Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и доктрина структурной психосоматики↑ Стр 1 из 25Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Основные положения подхода
Одним из заблуждений антропологии является ставшее уже культуральным штампом разделение нерасчленимого единства человеческого существа на ряд якобы независимых слоев, которым в разных традициях приписываются несколько разные свойства и названия типа «дух», «душа» и «тело», «пневма», «псюше» и «сома», «грубое» и «тонкие» тела и т. д.; у некоторых авторов количество подобных сущностей, полагаемых независимыми, превышает десяток. Соответственно, дробится и взгляд на предмет исследования, что порождает множество «независимых» или трудносовместимых дисциплин со своими языками описания, методами анализа и коррекции - таких, как физиология, психология, оккультные («тайные») науки и т. д. Подход, положивший начало структурной психосоматике в качестве самостоятельного теоретического и практического направления, основан на прямо противоположном утверждении.
Назовем это высказывание психосоматическим постулатом. Как будет ясно из дальнейшего, подобная формулировка носит «мягкий», или «предварительный», характер, но уже она, вкупе с последовательным структурным анализом, дает очень хорошие результаты, которые могут быть распространены на самые различные области антропологии - от клинической физиологии до теории искусства. Интересно, что уже на этом этапе исследований возникают важные мировоззренческие, математические и естественнонаучные следствия. Этому можно дать объяснение как в рамках сугубо линейных представлений, так и с точки зрения принципиально нелинейной совокупной картины Мироздания; частью ее является и Активное Сознание, проявляющееся, в том числе, и в форме человеческого существа. Линейное мышление обнаруживает, что Активное Сознание принципиально не имеет иного инструмента познания, кроме собственного существа. Даже тогда, когда речь идет о приборных методах исследования, все сводится, в конечном счете, все к той же работе аппарата перцепции в совокупности с центральными механизмами анализа и обобщения. Это же касается и абстрактных областей знания; так, математика, по существу, целиком сводится к выявлению и формализации внутренних механизмов мышления. Следствием сказанного является тот внешне простой, но на самом деле нетривиальный вывод, что исследователь всегда имеет дело с некоторой неразрывной системой, неизменно включающей в себя и его самого. Таким образом, любой акт познания, даже такой простой, как измерение листа бумаги линейкой, предстает перед нами как процесс, на одном полюсе которого расположен определенный факт, а на другом - «внутренняя проекция», образ этого факта; связующим звеном является само измерение и его дальнейшее абстрагирование. В некоторых культурах указанный феномен осознавался значительно четче - скажем, в древнеиндийской культуре самый язык ее (санскрит) допускает передачу отображаемого объекта, процесса отражения и образа отраженного объекта одним и тем же словом (например, зримого предмета, феномена зрения, зрительного образа. Разные науки сосредотачивают внимание на разных участках этого процесса (физика - на свойствах «внешнего» мира, психология на «внутренних» образах, психофизика - на механизмах перцепции), таким образом, возникает иллюзия изолированности разных областей знания и формируется по неизбежности фрагментарная картина Мира, которая и выдается за истинную. Кстати, именно явление, связанное с процессом зрения, -цвет - может служить здесь хорошим примером. Действительно, мы имеем физическую теорию цвета, восходящую к Ньютону, и психофизическую теорию цветовосприятия, восходящую к Гете. И там, и там мы находим законы смешения цветов, но они разные, поскольку разной является точка отсчета. Нам надо знать и те, и другие законы, и совершенно неправильно пытаться установить, какие из них «более истинны», - это непродуктивная постановка вопроса. Но если какие-либо абстрактные, скажем, математические, построения оказываются на деле применимы к реальным феноменам Вселенной, то это свидетельствует как раз о единстве Мироздания, общности его структуры и законов и принадлежности процессов отражения этих законов Активным Сознанием к тому же классу естественных природных процессов. Об этом же свидетельствует и возможность