Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мышление и его основные формы в структуре познавательных способностей человека; взаимосвязь чувственного и рационального уровней познания.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Мышление в целом есть способ отражения действительности, но не сама эта действительность. В философии предмет отражения называется объектом, а отражающий предмет — субъектом. Субъект отражает объект посредством присущих ему по природе и посредством сформировавшихся в условиях общества способов: непосредственно, чувственно и опосредованно, мысленно, рационально, или как зачастую говорят, логическими формами. Чувственные формы предшествуют рациональным и обусловливают их, а рациональные формы, опираясь на чувственные, диалектически «снимают» их, сохраняя в себе в свернутом виде их существенные достоинства и свойства. К чувственным формам отражения относятся ощущения, восприятия и представления, которые, в свою очередь, опираются на еще более простые формы материального отражения. Поскольку логика не исследует чувственные формы отражения, определение этим формам заимствованы из психологии. Ощущение — это отражение отдельных свойств, признаков предметов и явлений окружающего мира, действующих непосредственно на органы чувств. Это — зрительные, звуковые, тактильные, обонятельные и другие ощущения. Восприятие — отражение с помощью органов чувств предмета или явления в целом, в совокупности его внешних свойств и признаков. Восприятие опирается на многообразие отдельных ощущений. Представление — это воспроизведение в голове (в памяти) человека образов ранее наблюдавшихся предметов и явлений, отсутствующих в момент представления перед органами чувств; либо комбинация их (воображение). Представление обладает следующими свойствами — отвлеченность, опосредованность и обобщенность, поскольку представление не в состоянии воспроизвести ранее наблюдавшееся во всем бесконечном многообразии его свойств и признаков. Эти свойства становятся самыми существенными на уровне рационального отражения. Переход от представления к понятию выступает качественным скачком, ибо представление невозможно без непосредственного контакта предмета отражения и органов чувств, а понятие по природе своей не нуждается в этом контакте. Мысль, таким образом, — идеальная форма отражения, форма опережающего, активного, деятельного отражения. Рациональная, или логическая ступень отражения складывается из таких форм как понятие, суждение, умозаключение, идея, принцип, закон, категория, проблема, вопрос, доказательство, опровержение, гипотеза, теория и т.п., основными свойствами которых являются опосредованность, отвлеченность (неочевидность), обобщенность, абстрактность, идеальность и прогностичность, предсказательность.
Формы чувственного отражения исследуются многими науками, но не логикой. Формы рационального отражения исследуются логикой и исследуются ею как особые конструкции, как уже готовое целое, имеющее определенные законы своего внутреннего строения. Логику интересуют формы мысли, а не процесс и история их формирования; формы мысли как таковые, как идеальные образования, с их структурой и закономерностями. Исходные понятия формальной логики: предмет мышления; логическая форма; логический закон; истинность и формальная правильность мысли. Предмет логики как науки определен через понятия формы мышления и закона мышления. Формы мышления иначе называют логическими формами, а законы мышления - логическими законами. Для того чтобы выявить логические формы, необходимо отвлечься от содержания, заключенного к какой-либо знаковой системе (языковой структуре). Подставим вместо конкретных знаков символы: (1) Все люди смертны Все М есть Р (2) Сократ есть человек S есть М (3) Сократ смертен S есть Р В приведенном выше рассуждении посредством введения символики можно легко обнаружить некоторые элементы, совокупность которых образует некую структуру. Так каждый из трех символов S, М, Р обозначает понятие. Сгруппировав эти понятия попарно, получаем суждения: (1) Все М есть Р. (2) S есть М, (3) S есть Р. Взятые вместе, эти суждения образуют умозаключение. Таким образом, какое бы рассуждение ни рассматривалось, в любом из них мы обнаружим эти элементы и объединяющую их структуру. Это означает, что многообразное содержание наших мыслей воплощается в определенных логических формах, и, прежде всего, в понятиях, суждениях и умозаключениях. Логическая форма - это структура мысли, характеризующая способ связи ее элементов. Как показывает историческая практика мышления, знание логических форм не гарантирует от логических ошибок. Всякий мыслительный процесс протекает согласно совокупности законов и принципов. Только их сознательное применение является отличительной чертой правильного мышления.
Логический закон - это необходимая, существенная, устойчивая и повторяющаяся связь мыслей, детерминирующая правильность мышления. Применение логических законов обеспечивает формальную правильность рассуждений. Формально правильным является рассуждение, построенное в соответствии с логическими законами. Однако формально правильное рассуждение не всегда приводит к верному результату, так как помимо формы мышление имеет и другую сторону - содержание, которое также определяет значимость результата мыслительной деятельности. Поэтому в рамках последней необходимо учитывать истинность рассуждения. Рассуждение является истинным, если оно соответствует действительности. Рассуждение, не соответствующее действительности, является ложным. Таким образом, всякое рассуждение приведет к верному результату, если оно является, во-первых, формально правильным, и, во-вторых, истинным по содержанию. 4. Понятие как исходная форма мысли. Логические приемы образования понятий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Структурной единицей мышления в логике выступает предмет мышления. Содержанием его являются предметы реальной действительности, а также их свойства и отношения. Логической формой предмета мышления выступает понятие. Свойства и отношения предметов реального мира фиксируются в мышлении в виде признаков предмета мышления. Признаки могу принадлежать различным предметам мышления и быть для них общими, образуя класс предметов, обладающих данным признаком. В свою очередь, определенная группа предметов мышления в представленном классе может обладать отличительным признаком который принадлежит только ей. На его основании образуется особый, подкласс. Отличительный признак, который принадлежит исключительно данному классу, выступает границей множества предметов данного класса, а потому является достаточным для отождествления с самим предметом мышления. Признак, без которого предмет (класс) не может мыслиться, является необходимым. Признак (или их совокупность), который принадлежит предмету мышления необходимым образом и одновременно выступает достаточным отличительным признаком, является существенным. Совокупность существенных признаков составляет качественную специфику предмета мышления и выступает основой для формирования понятия. Например, невозможно мыслить человека без наличия головного мозга, и этот признак является необходимым, но по нему нельзя отличить человека от других животных, обладающих тем же признаком, поэтому этот признак не выступает существенным. Наличие мягкой мочки уха у человека выступает отличительным (достаточным) признаком человека, но он не является необходимым, а потому также и существенным. Существенными признаками, составляющими понятие "человек", оказываются такие, как "обладать сознанием", "иметь способность изготавливать орудия труда". Понятие - есть исходная логическая форма, отражающая существенные отличительные признаки предметов. Понятие фиксирует не все признаки предмета, а только существенные. В этом смысле оно, будучи абстракцией, беднее любого восприятия и представления. Но вместе с тем, понятие вернее и глубже отражает действительность, ибо отражает сущностную сторону предмета, фиксирует необходимые стороны его существования, которые скрыты в конкретности представления или восприятия, отражающих лишь внешнюю сторону существования вещей.
