Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вертикальные уровни организации человеческого существа

Поиск

 

Источником большинства современных спекуляций на эту тему явля­ются каббалистические и древнеиндийские представления. Их краткий анализ имеет существенное значение для дальнейшего изложения.

Каббала, мистическое учение древних евреев, вычленяет внутри человеческого существа три основных уровня (рис. 1):

- материальное тело, тварное по своей природе, или низшую суб­станцию - Нефет;

- Божественную искру или дух, нетварный, но исходящий от Бога, или высшую субстанцию - Нешама;

- душу или жизнь, посредника между телом и духом - Руах.

Рис. 1. Схема организации человеческого существа по каббале

 

Они различаются между собой как конкретное (тело), частное (ду­ша), главное (дух). Тело пассивно и взаимодействует с внешним ми­ром; дух активен и связан с Богом; душа, которой присущи качества и тела и духа, посредничает между ними. Кроме того, внутри этих ос­новных уровней, выделяется по три дополнительных:

- конкретное в конкретном;

- частное в конкретном;

- главное в конкретном;

- конкретное в частном;

- частное в частном;

- главное в частном;

- конкретное в главном;

- частное в главном;

- главное в главном.

Конкретное мыслится как субстанция, частное - как движущая си­ла, главное - как принцип.

Слияние всех девяти частей в человеческом существе дает единицу - то, что древние называли «телесным духом» Адамом, призванным объединить небо и землю.

Обратим особое внимание на то, что уровни и подуровни не разо­рваны, проникают друг в друга, и что вся схема строится по фракталь­ному принципу.

Некоторые современные оккультные писатели (и даже некоторые каббалисты) говорят о пяти уровнях: кроме Нефет, Руах и Нешама упоминаются (в порядке движения «вверх») Хайя («живая») и Иехида («единственная»). Здесь налицо явное недоразумение: Хайя и Иехида -название двух верхних подуровней уровня Нешама, которым в мисти­ческой практике придается особое значение. Кабалистика говорит о пяти уровнях еще и потому, что соотносит их с пятью книгами Торы (Пятикнижья Моисеева): Йехиду - с книгой «Левит», Руах - с книгой «Числа», Нефет - с книгой «Второзаконие».

Христианская традиция, всегда достаточно равнодушная к фор­мальным представлениям, ограничивается разграничением тела, души и духа, причем душа и дух всегда разграничиваются как самостоятель­ные сущности: «душа согрешившая умрет», но «дух возвратится к Бо­гу». Сказано, что «тленному сему подлежит облечься в нетленное, и смертному сему - облечься в бессмертие» (1 Кор., 15,53), т. е. тело должно измениться, но не отмениться.

Другая традиция, восходящая, в том числе, и к Ветхозаветному монотеизму: суфизм, мистическое течение мусульманского Восто­ка, - различает:

- человеческую природу, насут;

- духовную сущность или Сердце,

- калб;

- божественную природу, лахут.

Калб - это промежуточный уровень между насут (телом) и лахут (духом), между Землей и Небом; его называют еще и ангельским ми­ром (алам ал-малакут), Небесной Землей и, вслед за Кораном (25; 55/53), препоной (барзах) между двумя морями. Значение калба -Сердца столь велико, что в одном из хадисов сказано: «Не вместят ме­ня ни Моя Земля, ни Мои Небеса, но вместит Сердце слуги моего по­корного». Только Сердце способно отразить в себе Лахут, Божествен­ную природу. Великий персидский суфий Фарид-ад-дин Аттар (XIII в.) пишет: «Душа скрыта в теле, а Ты скрыт в Душе. О, Душа Души, Ты более велика, чем все сущее, и Ты предстоишь всему сущему. Через тебя видно все, и Ты видна во всем». Лахут - это, по словам других авторов, Святой Дух (рух ал-косб), Возлюбленный, Высший Разум Ла­хут - это божественное в человеке, это упомянутый в Коране (55;27) лик Господа, скрывающий божественную Суть (хахут).