изложения наблюдаемых фактов средствами моделирования, созданными Активным Сознанием, - будь то бытовая речь, образный язык искусства, формальные построения математики или какая-нибудь аналоговая процессуальная модель. Таким образом, Активное Сознание - для самого себя, а для нас, людей, человек действительно оказывается мерой всех вещей и не потому, что является центром Вселенной или чем-то избранным, исключительным в ряду других вселенских феноменов, а потому, что только этой мерой мы и располагаем. Поэтому изучение человеческого существа как единства среды, процессов отражения-отреагирования, механизмов анализа, обобщения и деятельности как единства тела, души и духа во всех их проявлениях от физиологии до культуры, чем, собственно, неизбежно дает ключ к многим «внешним» процессам и проявлениям. Иными словами, структура и законы внешней и внутренней деятельности человеческого существа оказываются верным отражением структуры и законов Мироздания постольку, поскольку Мироздание едино. Повторимся, что эти доводы отражают линейный подход к феноменам, связанным с Активным Сознанием, его деятельностью и позиционированием среди других универсальных феноменов. Зададимся, однако, вопросом, едва ли не бессмысленным в рамках линейных представлений, в каком смысле и каким образом почему Мироздание едино? Действительно, ведь масштабы Вселенной таковы, что исключают любые выравнивающие цепочечные взаимодействия, любой обмен веществом и энергией и даже всякий обмен управляющими сигналами, которые могли бы нивелировать условия и параметры далеко отстоящих друг от друга областей. (Конечно, если эти сигналы носят характер обычных линейных процессов, распространяющихся с конечной скоростью -пусть даже это скорость света). Однако, наблюдая разные точки неба, мы тем не менее всюду находим полную анизотропию проявлений и свойств. Это может означать только одно: Вселенная едина в смысле происхождения от единого образующего центра и реализованной в соответствие с его базовой матрицей структуры; Вселенная самоподобна или фрактальна, причем ее базовая матрица на разных уровнях организации всякий раз повторяет саму себя, - разумеется, применительно к конкретным условиям своей манифестации. Именно образовавшаяся структура обеспечивает, с одной стороны, универсальное постоянство законов и свойств, а с другой - строгую иерархичность уровней организации. Активное сознание, в том числе и человеческое существо как форма его реализации - и часть этой единой структуры, и полноценный носитель его фрактального развертывания. Иными словами, Микрокосм, т. е. человек, действительно является подобием Макрокосма, т. е. Вселенной. Начальная точка разворота фрактальной структуры Мироздания, в зависимости от мировоззрения, культуральных традиций, религиозной ориентации и языка описания может интерпретироваться как Первопричина, Большой Взрыв (Big Bang), Абсолют, Ади-Будда, Творец, Бог, Абсолютный ноль и т. д. Мы будем использовать некоторые из этих наименований, не ставя вопроса об истинной сущности этой начальной точки. Для нас важно другое: Первопричина в свернутом виде содержит в себе всю информацию о проявленном Космосе и его структуре, отдельные же феномены подчиненных уровней не могут иметь свойств и качеств, не присущих структуре в целом или ее базовой матрице. Сказанное означает, что и Абсолютный ноль, и его полная манифестация - Вселенная в целом - должны быть, среди прочего, и носителями Активного Сознания, хотя, разумеется, качество этого феномена, реализованного на разных уровнях структурной организации, различно. Тем не менее, человеческое существо, обитающее, в определенном смысле, на периферии вселенского развертывания, не уникально в качестве формы проявления Активного Сознания (или, выражаясь более распространенным языком, в качестве носителя разума). Итак,
С другой стороны,
И наконец,
