Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особые правила и познавательное значение фигур силлогизмаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Каждая фигура имеет свои особые правила, которые вывод из общих. Правила 1-й фигуры: Большая посылка – общее суждение. Меньшая посылка – утвердительное суждение. 1-я фигура – наиболее типичная форма дедуктивного умозаключения. Из общего положения, выражающего нередко закон науки, правовую норму, делается вывод об отдельном факте, единичном случае, конкретном лице. Широко применяется эта фигура в судебной практике. Юридическая оценка (квалификация) правовых явлений, применение нормы права к отдельному случаю, назначение наказания за преступление, совершенное конкретным лицом, и другие судебные решения принимают логическую форму 1-й фигуры силлогизма. Правила 2-й фигуры: Большая посылка – общее суждение. Одна из посылок – отрицательное суждение. Второе правило фигуры выводится из 2-го правила терминов (средний термин должен быть распределен хотя бы в одной из посылок). Но так как средний термин занимает место предиката в обеих посылках, то одна из них должна быть отрицательным суждением, т.е. суждением с распределенным предикатом. Если одна из посылок – отрицательное суждение, то и заключение должно быть отрицательным (суждение с распределенным предикатом). Но в этом случае предикат заключения (больший термин) должен быть распределен и в большей посылке, где он занимает место субъекта суждения. Такой посылкой должно быть общее суждение, в котором субъект распределен. Значит, большая посылка должна быть общим суждением. Правила 2-й фигуры исключают сочетания посылок АА, IA, OA, IE, AI, оставляя модусы ЕАЕ, АЕЕ, ЕЮ, АОО, которые показывают, что эта фигура дает только отрицательные заключения. 2-я фигура применяется, когда необходимо показать, что отдельный случай (конкретное лицо, факт, явление) не может быть подведен под общее положение. Этот случай исключается из числа предметов, о которых сказано в большей посылке. В судебной практике 2-я фигура используется для заключений об отсутствии состава преступления в данном конкретном случае, для опровержения положений, противоречащих тому, о чем говорится в посылке, выражающей общее положение. Международный пакт о гражданских и политических правах. Правила 3-й фигуры: Меньшая посылка – утвердительное суждение. Заключение – частное суждение. Давая только частные заключения, 3-я фигура применяется только для установления частичной совместимости признаков, относящихся к одному предмету. В практике рассуждения 3-я фигура применяется сравнительно редко. Правила 4-й фигуры: Общеутвердительных заключений не дает. 4-я фигура силлогизма также имеет свои правила и модусы, но выведение заключения из посылок по этой фигуре не характерно для естественного процесса рассуждения. Например: Ход рассуждения по 4-й фигуре не типичен для процесса мышления, а познавательная ценность заключения невелика. Категорический силлогизм с выделяющими суждениями Правила силлогизма сформулированы для силлогистических умозак-лючений, не включающих в качестве посылок выделяющие суждения. Если же такие посылки есть, то такие силлогизмы не подчиняются некоторым общим правилам, а также особым правилам фигур. Рассмотрим наиболее распространенные случаи. 1. Вывод из двух частных посылок. Некоторые социологи (М–) – выпускники Московского университета (Р–) Некоторые ученые (S–) – социологи (М+) Некоторые ученые (S–) – выпускники Московского университета (Р–) В этом примере меньшая посылка – частноутвердительное выделяющее суждение («Некоторые ученые, и только ученые, являются социологами») с распределенным предикатом (средним термином силлогизма). Так как средний термин в одной из посылок распределен, заключение из двух частных посылок следует с необходимостью. Легко проверить, что все другие общие правила силлогизма соблюдаются. 2. Вывод по 1-й фигуре, в которой большая посылка – частное суждение. Необходимость вывода в этом силлогизме может быть показана на приведенном примере: средний термин в меньшей посылке распределен. 3. Одна из посылок – частное суждение, заключение – общее суждение. Некоторые юристы, и только юристы (Р+), — следователи (М+) Все участники совещания (S+) — следователи (М-) Все участники совещания (S+) — юристы (Р-) Большая посылка в этом примере – частноутвердительное выделяющее суждение с распределенным предикатоми средним термином силлогизма. 4. Вывод по 2-й фигуре из двух утвердительных посылок. Приведенный пример показывает, что вывод по 2-й фигуре следует с необходимостью, так как средний термин в одной из посылок распределен. 5. Вывод по 1-й фигуре, в которой меньшая посылка – отрицательное суждение. Лицо, совершившее преступление (М+), привлекается к уголовной ответственности (Р+) H.(S+) не совершил преступления (М+) H.(S+) не привлекается к уголовной ответственности (Р+)
