Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мышление и язык. Структура и виды языков.

Поиск

Предмет логики

Ло́гика — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» — раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законахинтеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Учитывая многогранность современных логических исследований, определим предмет науки логики следующим образом: логика - наука о универсальные формы и законы рационального мышления, способы и виды меркам поковок, условия достижения \"их истинности и построения формальных (знаково-символических) моделей этих размышления.

Мышление и язык. Структура и виды языков.

«Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности, целе­направленное, опосред­ство­ван­ное и обобщён­ное позна­ние суще­ствен­ных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщён познавательный и социально-исторический опыт человечества» («Философский энциклопедический словарь», 1983). Процессы мышления проявляются в трёх основных видах, выступающих в сложном взаимо­дей­ствии, — практически-действенном, нагляд­но-образном и словесно-логическом. «Орудием мышле­ния является язык, а также другие системы знаков (как абстрактных, например математических, так и конкретно-образных, например язык искус­ства)» (там же).

Язык — это знаковая (в своей исходной форме звуковая) деятельность, обеспе­чи­ва­ю­щая материальное оформление мыслей и обмен информа­ци­ей между членами общества

По происхождению языки бывают естественные и искусст­венные.

Естественные языки — это исторически сложившиеся в общест­ве звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информацион­ные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Ес­тественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностя­ми и универсальным охватом самых различных областей жизни.

Искусственные языки — это вспомогательные знаковые систе­мы, создаваемые на базе естественных языков для точной и эконом­ной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, основной —языком-объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями.

Искусственные языки различной степени строгости широко ис­пользуются в современной науке и технике: химии, математике, тео­ретической физике, вычислительной технике, кибернетике, связи, стенографии.

Особую группу составляют смешанные языки, базой в которых выступает естественный (национальный) язык, дополняемый симво­ликой и условными обозначениями, относящимися к конкретной предметной области.

Искусственные языки успешно используются и логикой для точ­ного теоретического и практического анализа мыслительных струк­тур.

Структура языка – это совокупность закономерных связей и отношений между языковыми единицами, зависящих от их природы и определяющих качественное своеобразие языковой системы в целом и характер ее функционирования. Своеобразие языковой структуры определяется характером связей и отношений между языковыми единицами.

Отношение – это результат сопоставления двух или более единиц языка по какому- либо общему основанию или признаку. Это опосредованная зависимость языковых единиц, при которой изменение одной из них не ведет к изменению других. Выделяются следующие основополагающие для языковой структуры отношения: иерархические, устанавливающиеся между неоднородными единицами (фонемами и морфемами; морфемами и лексемами и т.п.); оппозитивные, согласно которым противопоставляются друг другу либо языковые единицы, либо их признаки.

 

Язык как знаковая система. Понятие знака.

Язык – это система знаков любой физической природы, которая служит для хранения информации.

Знак – это материальный предмет, который замещает любой другой предмет в нашем мышлении и используется для передачи информации.

Различают два типа знаков: естественные и искусственные. Естественные языки складываются стихийно в ходе общественного развития. Искусственные языки создаются специально для реализации определенных целей.

Различают языки-науки и формализованные языки. Языки-науки состоят из части слов естественных и специальных терминов, которые имеют строго 1 значение. Формализованные языки более строги и точны, их грамматика строится заранее сформированными правилами.

Понятие. Виды понятий

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Разновидности (виды) понятий различаются:

а) по количественной характеристике объема понятия различают понятия общие и единичные, а также всеобщие (универсальные) и с нулевым объемом, или "пустые".

Общие - это понятия, в объеме которых мыслится некоторая конечная совокупность предметов (дом). Единичные - это понятия об отдельно взятых, единичных предметах (Дом правительства). Всеобщие (универсальные) - это понятия, в которых отражены признаки, присущие любым предметам и явлениям действительности.

б) по характеру признаков, отраженных в содержании понятия различают конкретные и абстрактные понятия. Конкретными понятиями называются понятия, в которых предметы мыслятся целиком, во всей совокупности своих основных признаков ("дом", "человек", "наука"). Абстрактными понятиями называются понятия, в которых мыслятся отдельные признаки предметов и явлений, взятые сами по себе, как особый предмет ("домашний", "социальный", "научный");

в) также по характеру признаков различают понятия относительные и безотносительные. Относительными называются понятия, в содержании которых имеются признаки-отношения.