Изучая структуру, функционирование и позиционирование человеческого существа, все его качества и все проявления его активности, т. е. те вопросы, которые ставит перед собой антропология, мы неизбежно вторгаемся в области, связанные с фундаментальными вопросами строения и функционирования в целом. Или, что то же самое, для того, чтобы разрешить коренные вопросы антропологии, мы должны разобраться в структурном устройстве Мироздания, принципах трансляции его базовой матрицы, законах ее эволюции и т. д. Это не значит, что структурная психосоматика пытается подменить собой физику, химию или биологию; ее предмет - именно антропология, в центре ее внимания именно человек, но она не отрывает человека ни от внешней реальности, ни от плодов его деятельности, ни от порождаемой им социальной среды - как в плане общего процесса отражения-отреагирования, так и в плане происхождения в процессе развертывания структуры Вселенной, общих закономерностей этой структуры и ее эволюции. Если такого рода исследование (а это неизбежно) выходит за узкие рамки суждений собственно о человеческом существе или даже собственно об Активном Сознании, проникая в области математики, космологии, физики и т. д., то эти побочные результаты являются, как мы видим, следствием, во-первых, того факта, что человек по сути своей - универсальная машина познания, устроенная и действующая в полном соответствии с этой своей глобальной задачей, а во-вторых, фрактального подобия Активного Сознания множеству иных Космических феноменов и Космосу в целом. Таким образом, структурная психосоматика возрождает старый тезис дельфийского храма: «Познай самого себя», -дополняя его словами: «...и ты познаешь устройство Вселенной». Речь, по большому счету, идет о призыве перенести центр тяжести исследовательской активности с изучения «внешней» реальности в область человекознания и на этой основе строить дальнейшие познавательные конструкции. Конечно, никто не думает, что современная цивилизация свернет свою естественно-научную и технологическую активность. В этом нет и особой необходимости. Но такая активность должна быть дополнена активностью другого рода, открывающей путь как к управлению самим собой, так и к новым универсальным технологиям, позволяющим через самого себя познавать окружающий мир и действовать в нем. При этом структурная психосоматика вовсе не сводится к глобальным построениям и общим рассуждениям мировоззренческого и космографического плана. Это только один ее пласт. Возникшая как прикладная дисциплина, включающая техники индивидуальной терапии (совмещающей в себе в единое целое работу с телом и «психотерапевтическую» работу, а точнее, работу с личностью и ее структурными элементами) и групповые практики, направленные на повышение «житейской» и деловой эффективности участников, она во многом таковой и осталась, но по неизбежности обратилась к прояснению собственных основ и приложению выработанных методов в смежных областях. Как уже говорилось, любая последовательная и самостоятельная концепция должна включать базовую философию, методологию, технологию и рецептурную часть, т. е., собственно, технику. Мировоззренческая основа структурной психосоматики в первом приближении обозначена достаточно ясно. Она включает в себя представления о единстве Вселенной, включающей в себя как составной и универсальный элемент Активное Сознание, о фрактальном принципе ее организации и развертывание от базовой матрицы, содержащей в себе в латентном виде все ее свойства и качества. Важнейшим утверждением структурной психосоматики на уровне доктрины является структурный постулат:
Структурный анализ человеческого существа и составляет основу методологии структурной психосоматики, которой посвящена существенная часть этой книги. Важной особенностью такого подхода является принципиальная неразличимость «внешней» и «внутренней» деятельности, точнее, осознание того факта, что любая деятельность имеет «внешнюю» и «внутреннюю» составляющую, что человек участвует в каждом акте своего существования не отдельным элементом своей структуры, а ее целокупностью - идет ли речь о вертикали «тело-душа-дух» или об оси отражения-отреагирования. То же касается и других объектов рассмотрения структурной психосоматики - человеческого общества, малых групп, культурных феноменов и т. д. Это означает, например, что в том или ином жесте участвует не только совершающая его рука, но и все структурные уровни и элементы человека, и такой жест дает исследователю информацию об их состоянии и взаимной упорядоченности. Точно так же любая внутренняя деятельность проявляется и в виде «внешних» проявлений, например, невербальных реакций, служащих маркерами, по которым такая внутренняя деятельность может быть отслежена и проанализирована. В области технологии сказанное выражается в том, что структурная психосоматика отвергает