ИНДУКТИВНЫЕ УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ Познание в любой области науки и практики начинается с эмпирического познания. В процессе наблюдения однотипных природных и социальных явлений фиксируется внимание на повторяемости у них определенных признаков. Устойчивая повторяемость наводит на мысль (индуцирует), что каждый из таких признаков является не индивидуальным, а общим, присущим всем явлениям определенного класса. Логический переход от знания об отдельных явлениях к знанию общему совершается в этом случае в форме индуктивного умозаключения, или индукции (от латинского inductio – «наведение»). Индуктивным называется умозаключение, в котором на основании принадлежности признака отдельным предметам или частям некоторого класса делают вывод о его принадлежности классу в целом. Посылками индуктивного умозаключения выступают суждения, в которых фиксируется полученная опытным путем информация о повторяемости признака Р у ряда явлений – S, Sz,...,, принадлежащих одному и тому же классу К. Схема умозаключения имеет следующий вид: Посылки: 1) S1имеет признак Р S2имеет признак Р …. Sn имеет признак Р 2) S1,S2,..., Sn — элементы (части) класса К Заключение: Всем предметам класса К присущ признак Р. В основе логического перехода от посылок к заключению в индуктивном выводе лежит подтверждаемое тысячелетней практикой положение о закономерном развитии мира, о всеобщем характере причинной связи, о проявлении необходимых признаков через их всеобщность и устойчивую повторяемость. Именно методологические положения оправдывают логическую состоятельность и эффективность индуктивных выводов. Основная функция индуктивных выводов в процессе познания – генерализация, т.е. получение общих суждений. По содержанию и познавательному значению эти обобщения могут носить различный характер – от простейших обобщений в повседневной практики до эмпирических обобщений в науке или универсальных суждений, выражающих всеобщие законы. В зависимости от полноты и законченности эмпирического исследования различают два вида индуктивных умозаключений: полную индукцию и неполную индукцию. Рассмотрим их особенности. Полная индукция Полная индукция– это умозаключение, в котором на принадлежности каждому элементу или каждой части класса определенного признака делают вывод о его принадлежности классу в целом. Индуктивные умозаключения такого типа применяются лишь в тех случаях, когда имеют дело с закрытыми классами, число элементов в которых является конечным и легко обозримым. Схема умозаключения полной индукции имеет следующий вид: Посылки: 1) S1 имеет признак Р S2 имеет признак Р ….. Sn имеет признак Р 2) S1, S2,..., Sn — составляют класс К Заключение: Всем предметам класса К присущ признак Р. Выраженная в посылках этого умозаключения информация о каждом элементе или каждой части класса служит показателем полноты исследования и достаточным основанием для логического переноса признака на весь класс. Тем самым вывод в умозаключении полной индукции носит демонстративный характер. Это означает, что при истинности посылок заключение в выводе будет необходимо истинным. В одних случаях полная индукция дает утвердительные заключения, если в посылках фиксируется наличие определенного признака у каждого элемента или части класса. В других случаях в качестве заключения может выступать отрицательное суждение, если в посылках фиксируется отсутствие определенного признака у всех представителей класса. Познавательная роль умозаключения полной индукции проявляется в формировании нового знания о классе или роде явлений. Логический перенос признака с отдельных предметов на класс в целом не является простым суммированием. Знание о классе или роде – это обобщение, представляющее собой новую ступень в развитии знания. Демонстративность полной индукции позволяет использовать этот вид умозаключения в доказательном рассуждении. В судебном исследовании нередко используются доказательные рассуждения в форме полной индукции с отрицательными заключениями. Применимость полной индукции в рассуждениях определяется практической перечислимостью множества явлений. Если не возможно охватить весь класс предметов, то обобщение строится в форме неполной индукции.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-10; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.110 (0.009 с.) |