Мыслители Древнего Китая высказывают сходные мысли: человек со­стоит из физического тела (шин), духа (шэнь) и посредничающей между ними «энергии» (используем пока этот термин, не разбирая вопроса о «энергетической сущности» человеческого существа) ци. Порознь они не существуют, и, точно так же, как в процессе развертывания Мироздания из Единого возникает множественное (Дао рождает Одно. Одно рождает два. Два рождает три, три рождает все вещи, - сказано в «Даодэцзине»), в про­цессе духовного становления множественное возвращается к Единому.

Отношения между цзин, ци и шэнь не могут быть сведены к ли­нейной зависимости. Вот как трактует их взаимосвязь глава школы Чжун Юань Цигун г-н Сюй Минтан: «Цзин, ци и шэнь - это «тонкие» составляющие физического тела человека, его жизненной силы и духа, их субстанции. В соответствии с нашей системой и используя для на­глядности метод координат, мы можем изобразить Человека и Космос в виде воображаемого пространства, где по одной оси будем отклады­вать цзин, т. е. материю, по другой — ци, по третьей - шэнь. Каждая точка в нашем воображаемом пространстве - это отдельный космиче­ский мир или отдельный человек, наделенные своей мерой цзин, ци и шэнь» (рис. 2).

цзин

 

Рис. 2. Взаимосвязь между цзин, ци и шэнь по учению школы Чжун Юань Цигун

 

Древняя индоевропейская традиция представляется в этом вопросе более запутанной, но эта путаница внесена, главным образом, поздней теософской и оккультной литературой, опиравшейся на неточное про­чтение Вед. Древняя индоевропейская традиция представляется в этом вопросе более запутанной, но эта путаница внесена, главным образом, поздней теософской и оккультной литературой, опиравшейся на неточ­ное прочтение Вед.

Действительно, скажем, в «Тайттария упанишаде» (раздел «О блаженст­ве Брахмана») говорится о пяти «кошах» (буквально «корзинах», т. е. «обо­лочках» или «телах» человека):

- Аппамайя-коша, оболочка пищи (аппа);

- Пранамайя-коша, оболочка праны;

- Маномайя-коша, оболочка ума (манаса);

- Виджиянамайя-коша, оболочка чистого знания (виджияна);

- Анаидамайя-коша, оболочка блаженства (анаида).

К ним часто добавляют еще две «коши», что в традиционном оккульт­ном переложении дает:

- физическое («грубое») тело;

- астральное тело;

- эфирное тело («эфирный двойник»);

- ментальное тело;

- причинное (каузальное или кармическое) тело;

- буддхическое тело;

- атмическое тело.

Запомним пока это число «семь», как и число «девять» каббалистической традиции, но обратим внимание, что все многообразие «кош» размещается учителями веданты и йоги по трем уровням строения:

- стула шарира («грубое» или материальное тело);

- сукшма шарира («тонкое» или астральное тело);

- карана шарира (тело «семени», т. е. «причинное»).

О телах же такой авторитет, как Свами Шивананда, говорит: «Фи­зическое тело подобно льду, «тонкое» тело подобно воде, а тело «семе­ни» подобно пару».

Другие традиции, имеющие индоевропейские корни, подтвержда­ют, что все вещи состоят из трех субстанций, причем Вселенная в це­лом суть совокупность Высочайшего мира, Высшего мира и Низшего мира, поскольку же Человек (Микрокосм) во всем подобен Вселенной (Макрокосму), он также трехчастен и состоит из высочайшего (дух), высшего (душа) и низшего (тело); мистическая традиция древних гер­манцев, скрытая в рунах, говорит о реализации в человеке Верховного божества, Одина, который триедин в своих воплощениях - это Один (творческая воля, т. е. дух), Вилли (разум, т. е. душа) и Be (т. е. физи­ческое тело); согласна со сказанным и древнеславянская традиция, подробно ее рассмотрим ниже.

Из всего сказанного пока нельзя сделать окончательных выводов, поскольку ясно, что разные традиции несут в себе много общего, но содержат и определенные разночтения.

И общее, и разночтение в равной мере обусловлены одним и тем же обстоятельством: знание, переданное через письменные источники различных традиций, представляет собой лишь отдельные элементы единой концепции, к тому же выраженные в разных языках описания, различающихся и словарно, и синтаксически; к содержанию этой еди­ной концепции мы еще вернемся.