г) также по характеру признаков различают понятия положительные и отрицательные. Положительные понятия - это понятия, в содержании которых нет ни одного признака указывающего на отсутствие чего-то у определяемых предметов. Отрицательность понятий нередко подчеркивается в самих их именах: "невысокий", "неправильный", "алогичный".

д) по характеру элементов объемов понятий различают понятия собирательные и несобирательные. Собирательными называют понятия, в качестве элементов объемов которых мыслятся образования, состоящие из нескольких (многих), как правило, близких, связанных предметов - "мебель", "библиотека", "студенческая группа" и т.д. Несобирательными называются понятия, в которых в качестве элементов объемов мыслятся отдельно взятые, единичные, индивидуальные, пусть и сложные предметы: "стол", "книга", "студент-отличник" и т.д. и т.п.

Приведенная выше классификация понятий исчерпывает основные их виды, традиционно выделяемые в логике.

Понятие. Отношение между понятиями. Обращение и ограничение понятий.

Отношения между понятиями.

Понятия существуют в системе знаний не изолированно друг от друга, а находятся между собой в определенных отношениях. Прежде всего понятия вступают в отношения по объему и содержанию. Возможны различные виды отношений.

Сравнимость - это такое отношение между двумя и большим числом понятий, у которых есть хотя бы один общий признак в их содержании (положительный или отрицательный). Понятия, в содержании которых нет ни одного общего признака, называются формально несравнимыми. Несравнимые понятия - это понятия из различных, далеких друг от друга предметных областей.

В дальнейшем анализируется только отношение формальной сравнимости. Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругом Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

Отношение сравнимости-совместимости - это отношение, при котором у сравниваемых понятий имеются общие элементы в объемах (хотя бы один). У этого отношения три разновидности:

а) совместимость-тождество (равнообъемность) - отношение между понятиями, объемы которых полностью совпадают, т.е. один и тот же предмет или класс предметов является объемом каждого из этих понятий: "рука" - "верхняя конечность тела человека".

б) совместимость-пересечение (перекрещивание) - отношение, при котором объемы понятий частично совпадают, но у каждого из сравниваемых понятий имеются несовпадающие части, предметы, которые входят в объем только одного из сравниваемых понятий: "студент" и "спортсмен".

в) совместимость-подчинение (субординация)- это отношение, при котором объем одного из понятий является частью, подклассом объема другого понятия, но у второго понятия есть элементы, не входящие в объем первого: "студент". Более широкое понятие называется подчиняющим, или родовым, понятие, объем которого составляет часть, подкласс другого, называется подчиненным, или видовым ("студент" - род, подчиняющее, "студент-юрист" - вид, или подчиняющееся понятие).

Несовместимостъ-соподчинение (координация) - это отношение между такими понятиями, каждое из которых находится в отношении подчинения к некоторому третьему понятию, но между собой они не пересекаются, не имеют общих элементов: "студент-первокурсник" и "студент-пятикурсник" в отношении понятия "студент" (имеется в виду один факультет).

Несовместимость-противоположностъ, или контрарность - это такое отношение, при котором объемы понятий не совпадают, поскольку в них указываются признаки, которые не могут принадлежать одному и тому же предмету: "высокий" - "низкий", "сильный" - "слабый" (предметы берутся при этом в одном и том же отношении: человек "низкий" в смысле занимаемого им в обществе социального положения может быть высоконравственным, то есть не "низким" в моральном плане).

Несовместимость-противоречие, или контрадикторность - это отношение между двумя взаимно отрицающими друг друга понятиями. В одном понятии признаки мыслятся как присущие предметам, в другом, эти же признаки мыслятся как отсутствующие: "наука" - "ненаука" (не смешивать с "лженаукой").

Несовместимыми могут быть близкие и даже очень близкие понятия: "муж" - "жена", "истина" - "ложь" и т.д.

