Язык как знаковая система. Понятие знака. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Язык как знаковая система. Понятие знака.



Язык – это система знаков любой физической природы, которая служит для хранения информации.

Знак – это материальный предмет, который замещает любой другой предмет в нашем мышлении и используется для передачи информации.

Различают два типа знаков: естественные и искусственные. Естественные языки складываются стихийно в ходе общественного развития. Искусственные языки создаются специально для реализации определенных целей.

Различают языки-науки и формализованные языки. Языки-науки состоят из части слов естественных и специальных терминов, которые имеют строго 1 значение. Формализованные языки более строги и точны, их грамматика строится заранее сформированными правилами.

Понятие. Виды понятий

Понятие – это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

Разновидности (виды) понятий различаются:

а) по количественной характеристике объема понятия различают понятия общие и единичные, а также всеобщие (универсальные) и с нулевым объемом, или "пустые".

Общие - это понятия, в объеме которых мыслится некоторая конечная совокупность предметов (дом). Единичные - это понятия об отдельно взятых, единичных предметах (Дом правительства). Всеобщие (универсальные) - это понятия, в которых отражены признаки, присущие любым предметам и явлениям действительности.

б) по характеру признаков, отраженных в содержании понятия различают конкретные и абстрактные понятия. Конкретными понятиями называются понятия, в которых предметы мыслятся целиком, во всей совокупности своих основных признаков ("дом", "человек", "наука"). Абстрактными понятиями называются понятия, в которых мыслятся отдельные признаки предметов и явлений, взятые сами по себе, как особый предмет ("домашний", "социальный", "научный");

в) также по характеру признаков различают понятия относительные и безотносительные. Относительными называются понятия, в содержании которых имеются признаки-отношения.

г) также по характеру признаков различают понятия положительные и отрицательные. Положительные понятия - это понятия, в содержании которых нет ни одного признака указывающего на отсутствие чего-то у определяемых предметов. Отрицательность понятий нередко подчеркивается в самих их именах: "невысокий", "неправильный", "алогичный".

д) по характеру элементов объемов понятий различают понятия собирательные и несобирательные. Собирательными называют понятия, в качестве элементов объемов которых мыслятся образования, состоящие из нескольких (многих), как правило, близких, связанных предметов - "мебель", "библиотека", "студенческая группа" и т.д. Несобирательными называются понятия, в которых в качестве элементов объемов мыслятся отдельно взятые, единичные, индивидуальные, пусть и сложные предметы: "стол", "книга", "студент-отличник" и т.д. и т.п.

Приведенная выше классификация понятий исчерпывает основные их виды, традиционно выделяемые в логике.

Понятие. Отношение между понятиями. Обращение и ограничение понятий.

Отношения между понятиями.

Понятия существуют в системе знаний не изолированно друг от друга, а находятся между собой в определенных отношениях. Прежде всего понятия вступают в отношения по объему и содержанию. Возможны различные виды отношений.

Сравнимость - это такое отношение между двумя и большим числом понятий, у которых есть хотя бы один общий признак в их содержании (положительный или отрицательный). Понятия, в содержании которых нет ни одного общего признака, называются формально несравнимыми. Несравнимые понятия - это понятия из различных, далеких друг от друга предметных областей.

В дальнейшем анализируется только отношение формальной сравнимости. Отношение между понятиями принято изображать с помощью круговых схем (кругом Эйлера), где каждый круг обозначает объем понятия, а каждая его точка — предмет, мыслимый в его объеме. Круговые схемы позволяют наглядно представить отношение между различными понятиями, лучше понять и усвоить эти отношения.

Отношение сравнимости-совместимости - это отношение, при котором у сравниваемых понятий имеются общие элементы в объемах (хотя бы один). У этого отношения три разновидности:

а) совместимость-тождество (равнообъемность) - отношение между понятиями, объемы которых полностью совпадают, т.е. один и тот же предмет или класс предметов является объемом каждого из этих понятий: "рука" - "верхняя конечность тела человека".

б) совместимость-пересечение (перекрещивание) - отношение, при котором объемы понятий частично совпадают, но у каждого из сравниваемых понятий имеются несовпадающие части, предметы, которые входят в объем только одного из сравниваемых понятий: "студент" и "спортсмен".

в) совместимость-подчинение (субординация)- это отношение, при котором объем одного из понятий является частью, подклассом объема другого понятия, но у второго понятия есть элементы, не входящие в объем первого: "студент". Более широкое понятие называется подчиняющим, или родовым, понятие, объем которого составляет часть, подкласс другого, называется подчиненным, или видовым ("студент" - род, подчиняющее, "студент-юрист" - вид, или подчиняющееся понятие).

Несовместимостъ-соподчинение (координация) - это отношение между такими понятиями, каждое из которых находится в отношении подчинения к некоторому третьему понятию, но между собой они не пересекаются, не имеют общих элементов: "студент-первокурсник" и "студент-пятикурсник" в отношении понятия "студент" (имеется в виду один факультет).

Несовместимость-противоположностъ, или контрарность - это такое отношение, при котором объемы понятий не совпадают, поскольку в них указываются признаки, которые не могут принадлежать одному и тому же предмету: "высокий" - "низкий", "сильный" - "слабый" (предметы берутся при этом в одном и том же отношении: человек "низкий" в смысле занимаемого им в обществе социального положения может быть высоконравственным, то есть не "низким" в моральном плане).

Несовместимость-противоречие, или контрадикторность - это отношение между двумя взаимно отрицающими друг друга понятиями. В одном понятии признаки мыслятся как присущие предметам, в другом, эти же признаки мыслятся как отсутствующие: "наука" - "ненаука" (не смешивать с "лженаукой").

Несовместимыми могут быть близкие и даже очень близкие понятия: "муж" - "жена", "истина" - "ложь" и т.д.

Обобщить понятие значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием. Например, обобщая понятие «Минис­терство юстиции Российской Федерации», мы переходим к понятию «министерство юстиции». Продолжая операцию обобщения, можно последовательно обра­зовывать понятия«министерство», «орган государственного управ­ления».

Ограничить понятие значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но большим содержанием. Чтобы, например, ограничить понятие «юрист», мы переходим к понятию «следователь», которое в свою очередь можем ограничить, образо­вав понятие «следователь прокуратуры». Пределом ограничения по­нятия является единичное понятие (например, «следователь проку­ратуры Иванов»).

6.Определение понятия. Правила классического определения

Определение понятия — это предложение, в котором раскрывается содержание понятия

Определение не должно быть широким, т.е. определение не должно превышать своим объемом определяемое понятие

Определение не должно быть узким, т.е. определение не должно быть по своему объему меньше определяемого понятия.

В определении не должно быть круга, т.е. в определении нельзя употреблять понятия, которые являются определяемыми.

Определение не должно быть двусмысленным, т.е. в нем нельзя употреблять термины в переносном значении.

Определение не должно быть сложным и непонятным, или оно должно быть коммуникабельным



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 865; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.59.69 (0.005 с.)