Пока же отметим следующее:

- всегда рассматриваются три основных уровня, которые чаще все­го образуют линейную вертикаль «тело-душа-дух» (табл. 1).

- очевиден фрактальный принцип организации этих уровней, ко­гда, с одной стороны, человеческое существо отражает строение Кос­моса (этот вопрос будет подробно рассматриваться ниже), а с другой стороны, подуровни представляют собой проекцию основных уровней;

- уровни в любом случае представляют собой некоторое единство, которое распадается при исключении одного из них.

Важно теперь сопоставить феномены, изучаемые современной ан­тропологией, с вертикальными уровнями традиции. В первом прибли­жении этот вопрос решается следующим образом:

- к вертикальному уровню тела относится вся сумма физиологиче­ских процессов;

- к вертикальному уровню души - вся сумма психологических проявлений, кроме чувства собственного «Я», исходящих от него волевых импульсов (волений) и самоидентификации; действительно, ведическая традиция считает подчиненными все эмоциональные и мыслительные функции, включая сюда не только разум (манас), но и высший разум (буддхи), связанный с Виджиямамайя-кошей - все это «индрия», то есть «органы», отличные от внешних органов действия (конечности, органы психофизической перцепции) лишь «тонкостью» своей субстанции;

- к вертикальному уровню духа относятся чувство собственного «Я», воления и способность к самоидентификации.

Важно отметить следующее: все традиционные схемы (по крайней мере, в том изложении, которое дается здесь на основании ряда пись­менных источников) представляют собой линейные цепочечные струк­туры. (Особняком стоит концепция школы Чжун Юань Цигун, развер­тывающая структуру «тело-душа-дух» в пространстве - она послужит нам отправной точкой некоторых дальнейших рассуждений). Однако, как подчеркивалось, человеческое существо представляет собой прин­ципиально нелинейное образование.

 

Таблица 1. Вертикальные уровни организации человеческого существа

 

Уровни организации человеческо-го существа Каббала Раннее христианство Суфизм Древний Китай Ведическая традиция Древний Египет (см. прим) Современные представления
Тело Нефет Сома Насут Цзин Стула Шарира Ах Физиологические процессы
Душа Руах Псюше Калб Ци Сукшма Шарира Ка Психические процессы
Дух Нешама Пневма Лахут Шэнь Карана Шарира Ба Воления, самоидентифика-ция

 

Примечание. Согласно древнеегипетской традиции Ах (блаженный, просветленный) — это то же самое тело, но преображенное, в нем человек пребывает в загробном мире; Ка - это жизненная сила и, одновременно, потусторонний двойник, второе "Я", которое и при жизни, и после смерти функционирует в неразрывном единстве с телом (со свойствами Ка связана также судьба человека; Ка осущест­вляет связь с предками, прежде всего, с отцом); Ба- это "дух" (так перевел этот термин на коптский язык еще египетский автор IV в. Горапполлон, известный трактатом об иероглифах).

 

 

Первым шагом, который делает структурная психосоматика, фор­мулируя психосоматический постулат, является переход от линейных представлений к плоскостным (рис. 3): выясняется, что «фронт взаи­модействия» человеческого существа с Космосом ориентирован «по­перек» вертикали «тело-душа-дух».

Иными словами, сигнал извне приходит одновременно во все «этажи», отреагирование также формируется на всех вертикальных уровнях одновременно, не существует таких процессов и проявле­ний, которые затрагивали бы лишь тело, душу или дух, - есть лишь телесные, душевные и духовные аспекты единых процессов и прояв­лений. На данном этапе мы лишь декларируем это утверждение, ос­тавляя выяснение механизмов такого одновременного отражения-отреагирования на потом.

Поскольку в дальнейшем мы будем рассматривать «тонкую» струк­туру процесса отражения-отреагирования, имеющую свои уровни организации, дадим следующее определение:

Вертикальными уровнями организации или вертикалью называются любые структурные градации по вектору «тело-душа-дух», а также любые подуровни, выявляемые при его подробном анализе «вертикали».