Обобщить понятие значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие «Минис­терство юстиции Российской Федерации», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Продолжая операцию обобщения, можно последовательно обра­зовывать понятия«министерство», «орган государственного управ­ления».

Ограничить понятие значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. Чтобы, например, ограничить понятие «юрист», мы переходим к понятию «следователь», которое в свою очередь можем ограничить, образо­вав понятие «следователь прокуратуры». Пределом ограничения по­нятия является единичное понятие (например, «следователь проку­ратуры Иванов»).

6.Определение понятия. Правила классического определения

Определение понятия — это предложение, в котором раскрывается содержание понятия

Определение не должно быть широким, т.е. определение не должно превышать своим объемом определяемое понятие

Определение не должно быть узким, т.е. определение не должно быть по своему объему меньше определяемого понятия.

В определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми.

Определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении.

Определение не должно быть сложным и непонятным, или оно должно быть коммуникабельным

Логический квадрат.

Умозаключения по аналогии

Аналогия (от греч. analogia - сходство, соответствие) - это умозаключение, в котором на основании сходства предметов в одних признаках делается заключение о сходстве предметов в других признаках. Про сходные (подобные) в чем-то предметы говорят, что они в этом аналогичны. Иногда аналогия очевидна (два человека могут иметь внешнее сходство), иногда же она охватывает сущностные, не бросающиеся в глаза связи и может быть установлена только при помощи сложных абстракций.

В основе умозаключений по аналогии лежит операция сравнения двух (и более) объектов, которая позволяет установить сходство и различие между ними. При этом для аналогии требуются не любые совпадения, а сходства в существенных признаках при несуществен­ности различий.

По характеру переносимого признака различают два вида аналогии: аналогию свойств и аналогию отношений. Если этот признак выражает свойство, то умозаключение относится к аналогии свойств, а если он выражает отношение, то - к аналогии отношений.

Строгая аналогия - аналогия, основанная на необходимой связи переносимого признака с признаками сходства.

Нестрогая аналогия - такое уподобление, когда зависимость между сходными и переносимыми признаками мыслится лишь с большей или меньшей степенью вероятности.

Выводы из сложных суждений

Логические законы

Закон тождества. Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это коренное свойст­во мышления — его определенность — выражает закон тождества.

Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе..

Закон непротиворечия. Логическое мышление характеризуется непротиворечивостью. Противоречия разрушают мысль, затрудня­ют процесс познания. Требование непротиворечивости мышления выражает формально-логический закон непротиворечия: два несо­вместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере одно из них необходимо ложно.

Закон исключенного третьего. Закон исключенного третьего действует только в отношении про­тиворечащих (контрадикторных) суждений. Он формулируется сле­дующим образом: два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них необходимо истинно.

Закон достаточного основания. Наши мысли о каком-либо факте, явлении, событии могут быть истинными или ложными

Требование доказанности, обоснованности мысли выражает закон достаточного основания: всякая мысль признается истин­ной, если она имеет достаточное основание. Если есть Ь, то есть и его основание а.

 

Логика вопросов и ответов

Вопрос — это выраженная в вопросительном предложении мысль, направленная на уточнение или дополнение исходного, или базисного знания. В процессе познания любой вопрос опирается на какое-либо исходное знание, которое выступает его базисом, выполняя роль предпосылки вопроса. Познавательная функция вопроса реализуется в форме ответа на поставленный вопрос.

Ответ — новое суждение, уточняющее или дополняющее в соответствии с поставленным вопросом исходное знание. Поиск ответа предполагает обращение к конкретной области теоретических или эмпирических знаний, которую называют областью поиска ответов. Полученное в ответе знание, расширяя либо уточняя исходную информацию, может служить базисом для постановки новых, более глубоких вопросов о предмете исследования.

