можно разделить на неисполнение приказа, сопротивление начальнику, самовольное оставление части или места службы, нарушение уставных правил караульной службы, утрату военного имущества и т.д. Но нельзя переходить от деления на виды одного порядка к делению на виды другого порядка, например, делить преступления на преступления против личности, в сфере экономики и утрату военного имущества. Такое деление лишено последовательности, оно называется скачком в делении. Так, в зависимости от вида деятельности, в которой они используются, выделяются понятия медицинские, психологические, физические, технические, музыкальные, математические и иные. Это специальные понятия, к числу которых относятся и юридические понятия.

 

СУЖДЕНИЕ

3.1. Общая характеристика суждений

Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметом и его признаком, отношения между предметами или факт существования предмета; суждение может быть либо истинным, либо ложным.

Языковой формой выражения суждения является предложение. Подобно тому, как понятия не могут возникнуть и существовать вне слов и словосочетаний, так и суждения не могут возникнуть и cуществовать вне предложений. Однако единство суждения и предложения не означает их полного совпадения. И если всякое суждение выражается в предложении, то из этого не следует, что всякое предложение выражается в суждении. Суждение выражается повествова-тельным предложением, в нем содержится сообщение о чем-либо. Вопроси-тельные и побудительные предложения суждений не выражают.

Суждение и предложение различаются по своему составу. Суждение о связи предмета и его признака состоит из двух понятий (терминов) суждения: субъекта (от латинского subjektum), отражающего предмет суждения, и предиката (от латинского praedi-katum), отражающего признак предмета. Субъект и предикат обозначаются латинскими буквами S и Р, кроме субъекта и предиката суждение включает в свой состав связку – элемент суждения, который соединяет оба термина суждения, утверждая или отрицая принадлежность предмету некоторого признака. Связка выражается словами «есть» («не есть»), «является» («не является») и т.п. В русском языке связка обычно подразумевается или заменяется тире.

Различие между суждением и предложением состоит также в том, что грамматический строй предложения в разных языках различен. Логическая же структура суждения одинакова независимо от выражения в том или ином языке.

Таким образом, суждение и предложение образуют неразрывное единство, но это единство включает в себя определенные различия, которые необходимо учитывать, так как отождествление суждения как формы мышления и предложения в качестве его языкового выражения порождает ошибки в их анализе.

Суждения делятся на простые и сложные.

Простым называется суждение, не включающее другие cуждения. Суждение, состоящее из нескольких простых суждений, называется сложным.

 

Рис. 8

 

1,2,3,4,5 – это есть логические места.

1 – это кванторное слово, показывающее количество суждения. Если кванторного слова нет, то это значит, что количество данного суждения не определенно;

2 – субъект суждения;

3 – отрицательная частица «не», которая показывает качество суждения. Если она есть, то суждение отрицательное. Если ее нет, то суждение положительное;

4 – логическая связка;

5 – предикат суждения.

Логических мест в данном виде суждения может быть от двух (2 и 5) до пяти, т.к. логические места 1, 3, 4 могут отсутствовать.

3. Объединенная классификация суждений. Объединяя количественную и качественную характеристики, суждения делятся на общеутвердительные, общеотрицательные, частноутвердительные, частноотрицательные.

Единичные суждения (утвердительные и отрицательные) по этой классификации в особую группу не выделяются. По своей характеристике они приравниваются к соответствующим общим: общеутвердительным и общеотрицательным.

Общеутвердительное суждение – это суждение, общее по количеству и утвердительное по качеству. Например: «Каждый, совершивший преступление (S), должен быть подвергнут справедливому наказанию (Р)». Схема общеутвердительного суждения «Все S суть Р», где кванторное слово «все» характеризует количество, утвердительная связка «суть» – качество суждения.

Общеотрицательное суждение – суждение, общее по количеству и отрицательное по качеству. Например: «Ни один невиновный (S) не должен быть привлечен к уголовной ответственности (Р)». Схема общеотрицательного суждения «Ни одно S не есть Р». Кванторное слово «ни одно» характеризует количество, отрицательная связка «не есть» – качество суждения.

Частноутвердительное суждение – суждение, частное по количеству и утвердительное по качеству. Например: «Некоторые приговоры суда (S) являются обвинительными (Р)». Схема этих суждений «Некоторые S суть Р». Количество суждений характеризует кванторное слово «некоторые», качество – утвердительная связка, выраженная словом «суть».

Частноотрцательное суждение – суждение, частное по количеству и отрицательное по качеству. Например: «Некоторые приговоры суда (S) не являются обвинительными (Р)». Это суждение имеет схему «Некоторые S не суть Р». Кванторное слово «некоторые» указывает на количество суждения, отрицательная связка «не суть» – на его качество.

В логике принято сокращенное обозначение суждений по их объединенной классификации. Утвердительные суждения обозначаются двумя первыми гласными буквами латинского слова affirmo («утверждаю»), отрицательные – двумя гласными буквами латинского слова nego («отрицаю»). В соответствии с этим суждения обозначаются следующими буквами: А – общеутвердительное, Е – общеотрицательное, I – частно-утвердительное, О – частноотрицательное.

На языке логики предикатов суждения А, Е, I, О записывают следующим образом:

А (Все S суть Р);

Е (Ни одно S не есть Р);

I (Некоторые S суть Р);

О (Некоторые S не суть Р).

 

 

Простые суждения

Несравнимыми среди простых являются суждения, имеющиеразличные субъекты или предикаты. Таковы, например, два суждения: «Среди космонавтов есть летчики»; «Среди космонавтов есть женщины».

Сравнимыми являются суждения с одинаковыми субъектами и предикатами и различающиеся связкой или квантором. Обычно их называют суждениями одинаковой материи. Например: «Все американские индейцы живут в резервациях»; «Некоторые американские индейцы не живут в резервациях».

Отношения между простыми суждениями обычно рассматриваются с помощью мнемонической схемы, называемой логическимквадратом.

Его вершины символизируют простые категорические суждения – А, Е, I, О; стороны и диагонали – отношения между суждениями.

Среди сравнимых различают совместимые и несовместимые суждения.

Отношение совместимости

К совместимым относятся суждения, которые одновременно могут быть истинными.Различают три вида совместимости: эквивалентность (полная совместимость); частичная совместимость(субконтрарность) и подчинение.

1. Эквивалентными являются такие суждения, которые имеют одинаковые логические характеристики:одинаковые субъекты и предикаты, однотипную – утвердительную или отрицательную – связку, одну и ту же выраженную квантором количественную характеристику. С помощью логического квадрата отношения между простыми эквивалентными суждениями не иллюстрируются.

Различия между высказываниями, содержащими простые эквивалентные суждения, проявляются главным образом словесно.

2. Частичная совместимость характерна для суждений, которые могут быть одновременно истинными, но не могут быть одновременно ложными.

3. Подчинение имеет место между суждениями A u I,E u O.Для них характерны следующие две зависимости.

При истинности общего суждения частное всегда будет истинным.

При ложности частного суждения общее суждение также будет ложным.

При подчинении остаются неопределенными следующие зависимости: при ложности общего суждения подчиненное частное может быть как истинным, так и ложным; при истинности подчиненного частного общее может быть как истинным, так и ложным.

Отношение несовместимости



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.242.165 (0.15 с.)