 

Логические уровни сознания

 

Мы можем свести всю совокупность внешней и внутренней дея­тельности к процессам отражения-отреагирования (в данном случае термин «процесс» не носит узкого линейно-цепочечного характера), анализ которого и связанных с ним телесных и психических проявле­ний позволяет вычленить так называемые логические уровни сознания, «перпендикулярные» вертикали «тело-душа-дух». Может показаться, что процедура такого вычленения в известном смысле произвольна, однако это не так - фрактальный принцип организации человеческого существа порождает вполне определенный структурный каркас, имею­щий сложные топологические свойства. На этом этапе мы не будем рассматривать их досконально, ограничившись обзором, основанном на когнитивных (т. е. познавательных) вопросах, присущих каждому уровню и указывающих на соответствующий ему способ познания реальности. Отслеживание когнитивных вопросов в совокупности с сум­мой наблюдаемых вербальных и невербальных реакций позволяет лег­че всего идентифицировать в процессе общения или самонаблюдения, на каком логическом уровне пребывает в данный момент сознание. Начнем с необходимых определений и замечаний.

Будем называть логическими уровнями сознания любые градации по вектору процесса отражения-отреагирования, т. е. взаимодействия человеческого существа с внешней реальностью или внутренней деятельности

 

Таких уровней удается вычленить семь, причем они могут быть сведены к трем более крупным структурным слоям - проявлений лич­ности, личности и ядра личности. Хотя, как будет показано при разбо­ре топологических свойств уровней, сами логические уровни вполне четко очерчены в смысле структуры и принципов внутренней органи­зации, психосоматически они едины и между ними всегда можно вы­делить некоторые переходные зоны. Наибольшее значение имеют пе­реходные зоны между вторым и третьим и пятым и шестым логиче­скими уровнями сознания, которые мы назовем барьерными мемб­ранами. Впервые понятие «логических уровней сознания» было вы­двинуто американским мастером НЛП Робертом Дилтцем в 1982 г. К сожалению, схема Дилтца плоскостная (другие ее недостатки станут очевидны из дальнейшего обсуждения). Очевидно, для Дилтца понятие ядра является всего лишь метафорой. Но попробуем перейти к объему, и мы увидим, что треугольник - это сектор, т. е. часть круга, а тот, в свою очередь, - часть сферы. Теперь очевидно, что движение по логи­ческим уровням плоской модели «вверх» есть в объеме движение «вглубь», к ядру.

Каждое человеческое существо наделено всеми логическими уров­нями, но далеко не каждый уровень в одинаковой мере представлен в деятельности конкретного человека. Введем понятие центра осознания, т. е. «точки», в которой в данный момент сознание пребывает относи­тельно структуры логических уровней. Будем также называть доступ­ными логическими уровнями те, на которых данный конкретный чело­век способен свободно оперировать по собственному желанию. Выяс­няется, что для большинства людей доступны лишь два - три, иногда четыре из семи логических уровней, а центр осознания многих, как правило, пребывает лишь на внешних логических уровнях, имеющих отношение к проявлениям личности, а не собственно к личности и, тем более, не к ядру. Если оперирование на данном уровне привычно и свободно, то такой уровень проработан, он становится столь же дос­тупным, как, скажем, умение плавать или играть на музыкальном инст­рументе. Если уровень недоступен, он является достоянием бессозна­тельной сферы и мыслительные, психические и психофизические воз­можности человека (вплоть до способностей владеть своим телом) сильно ограниченны.

На данном этапе важно иметь в виду также следующие особенно­сти структуры логических уровней:

- фрактальность, т. е. самоподобие организации;

- иерархичность, т. е. подчиненность предыдущего уровня после­дующему;

- возможность обозрения и описания каждого выделенного уровня лишь с позиции последующего;

- психосоматическое единство психических и соматических про­явлений на каждом выделенном уровне и при их сквозном обозрении;

- взаимообусловленность способов отражения и отреагирования на каждом выделенном уровне;

- изоморфизм, т. е. взаимное однозначное соответствие на каждом логическом уровне когнитивных вопросов и комплексов телесных про­явлений.

Первый логический уровень.

Уровень окружения.

Когнитивные вопросы: «Что?», «Где?», «Когда?».