Виды вопросов:

  1. Правильно поставленным, или корректным, считается вопрос, предпосылка которого представляет собою истинное непротиворечивое знание.
  2. Неправильно поставленным, или некорректным, считается вопрос с ложным или противоречивым базисом.
  3. Уточняющим называется вопрос, направленный на выявление истинности выраженного в нем суждения.
  4. Восполняющим называется вопрос, направленный на выяснение новых свойству исследуемых явлений
  5. Простым называют вопрос, не включающий в качестве составных частей других вопросов.
  6. Сложным называют вопрос, включающий в качестве составных частей другие вопросы, объединяемые логическими связками.
  7. Соединительный вопрос — это два и более простых вопроса, связанные союзом и.
  8. Разделительный вопрос — это два и более простых вопроса, связанных союзом или.
  9. Смешанный вопрос — это объединение соединительных и разделительных вопросов

Виды ответов

1. Прямые

2. Косвенные

3. Краткие

4. Развернутые

5. Полные

6. Неполные

7. Точные

8. Нетчные

Предмет логики

Ло́гика — «наука о правильном мышлении», «искусство рассуждения» — раздел философии, нормативная наука о формах, методах и законахинтеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка.

Учитывая многогранность современных логических исследований, определим предмет науки логики следующим образом: логика - наука о универсальные формы и законы рационального мышления, способы и виды меркам поковок, условия достижения \"их истинности и построения формальных (знаково-символических) моделей этих размышления.

Мышление и язык. Структура и виды языков.

«Мышление — высшая форма активного отражения объективной реальности, целе­направленное, опосред­ство­ван­ное и обобщён­ное позна­ние суще­ствен­ных связей и отношений предметов и явлений. Оно осуществляется в различных формах и структурах (понятиях, категориях, теориях), в которых закреплен и обобщён познавательный и социально-исторический опыт человечества» («Философский энциклопедический словарь», 1983). Процессы мышления проявляются в трёх основных видах, выступающих в сложном взаимо­дей­ствии, — практически-действенном, нагляд­но-образном и словесно-логическом. «Орудием мышле­ния является язык, а также другие системы знаков (как абстрактных, например математических, так и конкретно-образных, например язык искус­ства)» (там же).

Язык — это знаковая (в своей исходной форме звуковая) деятельность, обеспе­чи­ва­ю­щая материальное оформление мыслей и обмен информа­ци­ей между членами общества

По происхождению языки бывают естественные и искусст­венные.

Естественные языки — это исторически сложившиеся в общест­ве звуковые (речь), а затем и графические (письмо) информацион­ные знаковые системы. Они возникли для закрепления и передачи накопленной информации в процессе общения между людьми. Ес­тественные языки выступают носителями многовековой культуры народов. Они отличаются богатыми выразительными возможностя­ми и универсальным охватом самых различных областей жизни.

Искусственные языки — это вспомогательные знаковые систе­мы, создаваемые на базе естественных языков для точной и эконом­ной передачи научной и другой информации. Они конструируются с помощью естественного языка или ранее построенного искусственного языка. Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, основной —языком-объектом. Метаязык, как правило, обладает более богатыми по сравнению с языком-объектом выразительными возможностями.

Искусственные языки различной степени строгости широко ис­пользуются в современной науке и технике: химии, математике, тео­ретической физике, вычислительной технике, кибернетике, связи, стенографии.

Особую группу составляют смешанные языки, базой в которых выступает естественный (национальный) язык, дополняемый симво­ликой и условными обозначениями, относящимися к конкретной предметной области.

Искусственные языки успешно используются и логикой для точ­ного теоретического и практического анализа мыслительных струк­тур.

Структура языка – это совокупность закономерных связей и отношений между языковыми единицами, зависящих от их природы и определяющих качественное своеобразие языковой системы в целом и характер ее функционирования. Своеобразие языковой структуры определяется характером связей и отношений между языковыми единицами.

Отношение – это результат сопоставления двух или более единиц языка по какому- либо общему основанию или признаку. Это опосредованная зависимость языковых единиц, при которой изменение одной из них не ведет к изменению других. Выделяются следующие основополагающие для языковой структуры отношения: иерархические, устанавливающиеся между неоднородными единицами (фонемами и морфемами; морфемами и лексемами и т.п.); оппозитивные, согласно которым противопоставляются друг другу либо языковые единицы, либо их признаки.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 2653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.183.161 (0.01 с.)