Например, представляя предмет мышления "плод", мы в состоянии воспроизвести одновременно только один образ конкретного плода - яблоко, апельсин и т.д., причем в их внешней форме. В понятии же мы способны воспроизвести одновременно существенные стороны всех мыслимых плодов, независимо от их внешних различий. Как образуются понятия? Различают несколько логических приемов образования понятий: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез. Вместе они образуют последовательную цепочку, результатом которой является понятие о предмете или множестве предметов. В чувственных формах нам дана совокупность признаков, но неизвестно, какие из них существенные, а какие - нет. Поэтому необходимо предварительно мысленно расчленить предмет на составные части, стороны существования, т. е. провести анализ. Анализ есть мыслительная операция разложения предмета мысли на структурные элементы. Затем необходимо изучить эти элементы в сравнении друг с другом, а также в отношении к частям и сторонам функционирования других предметов. Здесь выполняется следующий шаг образования понятий - сравнение. Сравнение есть мыслительная операция установления тождества и различия признаков предмета. В результате выполнения этой операции устанавливается, какие признаки являются общими (тождество), а какие отличительными (различие). Следующая операция - абстрагирование - позволяет существенно сократить количество рассматриваемых признаков. Абстрагирование есть мыслительная операция выделения одних признаков предмета и отличия от других. В результате этой операции происходит освобождение от множества несущественных признаков и появляется возможность, на основании выделенных, составить класс мыслимых предметов, т.е. провести обобщение. Обобщение есть мыслительная операция отождествления и объединения отдельных предметов во множество однородных на основании наличия у них общих свойств и отношений. Процесс образования понятия завершается сведением в совокупность перечисленных операций, т.е. синтезом. Синтез есть мыслительная операция соединения составных частей и сторон функционирования предмета в единое целое. Таким образом, выполнение перечисленных мыслительных операций имеет результатом понятие предмета или множества предметов.
Например, в чувственной данности мы сталкиваемся с различными деревьями и другими растениями (трава, кустарник и т.д.). 1. В процессе образования понятия "дерево" мы предварительно мысленно выделяем разные свойства, присущие различным деревьям и другим растениям, например, иметь ветви, ствол, корень, листву; терять листву зимой, плодоносить осенью; существовать в течение одного года, быть многолетним. 2. Проведя сравнения, мы обнаружим, что всем деревьям присуши признаки наличия корня, ствола, ветвей и быть многолетними, а другие признаки - только некоторым; что деревья многолетние в отличие от других растений, также имеющих корни, стволы, ветви. 3.4. Выделяя одни признаки и отвлекаясь от других, мы можем выделить такие классы предметов среди растений, которые обладают признаками: первый – иметь ветви, второй – иметь ствол, третий – иметь корни, четвёртый – быть многолетним растением. 5. Синтезируя выделенные классы в один, мы получаем совокупность существенных признаков, составляющих понятие «дерево». 5. Логическая структура понятия: объем и содержание. Закон обратного соотношения объема и содержания понятия. Элементами структуры понятия выступают его содержание и объем. Содержание понятия отражает совокупность существенных признаков предметов мысли, на основании которых они выделяются и обобщаются в данном множестве. В свою очередь содержание понятия включает в себя родовые и видовые признаки. Родовой признак - это такой признак, который является общим для предметов более обширного множества (рода), из которого было выделено данное (вид). Видовой признак - это такой признак, на основании которого данное множество предметов мысли (вид) было выделено из более обширного (род). Например, в содержание понятия "озеро" входит родовой признак "быть водоемом" и видовые: "иметь естественное происхождение", "быть замкнутым". Объем понятия отражает множество предметов мысли, которые обладают признаками, составляющими удержание данного понятия. Объем понятия включает в себя следующие элементы: род, вид, индивид. Род есть полное множество предметов, мыслимых в данном понятии. Вид есть выделенная по какому-либо признаку из полного множества частная совокупность предметов, мыслимых в данном понятии. Индивид есть отдельно взятый единичный предмет, мыслимый в данном понятии. Например: озеро (род) - озеро соленое (вид); озеро Иссык-Куль (индивид). Содержание и объем понятия взаимосвязаны логическим законом обратного соотношения объема и содержания понятия: увеличение содержания понятия, т.е. числа существенных признаков, ведет к уменьшению его объема, т.е. совокупности предметов, мыслимых в данном понятии, и наоборот. Этот закон справедлив только для сравнимых понятий. Например, понятие "горная река" включает в себя больше признаков, чем понятие "река", но рек, мыслимых вообще, больше, чем мыслимых горных рек.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.123.194 (0.013 с.) |