Это уровень восприятия фактов, на котором человек не вычленяет себя из окружающей реальности. Вектор внимания направлен исклю­чительно вовне, и, поскольку это внешний уровень, не «просвечивают» никакие собственные структуры; таким образом внутренняя деятель­ность не осознается. Внимание в каждый момент фиксируется на от­дельной точке, отдельном эпизоде реальности, воспринимаемом ста­тично и вне связи с другими точками и эпизодами. Сознание фрагмен­тарно, личность как таковая не представлена.

Характерны констатирующие высказывания о разнообразных фак­торах: «Это - огонь», «Это - вода», «Это - цена пачки чая». Темп речи сравнительно ускоренный, тембр сравнительно высокий, речь льется автоматически, и ее смысл может не осознаваться. Поскольку внима­ние направлено вовне, ощущения в теле не выражены и не осознаются; перцептивное поле восприятия ограничено аудиальной и визуальной составляющими. Тело и сознание пусты. Это пустота отсутствия - в сознании не представлены ни воспоминания, ни конструкты, тело вне зоны осознания. О таком состоянии говорят: «пустота в голове», «от­сутствие мыслей», «мысли блуждают». Разумеется, это не полное отсутствие сознания, мыслей или внутреннего диалога, а отсутствие пре­емственности и связности потока сознания, когда в каждый отдельный момент сознание точечно. Эти точки не связаны между собой ни при­чинно-следственно, ни ассоциативно, если же такая связь существует, она не осознается.

Таким образом, способ отражения созерцателен и статичен: проис­ходит простая регистрация феноменов реальности без осознания их динамики, позиционирования по отношению друг к другу и привязки к универсальным пространственно-временным и причинно-следствен­ным маркерам. Отреагирование на фиксируемые факты не связывается с собственной активностью, поскольку формируется вне зоны осозна­ния и воспринимается в качестве дополнительных феноменов реально­сти, неотличимых от прочих.

Это уровень восприятия как такового.

Второй логический уровень.

Уровень поведения.

Когнитивные вопросы: «Что происходит?», «Что делать?».

Это уровень фиксации внешней динамики и чисто динамической активности. Вектор внимания направлен исключительно вовне, хотя и «просвечивает» первый логический уровень, впрочем, «почти прозрач­ный». Отдельные точечные феномены связываются в динамические процессы и цепочечные взаимодействия, на которые распадается ре­альность; эти процессы, впрочем, не увязываются между собой. Созна­ние фрагментарно, личность по-прежнему не представлена, собственная активность сводится к симптоматическому оперированию, направленному на стимулирование или торможение внешних процессов.

Невербальные реакции очень близки к характерным для первого логического уровня. Обычны высказывания типа: «Огонь горит, он может быть разожжен (потушен)», «Вода течет, течение можно напра­вить», «Цена возросла, она может возрасти (или снизиться)». Телесные ощущения представлены почти исключительно зоной тактильного кон­такта с предметами непосредственного оперирования.

С точки зрения опережения реальности, здесь происходит вы­страивание точечных фактов в некоторые последовательные цепочки и их привязка к пространственно-временным маркерам, но причинно-следственные связи не устанавливаются (мышление действует по принципу: А происходит вслед за В, значит - вследствие В), опыт ре­гистрируется, но не обобщается. Отреагирование сводится к включе­нию в наблюдаемые динамические процессы некоторых дополнитель­ных точечных факторов, субъективно воспринимаемых как состав­ляющая часть этих же самых процессов и никак не соотносимых с их источником, то есть, самим собой. Линейность сознания и точечность телесных ощущений вырождается в фактическую точечность этого уровня, однако отдельные точки внешней и внутренней реальности организуются в связные преемственные цепочки; в моменты же пере­ключения внимания такие цепочки рвутся, прошлого как бы нет.

Это уровень наблюдаемого опыта и отреагирования как такового.

Хорошими примерами первого и второго логических уровней яв­ляются «вечные» вопросы русской интеллигенции: «Кто виноват?» (первый уровень) и «Что делать?» (второй уровень). Они потому и не находят ответа, что формируются на самой периферии структуры.

Третий логический уровень.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.243.211 (0.012 с.)