изолированную работу с отдельными структурными составляющими человеческого существа, противопоставляя ей комплексный и при этом сугубо индивидуальный подход, адресующийся одновременно к телесному уровню, психике и высшим интегративным функциям «Я» человека. Эти технологии частью восходят к традиционным, частью основываются на практике нейро-лингвистического программирования (НЛП) и различных телесно ориентированных терапевтических школ, однако претерпевают в лоне новой концепции полное переосмысление и радикальный пересмотр в области стратегии и тактики, показаний, анализа результатов и собственно техник. В частности, своеобразие психосоматического подхода выражается в отношении к так называемым «измененным состояниям сознания» в области которых, в основном, и ведется работа. Анализ показывает, что «измененные состояния» - это вовсе не «психологическая экзотика», а, напротив, основа деятельности человеческого существа и лишь самая периферия его структуры оказывается в зоне «обычных состояний», традиционно полагаемых базовыми. Отсюда особый интерес к состоянию транса и таким сопровождающим его феноменам, как раппорт, присоединение, эмпатия и т. д. Таким образом, структурная психосоматика предстает перед нами в следующих аспектах: - как теоретическая дисциплина, исследующая психосоматическое единство человеческого существа, его структуру и взаимодействия в рамках общей структуры Универсума; - как методология антропологии, поставляющая ее отраслям аналитический инструментарий и средства коррекции обнаруживающихся изъянов структуры; - как практическая технология терапии и анализа в разных областях наук о человеке - от медицины до педагогики и культурологии; - как индивидуальный путь самопознания и самосовершенствования. Последнее требует дополнительного пояснения. Структурная психосоматика во всех своих аспектах проявляет особый интерес к методам мышления, присущим глубоким логическим уровням или же сквозным по своей природе, но также обладающим повышенной эффективностью по сравнению с общераспространенными. Эти методы принципиально нелинейны и основаны на иерархии уровней организации Активного Сознания. Речь идет о таких приемах, как снятие полярности, экскурсивное мышление, третья позиция, объемное моделирование и т. д. - они будут подробно изложены в соответствующих главах этой книги. С другой стороны, технологии работы, применяемые в структурной психосоматике в отношение любых ее форм, считают нормальными те ситуации, в которых человек не менее активен, чем работающий с ним терапевт или оператор. В любом случае результат достигается работой самого пациента или участника семинара, внутренней перестройкой его структуры на основах, более соответствующих его собственным природным возможностям и задаткам. Естественно, что уже изложение концепции и практики структурной психосоматики, проведенное таким образом, чтобы вызвать трансовые состояния и переместить центр осознания воспринимающего на глубинные уровни сознания, вызывает такую работу и такую перестройку и может считаться одной из приемлемых техник. Наконец, весь пафос и весь посыл структурной психосоматики направлен именно на мобилизацию собственной активности человека на пути его структурного развития, нормализации и коррекции этой структуры, ее пересоздания на основах базовой матрицы индивида и, в конечном счете, базовой матрицы Универсума. Иной путь и в принципе невозможен. Структурная психосоматика предлагает средства и техники самопознания и развития, обозначает ориентиры и способствует возникновению условий, в которых самопознание и развитие только и могут происходить. Ставя, в конечном счете, цели индивидуальной и коллективной эволюции, структурная психосоматика апеллирует к личности, без участия которой никакая подлинная эволюция невозможна — она должна быть полностью сознательна и полностью осознана. В этом смысле следует понимать и данную книгу, цель которой -прежде всего побуждение к действию, к целенаправленной работе с самим собой; более того, мы рассматриваем само чтение и осознание изложенных в ней концепций, технологий, фактов в качестве такой работы, а книгу в целом - как некоторый инструмент рассчитанного воздействия на читателя, как одну из сознательно реализуемых техник структурной психосоматики.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.108.99 (0.011 с.) |